Введение 3
1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности деятельности предприятия и поиска резервов ее повышения 6
1.1 Показатели эффективности деятельности торговой организации и
оценка резервов 6
1.2 Методы повышения конкурентоспособности торговой
организации 11
1.3 Современное состояние рынка нательного белья 20
2. Анализ эффективности деятельности Шимаева Г.Р. и оценка
резервов ее повышения 27
2.1 Общая характеристика торгового предприятия ИП Шимаева
Г.Р 27
2.2 Анализ товарооборота и оценка ассортимента ИП Шимаева Г.Р.
37
2.3 Оценка резервов роста ИП Шимаева Г.Р 44
3. Расширение ассортимента как фактор повышения эффективности
деятельности торгового предприятия 49
3.1 Рыночная оценка предложения по расширению ассортимента ... 49
3.2 Экономическая оценка предложения по расширению
ассортимента 58
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 71
Настоящая работа посвящена вопросу оценки и выявлению резервов повышения эффективности деятельности торгового предприятия. Торговля представляет собой одну из наиболее развитых и с высокой долей конкуренции отраслей народного хозяйства. Современный темп жизни среднестатистического гражданина требует качественного развития многих сфер его жизнедеятельности. Торговле в этом случае отведена обеспечивающая роль. В этой связи поиск способов повышения эффективности деятельности торгового предприятия за счет поиска резервов представляется актуальным направлением для любого субъекта ритейла.
Предметом исследования в рамках выпускной квалификационной работы является поиск резервов повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Объектом исследования выступает торговая деятельность ИП Шимаева Г.Р. Основным предметом деятельности анализируемого предприятия является торговля нательным бельем в составе сети, объединенных брендом «Stillok». Российская федеральная сеть «Stillok» основана в 2007 году. Специализируется на продаже женского белья, купальников, пляжной и домашней одежды. Оборот по торговой сети за 2017 год составляет более 50 млн.рублей. Организация торговли в данной сети строится по принципу франчайзинга. Основатели сети сформировали коммерческое предложение, основанное на многолетнем опыте функционирования торговых предприятий, объединенных их брендом, которое включает финансовую модель, технико-экономическое обоснование, описание конкурентных преимуществ.
Российский рынок нижнего белья в чем-то похож на китайский или индийский - здесь нет доминирующих брендов, а население в основном покупает дешевые изделия в небольших количествах. Однако есть и два важных отличия: во-первых, 85-90% российского рынка контролируют иностранные производители, а во-вторых, его объем в деньгах весьма 3
скромен - всего около 80-200 млрд. рублей (примерно $1,5-3,5 млрд. по текущему курсу). Столь большая разница в оценках объема рынка объясняется нечеткостью понятия «белье» - кто-то считает только трусы и бюстгальтеры, а кто-то еще и носки, пижамы, халаты и прочую домашнюю одежду. Если рассматривать непосредственно белье, то ближе к реальности нижняя оценка.
Импортное белье дорожает практически в точности в соответствии с курсом валют, но падение рубля влияет и на отечественный товар, так как он производится почти исключительно из иностранных тканей.
Денежные доходы населения являются одним из основополагающих факторов, обуславливающих спрос на рынке. Среднемесячная начисленная заработная плата за 2017 год в городе Набережные Челны составила 28 441
рубля, и по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросла на 7%.
Происходящий кризис в экономике страны оказывает следующее воздействие на развитие розничной торговли чулочно-носочными изделиями и нижним бельем:
- большинство продавцов балансируют на грани рентабельности и закрывают некоторые магазины в своей сети;
- происходит переориентация деятельности на массовые сегменты с невысокой стоимостью товаров;
- усиливается конкуренция;
- на отечественных производителей приходится только 15% объема рынка нижнего белья, 60% от общего объема - это импорт из Китая, еще 25% - Турция, Белоруссия, Италия, Узбекистан и Польша.
Основной целью данной выпускной квалификационной работы является выработка рекомендаций по использованию резервов для повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы заключаются в следующем:
1) изучение теоретико-методологических основ выявления резервов и оценки эффективности деятельности торговой организации;
2) анализ деятельности ИП Шимаева Г.Р. и оценка резервов повышения эффективности ее деятельности;
3) разработка мероприятий по использованию резервов в торговой деятельности анализируемого предприятия.
