Введение 4
1. Теоретические аспекты использования проектных технологий в
учебной методике преподавания географии 6
1.1 Историко-теоретические предпосылки использования проектных
технологий в методике обучения географии 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования проектных
технологий в учебном процессе 31
1.3 Общая характеристика городов и урбанизированных территорий России 35
2. Использование проектных технологий при изучении темы
«Урбанизация в России. Города России» на примере изучения Поволжского экономического района 43
2.1 Социально-экономические факторы, влияющие на развитие
городов Поволжского экономического района 43
2.2 Классификация городов Поволжского экономического района по
функциям 54
3. Обобщение опыта работы по использованию проектных технологий на уроках географии 61
3.1 Использование проектных технологий при изучении темы
«Урбанизация в России. Города России» на примере изучения Поволжского экономического района в 9-ом классе школы 61
3.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Урбанизация
в России. Города России» на примере изучения Поволжского экономического района 64
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что рассматриваются не только историко-теоретические предпосылки использования проектных технологий на уроках географии, но и урбанизация городов Российской Федерации, социально-экономические факторы, влияющие на развитие городов Поволжского экономического района, классификация городов Поволжского экономического района по функциям, а так же использование проектных технологий, при изучении данной темы в 9-ом классе школе.
На данный момент появилась необходимость проектировать учебный процесс с чётко заданными результатами, которые сравнительно легко можно подвергнуть контролю.
Применение проектных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить уровень знаний учащихся, более полно и точно информировать учеников об изучаемом предмете или явлении, расширять арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний, а также давать учащимся свободу выбора при изучении географии.
В состав Поволжского экономического района входят 5 областей и 2 республики, а так же 97 городов, 3 из которых являются городами- миллионерами: Самара, Казань, Волгоград. В данной дипломной работе будут рассмотрены урбанизированные территории Российской федерации, города Поволжского экономического района, факторы урбанизации городов Поволжского экономического района, а так же, классификация городов по функциям.
Цель дипломной работы:
- провести анализ факторов, влияющих на урбанизацию городов Поволжского экономического района, а также анализ темы «Урбанизация России. Города России» для использования проектных технологий в школе.
Задачи:
1) Изучить историко-теоретические предпосылки использования проектных технологий в методике обучения географии;
2) Рассмотреть социально-экономические факторы, влияющие на развитие городов Поволжского экономического района;
3) Рассмотреть классификацию городов Поволжского экономического района по функциям
Объектом исследования являются города Поволжского экономического района и факторы урбанизации.
Предмет исследования:
Изучение городов Поволжского экономического района; рассмотрение социально-экономических факторов, влияющих на развитие городов Поволжского экономического района.
Ожидаемые результаты реализации дипломной работы:
- выявление влияния социально-экономических факторов, влияющих на развитие городов Поволжского экономического района;
- выявление историко-теоретических предпосылок использования проектных технологий в методике обучения географии.
Данная выпускная квалификационная работа направлена на то, что бы изучить использование проектных технологий на уроках географии при изучении темы «Урбанизация в России. Города России» на примере Поволжского экономического района.
В работе были рассмотрены основные историко-теоретические предпосылки использования проектных технологий в методике обучения географии. Был проведен полный анализ исторических предпосылок возникновения самого термина «методика обучения», начиная с Американской школы использования проектных технологий, историей развития проектов, реформаторов, которые использовали всевозможные приемы и методы для улучшения образования и помощи учащимся и
применения их на практике до сегодняшних дней в современной системе образования в Российской Федерации.
Современная система образования включает в себя совершенствованные методы обучения, которые прошли немалый путь своего развития. На данном этапе развития системы образования метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая в себя другие творческие методы.
Таким образом, метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле - как педагогическую проектную технологию, включающую в себя многие методы.
Говоря о проектных технологиях и учитывая суть понятия "проект", мы понимаем его как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на получение результата.
