Введение 3
1. Теоретические основы территориального брендинга 6
1.1. Общее понятие о территориальном бренде 6
1.2. Инструменты формирования бренда, кобрендинг 15
1.3. Роль брендинга в формировании туристской привлекательности региона 21
2. Аналитика основных тенденций развития территориального брендинга в
Республике Татарстан 31
2.1. Анализ влияния проводимых мероприятий на становление бренда
Республики Татарстан 31
2.2. Социально-экономическая характеристика города и анализ опыта
продвижения имиджа Казани 36
2.3. Проблемы разработки территориальных брендов в Республике Татарстан и пути их решения 45
3. Разработка проекта формирования бренда г. Казань 54
3.1. Проект развития территориального бренда Казани - «Green Kazan» 54
3.2. Обоснование мероприятий по формированию бренда 59
3.3. Расчет стоимости разработки территориального бренда «Green Kazan» 63
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях неотъемлемым элементом ускоренного развития территориальных образований становится разработка и создание брендов территорий или территориальных (региональных) брендов. Этот процесс характерен для большинства индустриально развитых стран мира. Что касается Республики Татарстан, то необходимость развития туризма, как важного составного фактора социально-экономического развития территорий, побуждает уделять особое внимание формированию региональных брендов.
Очень важно подчеркнуть, что создание разнообразных территориальных брендов, в конечном счете, содействует усилению культурной идентичности регионов и, как следствие этого, повышению их туристско-рекреационной притягательности в глазах довольно большого числа людей.
Для Республики Татарстан в настоящее время это является очень важным обстоятельством, поскольку многие регионы хотят существенно развивать отрасль туризма, значительно повысив ее удельный вес среди других отраслей. Это будет способствовать положительным тенденциям в экономике:
- созданию большого числа новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства;
- привлечению дополнительных инвестиций в экономику региона и страны в целом;
- активному развитию в регионе многих смежных отраслей, связанных с туристической деятельностью;
- укреплению доходной части бюджета Республики Татарстан и Российской Федерации;
- формированию положительного имиджа, как Республики Татарстан, так и всей страны в целом и т.д.
Практическая значимость работы состоит в разработке нового территориального бренда, способствующего озеленению республики и развития в нем экологического туризма.
Методологическую базу исследования составили монографические работы по брендингу территории, периодические издания и интернет ресурсы по проблематике выпускной квалификационной работы. При раскрытии данной темы использовались следующие методы: сравнение, анализ, обобщение, описание. Данные методы помогли проанализировать и сравнить полученную информацию, обобщить, систематизировать и описать все полученные данные.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают существующие территориальные бренды Республики Татарстан и формирование нового территориально бренда.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс формирования территориальных брендов на территории Республики Татарстан.
Целью работы является разработка территориального бренда РТ нацеленного на формирование в регионе экологического туризма на примере существующих брендов территории.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- предоставить общее представление о территориальных брендах;
- продемонстрировать инструменты и технологии создания территориальных брендов;
- рассмотреть территориальный брендинг, в качестве инструмента продвижения региона;
- выявить проблемы разработки территориальных брендов в Республике Татарстан и определить пути их решения;
- представить новый территориальный бренд «Green Kazan»;
- провести анализ стоимости российских территориальных брендов и рассчитать затраты на продвижения нового бренда;
Гипотеза исследования предполагает следующее: разработка и продвижение территориальных брендов в Республике Татарстан является важным фактором, способствующим устойчивому развитию туризма в регионе.
Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы ее практическая значимость цель и задачи работы, предмет, объект и гипотеза исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования территориальных брендов, инструменты и технологии их создания, а также роль брендинга в формировании туристской привлекательности региона.
Во второй главе рассматриваются основные тенденции развития территориального брендинга в Республике Татарстан, проведен анализ влияния проводимых мероприятий на становление бренда РТ, рассмотрена социально - экономическая характеристика города и выполнен анализ опыта продвижения имиджа Казани, раскрыты проблемы разработки территориальных брендов в Республике Татарстан и пути их решения в современных условиях.
В третьей главе выполняется разработка проекта формирования бренда г. Казань, представлен проект развития территориального бренда Казани «Green Kazan», выполняется обоснование мероприятий по формированию бренда, выполняется расчет стоимости разработки территориального бренда «Green Kazan».
