Взаимосвязь здорового образа жизни и личностной зрелости у студентов гуманитарного вуза (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет.
Выборка. 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования здорового образа жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 6
1.1 Понятие и компоненты здорового образа жизни в психологии 6
1.2 Сущность и показатели личностной зрелости 9
1.3 Здоровый образ жизни и личностная зрелость студентов в современных психологических исследованиях 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Эмпирическое исследование отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации педагогам и студентом по созданию здорового образа жизни и повышения уровня личностной зрелости 26
Выводы по второй главе 32
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов: 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 39
Выборка. 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования здорового образа жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 6
1.1 Понятие и компоненты здорового образа жизни в психологии 6
1.2 Сущность и показатели личностной зрелости 9
1.3 Здоровый образ жизни и личностная зрелость студентов в современных психологических исследованиях 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Эмпирическое исследование отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации педагогам и студентом по созданию здорового образа жизни и повышения уровня личностной зрелости 26
Выводы по второй главе 32
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов: 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 39
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества возрастает актуальность формирования в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Здоровье каждого индивида и общества в целом имеет невероятную ценность. Это тот дар, который мы получаем с рождения. Здоровье лишь можно восстанавливать, сохранять, приумножать и оберегать. Особенную актуальность приобретает проблема формирования здорового образа жизни в студенческом возрасте, когда личность уже достигает определенного уровня зрелости.
Чтобы эффективно реализовывать ЗОЖ, крайне важно принимать в расчет такие отличительные характеристики, как возраст, пол, социальная принадлежность, семейное положение и семейные традиции, отличия в условиях жизни и труда, степень материальной заинтересованности, личностную мотивацию и т.д. Поэтому при построении общего плана для ведения ЗОЖ не следует забывать корректировать его при необходимости, подстраиваясь под физиологические или психологические особенности того или иного человека. Немаловажное значение в процессе формирования ЗОЖ имеет личностная зрелость.
Степень разработанности проблемы. Проблема здоровья и здорового образа жизни как главной ценности современного общества имеет междисциплинарный характер и раскрыта в научных трудах С. П. Голышенкова, И. В. Журавлевой, Ю. В. Науменко, М. А. Якунчева, и др. Сущность понятия и показатели личностной зрелости охарактеризованы в исследованиях Н. Л. Нагибина, Е. В. Сараевой, М. А. Щукиной и др. Д. А. Кольцов, Е. А. Семенова, Г. С. Туманян и др. определили зависимость отношения к здоровому образу жизни от уровня личностного роста студентов.
Цель исследования – изучить особенности отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Объект исследования – здоровый образ жизни и личностная зрелость.
Предмет исследования – отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Гипотеза исследования: у студентов с разным уровнем личностной зрелости разное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и показатели здорового образа жизни.
2. Дать определение понятию «личностная зрелость».
3. Охарактеризовать состояние проблемы отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью в психологических исследованиях.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала диагностики личностной зрелости» Е. В. Ковалевской.
2. Методика «Индекс отношения к здоровью» (В. Ясвин, С. Дерябо).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет (далее – АлтГПУ) г. Барнаула.
Выборка: 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по коррекции отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключение, списка литературы, приложений.
Чтобы эффективно реализовывать ЗОЖ, крайне важно принимать в расчет такие отличительные характеристики, как возраст, пол, социальная принадлежность, семейное положение и семейные традиции, отличия в условиях жизни и труда, степень материальной заинтересованности, личностную мотивацию и т.д. Поэтому при построении общего плана для ведения ЗОЖ не следует забывать корректировать его при необходимости, подстраиваясь под физиологические или психологические особенности того или иного человека. Немаловажное значение в процессе формирования ЗОЖ имеет личностная зрелость.
Степень разработанности проблемы. Проблема здоровья и здорового образа жизни как главной ценности современного общества имеет междисциплинарный характер и раскрыта в научных трудах С. П. Голышенкова, И. В. Журавлевой, Ю. В. Науменко, М. А. Якунчева, и др. Сущность понятия и показатели личностной зрелости охарактеризованы в исследованиях Н. Л. Нагибина, Е. В. Сараевой, М. А. Щукиной и др. Д. А. Кольцов, Е. А. Семенова, Г. С. Туманян и др. определили зависимость отношения к здоровому образу жизни от уровня личностного роста студентов.
Цель исследования – изучить особенности отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Объект исследования – здоровый образ жизни и личностная зрелость.
Предмет исследования – отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Гипотеза исследования: у студентов с разным уровнем личностной зрелости разное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и показатели здорового образа жизни.
2. Дать определение понятию «личностная зрелость».
3. Охарактеризовать состояние проблемы отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью в психологических исследованиях.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала диагностики личностной зрелости» Е. В. Ковалевской.
2. Методика «Индекс отношения к здоровью» (В. Ясвин, С. Дерябо).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет (далее – АлтГПУ) г. Барнаула.
Выборка: 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по коррекции отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключение, списка литературы, приложений.
Потребность в здоровом образе жизни вкачает в себя такие компоненты, как: систему питания, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и закаливающие упражнения. Здоровый образ жизни для молодых людей должен основываться на принципах нравственности, быть рационально организованным, активным и закаливающим, и в то же время защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Соблюдение принципов здорового образа жизни является необходимым условием в современном обществе.
Психологическая зрелость личности – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки. Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что зрелость личности является сложным феноменом, отражающим различные аспекты ее функционирования. К показателям личностной зрелости в студенческом возрасте можно отнести такие, как готовность к принятию ответственности, осознанность и рефлексивность, широта связей с миром, позитивные межличностные отношения. Слабо сформированной оказывается в этом возрасте направленность на саморазвитие; в структуре целостности и конгруэнтности отмечается конфликтный характер соотношения основных составляющих, невыраженными оказываются параметры самоуправления и самоорганизации жизни, имеются трудности с определением целей жизни, толерантностью, нравственным сознанием, гуманистические ценности характеризуются конфликтным характером.
Основным выводом по результатам проведенного исследования является то, что у студентов с разным уровнем личностной зрелости сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни, однако студенты с низким и средним уровнем личностной зрелости, в силу разных причин – нехватка времени, отсутствие упорства и т.д., не занимаются здоровым образом жизни. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических вузов со средним и низким уровнями личностной зрелости.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Психологическая зрелость личности – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки. Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что зрелость личности является сложным феноменом, отражающим различные аспекты ее функционирования. К показателям личностной зрелости в студенческом возрасте можно отнести такие, как готовность к принятию ответственности, осознанность и рефлексивность, широта связей с миром, позитивные межличностные отношения. Слабо сформированной оказывается в этом возрасте направленность на саморазвитие; в структуре целостности и конгруэнтности отмечается конфликтный характер соотношения основных составляющих, невыраженными оказываются параметры самоуправления и самоорганизации жизни, имеются трудности с определением целей жизни, толерантностью, нравственным сознанием, гуманистические ценности характеризуются конфликтным характером.
Основным выводом по результатам проведенного исследования является то, что у студентов с разным уровнем личностной зрелости сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни, однако студенты с низким и средним уровнем личностной зрелости, в силу разных причин – нехватка времени, отсутствие упорства и т.д., не занимаются здоровым образом жизни. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических вузов со средним и низким уровнями личностной зрелости.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета (Алтайский государственный педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ
ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Семейные перспективы девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое время военнослужащих участников боевых действий в Сирии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом
«сахарный диабет»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое время военнослужащих-участников боевых действий в САР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯHИE СУБЪЕКТНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Переживание одиночества девушками юношеского возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020



