Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО

Работа №45587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы исследования трудового потенциала региона 7
1.1 Альтернативные подходы к определению трудового потенциала региона 7
1.2 Понятие и структура трудового потенциала 14
1.3 Показатели состояния трудового потенциала региона 19
2. Содержание методик оценки трудового потенциала региона и их применение
в современных условиях 27
2.1 Системы показателей трудового потенциала региона и их использование в
региональной политике 27
2.2 Реализация методики оценки трудового потенциала региона с учетом его
структуры 38
3. Сравнительный анализ трудового потенциала регионов ПФО и направления
их развития 50
3.1 Особенности трудового потенциала регионов ПФО (на примере Республики
Татарстан и Марий Эл) 50
3.2 Направления развития трудового потенциала регионов ПФО 61
Заключение 70
Список использованной литературы 77
Приложения

Для осуществления важных задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса Российской Федерации во всех регионах определены приоритеты обеспечения рационального использования трудовых ресурсов. Для решения этой задачи требуется объективная оценка трудового потенциала, которыми располагает регион, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и способов эффективного и полного использования трудовых ресурсов исходя из общей заинтересованности общества.
Трудовые ресурсы являются основными факторами производства. Трудовой потенциал и его эффективность влияет на экономический рост в стране и регионах, а его динамика помогает определить прирост трудовых ресурсов. Производительной силой для развития и реализации трудового потенциала выступает совокупность физических и духовных способностей населения, позволяющих ему реализовывать свой потенциал. Актуальность данной темы состоит в том, что в условиях формирования постиндустриального хозяйственного уклада трудовой потенциал некоторых регионов не отвечает потребностям современного этапа развития. Особенно остро стоит вопрос о физиологических особенностях личности (преждевременная смертность, плохое состояние здоровья), а также стоит отметить высокий уровень трудовой миграции населения и высокий уровень безработицы.
Состояние трудового потенциала российских регионов не может быть признано удовлетворительным, что негативно отражается на динамике основных мезоэкономических индикаторов. На наш взгляд, существенным препятствием развития трудового потенциала выступает состояние образовательной системы. Многие вузы готовят кадры высшей квалификации, большинство из которых впоследствии не могут быть востребованы из-за уровня заработной платы, что приводит к отсутствию рабочей силы в одних отраслях и переизбытку в других.
Поскольку эффективное использование трудового потенциала региона - это инструмент регионального развития, источник роста благосостояния населения и качества жизни. В этой связи возникает необходимость изучения закономерностей формирования и использования трудового потенциала, что определило выбор темы работы, ее теоретическую и практическую значимость.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей формирования и реализации трудового потенциала российских регионов (на примере Республики Татарстан и Республика Марий Эл).
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать альтернативные трактовки содержания трудового потенциала.
2. Сформулировать авторское определение трудового потенциала и проанализировать его структуру.
3. Представить характеристику основных показателей трудового потенциала и особенностей их применения на региональном уровне.
4. Обосновать методику оценки трудового потенциала региона с учетом региональных особенностей.
5. Изучить методические подходы к процессу реализации трудового потенциала.
7. Провести сравнительный анализ трудового потенциала регионов ПФО с использованием предложенных методических подходов к его оценке.
8. Разработать направления развития трудового потенциала регионов ПФО.
Объектом исследования является трудовой потенциал региона и закономерности его развития.
Предметом исследования являются инструменты регулирования трудового потенциала российских регионов (на примере Республики Татарстан и Республики Марий Эл).
Новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе сформулированы теоретические и методические подходы к разработке инструментов управления трудовым потенциалом российского региона, а также обоснованы практические рекомендации, направленные на их совершенствования (на примере Республики Татарстан и Республики Марий Эл).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики оценки трудового потенциала, который может быть использован при разработке мер государственного воздействия на факторы формирования и направления развития трудовых ресурсов как источника формирования траектории устойчивого развития региональной экономки.
Теоретической и методической основой исследования являются положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики и регионального развития, В работе использованы положения нормативных правовых актов, регламентирующие трудовые отношения в РФ и ее регионах, монографии, публикации в периодических изданиях и сети Интернет.
Информационной базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики, материалы органов федеральных и региональных органов государственного управления о состоянии трудового потенциала в Республики Татарстан и Республики Марий Эл.
В ходе исследования использованы общенаучные и специальные методы исследования, среди которых: контент-анализ, сбор и обработка статистической информации; наблюдение и сбор фактов; эксперимент; социально-экономическое моделирование; научное абстрагирование; анализ и синтез; индукция и дедукция. При написании ВКР были использованы сравнительный, аналитический, статистический и системный подходы.
