Введение 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности коммерческих банков 5
1.1 Содержание и специфика маркетинга коммерческих банков 5
1.2 Цели и приемы банковского маркетинга 11
1.3 Особенности маркетинга коммерческих банков в России и за рубежом 16
2 Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка ПАО
СБЕРБАНК 23
2.1 Общая характеристика банка 23
2.2 Оценка финансового состояния банка 26
2.3 Анализ маркетинговой деятельности 35
3 Совершенствование маркетинговой деятельности банка ПАО СБЕРБАНК .... 47
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности
банка 47
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 50
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение
На данный момент ситуация в России показывает жизненную необходимость освоения коммерческими банками самых современных приемов и методов маркетинга. Для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов, кредитные организации стараются разнообразить и расширить свою маркетинговую позицию, но для этого необходимы большие финансовые ресурсы, которые в связи с экономической ситуацией в стране есть не у каждого банка. Имеется в виду, что наиболее важным фактором успеха считается комплексный подход к маркетингу в банке, обеспечение единого идеологического и организационного руководства всеми основными этапами маркетинговой деятельности, а еще наладка такой системы мониторинга, контроля и анализа, которая может гибко и четко реагировать на различные рыночные ситуации.
Актуальность банковского маркетинга состоит в необходимости привлечения новой и сохранение действующей клиентской базы. Банковский рынок считается довольно развитым, однако при этом этот рынок имеет некоторые вопросы с коммуникационными функциями банка. Так как основной задачей маркетинга в любой другой сфере считается именно привлечение клиентов, а именно, создание маркетингового комплекса в банке - это необходимая часть функционирования банка. Потребитель выбирает банк, полагаясь на доверие к нему. Репутация и имидж в сфере банковской деятельности играет большое значение, а определение этих двух самых важных составляющих - одно из главных назначений маркетинга.
Объектом выпускной квалификационной работы считается маркетинговая деятельность.
Предметом исследования считается маркетинг коммерческих банков.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий по улучшению маркетинговой деятельности банка.
Для достижения цели нужно решить задачи, представленные ниже:
3
- исследовать теоретические основы маркетинговой деятельности коммерческих банков;
- проанализировать маркетинговую деятельность коммерческого банка ПАО СБЕРБАНК;
- сформировать мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности банка.
Методы исследования, которые представлены в работе - сравнительный анализ, статистический анализ, горизонтальный и вертикальный анализы, опрос, анализ литературы.
Информационной базой для решения определенных задач являются научные издания, а также финансовая и бухгалтерская отчетность ПАО СБЕРБАНК за 2015-2О17гг.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложений.
В первой главе освещены теоретические основы маркетинговой деятельности коммерческих банков, а именно состав и особенности маркетинга коммерческих банков, цели и приемы банковского маркетинга и рассмотрена специфика маркетинга коммерческих банков в России и за рубежом.
Во второй главе выполнен анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка ПАО СБЕРБАНК, представлена общая характеристика банка ПАО СБЕРБАНК, проведена оценка финансового благосостояния банка ПАО СБЕРБАНК, выполнен анализ маркетинговой деятельности ПАО СБЕРБАНК. Озвучены главные вопросы в маркетинговой деятельности банка и выявлены возможные пути их решения.
В третьей главе сформированы мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности ПАО СБЕРБАНК.
Анализируя итогов дипломной работы, необходимо сделать такие выводы:
Главная идея маркетингового подхода к воспроизводству банковских товаров состоит в том, что маркетинговые службы банка сначала анализируют рынок потенциальных к выпуску товаров, процентные ставки, цены на них, виды клиентов-потребителей, конкурентов, производящих подобные товары, а затем формируют их производство и выпуск.
Главные принципы банковского маркетинга:
- сформировать производство и выпуск не таких банковских товаров, которые способен осуществить банк, а тех товаров, именно на которые есть потребитель, клиент;
- формирование и проведение маркетинга оправданы тогда, когда итоговым результатом считается рост дохода банка;
- совокупность маркетинговых планов обязана быть постоянной по времени и состоять по виду «одна в другой», как комплекс матрешек. К примеру, трехлетний план маркетинга делится на три годовых планов, годовые планы - на четыре квартальных, а квартальные планы - по три месячных плана;
- маркетинговые планы банка обязаны стать комплексными по типам банковских товаров, покупательской базы и финансовым рынкам;
- разработка множества вариантов стратегических, тактических и в особенности оперативных планов маркетинга (оптимистических, нормальных и пессимистических вариаций).
В банковском предпринимательстве могут иметь применениени жеперечисленные концепции маркетинга:
- производственная или концепция улучшения банковских технологий;
- продуктовая, то есть концепция улучшения банковских услуг;
- торговая концепция или концепция интенсификации коммерческих усилий;
- традиционная маркетинговая концепция;
- концепция социально-этического маркетинга.
Рассчитанный анализ маркетинговой деятельности банка дал понять, что в общем, маркетинговая деятельность банка основана на деятельности отдела маркетинга, который в полной мере несет ответственность за полную совокупность маркетинга ПАО СБЕРБАНК России.
