Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь здорового образа жизни и личностной зрелости у студентов гуманитарного вуза (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45618

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Алтайский государственный педагогический университет.
Выборка. 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования здорового образа жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 6
1.1 Понятие и компоненты здорового образа жизни в психологии 6
1.2 Сущность и показатели личностной зрелости 9
1.3 Здоровый образ жизни и личностная зрелость студентов в современных психологических исследованиях 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Эмпирическое исследование отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации педагогам и студентом по созданию здорового образа жизни и повышения уровня личностной зрелости 26
Выводы по второй главе 32
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов: 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 39


Актуальность исследования. В современных условиях развития общества возрастает актуальность формирования в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Здоровье каждого индивида и общества в целом имеет невероятную ценность. Это тот дар, который мы получаем с рождения. Здоровье лишь можно восстанавливать, сохранять, приумножать и оберегать. Особенную актуальность приобретает проблема формирования здорового образа жизни в студенческом возрасте, когда личность уже достигает определенного уровня зрелости.
Чтобы эффективно реализовывать ЗОЖ, крайне важно принимать в расчет такие отличительные характеристики, как возраст, пол, социальная принадлежность, семейное положение и семейные традиции, отличия в условиях жизни и труда, степень материальной заинтересованности, личностную мотивацию и т.д. Поэтому при построении общего плана для ведения ЗОЖ не следует забывать корректировать его при необходимости, подстраиваясь под физиологические или психологические особенности того или иного человека. Немаловажное значение в процессе формирования ЗОЖ имеет личностная зрелость.
Степень разработанности проблемы. Проблема здоровья и здорового образа жизни как главной ценности современного общества имеет междисциплинарный характер и раскрыта в научных трудах С. П. Голышенкова, И. В. Журавлевой, Ю. В. Науменко, М. А. Якунчева, и др. Сущность понятия и показатели личностной зрелости охарактеризованы в исследованиях Н. Л. Нагибина, Е. В. Сараевой, М. А. Щукиной и др. Д. А. Кольцов, Е. А. Семенова, Г. С. Туманян и др. определили зависимость отношения к здоровому образу жизни от уровня личностного роста студентов.
Цель исследования – изучить особенности отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Объект исследования – здоровый образ жизни и личностная зрелость.
Предмет исследования – отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Гипотеза исследования: у студентов с разным уровнем личностной зрелости разное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и показатели здорового образа жизни.
2. Дать определение понятию «личностная зрелость».
3. Охарактеризовать состояние проблемы отношения к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью в психологических исследованиях.
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности отношение к здоровому образу жизни студентов педагогического вуза с разной личностной зрелостью.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала диагностики личностной зрелости» Е. В. Ковалевской.
2. Методика «Индекс отношения к здоровью» (В. Ясвин, С. Дерябо).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет (далее – АлтГПУ) г. Барнаула.
Выборка: 60 студентов АлтГПУ 2-3 курсов в возрасте от 19 до 22 лет; из них 41 девушка, 19 юношей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по коррекции отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей отношения студентов со средним и низким уровнями личностной зрелости к здоровому образу жизни.. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключение, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Потребность в здоровом образе жизни вкачает в себя такие компоненты, как: систему питания, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и закаливающие упражнения. Здоровый образ жизни для молодых людей должен основываться на принципах нравственности, быть рационально организованным, активным и закаливающим, и в то же время защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Соблюдение принципов здорового образа жизни является необходимым условием в современном обществе.
Психологическая зрелость личности – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки. Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что зрелость личности является сложным феноменом, отражающим различные аспекты ее функционирования. К показателям личностной зрелости в студенческом возрасте можно отнести такие, как готовность к принятию ответственности, осознанность и рефлексивность, широта связей с миром, позитивные межличностные отношения. Слабо сформированной оказывается в этом возрасте направленность на саморазвитие; в структуре целостности и конгруэнтности отмечается конфликтный характер соотношения основных составляющих, невыраженными оказываются параметры самоуправления и самоорганизации жизни, имеются трудности с определением целей жизни, толерантностью, нравственным сознанием, гуманистические ценности характеризуются конфликтным характером.
Основным выводом по результатам проведенного исследования является то, что у студентов с разным уровнем личностной зрелости сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни, однако студенты с низким и средним уровнем личностной зрелости, в силу разных причин – нехватка времени, отсутствие упорства и т.д., не занимаются здоровым образом жизни. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических вузов со средним и низким уровнями личностной зрелости.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Беляев, Г. С. Психогигиеническая саморегуляция [Текст] / Г. С. Беляев, – Санкт-Петербур : Питер, 2014. – 416 с.
2. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер . – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
4. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
6. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
7. Егорова, Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности : опыт отечественного и зарубежного образования [Текст] / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
8. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. – Москва : Наука, 2016. – 238 с.
9. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
10. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
11. Казанцева Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов [Текст] / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. – 2012. – Т. 23. – № 6. – С. 51-59.
12. Казин, Э.М. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности [Текст] / Э.М. Казин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9. – С. 30 – 36.
13. Касимов, Р.А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни [Текст] / Р.А. Касимов // Ярославский педагогический вестник – 2010. – № 2. – С. 48-53.
14. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М. Козубовский. – Минск .: Амалфея, 2014. – 506 с.
15. Кольцов, Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека [Текст] / Д. А. Кольцов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31.
16. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
17. Лебедева-Несевря, Н.А. Социология здоровья [Текст] / Н. А. Лебедева-Несевря, С. С. Гордеева ; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – 238 с.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
19. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
20. Любимова, Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности [Текст] / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 64-72
21. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
23. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : Монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – С. 8-47.
24. Нагибина, Н. Л. Психология типов. Системный подход [Текст] / Н. Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
25. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование : идеи и основные понятия [Текст] / Ю. В. Науменко // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
26. Пекина, О. В. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» [Текст] / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
27. Платаш, Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля [Текст]: дисс. … к. пед. н. / Е. Ф. Платаш. – Ставрополь, 2011. – 189 с.
28. Роджерс, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 856 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
30. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
31. Семенова, Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа [Текст]: автореф. дисс. … к. психол. н. / Е. А. Семенова.– Иркутск, 2013. – 24 с.
32. Серикова, Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности [Текст] / Л.А. Серикова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
33. Соколовская, О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе [Текст] : дисс. … к. психол. н. / О. К. Соколовская. – Ярославль, 2010. – 187 с.
34. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. – Москва : Академия, 2016. – 336 с
35. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
36. Щукина, М. А. Саморазвитие личности [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
37. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва: Интерпракс, 2015. – 288 с.
38. Якунчев, М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию [Текст] / М. А. Якунчев, С. П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 2. – С. 21-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