Вторая глава сделана на примере города Барнаула.
Введение 3
1 Теоретические основы участия населения в местном самоуправлении 5
1.1 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 5
1.2 Проблемы и перспективы взаимодействия населения и органов местного самоуправления 11
2 Анализ форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере города Барнаула 15
2.1 Территориальное общественное самоуправление как одна из форм участия населения в местном самоуправлении города Барнаула 15
2.2 Совершенствование участия населения в местном самоуправлении 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России началась реформа местного самоуправления, целями которой стало максимальное вовлечение населения в осуществление местного самоуправления.
Целесообразность тесного взаимодействия органов власти с населением очевидна. С одной стороны, это способ своевременного и правильного доведения до сведения граждан информации о деятельности органов власти. С другой – такое взаимодействие создает условия для установления «обратной связи», через которую органы власти могут получить из «первоисточника» информацию о проблемах, потребностях населения, объективную оценку своей деятельности. Участие граждан в местном самоуправлении – это еще и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Поэтому значение участия граждан в местном самоуправлении сложно переоценить.
Таким образом, в связи с актуальностью данного вопроса, цель данной работы исследование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты участия населения в местном самоуправлении;
провести анализ форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере города Барнаула;
празработать рекомендации, направленные совершенствование участия населения в местном самоуправлении.
Объектом исследования данной работы выступают формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, предметом – территориальное общественное самоуправление как одна из форм участия населения в местном самоуправлении города Барнаула.
В ходе исследования использовались общенаучные и специальные методы экономических исследований: диалектический метод познания, системный и процессный подходы, а также анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный метод и т.д.
Информационной базой работы послужили современная научная литература, периодические издания по государственному и муниципальному управлению.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение работы следует сделать следующие выводы.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в РФ это форма реализации народом своей власти, обеспечивающая в пределах, утвержденных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решения населением напрямую и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, основываясь на интересах населения, исторических и иных местных традициях.
Тем не менее, существующая практика местного самоуправления крайне далека от демократических начал и стандартов. Осуществление непосредственной демократии на местном уровне связано с серьезными проблемами и препятствиями. У населения уже давно складывается безразличие к возникающим общественным проблемам, и они все больше отстраняются от путей и процессов по их разрешению.
Можно утверждать, что российское местное самоуправление пока еще не стало настоящей, подлинной формой народовластия. Несмотря на то, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выделяет большое количество институтов непосредственной демократии, их использование на практике мало содействует развитию и становлению гражданского общества в государстве, а также эффективному местному самоуправлению.
В свою очередь, в городе Барнауле существует значительный опыт организации и практической деятельности общественного самоуправления от домовых и уличных комитетов до Советов микрорайонов, создана существенная нормативно-правовая база для деятельности ТОС, включающая Положение о территориальном общественном самоуправлении населения города, типовые уставы домовых, уличных и квартальных комитетов, прочие документы, которые способствуют активному развитию данной формы самоуправления.
Главная цель ТОС города Барнаула заключается в создании условий для самостоятельной реализации гражданами собственных инициатив по решению вопросов местного значения, ориентированных на повышение комфортности условий проживания жителей на территориях микрорайонов и снижение социальной напряженности. Достижение этой цели планируют за счет осуществления таких задач, как:
защита прав и интересов населения;
развитие инициативы собственников жилья для приведения жилищного фонда и инфраструктуры в соответствие стандартам качества;
рост уровня благоустройства и архитектурно-художественного оформления микрорайонов;
совершенствование форм соцработы с жителями;
организация досуга жителей.
В целом, территориальное общественное самоуправление в городе пока не стало равноправным партнером органов местного самоуправления в разрешении вопросов местного значения. Вспомогательный, дополняющий характер ТОС прекрасно осознают все субъекты местного самоуправления.
Таким образом, для успешного и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью, дальнейшего развития форм участия граждан в местном самоуправлении нужно усовершенствовать федеральное законодательство, нормативно-правовую базу муниципальных образований для того, чтобы обеспечить прозрачность, законность, демократичность механизмов обеспечения гражданского участия; обеспечивать организационную, информационно-методическую и финансовую поддержку территориального общественного самоуправления как наиболее развитого института гражданского общества.
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 01.10.2018.
2. Бабун, Р.В. Организация муниципального управления: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2015. - 336 с.
3. Василенко, И.А. Государственное муниципальное управление: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 431 с.
4. Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Сергушко, С.В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Высшее образование, 2015. - 183 с.
5. Зотов, В.Б., Бабун, Р.В. Система муниципального управления. - СПб.: Питер, 2014. - 512 с.
6. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов-на-Дону, 2014. – 448 с.
7. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - М.: Дело, 2014. - 120 с.
8. Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – М.: Проспект, 2014. – 672 с.
9. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 556 с.
10. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. – Учебно-методическое пособие / Под редакцией В.Б. Зотова. – М.: ГУУ; МГУУ Правительства Москвы, 2015. – 296 с.
11. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: РИОР, 2014. - 158 с.
12. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2014. – 720 с.
13. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2015. - 367 с.
14. Территориальное общественное самоуправление: проблемы формирования и организации деятельности / Подготовлено комитетом по местному самоуправлению и информационно-аналитическим отделом Алтайского краевого Совета народных депутатов, 2014. – 97 с.
15. В Новосибирске прошла конференция «Развитие механизмов участия граждан в местном самоуправлении: опыт муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока» // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.khabarovskadm.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).
16. Ковригина, А.В. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://to62.minjust.ru/ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).
17. О практике территориального общественного самоуправления на примере ТОС Петровского микрорайона Железнодорожного района города Барнаула // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).
18. Совершенствование форм и механизмов участия граждан в местном самоуправлении // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://cmo.khabkrai.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).
19. Что такое территориальное общественное самоуправления // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://barnaul.org/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).
20. Хабитова, Э.Р., Аминов, И.Р. Участие населения в осуществлении местного самоуправления: миф или реальность // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://sibac.info/16766. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 01.10.2018).