Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические основы обучения младших школьников понятию величины и ее измерения (Методика обучения математике в начальной школе, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45389

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы27
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Опытно-экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» г. Барнаула в 4 ж классе.
Целью исследования является диагностика первоначального уровня сформированности представлений о величинах и их измерении у детей младшего школьного возраста.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования понятия величины и ее измерения в начальном курсе математики 5
1.1 Понятие величины и ее измерения в начальном курсе математики 5
1.2 Последовательность изучения величин в начальном курсе математики 8
Глава 2 Методические основы формирования понятия величины и ее измерения в начальном курсе математики 14
2.1 Диагностика уровня сформированности понятия величины и умений ее измерения у младших школьников 14
2.2 Методические рекомендации по формированию понятия величины и ее измерения у младших школьников 18
Заключение 23
Список использованных источников 25

Величины являются предметом рассмотрения многих наук, в том числе и математики. Следует отметить, что понятие «величина» - одно из основных неопределяемых понятий в математике, физике, химии, биологии и других науках. В начальном курсе математики формируются представления о величине как некотором свойстве предметов и явлений, которое связано с измерением.
Программа требует ознакомления учеников начальных классов со следующими основными величинами: длиной, массой, емкостью, временем и площадью. Кроме этого, в ходе решения задач ученики знакомятся с группами пропорциональных величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; норма выработки, время работы, вся выработка и др.
При изучении основных величин ученики должны научиться находить значение величины предмета (или протяженность явлений) с помощью измерительных приборов. По отношению же к остальным (пропорциональным) величинам задача обучить измерению этих величин не ставится, их значения находятся в основном при решении текстовых задач.
Вместе с тем изучение величин вызывает у младших школьников определенные трудности, особенно при выполнении заданий на перевод величин из одних единиц в другие, на установление соотношений между различными единицами.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Методические основы обучения младших школьников понятию величины и ее измерения» является актуальной.
Цель исследования – изучение методических особенностей формирования понятия величины и ее измерения у младших школьников.
На основании сформулированной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 изучить сущность понятия «величина», цели и задачи изучения величин в начальном курсе математики;
 определить последовательность изучения величин и их измерения в начальном курсе математики;
 определить начальный уровень сформированности представлений младших школьников о величинах и их измерении;
 разработать методические рекомендации по формированию представлений о величинах и их измерении у младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – процесс обучения величинам и их измерению в начальном курсе математики.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющихся материалов, анкетирование, психолого-педагогическая диагностика.
Теоретическую базу составили исследования Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой, А.П. Ткачева, А.В. Белошистой, М.А. Урбан, Р.Н. Шиковой и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начальном курсе математики рассматриваются пять основных величин: длина, площадь, масса, время и емкость (объем). В процессе их изучения учащиеся осознают новый смысл числа как результата измерения величин, что способствует формированию полноценного понятия натурального числа.
В настоящее время в математике рассматривается несколько подходов к трактовке понятия величины: как функции с заданными свойствами, как множеству с некоторой совокупностью свойств, описывается через систему аксиом. В начальной школе величина рассматривается как особое свойство реальных объектов или явлений, но у учащихся формируется интуитивное понятие величины. Общая последовательность изучения любой величины имеет несколько этапов:
1. Выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине (обращение к опыту ребенка). Введение понятия и соответствующего термина.
2. Сравнение однородных величин: визуально, ощущением, наложением, приложением, с помощью различных мерок.
3. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором. Формирование измерительных умений и навыков.
4. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
5. Знакомство с новыми единицами данной величины в тесной связи с изучением нумерации. Перевод одних единиц в другие.
6. Перевод величин, выраженных в единицах одних наименований, в однородные величины, выраженные в единицах двух наименований.
7. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах различных наименований.
8. Умножение и деление величины на число.
Результаты оптыно-экспериментального исследования показали, что у большинства детей не сформированы или сформированы частично представления о величине. В основном знания носят формальный характер. Ребенок обладает достаточным объемом представлений о величине и способах ее измерения, но не может самостоятельно (без подсказки взрослого) назвать условные мерки, он допускает 1-2 ошибки и ему нужна помощь взрослого, он не может самостоятельно обосновать свои суждения, нуждается в наводящих вопросах взрослого.
На основе полученных данных мы рекомендуем учителю вводить в лексику младших школьников слова, обозначающие величины, до того, как соответствующие величины и их «носители» будут целенаправленно изучаться на уроках, а также рассматривать с детьми специально смоделированные ситуации на сравнение свойств той или иной величины.



1. Аргинская, И.И. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Часть 1 [Текст] / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 144 с.
2. Аргинская, И.И. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Часть 2 [Текст] / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 128 с.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
4. Ефимов, В.Ф. О формировании отношений «длиннее», «короче» в условиях гуманизации обучения [Текст] / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2003. - №8. – С. 30-33.
5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Б. Истомина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
6. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.2 [Текст] / Сост.: Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 111 с.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://briop.ru/images/FGOS/NOO/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D0%9E%D0%9F_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (Дата обращения: 13.06.2018).
8. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова [Текст] / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.
9. Программы общеобразовательных учреждений. Математика: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 160 с.
10. Ткачев, А.П. О моделировании при изучении величин в начальных классах [Текст] / А.П. Ткачев // Начальная школа. – 2006. - №11. – С. 81-83.
11. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=2782 (Дата обращения: 12.06.2018).
12. Урбан, М.А. Изучение массы и системы единиц измерения массы на основе общей для группы основных величин модели [Текст] / М.А. Урбан // Начальная школа. – 2009. - №11. – С. 22-28.
13. Урбан М.А. Изучение системы мер времени в начальной школе на основе общей для группы основных величин модели [Текст] / М.А. Урбан // Герценовские чтения «Младший школьник в образовательном пространстве»: Сб. науч. статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 марта 2009 г.). – СПб., 2009. – С. 166-168.
14. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов и педагогических вузов [Текст] / Л.М. Фридман; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 217 с.
15. Царева, С.Е. Величины в начальном обучении математике: учебное пособие для вузов по специальностям «Педагогика и методика начального образования» [Текст] / С.Е. Царева; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – 448 с.
16. Царева, С.Е. Как рождается величина [Текст] / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2000. - №6. – С. 105-111.
17. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студентов учреждений высшего образования [Текст] / С.Е. Царева. – М.: Академия, 2014. – 495 с.
18. Шарафутдинова, Г.Г., Хамитова, Л.И. Формирование понятия величины и ее измерения в начальном курсе математики [Текст] / Г.Г. Шарафутдинова, Л.И. Хамитова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. - №5-8. – С. 145-147.
19. Шикова, Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе [Текст] / Р.Н. Шикова // Начальная школа. – 2006. - №5. – С. 48-53.
20. Яценко, В.Ю. Исследование уровня сформированности понятия «величина» у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf2.sfu-kras.ru/confs/2014 (Дата обращения: 14.06.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