Введение 3
1. Теоретические аспекты ритейлового бизнеса банка 6
1.1. Понятие и особенности ритейлового бизнеса банка 6
1.2. Классификация банковских розничных услуг 13
1.3. Организация, построение и управление ритейловым бизнесом банка 18
2. Комплексный анализ банковского ритейла в Российской Федерации 27
2.1. Макроэкономический обзор развития розничного бизнеса в
банковском секторе 27
2.2. Оценка ритейлового банковского бизнеса по материалам ПАО КБ
«Восточный» 46
3. Перспективы развития ритейлового банкинга 66
3.1. Прогнозирование эффективности ритейлового бизнеса в ПАО КБ
«Восточный» посредством эконометрической модели 66
3.2. Зарубежный опыт ритейлового банковского бизнеса и возможность
его адаптации в России 75
Заключение 85
Список литературы 91
Приложения
В современных условиях, когда корпоративные контрагенты кредитных организаций уже поделены между банками, то острая конкурентная борьба коммерческих банков ведется за розничного клиента, который обладает качественными характеристиками, для полноценного партнерства с банком по интересующим клиента услугам и продуктам. Розничные клиенты более маневренны и мобильны, чем корпоративные клиенты, а потому в стратегии развития большинства отечественных банков основной акцент делается на рост розничных операций в перспективе.
Кредитные организации отчетливо осознают, что ритейловый банковский бизнес более рискованный, но и более доходный вид направления, в сравнении с корпоративным сегментом. Кроме того, в ритейловом направлении кредитных организаций услуги и продукты совершенствуются чаще и масштабнее, чем на корпоративном сегменте. Следовательно, успешность ритейлового банковского бизнеса для каждой кредитной организации, ведущую розничное банковское обслуживание, зависит не только от объемов розничных операций, продуктовой линейки для населения, но и от технологичности и автоматизации проведения операций. Потому управление ритейловым банковским бизнесом в современной архитектуре банковской деятельности является актуальной для всех банковских менеджеров.
Значимости исследования добавляет и то обстоятельство, что в условиях глобализации рынков, сплетения финансовых услуг между различными кредитными и финансовыми учреждениями клиентоориентированная политика банков выстраивается не оптимальным образом, что естественно сдерживает развитие розничного банковского обслуживания. Таким образом, залогом успеха розничной деятельности кредитных организаций на современном этапе является их клиентоориентированная политика и предложение комплекса гибких и дифференцированных услуг и продуктов, которые будут востребованы физическими лицами на протяжении всего периода банковского обслуживания.
Ключевым рычагом, способствующим росту и повышения доверия населения к услугам банков становятся глобализация рынков, в частности экономические и социальные процессы, происходящие в мире, в которую вовлечены и граждане России. В частности наличие в инфраструктуре отечественного банковского рынка представительств зарубежных банков способствует совершенствованию и обновлению розничных банковских услуг, которые дополняются различными бонусными программами. В условиях конкуренции отечественные банки, также вынуждены постоянно мониторить рынок и обновлять ассортимент услуг и продуктов, предлагаем населению. Другим важным компонентом является рост электронных носителей и развития сети Интернет, с помощью которого также можно управлять банковским счетом на расстоянии, совершать различного рода покупки, оплачивать услуги, осуществлять перевод денежных средств и так далее. В таких условиях, клиенты стремятся к удобству банковского обслуживания и выбирают тот банк, который может все это предоставить за невысокую цену.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении современных тенденций ритейлового банковского бизнеса в России. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить необходимые термины в сфере банковского ритейла: понятие, роль, особенности розничного обслуживания в банках;
- охарактеризовать сущность каждой услуги, предоставляемой банками для розничных клиентов;
- рассмотреть систему построения и организации банковского ритейла в кредитных организациях;
- провести анализ макроэкономической ситуации на отечественном рынке розничных банковских операций;
- оценить эффективность политики по реализации услуг и продуктов населению в ПАО КБ «Восточный»;
- рассмотреть возможные перспективы развития розничных услуг в
России за счет опыта зарубежных стран;
- спрогнозировать развитие прибыли ПАО КБ «Восточный» от розничной деятельности посредством эконометрического анализа.
Объектом исследования выступают розничные банковские операции, услуги и продукты.
