Введение 11
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. Педагогические технологии в содержании ФГОС 14
1.2. Общая характеристика современных педагогических технологий 27
1.3. Учет возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в
8 классе 49
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ: ПРИРОДА РОССИИ» (8 КЛАСС) 58
2.1. Технологии критического мышления в процессе обучения физической
географии России 58
2.2. Использование технологий развивающего обучения при формировании
ключевых компетенций на уроке географии 68
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСЬМОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Список использованных источников и литературы 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Углубление и расширение информатизации современного общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно - техническим прогрессом, ставят перед российским образованием задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, формированию умений не приспосабливаться, а созидать, создавать новое.
В наше время приоритеты в обучении смещаются: от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Решаются эти задачи, прежде всего, через организацию учебной деятельности в системе образования. Опыт преподавания в современной школе все больше убеждает, что эффективным может быть только то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным не только приобретать, но и применять и преобразовывать знания.
Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразование знаний - креативностью, общими творческими способностями.
Одной из основных целей современного профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, обладающего социальной и профессиональной мобильностью. Повышение качества образования является одной из важнейших задач, и поэтому образовательные результаты в настоящее время характеризуются не только суммой усвоенных знаний и умений, но и опытом деятельности по применению знаний для решения нестандартных профессиональных задач и ситуаций. Это в полной мере относится и к профессиональному педагогическому образованию.
Образовательный процесс представляет собой непрерывное решение педагогических (образовательных) задач. Образовательный процесс имеет дело с постоянно изменяющейся ситуацией в обучении, воспитании и развитии. Для решения возникающих задач необходимо иметь достаточный набор методов достижения поставленных целей, развитый инструментарий, в том числе и для оптимального их выбора.
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий. Функция преподавателя в рамках образовательного процесса — обеспечение последовательных технологических операций, организация и контроль деятельности учащихся. Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности учащихся определяет дидактический процесс.
Цель исследования: рассмотреть современные педагогические технологии и показать эффективность их применения в процессе изучения курса «География: Природа России» (8 класс)».
Объектом исследования являются современные педагогические технологии.
Предмет исследования - использование современных педагогических технологий при изучении курса «География: Природа России» (8 класс)
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- дать характеристику современных педагогических технологий;
- раскрыть роль современных педагогических технологий в осуществлении деятельностного подхода и формировании ключевых компетенций согласно требованиям ФГОС ООО;
- провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности применения современных педагогических технологий на уроках географии в 8 классе.
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- педагогический эксперимент: наблюдение ,беседы, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение, обработка результатов исследования.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования непосредственно в учебном процессе при изучении курса «География: Природа России» (8 класс) в общеобразовательном учреждении.
Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения , 2х глав, заключения, списка литературы, приложения.
Работа содержит страниц текста, таблиц, диаграмм,приложений.
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 с.
2. Браус Дж. А. Инвайроментальное образование в школах / Дж. Браус, Д. Вуд; Пер. с англ. - СПб.: ИЦ СПбГМТУ, 2014. - 500 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982, С. 14.
4. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пр., 2013. - 656 с.
5. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 428 с.
6. Горбич, О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И. Горбич. - М.: ВК, 2012. - 144 с.
7. Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
8. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
9. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
10. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.
11. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
12. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. - 1995. - № 2.- C. 50-55.
13. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.
14. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 - 2002.
15. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Учпедгиз, 1948.
16. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
17. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 с.
18. Методика обучения географии в школе /под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.
19. Методическая разработка по географии "Формирование познавательных УУД на уроках географии" Букина Т.В.
20. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 с.
21. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт- Петербурга в рамках междунар. проекта] / И.В. Муштавинская // Методист. - 2002. - № 2. - C. 30-35.
22. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. - 2005 - №5 с.13-21.
23. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
24. Параграф 1.3 Васляева Лада Юрьевна, Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения
25. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред.
Э.С.Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г. - 128с.
26. Педагогические мастерские: теория и практика. - Спб., 1998. - 318 с.
27. Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
28. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
29. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
30. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2004г.
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол.С56 авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. - М . : К Н О Р У С , 2010. - 432 с.
35. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.