В данной работе также проанализирована урбанистическая ситуация Российской Федерации, а также Поволжского экономического района. Проведен анализ Российских городов по функциям. А так же проделана работа по выявлению факторов, влияющих на размещение крупных городов Поволжского экономического района. Такими факторами являются природный ландшафт, выгодное расположение вблизи населенных пунктов географических объектов, такие как крупные реки, леса, национально - бытовые особенности данного народа, транспортные пути, а также, впоследствии промышленность.
1) Приказ МО РФ от 09.12.94 N 479 "Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях"
2) Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе. Приложение №5 к п. 31 пр. ПБ № 58 от 25. VIII. 1931 г.
Стандарты
3) Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 998 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43432)
4) Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2014 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Книги, монографии
5) Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: Монография /. - Автор-сост. Несговорова Н.П. Курган: Изд-во КГУ, 2012. - ... с.
6) Города России. Взгляд географа / Лаппо Г. М. - М. : Новый хронограф, 2012. - 504 с. - ISBN 978-5-94881-151-2.
7) Каппони, В. Сам себе психолог / В.Каппони, Т.Новак. — СПб.: Питер, 1994. - 220 с.
8) Килпатрик, У.Х. Предисловие / У.Х.Килпатрик, Е.Коллингс Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. т. 10. -379 с.
9) Knoll, M.: Europa - nicht Amerika. Zum Urschprung der Projektmethode in der Paedagogik, 1702-1875. In: Paedagogiche Rundschau 44 (1991). S. 41.58.
10) Wales,C.E. Guided Design / C.E.Wales, R.A.Stager. Morgantown, 1977.
11) Knoll, M.: John Dewey und Projektmethode. Zur Aufklarung eines Missverstandnisses. In: Bildung und Erziehung 45 (1992). S. 89.108.
12) Козелецкий, Ю. Человек многомерный / Ю. Козелецкий ; пер. с пол. - Киев : Лыбидь, 1991. - 285 с.
13) Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
14) Алексеев, С.В. От качества окружающей среды к качеству образования / С.В. Алексеев // Экологическое образование: на пороге «Рио+10».- М, 2002.- С. 6-11.
15) Корчак Я. Педагогическое наследие / Я.Корчак. М. Просвещение, 1991. С. 19.
16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — СПб., 1998.
17) Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В.Конышева. - СПб.: КАРО. Изд-во «Четыре четверти», 2005. - 208 с.
18) Шапоринский С.А. Обучение и научное познание /
С.А.Шапоринский. - М., 1981. - 29 с.
19) Бурков В.Н., Как управлять проектами / В.Н.Бурков, Д.А. Новиков М., 1997. - 270 с.
20) Шацкий, С.Т. Избранные пед. сочинения : в 2 т. / С.Т.Шацкий; сост. Л.Н.Скаткин; под ред. Н.Г.Кузина. - М.: Педагогика, 1980. -Т. 2. - 414 с.
21) Стенина, Т.Л. Становление проектной культуры студентов / Т.Л.Стенина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 243 с.
22) Ротенберг В. С. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга / В.С.Ротенберг, С. М.Бондаренко. — М.: Мир, 1983.
23) Рубинштейн, М.М. Основы трудовой школы / М.М.Рубинштейн. - Иркутск, 1920. - 28 с.
24) Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / В.П.Зинченко. М., 2002. - 432 с.
25) Архангельский, П.В. Проектная система организации работ в трудовой школе: В дискуссионном порядке / П.В.Архангельский // На путях к новой школе. -1931. - №2. - C.50-56.
26) Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост.
Е.С.Рапацевич.- Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с. (С. 225)
27) Савенков, А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное исследование / А.С.Саввичев // Школьные технологии. 2008. -№ 4.—С.144148.
28) Бехтерев, В.М. Объективная психология / В.М.Бехтерев. - вып.1-3. СПб., 1907-1912.
