Введение 3
1 Общая характеристика органов государственной безопасности 5
1.1 Понятие государственная безопасность 5
1.2 Понятие и система органов государственной безопасности 8
2 Характеристика отдельных органов государственной безопасности 12
2.1 Федеральная служба безопасности 12
2.2 Федеральная служба войск национальной гвардии 18
Заключение 24
Список использованных источников 27
Государственная политика в сфере обеспечения государственной безопасности РФ способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. Государство, беря на себя ответственность по обеспечению национальных интересов, принимает меры по осуществлению комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб, совершенствует структуру и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивает систему выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам и т.д. [27, c. 114].
Обеспечение безопасности является одной из основных функций любого государства, и особое место при практической реализации данной функции занимают органы государственной безопасности, представляющие собой целостную, иерархически выстроенную систему государственных органов, учреждений и служб. В настоящее время в организации и деятельности органов безопасности взят курс на развитие правового регулирования.
Успешное выполнение органами безопасности задач по защите государства от внешних и внутренних угроз во многом зависит от того, насколько научно обоснованна и в правовом отношении регламентирована их организация: система органов государственной безопасности, их структура, полномочия и направления их деятельности. В этой связи вопросы правового регулирования имеют первостепенное значение в организации и деятельности органов государственной безопасности.
Объектом исследования в работе выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих государственную безопасность в РФ.
Предметом в работе выступают нормы законодательства, регулирующие деятельность указанных органов, а также научная и специальная литература по исследуемой теме.
Цель данной работы – исследование правового статуса, системы и компетенции правоохранительных органов, обеспечивающих государственную безопасность. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- определить понятие государственной безопасности;
- рассмотреть понятие и систему органов государственной безопасности;
- проанализировать Федеральную службу безопасности
- охарактеризовать Федеральную службу войск национальной гвардии.
Учитывая комплексный общетеоретический аспект исследования, автор использовал современные общенаучные и специальные методы познания: диалектического, исторического, сравнительно-правового, логического, системного анализа и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Государственная безопасность - это состояние защищенности государства, общества и его граждан от проявлений различных действий, направленных на подрыв конституционных основ Российского государства, нарушение прав и свобод человека и гражданина в РФ, которое обеспечивается специально создаваемыми государственными органами».
Органы государственной безопасности - это вид правоохранительных органов по обеспечению защиты государственного строя от внешних и внутренних угроз, осуществляющих на основе закона в качестве основных функций разведывательную, контрразведывательную деятельность, выявление и расследование преступлений, посягающих на безопасность государства, борьбу с терроризмом и экстремизмом, охрану государственной границы, высших органов государственной власти и должностных лиц, обеспечивающих безопасность специальных видов связи.
Органы, обеспечивающие государственную безопасность, можно разделить на два вида:
- органы общей компетенции. К ним относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Совет Безопасности, Правительство РФ, Верховный суд, Конституционный суд, Прокуратура РФ;
- специализированные органы. К ним относятся различные министерства и ведомства, в частности, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ и др..
В системе правоохранительных органов, участвующих в обеспечении государственной безопасности, одно из ведущих мест отводится Федеральной службе безопасности РФ.
ФСБ России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов; обеспечивает информационную безопасность РФ и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Деятельность ФСБ РФ по обеспечению безопасности представляет собой осуществляемые на основе законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с учетом секретности, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств специальные действия по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Росгвардия образована в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Реализуя данные правоохранительные функции, Росгвардия наделяется статусом федерального органа исполнительной власти, на который также возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны.
По своему правоохранительному компетенционному потенциалу Росгвардия среди федеральных органов исполнительной власти занимает место в одном ряду с МВД России и ФСБ России. Такой вывод вытекает из перечня задач, выполнение которых возлагается на войска национальной гвардии. Например, совместное участие с другими «силовыми» структурами в борьбе с терроризмом, совместное с МВД участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, оказание содействия пограничным подразделениям ФСБ в охране государственной границы РФ. Решение других задач войсками национальной гвардии также предполагает непосредственное взаимодействие как с органами внутренних дел, так и с органами федеральной службы безопасности. В этой связи возникает объективная необходимость правового урегулирования порядка координации и взаимодействия войск национальной гвардии с органами внутренних дел и федеральной службой безопасности, соответствующими межведомственными соглашениями.