Предметом исследования является процессы протекающие между банком и физическим лицом в процессе оказания услуги первым последнему.
В качестве информационной базы в работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, специальная литература, материалы кредитных организаций, в частности ПАО КБ «Восточный» и ресурсы глобальной сети Интернет. Среди специальной литературы в работе были использованы монографии, авторефераты диссертаций, книги, учебники и учебные пособия, статьи в периодических изданиях. В работе были приведены статистические данные Банка России, а также других учреждений и организаций, специализирующихся на исследованиях и вопросах в сфере розничных услуг.
В заключении исследования подведем основные итоги работы.
Под банковским ритейлом принято называть деятельность банков по розничной продаже услуг. Опыт зарубежных банков показал, что ритейл является одним из важнейших факторов финансового роста банка, так как позволяет привлекать дополнительные финансовые средства и грамотно их перераспределять, тем самым получать прибыль.
В рамках розничного бизнеса все частные клиенты подразделяются на две большие группы: состоятельные клиенты (VIP-персоны) и широкая рыночная клиентура. Для состоятельных клиентов разрабатываются высококачественные услуги, сочетающиеся с финансовым консультированием и сервисным обслуживанием. Для широкой клиентуры формируется диверсифицированный продуктовый ряд, включающий стандартизированные услуги, чьи параметры меняются в ответ на изменение рыночных условий и потребностей клиентов.
От организации и управления банковского ритейла зависит жизнеспособность кредитной организации, конкурентоспособность как самих услуг и продуктов, так и самого банка. Приведенное в работе определение инструментария ритейлового банковского бизнеса выполнено с использованием системного подхода, который позволил сформировать более широкую познавательную реальность, построить схему управления ритейлового банковского бизнеса исходя из его целостности и выявить наиболее полную типологию его связей.
Ритейловый бизнес придает новый импульс развитию банковской системы. Российские банки предпринимают мощные усилия по расширению ритейлового бизнеса, который сейчас является основным инструментом роста в банковском секторе. Розничные банковские услуги весьма разнообразны. К ним относятся валютные операции, привлечение средств на вклады, расчетно¬кассовое обслуживание, денежные переводы, депозитарии, потребительское кредитование, операции с драгоценными металлами и камнями, брокерские и консультационные услуги, страхование.
Анализ тенденций развития банковских услуг в розничном сегменте России показал, что за 2016-2017 гг. наиболее популярные и востребованные населением банковские операции увеличиваются. В ходе анализа по каждой розничной услуге и продукту были сделаны выводы в отношении темпов роста, в динамике растет спрос населения на операции по банковским картам (за 2016-2017 гг. темп роста составил 153,2%), на кредитные продукты банков (темп роста объемов кредитования составил за этот же период 157,5%). Чуть меньшую активность население показало в отношении вложений своих средств на вклады, открываемые в банках (темп роста вкладов населения за два года составил 112,2%), тогда как населением меньше проводятся переводы без открытия банковского счета плательщика (темп снижения за 2016-2017 гг. составил 17,8%), физические лица стали меньше размещать свои средства на счетах, которые не приносят ощутимого дохода, как вклады (темп снижения за два года составил 30,2%), и физические лица стали меньше приобретать сберегательные сертификаты (темп снижения за этот же период составил 32,1%). Также определено, что наблюдается рост эффективности банковского ритейла, за 2017 г. выросла рентабельность кредитования, снизилась стоимость средств населения, а также упали риски кредитования.
Следовательно, для населения особую привлекательность имеют такие банковские услуги банков, как вкладные и кредитные операции, а также банковские карты. Розничный сегмент стал все больше использовать банковские продукты для удовлетворения своих потребностей, и связь банка с населением становится более близкой, чем это было раньше, когда население России меньше доверяло финансовым институтам.
Проведенный анализ на микроуровне (по материалам ПАО КБ «Восточный») показал, что розничный сегмент для Банка имеет ключевое значение, является стратегическим направлением развития Банка в части активных операций, поскольку на долю розничных ссуд приходится свыше 50% всех активов Банка. В сегменте привлечения ресурсов вклады населения играют также большую роль, и привлеченные средства от населения выросли в анализируемом периоде, тогда как розничные кредиты снизились в рассматриваемо периоде. Банк активно развивает потребительские кредиты и слабо представлен на рынке ипотечных и автокредитов, хотя и в этом направлении имеются положительные сдвиги.
