Пиратство и морской разбой: международно-правовые средства противодействия
|
Введение 3
Глава 1. История развития пиратства как преступления по международному праву 6
Глава 2. Международно-правовые аспекты борьбы с пиратством и разбоем на море 25
§ 1. Понятие и отличительные признаки пиратства. Морской разбой 25
§ 2. Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством 32
§ 3. Деятельность международных организаций в области борьбы с пиратством и морским разбоем 39
Глава 3. Проблемы юридической ответственности за пиратство 47
§ 1. Уголовная ответственность за пиратство в законодательстве государств 47
§ 2. Вопрос о создании международного трибунала для судебного
преследования пиратов 56
Заключение 65
Список литературы
Глава 1. История развития пиратства как преступления по международному праву 6
Глава 2. Международно-правовые аспекты борьбы с пиратством и разбоем на море 25
§ 1. Понятие и отличительные признаки пиратства. Морской разбой 25
§ 2. Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством 32
§ 3. Деятельность международных организаций в области борьбы с пиратством и морским разбоем 39
Глава 3. Проблемы юридической ответственности за пиратство 47
§ 1. Уголовная ответственность за пиратство в законодательстве государств 47
§ 2. Вопрос о создании международного трибунала для судебного
преследования пиратов 56
Заключение 65
Список литературы
Пиратство XXI в. является преступлением международного характера. Оно представляет собой большую угрозу безопасности морского судоходства, поэтому борьба с ним - одна из основных задач международного права. Проблема морского пиратства сегодня становится одной из составляющих борьбы с международным терроризмом.
Пиратство влечет за собой серьезные последствия, которые прежде всего носят имущественный характер. Размер таких последствий определяется в зависимости от стоимости захваченных судов и имущества. Так, ущерб от сомалийских пиратов в 2008 г. составил $120 млн., а к 2011 г. возрос до $160 млн. Помимо этого пиратство причиняет так же и физический вред: преступники с целью выкупа нередко осуществляют захват заложников, в некоторых случаях заканчивающийся смертью захваченных лиц.
Пиратство в настоящее время не является преступлением прошлого: Международное морское бюро продолжает фиксировать случаи пиратских нападений. На сегодняшний день самыми «пиратскими» районами являются Гвинейский залив, воды Перу, а также Нигерии. Вспышки пиратской активности были замечены в водах Азии (Малайзия, Индия, Индонезия, Бангладеш, Филиппины). В феврале 2017 г. пираты напали на судно BBC Caribbean, захватив в плен восьмерых членов экипажа (в том числе 7 из России). Согласно отчету Международного морского бюро, за 2017 г. было зафиксировано около 130 случаев пиратских атак, из них: 11 попыток безуспешных, 13 судов подверглись обстрелу, 5 судов удалось захватить, 80 моряков были взяты в заложники, 49 человек похищено, 3 получили ранения, 2 убиты.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что несмотря на все усилия международного сообщества, пиратство до сих пор представляет собой большую проблему и наносит серьезный урон безопасности морского судоходства, причиняя вред интересам личности, общества и государств.
На протяжении многих лет проблема пиратства тщательно исследовалась учеными, среди которых особо следует выделить работы Ромашева Ю.С., Я. Маховского, Игнатенко А.В., Моджорян Л.А., Лушпай Д.В., Каюмовой А.Р., Гуреева С.А., Зябкина А.И., Колодкина А.Л., Тарханова И.Е.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения в сфере безопасности морского судоходства. Предмет исследования - пиратство как преступление международного характера.
Цель работы заключается в разработке на основе исследования путей повышения эффективности международно-правового сотрудничества в области противодействия пиратству и морскому разбою. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития пиратства.
2. Охарактеризовать понятие и отличительные признаки пиратства и морского разбоя.
3. Проанализировать проблему международно-правового регулирования борьбы с пиратством и деятельность международных организаций в этом направлении.
4. Выявить проблемы юридической ответственности за пиратство.
Для реализации данных задач был изучен ряд международных и национальных документов, среди которых особо стоит выделить Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (и Протокол к ней 2005 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Кроме того, были проанализированы некоторые резолюции органов ООН, акты Международной морской организации и Международного морского бюро. В ходе исследования целесообразно было обращаться к национальному законодательству Российской Федерации (Кодекс Торгового Мореплавания РФ, Уголовный Кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты), а также к законодательству зарубежных стран.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Общенаучные (методы сравнения, описания, анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный метод).
2. Частно-научные (историко-правовой и статистический методы).
3. Частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод анализа нормативно-правовых актов).
Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, и заключения. В первой главе раскрывается история развития пиратства. Вторая глава включает в себя три параграфа: понятие и отличительные черты пиратства и морского разбоя, международно-правовое регулирование борьбы с пиратством и деятельность международных организаций в области борьбы с пиратством и морским разбоем. Третья глава состоит из двух параграфов: уголовная ответственность за пиратство в законодательстве государств и вопрос о создании международного трибунала для судебного преследования пиратов.
Пиратство влечет за собой серьезные последствия, которые прежде всего носят имущественный характер. Размер таких последствий определяется в зависимости от стоимости захваченных судов и имущества. Так, ущерб от сомалийских пиратов в 2008 г. составил $120 млн., а к 2011 г. возрос до $160 млн. Помимо этого пиратство причиняет так же и физический вред: преступники с целью выкупа нередко осуществляют захват заложников, в некоторых случаях заканчивающийся смертью захваченных лиц.
Пиратство в настоящее время не является преступлением прошлого: Международное морское бюро продолжает фиксировать случаи пиратских нападений. На сегодняшний день самыми «пиратскими» районами являются Гвинейский залив, воды Перу, а также Нигерии. Вспышки пиратской активности были замечены в водах Азии (Малайзия, Индия, Индонезия, Бангладеш, Филиппины). В феврале 2017 г. пираты напали на судно BBC Caribbean, захватив в плен восьмерых членов экипажа (в том числе 7 из России). Согласно отчету Международного морского бюро, за 2017 г. было зафиксировано около 130 случаев пиратских атак, из них: 11 попыток безуспешных, 13 судов подверглись обстрелу, 5 судов удалось захватить, 80 моряков были взяты в заложники, 49 человек похищено, 3 получили ранения, 2 убиты.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что несмотря на все усилия международного сообщества, пиратство до сих пор представляет собой большую проблему и наносит серьезный урон безопасности морского судоходства, причиняя вред интересам личности, общества и государств.
На протяжении многих лет проблема пиратства тщательно исследовалась учеными, среди которых особо следует выделить работы Ромашева Ю.С., Я. Маховского, Игнатенко А.В., Моджорян Л.А., Лушпай Д.В., Каюмовой А.Р., Гуреева С.А., Зябкина А.И., Колодкина А.Л., Тарханова И.Е.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения в сфере безопасности морского судоходства. Предмет исследования - пиратство как преступление международного характера.
Цель работы заключается в разработке на основе исследования путей повышения эффективности международно-правового сотрудничества в области противодействия пиратству и морскому разбою. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития пиратства.
2. Охарактеризовать понятие и отличительные признаки пиратства и морского разбоя.
3. Проанализировать проблему международно-правового регулирования борьбы с пиратством и деятельность международных организаций в этом направлении.
4. Выявить проблемы юридической ответственности за пиратство.
Для реализации данных задач был изучен ряд международных и национальных документов, среди которых особо стоит выделить Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (и Протокол к ней 2005 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Кроме того, были проанализированы некоторые резолюции органов ООН, акты Международной морской организации и Международного морского бюро. В ходе исследования целесообразно было обращаться к национальному законодательству Российской Федерации (Кодекс Торгового Мореплавания РФ, Уголовный Кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты), а также к законодательству зарубежных стран.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Общенаучные (методы сравнения, описания, анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный метод).
2. Частно-научные (историко-правовой и статистический методы).
3. Частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод анализа нормативно-правовых актов).
Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, и заключения. В первой главе раскрывается история развития пиратства. Вторая глава включает в себя три параграфа: понятие и отличительные черты пиратства и морского разбоя, международно-правовое регулирование борьбы с пиратством и деятельность международных организаций в области борьбы с пиратством и морским разбоем. Третья глава состоит из двух параграфов: уголовная ответственность за пиратство в законодательстве государств и вопрос о создании международного трибунала для судебного преследования пиратов.
Пиратство имеет длинную историю: оно зародилось еще в Древнем мире, прошло через свой «Золотой век» и сформировалось как преступление международно-правового характера к XX в.
Все это привело к необходимости тщательной регламентации борьбы с пиратством с позиции международного уголовного права, а также международного морского права. Во второй половине XX в. международное сообщество начинает осознавать необходимость объединиться в целях противодействия пиратским нападениям. Государства заключают первые двусторонние и многосторонние соглашения, международные организации разрабатывают конвенции и рекомендации по борьбе с пиратством.
Наиболее весомый вклад в правовое регулирование морского пиратства и борьбы с ним внесла Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая раскрывает основные признаки такого преступления, как пиратство, а также наделяет государства полномочиями по предотвращению и пресечению пиратских атак.
