В любом обществе с древних времен ценился опыт предков, овладение которым было залогом успешной жизни в социуме. Если в древности передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, происходила в основном в простой устной форме, но в современном мире для этого существуют специальные системы – системы образования. На данный момент подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области обучения и воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.
Главная цель любой системы образования состоит в том, чтобы выполнить социальный заказ, то есть пожелание общества к новым своим членам. Соответственно, с течением времени общественный заказ сменяется, вызывая изменения в системе образования.
Российская система образования в настоящее время переживает период реформирования. О того, как и чему будут учить детей и молодых людей сегодня зависит жизнь страны в будущем. Это свидетельствует о значимости системы образования для всего общества и определяет актуальность темы данного реферата.
Цель работы – дать понятие системы образования и охарактеризовать виды и типы образовательных учреждений в Российской Федерации.
Пославленная цель обусловливает выполнение ряда задач:
1. Дать понятие системы образования.
2. Охарактеризовать виды и типы образовательных учреждений в Российской Федерации.
Объектом исследования является образование в Российской Федерации.
Предмет исследования — система образования в Российской Федерации, виды и типы образовательных учреждений.
В ходе работы использовались теоретические общенаучные методы исследования — анализ, синтез, сопоставление.
Теоретической базой для написания данного реферата послужили нормативно-правовые акты об образовании в Российской Федерации, а также статьи современных исследователей образования в России.
Структура реферата состоит из введения, основной части, разделенной на два параграфа, заключения и списка использованных источников.
По результатом проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Система образования в Российской Федерации имеет многовековую историю. Поколения выдающихся педагогов и научных и государственных деятелей внесли свой вклад в развитие российского образования.
Российская система образования меняется вместе с изменениями запросов общества. В настоящее время в системе образования России главной целью является единый процесс воспитания и обучения, который реализуется в интересах как отдельно взятого человека, так и общества в целом, а также комплекс приобретаемых компетенций, ценностных ориентиров, предназначенных для повышения интеллектуального, духовно-нравственного, физического и профессионального развития человека.
Для достижения этой цели разрабатываются и вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты. Стандарты – это некий эталон, общепонятный образец, с которым должно что-то сравниваться и к которому нужно стремиться.
Для реализации государственных стандартов разрабатываются и адаптируются различные образовательные программы, которые делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализация).
Поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) созданы соответствующие органы управления (федеральные и региональные министерства, отделы и комитеты по образованию), которые в свою очередь создают различные консультативные и совещательные структуры.
Образование в Российской Федерации осуществляется через многочисленные образовательные учреждения, типы и виды которых непосредственно связаны с уровнями образования.
Уровни образования в России делятся на 3 группы:
1. общее;
2. профессиональное;
3. дополнительное.
В свою очередь общее образование подразделяется на:
1. дошкольное (как правило, от полутора лет до шести с половиной);
2. начальное (1-4 классы);
3. общее (5-9 классы);
4. среднее (10-11 классы).
Профессиональное образование делится на:
1. среднее (например, техникумы, колледжи);
2. высшее бакалавриат (4 года обучения);
3. высшее специалитет и магистратура (от 2 лет обучения);
4. подготовка кадров высшей квалификации (например, аспирантура, доктарантура).
По ряду специальностей было сохранено пятилетнее образование.
К дополнительному образованию относится:
1. дополнительное образование детей и взрослых (различные школы искусств, спортшколы, секции, кружки, курсы и пр.);
2. дополнительное профессиональное образование (например, учебные центры, школы бизнеса и пр.).
Таким образом, можно говорить о том, что российская система образования в случае выполнения всех стандартов и требований позволяет обучающемуся получить необходимые знания для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
1. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия /Под ред. О.А.Абдуллиной.-3-е изд.-Ростов н/Д:Феникс,2012.-512 с.
2. Государственно-общественное управление образованием в схемах и таблицах: научно-метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, Моск. гуманит. пед. ин-т ; [авт. кол.: А.Г.Кутузов ; под общ. ред. В.Ф. Кривошеева]. - М. : МГПИ, 2012. -158 с.
3. Карапетян Н.М., Сидорова В.В. Типы и виды образовательных учреждений Российской Федерации// Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIII международной научно-практической конференции. 2015. - Прага, 2015. - С. 208-210.
4. Масалова, Ю. А. Процесс формирования качества человеческих ресурсов на уровне вуза / Ю.А. Масалова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №6. - С.124-127.
5. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы/ под. Ред. М. К. Горшкова. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 352 с.
6. Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/znachenie-obrazovaniya.html - (Дата обращения: 28.01.2019).
7. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Россия делает ставку на образование: об особых событиях в год 100-летия дополнительного (внешкольного) образования// Внешкольник. - 2018. - № 2 (182). - С. 2-4.
8. Ракитов А.И., Анисимова А.Э. Высшее образование и общество: россия и другие страны// Высшее образование в России. - 2015. - № 4.- С. 127-136.
9. Ракитов А.И., Анисимова А.Э. Образование, наука, социальная реальность// Социология науки и технологий. 2015. - Т. 6. - № 4. - С. 89-95.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/4e51c3c75451286825f3aa6093b700fff57dd9fc/ (Дата обращения 28.01.2019).