Говоря об эффективности продаж банковских услуг и продуктов в деятельности ПАО КБ «Восточный» было замечено, что наблюдается снижение чистых процентных доходов от депозитно-кредитного направления, но при этом растут доходы комиссионного типа, что улучшает ритейловый бизнес с позиции диверсификации, при этом отдельные показатели эффективности - как чистый процентный спрэд по депозитно-кредитным операциям напротив, вырос, единственно негативным моментом в деятельности Банка является рост просроченной задолженности по кредитам населения.
Также отметим, высокие конкурентные позиции ПАО КБ «Восточный» в банковском секторе по профильным для Банка операциям с физическими лицами, в частности на начало 2018 г. ПАО КБ «Восточный» занимал 16 место по розничному кредитному портфелю и 23 позицию по вкладам населения. Однако тренды ритейлового банковского бизнеса у Банка в анализируемом периоде отличались от поведения банковского сектора на розничном рынке. В частности у российских банков кредитный портфель населения рос, а у ПАО КБ «Восточный» наблюдается снижение кредитного портфеля населения. Вклады физических лиц в российских банках рос темпами выше, чем у анализируемого банка. Следовательно, в динамике Банк в розничном сегменте несколько позиций потерял, возможно, это связано с тем, что у ПАО КБ «Восточный» в анализируемом периоде трансформировалась стратегия ритейлового бизнеса.
В рамках стратегии ПАО КБ «Восточный», утвержденной весной 2015 г., в 2016-2017 гг. продолжился переход на модель мультирегионального розничного банка с широкой продуктовой линейкой и набором услуг. Наблюдается смещение фокуса ритейлового бизнеса с экспресс-кредитования на активное развитие кредитов с более низким риск-профилем. Приоритетными задачами Банка в этом бизнесе являются оптимизация и повышение операционной эффективности каналов продаж, развитие продуктовой линейки, в том числе разработка и внедрение новых продуктов, адаптированных под текущие потребности клиентов и являющихся оптимальными для бизнеса с точки зрения соотношения доходности и принимаемых рисков.
Кроме того Банк развивал направление продаж существующим клиентам как наиболее устойчивое к экономической турбулентности. Основные усилия в этой области ПАО КБ «Восточный» были сфокусированы на автоматизации процессов, развитии аналитики (для чего активно развивается CRM-витрина данных и система по управлению кампаниями на базе SAS MA) и активизации работы с клиентской базой за счет кросс-продаж через все возможные каналы.
Улучшение системы розничного банковского бизнеса в ПАО КБ «Восточный» при сохранении широкой, масштабной и разветвленной сети подразделений в рамках реализации действующей стратегии должен благоприятно отразиться на качестве обслуживания населения.
С целью определения прогнозных показателей ритейлового бизнеса Банка было принято решение применить инструменты эконометрического анализа где в качестве результирующего показателя выступала процентная прибыль по депозитно-кредитным операциям Банка на розничном направлении. В качестве переменных были факторы, которые формирует спрос розницы на банковские услуги и продукты Банка и предложения Банка в рамках данного спроса показателей - объем ресурсной базы Банка от населения и выданные кредиты населению.
Модель показала, что для достижения адекватности модели необходимо из выборки факторов исключить два фактора, после которого было получено уравнение регрессии, на основе которого спрогнозированы величины процентной прибыли Банка. Модель показала свою погрешность на уровне 2,77%, что меньше 5%, заданной погрешности. Определено, что в 2018 г. процентная прибыль Банка по розничным операциям с большей вероятностью вырастет и в следующем 2019 г. показатель только увеличится. Однако по итогам 2018 г. показатель не достигнет уровня 2015-2016 гг. Более того, из модели обнаружено, что в 2018 г. и 2019 г. процентная прибыль Банка по розничным операциям не достигнет докризисных уровней (2013 г. и 2014 г.). Следовательно, изменение объема прибыли Банка по розничным операциям зависит от большого числа банковских и небанковских факторов. Анализ показал, что именно кредитное направление ПАО КБ «Восточный» оказывает решающее влияние на величину прибыли Банка, кроме того сильнодействующими факторами выступают ставки по вкладным и кредитным операциям, которые установлены на рынке, а также уровень жизни контрагентов.