Гипотеза исследования заключается в том, что успешное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от содержания и эффективности реализации трудового потенциала, а также от объективности его оценки и достоверности результатов социально -экономического прогнозирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты исследования трудового потенциала, сформулированы альтернативные подходы к его исследованию, приводится система показателей эффективности реализации трудового потенциала.
Во второй главе представлены различные методики оценки трудового потенциала, сформулированы их преимущества и недостатки, а также представлены результаты их применения на примере Республики Татарстан и Республики Марий Эл.
В третьей главе приводится алгоритм реализации методики оценки трудового потенциала региональной экономики, а также сформулированы направления развития трудового потенциала региональной экономики.
В ходе написания работы были задействованы следующие нормативно - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018), Федеральный Закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013г. «О
специальной оценке условий труда» и др. Указанные источники регулируют ключевые вопросы исследования и составляют его нормативно-правовую базу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудовой потенциал является одним из важных компонентов экономического потенциала. Сравнительно давно понятие «потенциал для труда» стало использоваться в экономической литературе. Однако до сих пор ученые придерживаются разных взглядов на трудовые ресурсы и не имеют общего определения. Одним из двух методов, которые экономисты склонны использовать для трудового потенциала, являются «ресурсы» или «факторы». Это является два подхода к пониманию трудового потенциала региональной экономики. В ходе проделанного нами следования, нам удалось найти наиболее четкое понятие трудового потенциала, а также вывести определенную структуру, благодаря которой можно вывести все нужные показатели трудового потенциала региональной экономики.
Теория трудового потенциала до сих пор находится в стадии формирования, однако имеется четкое и сложившееся во всех отношениях понятие трудового потенциала, а главное понять его сущность и емкость. Трудовой потенциал на наш взгляд это совокупность всех демографических, социальных, а также духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые воплощены или могут быть воплощены в рамках и посредством существующей в обществе системы отношений по участию в труде и процессе труда в целом.
Для оценки трудового потенциала региона необходимо опираться на выявленные в ходе исследования три подсистемы, которые содержат в себе основные характеристики реализации трудового потенциала. Они в свою очередь содержат множество показателей, которые служат количественным и качественным аспектом оценки потенциала. Четкую параллель трудовому потенциалу проводит ресурсный потенциал, который служит фактором воспроизводства экономики и имеет также свое четкое определение. Ресурсный потенциал - совокупность, реализуемых и не реализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей
Большой практический интерес представляет рассмотрение трудового потенциала региона с точки зрения повышения эффективности экономики.
Существуют различные методики оценки трудового потенциала, которые анализируют как сам трудовой потенциал. Так и состояние экономики региона в целом. Методика оценки не имеет никаких ограничений и разные авторы приводят свою практику, которые на их взгляд имеют наиболее эффективные результаты. В исследовательской работе уделено внимание трем методикам реализации трудового потенциала. Каждая методика имеет вои характеристики, достоинства и недостатки. Однако, в каждой методике используется оценка также экономического состояния региона, из чего можно сделать заключение, что понятие «трудовой потенциал» и «экономический потенциал» имеют тесную взаимосвязь и зависят друг от друга.
В ходе нашего исследования нами были выделены 3 наиболее известные и используемые методики трудового потенциала. Первая методика заключается в том, что оценка реализации трудового потенциала, находится путем нахождения индексов, которые составляют определенную систему. Данная методика оценки трудового потенциала довольно информативна и служит для характеристики трудового потенциала с абсолютными показателями. В данной методике используются как количественные, так и качественные характеристики, также статистические показатели, которые высчитываются благодаря индексам, индексы служат главными критериями для оценки и анализа трудового потенциала. Благодаря статистическим показателям можно сделать сравнительный анализ нескольких регионов, это является главными преимуществами данного метода.
Из недостатков можно отметить то, что данный метод исследует анализ трудовых ресурсов и фиксируется на определенную дату, а поэтому является моментным показателем, для планирования и экономического прогноза данный метод не всегда пригоден.
Вторая методика заключается в оценке трудового потенциала региональной экономики с помощью социально -экономических показателей, которые служат важной характеристикой, как самих трудовых ресурсов, так и экономики в целом. Преимуществом данного метода в первую очередь является возможность социально-экономической оценки региона и его прогнозирования, так как данный метод используется не на фиксированную дату, как в первой методике, а на определенный период времени , чаще всего годовые интервалы. К недостаткам можно отнести сложность в обработке данных и их нахождение, а также стоит учесть то, что данная методика в первую очередь исследует количественные показатели и в малой степени охватывает качественную характеристику.
