Объект работы - ООО «Аврора»(г. Тюмень). Оно специализируется на разработке, производстве и реализации мебели.
В работе проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Организационная структура управления ООО «Аврора»).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Система стратегического менеджмента и ее роль в развитии организации 5
1.2 Алгоритм формирования системы стратегического менеджмента в организации 10
ГЛАВА 2.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ООО «АВРОРА» 16
2.1 Общее описание организации и условий ее деятельности 16
2.2 Система стратегического менеджмента организации, проблемы формирования и перспективы их решения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
Управленческая деятельность в кризисной экономике выступает как один из важнейших факторов функционирования производственного предприятия. Перестройка внутрифирменного менеджмента в последнее время стала сердцевиной реорганизации всего хозяйственного механизма предприятий. При этом организация деятельности на новом качественном уровне, который связан с применением значительного информационного и инновационного потенциалов, – сложный процесс, предполагающий выбор и осуществление фиксированного набора рациональных управленческих воздействий для обеспечения устойчивого социально-экономического и финансового развития компании.
Рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления предприятиями, и в настоящее время в России много говорится о необходимости повышения эффективности внутрифирменного менеджмента, однако, несмотря на достаточное количество информации данного рода, многие предприятия не в состоянии решить эти проблемы, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Одной из главных причин сложившейся ситуации, наряду с нехваткой различного вида ресурсов, неплатежеспособностью дебиторов и других, является неспособность руководителей правильно спроектировать систему и структуру управления на стратегической основе.
Между тем, решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Подобный подход обеспечивает стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость организации, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является система стратегического менеджмента на предприятии.
Предмет исследования – система стратегического менеджмента в ООО «Аврора».
Цель работы заключается в разработке рекомендаций по формированию системы стратегического менеджмента в ООО «Аврора».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть стратегическое управление как систему и представить общий алгоритм ее формирования;
проанализировать результаты деятельности ООО «Аврора»;
провести анализ внутренней и внешней среды предприятия;
по результатам анализа осуществить выбор стратегии развития предприятия и представить его обоснование.
Теоретической базой исследования служат труды таких авторов, как И.А. Анисимов, И. Ансофф, Д.В. Арутюнова, О.С. Виханский и А.И. Наумов, И.Н. Герчикова, З.П. Румянцева, А.К. Семенов и В.И. Набоков, Т.Н. Плиско, С.А. Чернышов и др.
В качестве методов исследования использовались изучение специальной литературы, обобщение, сравнение, описание и SWOT-анализ.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой механизма совершенствования деятельности современного предприятия на основе выявления и системного анализа его проблем в области менеджмента, а также способов их преодоления.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной стратегии развития для выбора и определения перспектив развития ООО «Аврора».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Сохраняющиеся кризисные явления в мировой и отечественной экономике, сложность и высокая динамика бизнес-процессов, возрастающее конкурентное давление на традиционных рынках требуют от предприятий непрерывного системного развития, эффективной реализации существующего потенциала, формирования адекватных методов оценки и выбора стратегических альтернатив, отвечающих сложившимся экономическим реалиям.
Особенно важна приведенная информация для малых форм бизнеса, которые наряду с серьезными упущениями в системе стратегического управления и планирования, а во многом и вследствие подобных упущений сталкиваются, на наш взгляд, с высоким уровнем риска и высокой степенью неустойчивости положения на рынке.
К сожалению, далеко не все представители российского бизнеса осознают, что сегодня одним из ключевых и в то же время наиболее сложных инструментов управления, способных обеспечить устойчивый рост предприятия, является система стратегического менеджмента и соответствующая стратегия развития.
В самом общем смысле стратегию предприятия можно определить как ориентированный на форми¬рование баланса между сложившимися рыночными условиями и внутренним потенциалом организации долгосрочный план или программу действий, а так¬же систему уникальных правил ведения бизнеса, в соответствии с которыми обеспечивается достижение поставленных целей и переход предпри¬ятия на более перспективную рыночную позицию.
Сущность выра¬ботки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужный вектор развития из многочисленных альтернатив и на системной основе направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Исходным процессом стратегического управления и планирования служит анализ среды организации по трем направлениям – макроокружение (общая среда), непосредственное окружение (рабочая среда), внутренняя среда организации. Далее модель стратегического управления предполагает разработку следующих элементов: 1) миссия; 2) стратегическое намерение (принципы); 3) стратегические цели; 4) непосредственно стратегия развития, определяющая номенклатуру, ассортимент и объемы производства, а также способы продвижения и реализации продукции (товаров или услуг).
Практическая реализация представленных в теоретической части работы элементов осуществлялась на базе ООО «Аврора», специализирующегося на разработке, производстве и реализации мебели в г. Тюмени.
Несмотря на активную производственную и торговую деятельность ООО «Аврора» не является лидером рынка.
Среди основных причин относительно слабых конкурентных позиций компании необходимо, прежде всего, назвать:
присутствие на рынке большого количества конкурентов;
отсутствие системы стратегического планирования;
неэффективную маркетинговую и рекламную деятельность;
отсутствие действенной системы менеджмента качества.