Розничный банковский бизнес играет важную роль для всего банковского сектора. Благодаря ритейлу многие банковские услуги совершенствуются, улучшается качество обслуживания, обновляется продуктовая линейка, апробируются новые технологические процессы автоматизации, которые в последующем внедряются и для корпоративного обслуживания.
Для самого розничного сегмента банковские услуги также имеет важное значение, поскольку благодаря банковскому ритейлу многие потребности населения удовлетворяются в необходимых объемах в нужное время. Кроме этого за счет таких продуктов и услуг, как электронный банкинг и пластиковые карты, физические лица все чаще и больше стали оплачивать свои платежи на дистанционном уровне, что также увеличивает доверие населения к кредитным организациям. Вклады населения играют ключевую роль в формировании ресурсной базы банковского сектора. Розничные кредиты также демонстрируют рост в абсолютном плане, в том числе и из-за внедрения новых программ, стимулирующих розницу брать залоговые кредиты.
С учетом этого был проанализирован зарубежный опыт ведения розничного банковского обслуживания и этот обзор показал, что в России есть еще направления совершенствования розничных продуктов и услуг, за счет которых ритейловый банковский бизнес может достичь новых вершин. В частности в США существует разновидность сберегательных счетов, проценты по которым привязаны к колебаниям ставок на денежном рынке, развиваются медицинские сберегательные счета, увеличивается активность клиентов по обслуживанию через домашний банкинг, кроме этого растет использования бонусных чеков при автокредитовании. В Великобритании замечена активность по использованию «home banking» в силу высокой конкуренции на рынке розничных банковских услуг, а также внедрение и прививание клиентам к банковскому ритейлу с юных лет, поскольку ряд банков предлагает сберегательный счет «Young savers account», предназначенный для детей до 11 лет. Кроме того, зарубежными банками активно продаются такие продукты, как структурированный депозит и индивидуальный инвестиционный счет, которые позволяют увеличивать ресурсную базу банков, для последующего размещения долгосрочных кредитов. Именно слабый потенциал долгосрочного кредитования в отечественном банковском секторе называется главной проблемой, следовательно, необходимо постоянно мониторить зарубежные рынки, и перенимать опыт иностранных стран по развитию ритейлового бизнеса.
С каждым годом в России появляются новые услуги и продукты для населения, однако они не так хорошо презентованы для розничных клиентов, чтобы клиент смог показать свой спрос на тот или иной новый продукт для отечественного рынка. Естественно, нужно повышать уровень финансовой грамотности населения, чтобы физические лица могли отчетливо понимать преимущества, недостатки и риски каждой услуги. В этом отношении и банкам также следует поработать над имиджем, не озадачиваясь максимальной продажей и тиражированием услуги и продукта, а доведением до клиента максимальной выгоды от приобретения той или иной услуги. Но, чтобы изменить ментальность, как населения, так и банков, необходима постоянная работа над совершенствованием своей репутации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 31.12.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
3. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7.02.1992 г., № 2300-1 (ред. от 18.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 7.03.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
5. О кредитных историях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2004 г., № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
6. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ (ред. от 3.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
7. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.12.2003 г., № 177 - ФЗ (ред. от 7.03.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
8. О потребительском кредите (займе) [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 21.12.2013 г., № 353-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
9. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 г. № 266-П (ред. от 14.01.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
10. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.06.2012 г., № 383-П (ред. от 5.07.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
11. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 28.06.2017 г., № 590-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 23.05.2018.
12. Виноградова Т.Н. Банковские операции: учебное пособие. М.: «Феникс», 2001. 379 с.
13. Елисеева И.И. Эконометрика. М.: Финансы и статистика, 2011. 344 с.
14. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2016. 176 с.
15. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес: учебное пособие. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2006. 424 с.
16. Коллектив авторов. Розничный банковский бизнес: Бизнес-
энциклопедия. М.: ЦИПСиР, Альпина Паблишер, 2016. 526 с.
17. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика / под общ. ред. Кремера Н.Ш. М.: КНОРУС. 2010. 302 с.
18. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. Банковское дело: Учебник. М.: Кнорус, 2016. 800 с.
19. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. М.: ДЕКА, 2013. 432 с.
20. Носко В.П. Эконометрика (часть 1). М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2011. 672 с.
21. Сплошнов С.В., Давыдова Н.Л. Банковский розничный бизнес. Минск: Вышэйшая школа, 2016. 304 с.
22. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
23. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2015. 171 с.
24. Андреева М.А. Формирование и развитие системы комплексного банковского обслуживания физических лиц в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2009. С. 18.
25. Авдонин Т.Ю. Особенности построения банковского розничного бизнеса за рубежом. // Банковское дело. 2016. № 12. C. 69-72.
26. Бабина Ю.В. Инструментарий ритейлового бизнеса банка // Дайджест- Финансы. 2016. № 4. С. 146-149.
27. Банкет И.В. Технология управления взаимоотношениями с клиентами в сфере розничных банковских услуг // Банковские услуги. 2016. № 3. С. 19-25.
28. Быков А.П. Развитие банковского ритейла в новом цикле роста российской экономики // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 3. С. 65-68.
29. Данилова Т.Н., Данилова М.Н. Сравнительный анализ финансовых инструментов как объектов инвестиционных вложений населения // Финансы и кредит. 2017. № 38. С. 7-17.
30. Едронова П.Н., Крючков О.А. Анализ подходов к классификации банковских услуг // Банковское дело. 2014. № 26. С. 2-6.
31. Ивантер А. Банковский ритейл: забудьте о легких прибылях // Эксперт. 2015. № 49. С. 53-58.
32. Малангуч О.Н. Розничная стратегия коммерческих банков // Финансовое обозрение. 2016. № 35. С. 11-14.
33. Мордвинцева Н.В. Розничный банковский бизнес // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 13. С. 185-189.
34. Нарубина Л.Л. Организация и стратегия построения розничного банкинга // Банковские технологии. 2017. № 8. С. 18-23.
35. Панькин А.С. Структурированные банковские вклады как оптимальный инструмент инвестирования временно свободных денежных средств // Банковское дело. 2017. № 8. С. 56-59.
36. Смирнов А.М. Банковский ритейл // Сборник трудов научной конференции Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Москва. 2017. С. 311-313.
37. Толмаченко А.И. Российский ритейл в поисках эффективных
форматов // Вопросы экономики. 2017. № 4. С. 78-84.
38. Федоров Н.В. Ритейловый бизнес в условиях инновационной
экономики // Точка продаж. 2017. № 5. С. 71-75.
39. Шибаев Р.К. Исследование покупательское поведение в розничном сегменте // Управление магазином. 2016. № 12. С. 39-41.
40. Годовая бухгалтерская отчетность ПАО КБ «Восточный». Режим доступа:https://www.vostbank.ru/about/info/godovaya-bukhgalterskaya-otchetnost/
41. Индивидуальный инвестиционный счет. Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/ wiki/Индивидуальный_инвестиционный_счет
42. Информация о кредитах, предоставленных физическим лицам- резидентам в рублях и в иностранной валюте. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=01&Year=2018&TblID=302-02M
43. Королев О.Г. Современные аспекты повышения эффективности деятельности банков на розничном рынке (российский и зарубежный опыт). Режим доступа:http://www.auditfin.com/fin/2008/2/Korolev/Korolev%20.pdf
44. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Режим доступа: http: //www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst
45. Основные показатели развития национальной платежной системы.
Режим доступа:
http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet001.htm&pid=psrf&sid=ITM_30245
46. ПАО КБ «Восточный». Режим доступа:
http: //www.banki .ru/banks/bank/v-express-bank/
47. Ритейл. Режим доступа:
http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/riteyl/
48. Саркисянц А.А. Пути развития private banking и его российские особенности. Режим доступа:https://www.lawmix.ru/bux/34220
49. Статистический бюллетень Банка России. Режим доступа:
http: //www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs
50. Уровень жизни. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
51. Что такое ИСС? Как открыть ИСС? Режим доступа: http://fb.ru/article/172634/chto-takoe-individualnyiy-investitsionnyiy-schet-kak-otkryit-individualnyiy-investitsionnyiy-schet