В заключение даются краткие выводы, к которым пришел автор при раскрытии темы выпускной квалификационной работы.
В связи с развитием глобализации и ростом конкуренции, территории, сегодня, борются за привлечение инвестиций, туристов и новых жителей. В глобальном информационном поле их идентификаторами выступают бренды, которые разрабатываются исходя из существующих территориальных условий и их дальнейшего стратегического планирования. Носителем бренда может быть как целая страна, так и её составляющие-регионы или города.
Механика разработки территориального бренда является сложным комплексным процессом, учитывающим большое количество факторов. Данная работа посвящена территориальному брендингу как способу развития и выделения территории. В ходе данной работы были выявлены цели территориального брендинга и его основные особенности.
Сравнение брендов территорий помогло определить, на какие аспекты территориального развития стоит обратить внимание.
Грамотный брендинг может привести к желаемому результату, позиционированию территории на различных уровнях и привлечению потенциальных туристов в регион, что будет способствовать увеличению доходов от деятельности предприятий туристской отрасли, росту числа новых рабочих мест, дополнительному финансированию в экономику региона и, соответственно, улучшению качества жизни населения.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были определены особенности формирования бренда территории, изучено влияние бренда на конкурентоспособность туристской дестинации. На основе исследования, проведенного в данном разделе работы, был сделан вывод о том, что именно брендинг региона играет одну из ключевых ролей на начальном этапе развития и формирования туристской привлекательности территории. Также было отмечено, что ключевой задачей грамотного брендинга является формирование положительного имиджа территории, который способен привести к предпочитаемому результату, позиционированию региона в разных степенях и привлечению в него потенциальных путешественников, что благоприятно будет сказываться на экономическом состоянии региона, который будет получать доход от деятельности предприятий туристской индустрии, увеличении числа новых рабочих мест, дополнительному капиталовложению в экономику территории и на улучшении качества жизни населения.
В аналитической части работы были проанализированы крупномасштабные мероприятия, проводимые в Республики Татарстан, которые оказывают огромное влияние на становление бренда в регионе, также был выполнен анализ опыта продвижения имиджа города Казань и рассмотрены проблемы разработки территориальных брендов РТ и пути решения этих проблем.
В рамках практической части был предложен проект развития территориально бренда Казани, который получил название «Green Kazan», были предложены мероприятия по продвижению новоявленного бренда и, конечно, рассчитана примерная стоимость разработки предложенного автором бренда.
Предложенные мероприятия направлены на реализацию маркетинговой стратегии продвижения, которая позволит бренду города развиваться в сфере экологического туризма, и обеспечит приток туристов.
Разработанный в результате проведенных исследований территориальный бренд сможет повысить привлекательность региона и поспособствовать привлечению инвестиций в регион для развития экологического туризма.
Таким образом, проделанная работа по разработке территориального бренда Казани и комплекса мероприятий по продвижению предложенного бренда «Green Kazan» является практически значимой для дальнейшего развития конкурентных преимуществ туристской дестинации в Республике Татарстан.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2011) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996)
2. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»
3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы): федер. целев. программа: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644
Книги, монографии
4. Атаева Т. А. Маркетинг территорий как фактор развития инфраструктуры региона / Т. А. Атаева // Маркетинг— реальности проекции в будущее: материалы конференции. - Варна, 2014. - 8 с.
5. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.:Добрая книга, 2014.- 232с.
6. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку / С. Анхолт. — М.: Кудиц-Образ, 2016. — 272 с.
7. Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2014. - 270 с.
8. Визгалов Д. Брендинг города. — М.: Институт экономики города, 2015. - 160 с.
9. Визгалов Д.В. Маркетинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2014. - 110 с.
10. Грант Д. Манифест инноваций бренда. Как создаются бренды, переориентация рынков и преодоление стереотипов.- М.: ООО «Группа ИДТ»,2014.- 272с.
11. Джоунс Д.Ф. Роль рекламы в создании сильных брендов / Д.Ф. Джоунс- М.: Вильямс, 2016.- 496c.
12. Давлетова Н.Х. Универсиада-2013 в г. Казани: цифры и факты. - Казань, 2013. С.32.
13. Карпферер Ж. Бренд навсегда: создание, развитие и поддержка ценности бренда.- М.: Вершина, 2014.- 448с.
14. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2014.- 1045с.
15. Малькова В. К., Тишкова В. А. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест: [сб. науч. трудов] / [науч. ред. В. К. Мальковой, В. А. Тишкова]. — Ростова н/Д: ЮНЦ РАН, 2014. - 312с.
16. Макашева З.М. Брендинг. СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
17. Мартина Линдстром Чувство бренда. М.: Эксмо, 2014. 216 с.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учебное пособие. /А. П. Панкрухин. - М.: Изд. РАГС, 2016. - 326 с.
19. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2014. - 416 с.
20. Рожков,И.Я. Брендинг: учебник / И. Я. Рожков, В. Г.Кисмерешкин. - М.: Юрайт, 2014. -331 с.
21. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. /Т. В. Сачук. - СПб: Питер, 2015. - 368 с.
22. Тихонова Н.С., Мещеряков Т.В. Управление имиджем города Маркетинговое и проектное управление организациями. СПб.: СПбГИЭУ, 2014. - 40 с.
23. Тихонова Н.С. Необходимость стратегического планирования территории в условиях рынка // Известия Спб. Университета Экономики и Финансов. 2016. №1 (49). С. 56.
24. Хмелькова Н. В. Формирование стратегии кобрендинга в условиях современного рынка. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. -296 с.
25. Эриашвили Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: Учебное пособие.- 5-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 351 с.
Печатная периодика
26. Бунаков О.А. Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере Республики Татарстан) / Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4.№1. С. 138-144.
27. Бунаков О.А., Эйдельман Б.М., Фахрутдинова Л.Р. Современные тенденции в туристской индустрии питания: совместное устойчивое развитие / Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №6-3 (51). С. 22-23.
28. Булина А. О. Бренд территории как ключевой фактор её развития // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 5.С. - 23 -
29.
29. Важенина И.С. Имидж и репутация территории // Региональная экономика. - 2015. - № 23. - С. 2-12.
30. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 6.
31. Кирьянко А.В. Использование системы маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности территории//Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 2. - С. 34-41.
32. Mollerup, P. (2014). ‘Marks of Excellence: The History and Taxonomy of Trademarks’. London: Phaidon Press.
33. Носкова Е. П. Международные события как инструмент территоиального брендинга // Современные тенденции в управлении организационным и региональным развитием: тезисы докл. Межд. конф. (Казань, 28 окт. 2014). — Казань, 2014. — С. 195 - 199.
34. Тимофеев М. Ю. Стимулирование территориальной идентичности и симулирование брендинга места // Вестник Пермского научного центра. — 2014. № 5. — С. 41 - 47.
35. Хазиева Э.Р., Бунаков О.А., Эйдельман Б.М. Особенности применения метода кобрендинга в индустрии туризма / Событийный туризм как главный фактор развития территории. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 89-92.
36. Эйдельман Б.М., Бунаков О.А., Фахрутдинова Л.Р. Разработка российских территориальных брендов как фактор устойчивого развития внутреннего туризма / Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017.№3-1 (32). С. 192-195.
37. Эйдельман Б.М., Бунаков О.А., Фахрутдинова Л.Р. Разработка и продвижение территориальных брендов как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона. В сборнике: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях.Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 271¬275.
38. Эйдельман Б.М., Бунаков О.А. Конструирование территориальных брендов и его роль в развитии внутреннего туризма в России// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.- 2016.- №3.- С.241-243.
39. Эйдельман Б.М. Эйдельман Л.О., Формирование территориальных брендов как важный фактор развития культурного туризма в регионе// Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов. материалы II Междун. науч.-практ. конференции в городе Казани 19 апреля 2016 года.- Казань: Медицина,, 2016.- С.413-417.
40. Эйдельман Л.О., Эйдельман Б.М. Использование рекламы в деятельности туристских организаций./ Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: материалы XI Междун. науч.-практ. конференции, Московская обл., пос. Химки, 21 апреля 2016 г. - М.: Университетская книга, 2016.- С.301-305.
41. Эйдельман Б.М. Применение современных рекламных технологий в сфере туризма// Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы ежегодной науч-практ. конференции с международным участием, посвященная 25-летию Университета Управления «ТИСБИ» Казань 2 декабря 2016 г./ под
ред. Н.М. Прусс, А.Н. Грязнова.- Казань: Университет Управления
«ТИСБИ»,2016.- С.403-406.