Пиратством, согласно указанной Конвенции, признается акт насилия, задержания, грабежа в личных (чаще всего - корыстных) целях, акт добровольного участия в использовании пиратского судна (летательного аппарата), а также подстрекательство или любое сознательное содействие совершению указанных действий.
Важной особенностью является то, что для квалификации деяния как пиратство в международном праве необходимо, чтобы такие действия были совершены в открытом море или в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. В случае совершения пиратских атак в территориальном море, на которое распространяется юрисдикция какого-либо государства, такие деяния могут квалифицироваться национальным законодательством как разбой, убийство, грабеж и т.д.
Конвенция ООН 1982 г. содержит указания на ряд полномочий, которые могут предпринять государства в целях противодействия пиратству. Так, любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать подозреваемых лиц, захватить находящееся на судне имущество.
В целях недопущения необоснованного захвата судов, Конвенция дает право государствам произвести осмотр предполагаемого пиратского судна, а также устанавливает ответственность за неправомерные действия в отношении кораблей.
Следует так же отметить, что указанные выше действия могут осуществлять только военные корабли или другие корабли, состоящие на правительственной службе. Такие суда должны иметь четкие знаки принадлежности (например, государственный флаг).
Г оворя об отличительных признаках пиратства и морского разбоя, особое внимание следует уделить понятию морского разбоя в Кодексе практики по расследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженном разбоем против судов. Главный критерий отличия двух вышеназванных преступлений состоит в территории их совершения. Морской разбой, в отличии от пиратства, совершается во внутренних, архипелажных водах и территориальном море конкретного государства.
Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством не ограничивается Конвенцией ООН по морскому праву. На международном уровне принят ряд иных документов в данной сфере: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (и Протокол к ней 2005 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция ООН против
транснациональной организованной преступности 2000 г. Эффективность пресечения пиратской деятельности зависит от целенаправленного и повсеместного применения положений вышеназванных конвенций всеми государствами на мировой арене.
Государства сотрудничают между собой в целях противодействия пиратству посредством участия в международных организациях и соглашениях. Наиболее весомый вклад в борьбу с пиратством внесли Организация Объединенных Наций, Международная морская организация и Международное морское бюро. Помимо этого, существует ряд региональных организаций, таких как Агентство по борьбе с пиратством в Южно-Китайском море, Азиатско- Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН, Аналитический центр по проблеме пиратства, Морской центр безопасности. Данные организации выполняют в основном координирующую роль в борьбе с пиратством. Направляя деятельность государств в этом направлении, международные организации принимают резолюции и иные правовые акты о конкретных мерах по пресечению пиратской деятельности.
Ответственность за акт пиратства устанавливается каждым государством самостоятельно. На сегодняшний день в уголовных законодательствах многих государств существуют такие нормы, однако в этом вопросе существует проблема отсутствия единообразного подхода к закреплению состава пиратства. Не все страны полностью имплементировали нормы Конвенции ООН 1982 г. в части о трактовке понятия пиратства, у законодателей государств существуют различные мнения об объекте, субъекте, объективной и субъективной сторонах пиратской деятельности, что на практике приводит к ряду проблем.
Не решенным остается вопрос о создании Международного трибунала по пиратству. В ученых и политических кругах высказываются разные точки зрения, приводится аргументации как за, так и против создания подобного судебного органа. Все это порождает необходимость дальнейшего углубления в исследование проблемы юридической ответственности за пиратство.
В заключении хотелось бы отметить, что в проведенном исследовании нам удалось изучить вопросы международно-правового сотрудничества в области противодействия пиратству и морскому разбою, а также проанализировать возможные путь повышения эффективности борьбы с данными преступлениями. Однако в связи с нерешенностью ряда вопросов в этой сфере имеется необходимость продолжения исследования.
На сегодняшний день международно-правовые аспекты пиратства и борьбы с ним достаточно подробно регламентированы в ряде нормативных актов. Тем не менее, пиратские атаки продолжаются и по сей день, постоянно возникают новые очаги пиратской активности и остаются районы, небезопасные для морского судоходства. Мировому сообществу не стоит забывать об опасностях, которые представляют собой пираты.
Все это привело к необходимости тщательной регламентации борьбы с пиратством с позиции международного уголовного права, а также международного морского права. Во второй половине XX в. международное сообщество начинает осознавать необходимость объединиться в целях противодействия пиратским нападениям. Государства заключают первые двусторонние и многосторонние соглашения, международные организации разрабатывают конвенции и рекомендации по борьбе с пиратством.