Руководству ООО «Аврора» предлагается комплексная стратегия, подразумевающая последовательную реализацию двух направлений – проникновения на рынок и стратегии низких издержек с последующей диверсификацией деятельности. Ее реализация предложенного плана обеспечит развитие таких конкурентных преимуществ, как расширяющийся в соответствии с потребностями рынка ассортимент услуг; высокое качество обслуживания; более низкие, чем у конкурентов цены за счет реализации стратегии низких издержек; эффективное продвижение услуг на рынок по результатам системно организованных маркетинговых исследований.
Целенаправленная работа по внедрению стратегии развития ООО «Аврора» позволит организации постепенно увеличить занимаемую ею долю рынка.
1. Анисимов, И.А. Сбалансированная система показателей как инструмент повышения качества предоставления муниципальных услуг [Текст] : дисс. канд. эк. н. / И.А. Анисимов. – Хабаровск, 2014. – 203 с.
2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] : Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб. : Питер, 2015. – 416 с.
3. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. – 122 с.
4. Ахметшин, Р.М. Тенденции развития российской предпринимательской деятельности [Текст] // Российское предпринимательство / Р.М. Ахметшин. – 2013. – № 22. – С. 38-41
5. Белянчев, В.В. Формирование стратегического потенциала современной предпринимательской организации [Текст] / В.В. Белянчев // Вестник Московской академии предпринимательства. – 2013. – № 2. – С. 129-131
6. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение [Текст] / И. С. Березин. – М. : Вершина, 2013. - 480 с.
7. Боев, А.Г. Обзор современных подходов к формированию стратегии развития предприятия [Текст] / А.Г. Боев // Вестник Воронежского государственного аграрного университета – 2013. – №1 (28). – С. 110-114
8. Бутко, Г.П. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Г.П. Бутко, А.Б. Бессонов. – Екатеринбург, 2016. – 138 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Инфра-М, 2014. – 186 с.
10. Гаврилова, О.А. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием [Текст] / О.А. Гаврилова, А.Э. Гнань // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2014. – № 2. – С. 14-24.
11. Грибов, В.Д. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / В.Д. Грибов. – М. : Кнорус, 2016. – 280 с.
12. Демченко, С.К., Саломатова, Т.Г. Рыночные и государственные регуляторы в формировании экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса [Текст] / С.К. Демченко, Т.Г. Саломатова // Российское предпринимательство. – 2013. – № 9. – С. 17-22
13. Исакова, Д.В. Система управления по целям [Электронный ресурс] / Д.В. Исакова // Научные записки НГУЭУ. – 2014. – Режим доступа: http://nsuem.ru/science/publications/science_notes/2014_1/4.pdf (дата обращения: 12.06.2017).
14. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества [Текст] : учебное пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов и др. - СПб.: Питер, 2014. - 560 с.
15. Каячев, Г.Ф. Стратегическое управление фирмой: эволюция подходов и роль реальных опционов в современном менеджменте [Текст] / Г.Ф. Каячев, В.С. Пекшева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – №1. – С. 28-37
16. Киржнер, Л.А. Менеджмент организации [Текст] / Л.А. Киржнер, Л.П. Киенко. – М. : КНТ, 2016. – 565 с.
17. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование [Текст] : учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М. : Экономика, 2014. – 575 с.
18. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М. : Высшее образование, 2015. – 175 с.
19. Лебедева, Э.Е. Методология разработки системы сбалансированных показателей для малых и средних предпринимательских структур [Текст] / Э.Е. Лебедева // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». – 2013. – № 1. – С. 82-87
20. Лубков, В.А. Объект и этапы стратегического анализа организации [Текст] / В.А. Лубков // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8 (230). – С. 46-51
21. Лясников, Н.В. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин. – М. : КНОРУС, 2015. – 256 c.
22. Новиков, А.В. Миссия фирмы как «связующее звено» управления [Текст] / А.В. Новиков // Российское предпринимательство. – 2013. – № 3 (201). – С. 46-51
23. Плиско, Т.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебно-методический комплекс / Т. Н. Плиско. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – 284 с.
24. Портер, М. Конкурентная стратегия [Текст] : Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2015. – 453 с.
25. Раздорожный, А. А. Управление организацией (предприятием) [Текст] : учебное пособие / А. А. Раздорожный. – М. : Экзамен, 2014. – 637 с.
26. Русинов, Д.П. Малый «доходный» бизнес [Текст] / Д.П. Русинов // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8. – Вып. 2 (190). – С. 4-9.
27. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник для средних специальных учебных заведений / Г.В. Савицкая. - М. : Инфра-М, 2015. – 536 с.
28. Семенов, А.К. Основы менеджмента [Текст] : учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М. : Дашков и Ко, 2014. – 556 с.
29. Серпилин, А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия [Текст] / А. Серпилин // Управление компанией. – 2014. – № 3. – С. 18.
30. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений [Текст] : учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – М. : Юнити-Дана, 2014. – 383 с.
31. Хабибулина, В.М. О теоретических аспектах стратегического управления предприятием [Текст] / В.М. Хабибулина // Вестник ОГУ. – 2013. – №8 (127). – С. 144-148.
32. Чернышов, С.А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / С.А. Чернышов. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 265 с.