И наконец, третья методика, которая используется как в региональной экономике, так и для оценки на уровне государства. Индекс человеческого потенциала отражает наиболее значимые показатели, которые необходимы для оценки трудового потенциала. Преимуществом данной методики является простота и лаконичность, показатели довольно доступны и обработка информации не составляет особого труда. Однако имеется существенный недостаток данной методики. Данная методика в полной мере не может провести оценку трудового потенциала региональной экономики, так как для полного и детального анализа необходимо учитывать более обширный круг показателей. На наш взгляд в данную методику необходимо внести показатели доходов и здравоохранения, а также такие важные экономические показатели, как уровень безработицы и инфляции.
Нами были выбраны именно три представленные методики, так как именно они на наш взгляд могут в более обширной форме раскрыть трудовой потенциал региона.
Трудовой потенциал с позиций системности характеризуется определенной целостностью, набором соответствующих компонентов, иерархичностью структуры и другими признаками, свойственными системным объектам.
Совокупность компонентов трудового потенциала определяется проблемами социально-экономического развития, уровнем интеграции системы реального достижения научно-технической революции, а поэтому число компонентов и их действенность не могут оставаться одинаковыми как во времени, так и в пространстве. Теоретически трудовой потенциал представляет собой целостную модель, развивается путем преодоления возникающих противоречий внутри системы и во взаимодействии с внешней производства, комбинирования, кооперации и т. д. В настоящее время все это недостаточно увязывается с проблемами использования трудовых ресурсов.
В настоящее время потенциал труда Республики Татарстан и Республики Марий Эл находится под сильным влиянием всех основных форм рыночной экономики. Изучение этого влияния должно учитывать качественный состав населения и трудовые ресурсы и отражать потенциал для труда.
Существуют актуальные проблемы развития и реализации трудового потенциала. В Республике Татарстан имеется проблема с качеством здравоохранения и образования. Также актуальна проблема молодежной политике, которая определяет недостаток рабочих мест для молодых специалистов. В Марий Эл ситуация складывается еще сложнее. Несмотря на перечисленные проблемы выше и республики стоит проблема с уровнем жизни и доходов, которая существенно отражается на трудовом потенциале региональном развитии.
Одной из основных проблем управления кадрами является низкий потенциал рабочей силы. Нынешнее развитие и использование потенциала рабочей силы стало основным фактором роста эффективности промышленного производства. Предприятия адаптируются к динамическому уровню внешней среды, поддержанию конкурентоспособности и производству высококачественной продукции.
В контексте информационной экономики этот аспект особенно важен, поскольку результат корпоративной деятельности во многом зависит от качества профессиональной деятельности сотрудников на всех уровнях управления. В настоящее время, по оценкам Федерального бюро статистики, занятость на российском рынке труда сократилась, а численность трудоспособного населения увеличилась. Трудовой потенциал является основной частью экономического потенциала, который регулирует вопросы на рынке труда, а проблема трудоустройства населения является актуальной проблемой в регионах Российской Федерации.
Трудовой потенциал понятие очень многоликое, много ученых так и не смогло сойтись в едином мнении для установления понятия и характеристики трудового потенциала. На наш взгляд, «трудовой потенциал» - это совокупность определенных трудовых ресурсов, запасов, которые могут быть использованы для осуществления целей, и которые в свою очередь приносят пользу.
В результате выполненной нами работы было установлено место Татарстана и Марий Эл по отношению к другим субъектам Российской Федерации и были найдены основные показатели трудового потенциала региона, в сравнении с другими. Проблемы, стоящие в Татарстане Марий Эл не являются глобальными и для и решения необходимо структурировать саму проблему и пытаться решить ее как на региональном, так и на федеральном уровне. Для этого вполне успешно продолжают свое существование государственные программы, благодаря ним нельзя полностью решить все проблемы, они всего лишь помогают контролировать некоторые аспекты, которые нуждаются именно в государственной поддержке.
По нашему мнению, проблема находится в самом уровне жизни населения, и чем выше этот уровень, тем более качественные трудовые ресурсы. Государство должно контролировать демографическую ситуацию в стране, ввести определенные меры поощрения, а также повышать уровень образования и здравоохранения. Ведь именно эти два критерия помогают обществу развиваться и воспроизводить на свет будущие трудовые ресурсы, которые и являются трудовым потенциалом. Эти два критерия особенно значимы для сельской местности, так как именно она является наиболее уязвимой и сильнее всего страдает от нехватки трудовых ресурсов.
