Введение 3
Глава 1. Общие положения о детских игрушках 5
1.1. Понятие детской игрушки 5
1.2. История развития игрушек и современные направления в производстве игрушек. 8
Глава 2. Классификация и требования, предъявляемые к игрушкам 14
2.1. Различные подходы к классификации детских игрушек 14
2.2. Нормативная база в отрасли детских игрушек и требования, предъявляемые к ним 21
Глава 3. Анализ отечественного рынка детских игрушек 31
Заключение 36
Список литературы 38
Игрушка – это первый предмет, который видит каждый ребенок.
Игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для человека. Она развивает и укрепляет память, представления ребенка, развивает мышление, воображение. В ходе игр дети знакомятся со свойствами и функциями предметов, дают решения предъявленным задачам, проявляют изобретательность, находчивость, наблюдательность, мышление. Роль игр велика также в деле развития речи, бесед детей. Игры воспитывают чувство времени, способствуют абстрактному мышлению, вводя их действия в реальность.
Игрушка – это та материальная база, на которой строится игра. Сегодня с уверенностью можно сказать, что игрушка прямым образом влияет на формирование характера ребенка.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что роль игрушки в культурной и социальной жизни ребенка огромна, она является одним из фундаментальных элементов перехода во взрослую жизнь. Игрушки всесторонне развивают детей, удовлетворяют их потребности в двигательной активности, общении. Игрушка для ребенка является как бы своеобразным окном в мир, где он расширяет свой кругозор, пробуждает любознательность.
Целью данной работы является изучение различных теоретических аспектов детской игрушки (ее понятие, классификация и требования, предъявляемые к ней), а также анализ отечественного рынка детских игрушек.
Задачи работы обусловлены поставленной целью:
– осветить понятие детской игрушки;
– рассмотреть различные подходы к классификации детских игрушек;
– изучить требования, предъявляемые к детским игрушкам;
– проанализировать российский рынок детских игрушек.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава работы «Общие положения о детских игрушках» состоит из двух параграфов, в которых рассмотрены понятие детской игрушки и ее история. Во второй главе «Классификация и требования, предъявляемые к игрушкам», которая состоит из двух параграфов, освещены различные подходы к классификации детских игрушек и требования, предъявляемые к ним по нормативным документам. В третьей главе под названием «Анализ отечественного рынка детских игрушек» рассмотрен рынок детских товаров.
Детская игрушка – это специально изготовленный предмет, который предназначен для игр, обеспечения игровой деятельности детей. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Игрушка имеет общеобразовательное значение и служит цели всестороннего развития детей.
В многочисленной литературе об игрушке есть её разнообразные классификации: по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способу изготовления), по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.
Требования к детским игрушкам в основном сосредоточены в нормах Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» и ГОСТа 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля».
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» вступил в силу совсем недавно, и считается более важным документом в этой области. Его главным предназначением является установление требований к детским игрушкам для защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также для предупреждения действий, которые вводят в заблуждение потребителей детских игрушек об их назначении и безопасности.
Российский рынок детских игрушек до 2014 года рос существенными темпами роста. Мак¬симальным было увеличение этого показателя произошло в 2012 году, тогда про¬дажи выросли на 12,3% по сравнению с прошлым годом. В дальнейшем наблюдался рост продаж, но уже более низкими темпами. По итогам 2014 году продажи достигли своего максимума - более 3 млрд штук игрушек. После этого начался кризис и 2015 год оказался для отечественного рынка провальным - продажи снизились к прошлому году на 9,3%, и составили до 2,7 млрд штук. Но в 2016 году отмечается небольшое увеличение продаж (на 1,5%) .
Росту рынка детских игрушек способствует два фактора. Во-первых, активная государственная политика по поддержке детства и материнства, это увеличило рождаемость детей в нашей стране и повысило спрос на весь ассортимент детских товаров, в том числе и игрушки. Во-вторых, успешно реализуется импортозамещение в этой области производства, Минпромторг России оказывает комплексную поддержку отечественным производителям детских товаров.