Задачи, направленные на достижение данной цели, реализуются в каждом разделе данной работы:
в первой главе рассмотрены теоретические аспекты темы, позволяющие определить методологию оценки эффективности деятельности;
во второй главе представлены результаты анализа деятельности торговой организации и оценены резервы повышения эффективности ее деятельности;
в третьей главе обосновывается предложение по расширению ассортимента, влияющее на повышение эффективности торговой деятельности.
При написании данной работы широко использовалась учебная, методическая литература таких авторов как М.Портер, Л.А. Брагин, Г.Д.Антонов, Р.А. Фатхутдинов, нормативные и законодательные акты, отчетность государственного комитета статистики, размещенные на официальном сайте, материалы сети интернет, отчетные данные ИП Шимаева Г.Р.
В заключении выполненной работы кратко опишем результаты теоретического и эмпирического исследования.
Резервы роста прибыли делятся на:
1. Поэлементные - в той или иной степени могут быть реализованы посредством использования соответствующего фактора и конкретных путей, материализованных через внедрение тех или иных мероприятий:
- увеличение объема продаж;
- увеличение цены реализации;
- снижение издержек обращения.
- снижение и предупреждение затрат, не связанных с реализацией товара. Поэлементные резервы в основном являются тактическими, их реализация - дело высшего и среднего звена руководства.
2. Комплексные резервы в основном носят стратегический характер, потому что каждый комплексный резерв включает 2 и более элементов, изменение которых имеет разнонаправленный характер:
- увеличение разницы между ценой реализации товара и затратами на его реализацию с целью опережения цены перед затратами;
- увеличение прибыли на единицу продукции (то есть оптимальный баланс между общим объемом продаж и ценой реализации);
- улучшение структуры реализации.
В экономической литературе принято разделать конкурентные преимущества на две группы: преимущества низкого и высокого порядка. К первой группе относятся преимущества, которые могут легко получить и конкуренты, например, низкие цены, экономия расходов, использование активных форм продажи и др. Получение преимуществ высокого порядка связано с уровнем квалификации руководителей и коммерческих работников, оснащенностью торговой организации, гибким обслуживанием покупателей и т.д. К числу преимуществ высокого порядка можно отнести следующие:
дифференциация на основе товаров и услуг, имидж торговой организации, тесные взаимосвязи с поставщиками товаров и другое.
Повышение конкурентоспособности торговых организаций тесно связано с наличием или отсутствием преимуществ по сравнению с конкурентами. Среди них можно выделить следующие: торгово¬
хозяйственные (эффективное использование ресурсов, местоположение организации, оптимизация расходов и т.д.); маркетинговые (объём торговых услуг, гибкость ценообразования, эффективность взаимодействия с поставщиками и др.); организационно-управленческие (квалификация и опыт руководителей, система планирования и обработки информации и т.д.). Возможность сохранения данных преимуществ будет зависеть от их значимости, количества, своевременного обновления, типа рынка, форм и методов конкуренции на нем.
Повышению конкурентоспособности торговых организаций способствует наличие конкурентных преимуществ; использование концепций, таких как: концепция всеобщего управления качеством TQM, концепция кайдзен, бенчмаркинг, концепция маркетинга взаимодействия, ресурсная концепция.
Сегодня на рынке нижнего белья можно заметить две относительно пустующие ниши. Во-первых, отсутствуют специализированные семейные магазины нижнего белья, в которых бы потребители могли приобрести необходимые товары для всех членов семьи. Во-вторых, в связи со все увеличивающимся числом людей, страдающих избыточным весом, существует острая потребность в нижнем белье больших размеров. Магазины предлагают ограниченный ассортимент бюстгальтеров больших размеров, производителей таких изделий мало, и, следовательно, спрос покупателей на данный продукт остается неудовлетворенным.
Объектом анализа в данной дипломной работе является торговая деятельность ИП Шимаева Г.Р., функционирующая в составе сети, объединенных брендом «Stillok».