Образовательная система должна быть полностью откорректирована, нужно четко иметь понятие о наиболее востребованных профессиях, и делать упор и привлечение молодежи именно к этим специальностям, чтобы не возникла проблема трудоустройства в будущем. От состояния образовательной сферы зависит решение проблем трудоустройства, состояния рынка труда и безработицы. Основными мерами воздействия на образовательную систему являются контроль и учет образовательных учреждений в целом, содействие и реализация в образовательной системе, создание региональных программ в сфере образования.
Ключевым показателем развития трудового потенциала являются действующие государственные программы поддержки, которые помогают определить уровень эффективности развития трудового потенциала региона.
В России имеется достаточное количество трудовых ресурсов. Нами был проанализирован трудовой потенциал республики Татарстан и Марий Эл, и можно отметить, что они немного отстают в развитии трудового потенциала, несмотря на то, что обладает достаточным количеством трудовых ресурсов. Государству предстоит приложить усилия направленные на повышения уровня занятости населения, повышение образовательной и здравоохранительной системы, социальной поддержки граждан и восстановление доверия к власти.



1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря .2001г.
N 197-ФЗ (ТК РФ), ( в послед. ред. Федерального закона от
05.02.2018). garant.ru
2. Федеральный Закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013г. «О специальной оценке условий труда» (в ред. Федеральных законов от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
3. Постановление Правительства РФ № 434 «О целевом проекте
«Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства» 1994г.
4. Постановление от 9 августа 2013 года N 553 Об утверждении государственной программы « Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы» (в редакции Постановлений КМ РТ от 17.02.2014 N 92, от 31.05.2014 N 371, от 05.09.2014 N 643, от 01.12.2014 N936, от 26.03.2015 N 186, от 28.08.2015 N 626, от 25.09.2015 N 710, от 29.12.2015 N 1000, от 24.03.2016 N 160, от 13.08.2016 N 554, от 06.12.2016 N898, от 13.03.2017 N 134, от 13.07.2017 N 479, от 08.09.2017 N 640, от 07.12.2017 N 943, от 24.01.2018 N 35, от 26.02.2018 N 107, от 12.04.2018 N235)
5. Свод правил «Инженерно-экологические изыскания для
строительства» СП 11-102-97 (от 17.08.17)
Статистические материалы.
6. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru.
7. Федеральная служба государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tatstat.ru
8. Федеральная служба государственной статистики по Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// maristat.gks.ru
9. Регионы России. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2017. - С. 1398.
10. Российский статистический ежегодник 2017. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2017. - С. 795.
11. Труд и занятость в России. Статистический сборник. - М..: Росстат,
2016. - С. 637.
12. Здравоохранение в России 2017. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2017. - С. 480.
Монографии и статьи.
13. Айдарова. И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. / Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6. - С. 64.
14. Вершинина. М.А. Оценка демографической ситуации в
современной России. Ист-экон. науч. Журн., 2001. - №10. - С. 111.
15. Габдрахманов. Н.К., Рубцов В.А. Демографический потенциал Республики Татарстан: анализ, оценка, территориальные различия. // Вестник Удмуртского университета: биология, науки о земле. Ижевск, 2012. - №2. - Вып.1 - С.145.
16. Гольдин. М.И. Актуальные проблемы развития трудового
потенциала общества. 1982. - № 5. - С. 223.
17. Гольская. Ю.Н. Оценка влияния транспорта на социально-экономическое развитие регионов / Ю. Н. Гольская, И. А. Кузнецова //Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП).2010. - № 5. - С. 64.
18. Горисов. С.П. О региональных различиях качества рабочей силы / С.П. Горисов // Рекрутинг. 2005. - № 3. - С. 43.
19. Леонидова. Г.В. Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне / Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева // Человек и труд. - 2009. - № 12. - С. 33.
20. Липатова. Е.Д., Юхтанова. Ю.А. Исследование методик оценки трудового потенциала и трудовых ресурсов / Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. - № 21. - С. 40.
21. Магомедов. М.М. Региональные особенности воспроизводства и использования трудового потенциала. 2002. -№ 3. - С. 189.
22. Римашевская. Н.М., Бочкарёва. В.К., Волкова. Г.Н., Мигранова
Л.А. Качество трудового потенциала в регионах России / Народонаселение. 2012. - № 3. - С. 127.
23. Чекмарёва. Е.А. Трудовая деятельность как форма реализации трудового потенциала / Е.А. Чекмарёва // Трудовой потенциал как фактор устойчивого развития территории. 2011. - № 1. - С. 157.
24. Шабунова. А.А. Качество трудовых ресурсов России:
региональный аспект / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. - № 2. - С. 134.