Важным условием успешного выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, является соответствие военнослужащих (сотрудников) предъявляемым к ним требованиям. Что касается лиц, поступающих на государственную гражданскую службу в войска национальной гвардии, то логично предположить, что порядок их поступления на службу и предъявляемые к ним требования определяются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В то же время указания на это в Законе о национальной гвардии не содержится.
По нашему мнению, решение вопроса является важным, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 2 ч. 1 ст. 16) на службу в данные правоохранительные органы могут поступать лица, имеющие судимость, пусть снятую или погашенную. В том числе при поступлении на государственную гражданскую службу в данные правоохранительные органы не предусмотрено прохождение опроса с использованием полиграфа. Считаем, что это не согласуется со спецификой правоохранительной деятельности.
1. Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (Заключено в г. Душанбе 06.10.2007) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 2. С. 5 - 10.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
8. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.
9. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799.
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
11. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 1940.
12. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
13. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
14. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения 04.04.2018).
15. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 22.12.2017) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, № 33, ст. 3254.
16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
17. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2072.
18. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 10.10.2016, № 41, ст. 5802.
19. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 23.02.2018) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.11.2010, № 47, ст. 6166.
20. Приказ Росгвардии от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208821/ (дата обращения 04.04.2018).
21. Приказ Росгвардии от 15.05.2017 № 139 «О порядке отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, определения соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам Российской Федерации, поступающим на военную службу по контракту, и об установлении требований по уровню образования, квалификации и физической подготовки для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации и определения соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам Российской Федерации, поступающим на военную службу по контракту») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56528/ (дата обращения 04.04.2018).
22. Закон СССР от 16.05.1991 № 2159-1 «Об органах государственной безопасности в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991, № 22, ст. 630 (утратил силу).
23. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, ст. 769 (утратил силу).
Научная и специальная литература
24. Аникин С.Б., Агафонова Н.Ю., Воробьева Д.С. Вопросы правового регулирования деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6 (119). - С. 122-128.
25. Винокуров В.А. Безопасность государства: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 12. - С. 33-36.
26. Винокуров В.А., Немченко С.Б. Комплексная безопасность в Арктике: понятия и термины // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 3(64). - С. 52-62.
27. Володин А.В. Государственная безопасность – основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012. № 2 (30). - С. 114-119.
28. Вольтер О.В., Свешников В.П. Государственная безопасность Российской Федерации: угрозы и средства обеспечения государственной безопасности // Состояние и перспективы развития юридической науки на современном этапе: материалы II всероссийской конференции. 2016. - С. 28-32.
29. Гулягин А.Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции: дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2014. – 447 с.
30. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы / под ред. К. Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2013. - 440 с.
31. Дунаева А.И. Роль федеральной службы безопасности (ФСБ) в системе национальной безопасности Российской Федерации // СМАЛЬТА. 2015. № 1. - С. 87-88.
32. Есипов В.А. Понятие и основные модели органов государственной безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 35-41.
33. Занко Т.А. Анализ изменений системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (2004–2016 гг.) // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. - С. 636-639.
34. Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации // Юридические науки. 2011. № 2. – С. 65-70.
35. Костенко М.А., Орлова Е.С. Правоприменительная деятельность: понятие, признаки и стадии осуществления // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4. – С. 97-101.
36. Морозов Ю.В. Деятельность федеральной службы безопасности российской федерации по обеспечению безопасности: проблемы теоретического обоснования // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2016. № 3 (12). - С. 30-35.
37. Петухов Р.Б. Понятие «безопасность государства» в системе норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации // Российский следователь. 2013. № 17. - С. 32-35.
38. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.П. Килловой, Н.Г. Стойко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 455 с.
39. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2013. - 176 с.
40. Семенихин С.С. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - как новый орган исполнительной власти // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-1. - С. 225-227.
41. Сипок Р.П. Система органов власти обеспечивающих государственную безопасность Российской Федерации // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2013. № 1 (33). - С. 151-156.
42. Тарасова М.А. Органы безопасности в механизме Российского государства // Гражданин и право. 2012. № 10. - С. 33-37.
43. Торжественный вечер, посвященный Дню войск Росгвардии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54115 (дата обращения 04.04.2018).
44. Харченко О.В. Понятие и виды правоохранительной государственной службы // Российский следователь. 2011. № 14. - С. 34-36.
45. Чернышев А.И. Основные направления государственного регулирования правоохранительной деятельности в России // Административное право и процесс. 2017. № 2. - С. 35-38.
46. Шелепова С.А. Федеральная служба безопасности в системе правоохранительных органов в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2008. - 223 с.