Наибольший удельный вес в общей сумме затрат составляют расходы на пополнение товарного ассортимента (59%), на втором месте по усредненному значению за 2016 - 2017 годы затраты на аренду помещений - 20%, далее затраты на оплату труда - 18%, наименьшая доля -
налогобложение по системе единого налога на вмененный доход.
Осуществленный анализ показал, что наибольшее абсолютное влияние на величину выручки оказало количество товаров третьей группы (домашний трикотаж, чулки, колготки) - 197,64 тыс.руб., количество товаров первой группы (трусы) на втором месте по значимости - абсолютное значение 183 тыс.руб., вторая группа (бюстгальтеры) - на третьем месте по степени влияния на выручку торгового предприятия.
Основной целевой аудиторией являются женщины со средним уровнем дохода и ниже среднего. Женское нижнее белье успешно продается в течение всего года, а пик продаж приходится на праздники и лето.
Проведенный анализ деятельности торгового предприятия указывают на в целом эффективную коммерческую работу, однако имеются резервы повышения эффективности коммерческой деятельности.
Анализ широты ассортимента ИП Шимаева Г.Р. позволяет сделать вывод, что ассортимент стабилен, однако имеется потенциал (20%) доведения до «нормативного» значения, предусмотренного ассортиментным перечнем, аналогичного конкурентам.
Полнота ассортимента позволяет в меньшей степени опасаться появления новых конкурентов в поле деятельности ИП Шимаева Г.Р.. Однако в торговом предприятии полноту ассортимента имела максимальное значение Кп = 0,67. Полученные результаты расчетов указывают на
недостаточную полноту ассортимента, что говорит о необходимости предприятию своевременно подавать и контролировать сроки и полноту выполнения заявок на поставку товаров.
При расчете коэффициента устойчивости выявлена недостаточная устойчивость ассортимента товаров, что подтверждает ранее 68
сформулированный вывод о необходимости контроля своевременности и полноты поставок товаров.
Исследуемый период характеризуется малой степенью обновления ассортимента - за 2 года обновилось чуть более 1/4 товаров третьей группы, что свидетельствует о недостаточной коммерческой работе торгового предприятия по изучению рынка. При том, что полученные нами результаты опроса покупателей, свидетельствуют, что у большей части (35% покупателей из числа опрошенных) мотивом покупки является стремление обновить имеющиеся комплекты нижнего белья и домашней одежды. Кроме того, 17% опрошенных ответили, что мотивом покупки является желание повысить настроение, а 18% - влияние моды. Следовательно нужно
постоянно и более активно обновлять ассортимент реализуемых товаров.
Исходя из приведенных данных анализа по структуре реализации в разрезе товарных групп, имеется резерв роста товаров, отнесенных к третьей группе на 5%.
У торгового предприятия ИП Шимаева Г.Р. имеется несколько направлений для повышения эффективности торговой деятельности, однако все они сосредоточены в области ассортиментой политики и требуют ее пересмотра - расширения, обновления, повышения устойчивости.
На основании осуществленного анализа деятельности ИП Шимаева Г.Р., в том числе анализа ассортимента, влияния товарных групп на величину выручки, выявления мнений потребителей было сформулировано предложение о расширении ассортимента товаров третьей группы, включающей домашнюю одежду, чулки, колготки, а именно включение чулочно-носочных изделий. Данная подгруппа будет включать линейку товаров для всей семьи (мужские, женские, подростковые, детские). Причиной выбора данной подгруппы товаров является ее наличие у конкурентов и, соответственно, отсутствие у анализируемого торгового предприятия. Как показали расчеты, проведенные во второй главе, имеется потенциал роста выручки на 20% за счет включения чулочно-носочных изделий в ассортимент.
Оценка индекса конкурентоспособности производителей чулочно¬носочных изделий позволяют определить их рейтинг. Цена и качество товаров ООО «ЧЕЛНЫ-НОСОК» и ООО «Казанская чулочно-носочная фабрика» устраивают потребителей в большей степени, чем аналогичные факторы ООО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу».