42. Эйдельман Б.М., Фахрутдинова Л.Р., Найда А.М., Эйдельман Л.О., Разработка и продвижение территориальных брендов, как важный фактор развития внутреннего туризма в Республике Татарстан// Казанский экономический вестник.- 2016.- №1.- С.18-21.
43. Якубова Т. Н. Территориальный брендинг как инструмент развития региона /Т. Н. Якубова, А. П. Крюкова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 484-488.
Электронные ресурсы
44. В Казани планируют создать ДЮШС // Вечерняя Казань.
[Электронный ресурс]. URL:http: //www.evening-kazan.ru/news/v-tatarstane-planiruyut-sozdat-dyussh-po-zimnim-vidam-sporta.html (дата обращения:
14.01.2018).
45. Виталий Мутко: Сегодня Казань - спортивная столица // Советский спорт. [Электронный ресурс]. URL:http://spb.sovsport.ru/news/text-item/830342(дата обращения: 14.01.2018).
46. Деловой центр республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http: //tatcenter.ru/(дата обращения: 16.01.2018).
47. Ермолаева П.О. Имидж и перспективы развития Татарстана в общественном мнении // Электронный экономический вестник. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]. URL:http://ftp.prav.tatar.ru/cpei/vestnik/4kv2014.pdf(дата обращения: 10.02.2018).
48. Итоги 2014 года // Министерство по делам молодежи и спорта
Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL:
http://mdms.tatarstan.ru/rus/itogi-2014-goda.html(дата обращения: 13.01.2018).
49. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2017 год // официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://tourism.tatarstan.ru/(дата обращения: 22.04.1018)
50. Информация министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://mdms.tatarstan.ru/rus/turnews.htm(дата обращения: 01.03.18)
51. Казань - спортивная столица России. Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazan.kp.ru/online/news/587131/(дата обращения: 01.03.2018).
52. Казань - спортивная столица России // Наука о рекламе: advertology.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/print103835.html(дата обращения: 15.03.2018).
53. Казань - спортивная столица // Skyland Travel. [Электронный ресурс]. URL: http://www.welcometokazan.info/special/14/62(дата обращения: 14.03.2016).
54. Климова Т.Б. Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2014. №2. [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-novyy-vektor-razvitiya-territoriy (дата обращения: 16.03.2018).
55. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2030 года: закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. №40-ЗРТ. [Электронный ресурс]. URL:
http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy%20RT zakon.pdf(дата обращения: 14.03.2018)
56. Об утверждении Программы «Развитие туризма в г.Казани на 2016 -
2018 годы»: Постановление Исполнительного Комитета г.Казани.
[Электронный ресурс]. URL: www.kzn.ru/old/upload/documents/34344.docx(дата обращения: 11.04.2018).
57. Официальный сайт 16-го Чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта 2015 года в г.Казани в категории «Мастерс». [Электронный ресурс]. URL: http://masters.kazan2015.com/(дата обращения: 15.03.2018).
58. Петербург - лидер рейтинга популярности на майские праздники //
Travel.ru. URL: http://www.travel.ru/news/2016/04/05/253515.html(дата
обращения: 10.04.2018).
59. Режим для игр // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/03/20/putin-kazan.html(дата обращения: 14.04.2018).
60. Селюков М.В. Формирование конкурентоспособного бренда региона. URL:http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=7981181(дата обращения 01.02.18).
61. Селюков М.В. К вопросу о теории и практике разработки бренд- платформы на уровне региона / М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина, Е.В. Курач // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. URL:www.science-education.ru/103-6110.(дата обращения: 07.03.2018).
62. Татарстан представил свой бренд. [Электронный ресурс]. URL:http://www.advertology. ru/article127668.htm (дата обращения: 01.04.18).
63. Универсиада в Казани: подводим итоги. [Электронный ресурс].
31.07.2013. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114321 (дата
обращения: 01.03.2018).
64. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi 1612.htm(дата обращения: 25.04.2018)
65. Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан на начало 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/resources/4f3274804c0d84f9ab87abc621b350d8/%D0%9C%D0%9E%D 1 %87%D0%B8%D1%81 %D0%BB2016.pdf(дата обращения: 14.04.2018)
66. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-5. - С. 1165-1168. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32103 (дата обращения: 24.05.2018).