Однако на данный момент во многих особо крупных банках стоит задача по удержанию потребителя, больше связанная с персональной работой с людьми, практика показывает, что это у них получается на высшем уровне. Именно поэтому отделу маркетинга ПАО СБЕРБАНК России необходимо уделить повышенное внимание не только формированию и продвижению, но и увеличению лояльности своих потребителей.
Итак, ПАО СБЕРБАНК России с целью укрепления позиции конкурентоспособности и улучшения маркетинговой деятельности, рекомендуется:
- сформировать программу по укреплению лояльности покупателей;
- внедрить услугу в «Мобильный банкинг» анимированный помощник;
- увеличить ассортимент услуг;
- улучшитьсистему дистанционного банковского обслуживания;
- активно и постоянно рекламировать услуги банка;
-формирование маркетинговой службы в ПАО СБЕРБАНК Набережночелнинский филиал.
Данное исследование дает понять, что внедрение отдела маркетинга будет результативным при соблюдении условия, что увеличение потребительской базы может повлечь за собой рост спроса на главные банковские товары. Согласно экспертной оценке, дополнительный доход от формирования отдела маркетинга может составить от 0,02 до 0,6% от чистой процентной прибыли ПАО СБЕРБАНК, что в денежном выражении составит до 697,9 млн. руб.
Разработанные мероприятия позволять оказать только позитивное воздействие на деятельность банка, потребители будут заинтересованы в новейших услугах и тарифах, возрастет спрос на товары банка, а также при помощи анимированного персонажа потребители будут наиболее направлены на работу с дистанционным оборудованием, тем самым снижая занятость операционных работников банка.
1 Николаева Т.П. Банковский маркетинг: Учебно-методический
комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2016. - 224 с.
2 Нистратова Е.А., Особенности банковского маркетинга ( На примере коммерческого банка). Колледж предпринимательства № 11 Москва, 2015-15 с.
3 Никитина Е. М., Сотникова И. И. Проблемы управления банковским маркетингом // Академический вестник. - 2016. - № 2. - С. 79- 82
4 Шубина Т.А. Реклама Финансовых продуктов и услуг в сети интернет //Банковский ритейл. 2014. - №1. - 89 с.
5 Бондаренко В.А., Семерникова Е.А. Актуализация маркетинга партнерских отношений в секторе оказания банковских услуг // Практический маркетинг. - 2017. - № 8 (198). - С. 10-17.
6 Державина Т.Б. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности региональных коммерческих банков на рынке розничного кредитования // Вестник ОГИЭТ. - 2016. - №4. - С. 104-109¬
7 Зике Р.В. Организация надзора за состояние ликвидности
кредитной организации // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12 (258).- С. 34- 40. - http://elibrar y.ru/item.asp?id=21672910.
8 Иванченко Е.Я. Формирование инструментария маркетинга банковских услуг // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2012. - № 2-1. - С. 46-51. - http://elibrary.ru/item. asp?id=20411319.
9 Земляк С.В. Концептуальная модель управления банковским маркетингом // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 179. - С. 456-461. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182444.
10 Ломакина А.Н. Стратегическое управление комплексом маркетинга банковских услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 20. - С.2541-2545.
11 Интернет сайт ПАО «СБЕРБАНК» России http://www.sberbank.ru.
12 Годовой отчет «СБЕРБАНКА» России за 2015-2017 года http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications.
13 Корпоративные финансы: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. - Санкт-Петербург и др.: Питер, 2014. - 588 с.
14 Корпоративные финансы: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская; С.-Петерб. гос. экон. ун-т - Москва: Юрайт, 2014.- 348 с.
15 Корпоративные финансы: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям: 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» (программы подготовки бакалавров), по направлениям 080100.68 «Экономика» и 080200.68 «Менеджмент» (программы подготовки магистров) / А.И. Самылин. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 470 с.
16 Калистратов Н. В., Кузнецов В. А., Пухов А. В. Банковский розничный бизнес; БДЦ-пресс - Москва, 2015. - 424 c.
17 Уткин, Э.А. Банковский маркетинг; М.: Инфра-М - Москва, 2015. - 304 c.
18 Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c.
19 Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
20 Банковский маркетинг / ред. А.В. Фалько. - М.: Вече, 2015. - 304 c.
21 Божко, В.П. Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага, Н.Г. Бубнова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 224 c.
22 Все о маркетинге. - М.: Азимут, 2017. - 368 c.
23 Спицын, И.О. Маркетинг в банке / И.О. Спицын, Я.О. Спицын. - Москва: Огни, 2017. - 656 c.
24 Уткин, Э.А. Банковский маркетинг / Э.А. Уткин. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 304 c.
25 Москвин В.А. Банковское дело. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 287 с.
26 Мурычев А.В. Банки и банковская система России: состояние и пути развития эффективного корпоративного управления. - М.: НП, 2015. - 444 с.
27 Ивлева Г.И. Анализ рынка банковских услуг. // Г.И. Ивлева. - 2015. - №13. - С. 309 - 311 с.