Для формирования товарного запаса требуются средства в размере 7500 руб. в первый месяц, приобретение напольных тумб для размещения товара, приобретение витрин не планируется, так как в торговом зале на имеющемся оборудовании имеется свободная экспозиционная площадь для выкладки чулочно-носочных изделий. Таким образом, первоначальная сумма - инвестиционные затраты составляют 15600 руб. При расчете эффективности проекта учтены затраты на формирование заработной платы продавцов, их мотивацию, составляющие 0,05% от дополнительной выручки.
Для расчета инвестиционной эффективности предлагаемого проекта по расширению ассортимента были приняты следующие базовые условия: горизонт планирования - 6 месяцев; ставка дисконтирования - 11,40%, Дисконтированный срок окупаемости - 2 месяца, нндекс прибыльности равен 3,42. Чистая текущая стоимость проекта составляет 53416 рублей.
Предложение по расширению ассортимента находит отклик среди покупателей, что подтверждается результатами опроса, представляя собой относительно малобюджетный объем затрат, имеет реальный объем предложения, что подкреплено анализом рынка поставщиков, своевременно в виду развития конкуренции на рынке города в данном товарном сегменте, а также имеет экономическую эффективность, что подтверждается произведенными расчетами.
1. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособ. / Г.Д Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М. : Инфра-М, 2012. 275 с.
2. Бадаш Х.З. Экономика предприятия: учебное пособие / Х.З.Бадаш.- Ижевск : Изд. ИЭ ИУ ГОУВПО «УдГУ», 2016. 266 с.
3. Брагин Л.А., Т.В. Панкина Организация розничной торговли в сети Интернет: Учебное пособие / Л.А. Брагин, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
4. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; Под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 314 с.
5. Брагин Л.А. Электронная коммерция: Учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М,
2012. - 192 с.
6. Брагин Л.А. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 303 с.
7. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / РЭА им. Г.В. Плеханова; Под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М,
2008. - 314 с.
8. Даниш А. Повышение конкурентоспособности предприятия / А. Даниш. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Инфра-М, 2011. 220 с.
9. Завьялов П.С. Конкуренция, конкурентные силы и
конкурентоспособность / П.С. Завьялов. - М. : Инфра-М, 2013. 352 с.
10. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванова. - М. : Феникс, 2015. 198 с.
11. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров / Ш.Ш. Магомедов.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2014. 125 с.
12. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособность / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Омега-Л, 2016.
13. Паниотто В.И. Количественные методы в социальных исследованиях / В.И. Паниотто, В.С. Максименко. - 2-е изд., перераб. и доп.-К. : БУРДА,
2013. 270 с.
14. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер, пер. И. Минервин. - М. : Альпина Паблишер, 2011. 595 с.
15. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер, пер. Е. Калинина.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Альпина Паблишер, 2008. 312 с.
16. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Маркет ДС,
2009. 102 с.
17. Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур : автореф. д-р. экон. наук : защищена 21.05.2009 : утв. 24.09.2009 / О.Ю. Ворожбит. - Владивосток : ВГУЭС, 2009. 41 с.
18. Отчетность ИП Шимаева Г.Р. за 2016-2017 годы
19. «Игроки рынка нижнего белья прогнозируют долгожданное расширение предложения и спроса» Режим доступа: http://kvnews.ru/news- feed/obzor-rynka-po-utram-nadev-trusy
20. «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71465346
21. «Рейтинг производителей чулочно-носочных изделий» Режим доступа: http://www.proizvoditeli-rossii.ru/odezhda-i-obuv/chulochno-nosochnye-izdeliya
22. «Рынок нижнего белья: аналитическая модель» Режим доступа: http://www.modnoe.ru/node/1721
23. А. Ейсков «Мировой рынок нижнего белья - важный показатель
состояния экономики». Режим доступа:
http://www.profile.ru/economics/item/99565-biznes-v-neglizhe
24. Информация Банка России от 23.03.2018 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых» Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_294036/#dst0
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru
26. Прайс лист компании «Челны-носок» Режим доступа: http://chelny- nosok.ru/catalog/
27. Прайс-лист «Казанская чулочно-носочная фабрика» Режим доступа: http: //noski-kazan.ru/# !/catalog