Наиболее весомый вклад в правовое регулирование морского пиратства и борьбы с ним внесла Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая раскрывает основные признаки такого преступления, как пиратство, а также наделяет государства полномочиями по предотвращению и пресечению пиратских атак.
Пиратством, согласно указанной Конвенции, признается акт насилия, задержания, грабежа в личных (чаще всего - корыстных) целях, акт добровольного участия в использовании пиратского судна (летательного аппарата), а также подстрекательство или любое сознательное содействие совершению указанных действий.
Важной особенностью является то, что для квалификации деяния как пиратство в международном праве необходимо, чтобы такие действия были совершены в открытом море или в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. В случае совершения пиратских атак в территориальном море, на которое распространяется юрисдикция какого-либо государства, такие деяния могут квалифицироваться национальным законодательством как разбой, убийство, грабеж и т.д.
Конвенция ООН 1982 г. содержит указания на ряд полномочий, которые могут предпринять государства в целях противодействия пиратству. Так, любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать подозреваемых лиц, захватить находящееся на судне имущество.
В целях недопущения необоснованного захвата судов, Конвенция дает право государствам произвести осмотр предполагаемого пиратского судна, а также устанавливает ответственность за неправомерные действия в отношении кораблей.
Следует так же отметить, что указанные выше действия могут осуществлять только военные корабли или другие корабли, состоящие на правительственной службе. Такие суда должны иметь четкие знаки принадлежности (например, государственный флаг).
Г оворя об отличительных признаках пиратства и морского разбоя, особое внимание следует уделить понятию морского разбоя в Кодексе практики по расследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженном разбоем против судов. Главный критерий отличия двух вышеназванных преступлений состоит в территории их совершения. Морской разбой, в отличии от пиратства, совершается во внутренних, архипелажных водах и территориальном море конкретного государства.
Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством не ограничивается Конвенцией ООН по морскому праву. На международном уровне принят ряд иных документов в данной сфере: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (и Протокол к ней 2005 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция ООН против
транснациональной организованной преступности 2000 г. Эффективность пресечения пиратской деятельности зависит от целенаправленного и повсеместного применения положений вышеназванных конвенций всеми государствами на мировой арене.
Государства сотрудничают между собой в целях противодействия пиратству посредством участия в международных организациях и соглашениях. Наиболее весомый вклад в борьбу с пиратством внесли Организация Объединенных Наций, Международная морская организация и Международное морское бюро. Помимо этого, существует ряд региональных организаций, таких как Агентство по борьбе с пиратством в Южно-Китайском море, Азиатско- Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН, Аналитический центр по проблеме пиратства, Морской центр безопасности. Данные организации выполняют в основном координирующую роль в борьбе с пиратством. Направляя деятельность государств в этом направлении, международные организации принимают резолюции и иные правовые акты о конкретных мерах по пресечению пиратской деятельности.
Ответственность за акт пиратства устанавливается каждым государством самостоятельно. На сегодняшний день в уголовных законодательствах многих государств существуют такие нормы, однако в этом вопросе существует проблема отсутствия единообразного подхода к закреплению состава пиратства. Не все страны полностью имплементировали нормы Конвенции ООН 1982 г. в части о трактовке понятия пиратства, у законодателей государств существуют различные мнения об объекте, субъекте, объективной и субъективной сторонах пиратской деятельности, что на практике приводит к ряду проблем.
Не решенным остается вопрос о создании Международного трибунала по пиратству. В ученых и политических кругах высказываются разные точки зрения, приводится аргументации как за, так и против создания подобного судебного органа. Все это порождает необходимость дальнейшего углубления в исследование проблемы юридической ответственности за пиратство.
В заключении хотелось бы отметить, что в проведенном исследовании нам удалось изучить вопросы международно-правового сотрудничества в области противодействия пиратству и морскому разбою, а также проанализировать возможные путь повышения эффективности борьбы с данными преступлениями. Однако в связи с нерешенностью ряда вопросов в этой сфере имеется необходимость продолжения исследования.
На сегодняшний день международно-правовые аспекты пиратства и борьбы с ним достаточно подробно регламентированы в ряде нормативных актов. Тем не менее, пиратские атаки продолжаются и по сей день, постоянно возникают новые очаги пиратской активности и остаются районы, небезопасные для морского судоходства. Мировому сообществу не стоит забывать об опасностях, которые представляют собой пираты.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА
С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Обеспечение безопасности в мировом океане
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Борьба с пиратством на море
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая характеристика разбоя и пиратства и проблемы их квалификации
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