25. Ялбачева. Е.В. Методики расчета и проблемы оценки трудового потенциала региона / Е.В. Ялбачева // Вестник молодых ученых. -2014. - № 3. - С. 134.
Авторефераты диссертаций
26. Гарипова. З.Ф. Эффективность использования трудового потенциала региона. Автореф. Дис. ... канд. экон. наук. - Москва. 2013 - С.28.
27. Егоров. В.Д. Трудовой потенциал: формирования и использование в условиях рыночной экономики. Автореф. Дис. .канд. экон. наук. - Москва, 2004. - С. 86.
Учебные пособия
28. Адамчук. В.В., Ромашов. О.В., Сорокина. М.Е. Экономика и
социология труда. Учебник для вузов. - М.:Юнити, 2017. - С. 280.
29. Адамчук В.В., Кокин. Ю.П., Яковлев. Р.А. Экономика труда. - М.: Финстатинформ, 2015. - С. 237.
30. Волгин. Ю.Г., Одегов. H.A. Экономика труда: социально-трудовые отношения. - М.: Экзамен, 2016. - С. 213.
31. Вечканов. Б.С. Экономическая теория: Учебник - 6 изд. - СПб.: Амиго, 2016. - С. 265
32. Генкин. Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов - 9 изд. - М.:Норма, 2016. - С. 398.
33. Гольдин. М.И. Трудовой потенциал общества. - М.: СПб, 2016. - М.: Экзамен, 2016. - С. 213.
34. Горелов. Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высш. шк., 2017.
- С. 207.
35. Гурьянов. С.Х., Поляков. И.А., Ремизов. К.С. Справочник
экономиста по труду. - М.: Экономика, 2012. - С. 124.
36. Демичева. А.И. Экономика и организация промышленного
производства. - М.: Мысль, 2014. - С. 533.
37. Жуков. Л.И., Горшков. В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. - М.: Финансы и статистика, - 2017. - С. 428.
38. Кистанов. В.В., Копылов. Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.:Финансы и статистика, 2015. - С. 231.
39. Коваленко. Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014. - С.98.
40. Козлова. Л.А., Самуйлова Л.Э., Логинова Ю.А., Рощин Д.Н., Тарасова С.В. Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании.
- М.: Норма, 2010. - С. 237.
41. Кокин. В.А. Экономика труда. - М. : Экономика, 2009. - С. 559.
42. Корнейчук. Б.В. Экономика трудовых ресурсов.- М.:Гардарика,
2017. - С. 286.
43. Кунельский. Л.Э. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов. - М.: Экономика, 2010. - С. 254.
44. Кураков. Л.П., Марков. Ю.К., Степанова. Р.Г. Трудовые ресурсы и занятость населения. М.: Пресс-сервис, 2016. - С. 345.
45. Маслова. И.С. Трудовой потенциал советского общества: Вопросы теории и методологии исследования. - М.:Экзамен, 1987. - С.
14.
46. Мумладзе. Р.Г., Гужина. Г.Н. Экономика и социология труда - М.: КноРус, 2011 - С. 328.
47. Морозова. Т.Г Региональная экономика: Учебник - 4 изд. -
М.:Юнити-Дана, 2017. - С. 103
48. Новицкий. А.П. Население и трудовые ресурсы М.: Мысль, 2005.
- С. 338.
49. Родионов. И.А. Региональная Экономика: Учебн. Пособие - М.:Экзамен, 2014. - С. 288.
50. Сергеева. Г.Л. Эффективное использование трудового потенциала.
- М.: Знание, 1987. - С. 64.
51. Шабунова. А.А. Калачикова. О.Н. Рождаемость и воспроизводство населения. - Вологда, 2011. - С. 224.
52. Хорин. А.Н. Трудовые ресурсы. - М.: Финансы и статистика, 2006.
- С. 396.
Электронные ресурсы.
53. www.government.ru - официальный портал Правительства РФ.
54. www.tatar.ru - официальный портал Правительства Республики Татарстан.
55. www.mari-el.gov.ru - официальный портал Правительства
Республики Марий Эл.
56. www.gks.ru- официальный портал Федеральной службы государственной статистики по Российской Федерации.
57. www.maristat.gks.ru- официальный портал Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.
58. www.tatstat.gks.ru- официальный портал Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
59. www.mert.tatarstan.ru/- официальный сайт Министерства экономики РТ.
60. www.mtsz.tatarstan.ru- официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.
61. www.tolkslovar.ru. - Общий толковый словарь русского языка.
62. www.grandars.ru - энциклопедия экономиста.
63. www.garant.ru - информационно-правовой портал.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