29) Моисеева, Л.В. Аксиологический подход к проектированию школьной системы экологического образования : сб. науч. трудов / Л.В.Моисеева, Т.В.Кузовкова. - Екатеринбург, 2002. Ч. 1. 0,3 / 0,1 п. л.
30) Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / В.Э.Штейнберг // Школьные технологии. - 2000. - №2. - С. 324.
31) Маркузе, Г. Одномерный человек / Г.Маркузе; пер. с франц.— М., 1994.
32) Методология учебного проекта: материалы городского
методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
33) Тодорина, Д.Л. Формы на обучение: / Д.Л.Тодорина,. -
Благоевград, 2011. -246 с.
34) Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / под ред. И.А.Ушаковой - ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
35) Самохвалов, В. П. Психический мир будущего / В.П.Самохвалов.— Симферополь: КИТ, 1998.
36) Степашко, Л.А. Философия и история образования /
Л.А.Степашко. - М.: Флинтас, 1999. - 272 с.
37) Дахин А.Н. Педагогические технологии: мониторинг успешности и эффективности учебной работы / А. Н. Дахин // Школьные технологии. - 1999. - № 1-2. - С. 39-40.
38) Дворецкий, С. Формирование проектной культуры / С.Дворецкий // Высшее образование в России. -2003. -№ 4. -193 с.
39) Блохин, А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология : дис. канд. пед. Наук / А.Л.Блохин - Ростов н/Д., 2005. - 154 с.
40) Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. М.: Дело, 1997. — 704 с.
41) Поддьяков, А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] / А.Н. Поддьяков // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
42) Пахомова, Н.Ю. Методологические основы формирования готовности младших школьников к проектной деятельности / Н.Ю.Пахомова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». -2011. -№3. -С.92-99
43) Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования / А.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
44) Царькова, В.Б. Проекты как проспекты / В.Б.Царькова //
Коммуникативная методика. - 2003. - №2(8). - С.14-17.
45) Виненко, В.Г. Синергетика в школе [Текст] / В.Г. Виненко // Педагогика. - 1997. - №2. - С.55-60.
46) Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.Беличева - М., 1993. - 198 с
47) Региональная экономика. Под. ред. Морозовой Т.Г. 2-е изд. перераб. и доп. - М.:Юнити. 2001. - 427 с
Депонированные научные работы
48) «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и
информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное
образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
49) Сергеева, Н.Н. Проектная методика в практике
профессиональнопедагогического образования : учебно-методическое
пособие для подготовки студентов педагогического колледжа по специальности 0303 «Иностранный язык». в 2 ч. / Н.Н.Сергеева, Ж.С.Фрицко. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; Красноуфимск: ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж», 2006.
Диссертации
50) Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.
51) Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: материалы конференции ИПИ.- М.,1994.
52) Калинин, В.Б. Концептуальные основы образования для устойчивого развития [Текст] / В.Б.Калинин // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. XIII. - М.: Изд-во МГИДА, 2002.
53) Агекова, О. Проектно-созидательная модель обучения [Текст] / О.Агекова, А.Кривошеев, А.Ушаков // Альма-матер (Вестник высшей школы). - 1994. - № 1. - С. - 11-21.
54) Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Сентябрь, 2001. - 240 с.
Статистические ресурсы
55) Российский статистический ежегодник 2015: Стат. сб/Росстат. - Р76 М., 2015. - 728 с.
Электронные ресурсы
56) http: //studbooks .net/913836/ekologiya/urbanizirovannye territorii
57) Бергер, С.А. Философские основы анализа теории непрерывного
(пожизненного) образования [Электронный ресурс] / С.А.Бергер // Сборник Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)»
http://rspu.edu.ru/science/conferences/01 03 22/berger.html
58) «Использование технологий проектной деятельности при изучении географии»https://doc4web.ru/geografiya/ispolzovanie-tehnologiy-proektnoy-deyatelnosti-pri-izuchenii-geo.html