Введение 4
Глава I. Теория и практика развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста 9
1.1. Сущность понятий «детское творчество», «детское художественное
творчество», «художественно - творческие способности детей» 9
1.2. Психолого - педагогические исследования проблемы развития детского
художественного творчества 17
1.3. Содержательно - организационные основы развития художественно - творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности 24
1.4. Образовательный потенциал бумагопластики в контексте
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 36
Выводы по I главе: 43
Глава II. Опытно - экспериментальное исследование возможностей организованных занятий бумагопластикой для развития художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста 47
2.1. Изучение уровня развития художественно - творческих способностей
детей исследуемых групп 47
2.2. Планирование и организация системы дополнительных занятий
бумагопластикой с детьми экспериментальной группы 54
2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы 70
Выводы по II главе 77
Заключение 79
Библиография 82
Приложения 87
Развитие художественно - творческих способностей детей - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научнотехнического пргресса становится все разнообраазнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.
Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает на личностноориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
Важно не пропустить сензитивный период в развитии творческих способностей детей. В условиях детского сада творческое развитие воспитанников происходит через такие виды деятельности, как игра, рисование, лепка и конструирование. При этом конструирование в детской деятельности подразделяется на техническое (моделирование структурных и функциональных признаков объектов: дом с крышей, окнами и т.д.) и художественное, предполагающее создание детьми эстетических образов: оригинальных поделок, картин и т.д. Важное место занимает конструирование из бумаги, и, в частности, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика, как вид художественного конструирования, является эффективным средством развития творческих способностей детей посредством пластичного и к тому же доступного материала - бумаги. Бумажная пластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования и конструирования из бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Бумага сопровождает человека уже более 2000 лет. Это один из самых простых и доступных материалов. При этом она имеет неповторимую окраску поверхности, специфические свойства и технологию обработки.
В процессе занятий бумагопластикой, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом для развития творчества и на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в разных видах деятельности. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.).
Новизна и отличительная особенность техники заключаются в интеграции оригами, как ведущей техники, с другими видами бумагопластики (квиллингом, конструированием, аппликацией, мозаикой, сминанием бумаги). Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и изобразительные, и оформительские, и даже организаторские.
Между тем подобные занятия не включаются в систему организованной образовательной деятельности основной образовательной программы детского сада. Выявленное противоречие позволило
сформулировать проблему исследования: как систематические занятия бумагопластикой будут способствовать развитию художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить и экспериментльно проверить
возможности организованных занятий бумагопластикой для развития художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие художественно-творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия бумагопластикой как средство развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольшго возраста.
Задачи исследования:
- изучить литературные источники по проблеме развития творчества детей дошкольного возраста и роли бумагопластики как прикладного вида творчества;
- изучить уровни развития художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
- экспериментально проверить эффективность организованных дополнительных занятий бумагопластикой для развития художественнотворческих способностей детей пятого года жизни.
В нашем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу: занятия бумагопластикой могут способствовать развитию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, если:
- планируются и организуются в системе дополнительного образования в течение длительного времени;
- строятся на основе проблемно-игровых методов и приемов обучения.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- эксперимент;
- математические методы обработки данных.
Практическая значимость проведенного исследования: спланированная и экспериментально опробованная система дополнительных занятий бумагопластикой в средней группе детского сада может быть применена другими педагогами дошкольных образовательных организаций с целью развитие художественно-творческих способностей дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов по главам, общего заключения, библиографического списка (65 источников), приложения. В приложении приведены диагностические методики, протоколы обследования детей, конспекты, фотоматериалы.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, организация и результаты опытно - экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Следует отметить, что формирование творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется системное использование нетрадиционных методов и приемов. Занятия бумагопластикой являются эффективным средством развития художественно - творческих способностей детей.
На констатирующем этапе эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Для диагностики творческих способностей дошкольников были использованы: диагностические методики изучения творческих способностей
детей 4-5 лет (авторы: В. А. Синельников, В.Т. Кудрявцев, Е. Г.
Алексеенкова).
На формирующем этапе эксперимента было разработано перспективное планирование дополнительных (кружковых) занятий «Чудобумага» по овладению основами бумагопластики для детей средней экспериментальной группы. Показатели уровня развития творческих способностей детей данной группы после дополнительной (кружковой) работы по овладению основами бумагопластики изменились качественно и количественно.
Содержание занятий включало такие темы как: «Бабочка»,
«Воздушные шары», «Цветок», «Тубетейка», «Грибочек», «Колобок», «Еловые ветки», «Ветка рябины» и другие. Занятия проводились в течении всего учебного года со всеми детьми во второй половине дня.
Технологии работы с детьми строились на активном применении проблемно о игровых методов, что позволяло поддерживать устойчивый интерес и мотивацию детей на протяжении всего цикла занятий кружка.
С целью определения результативности экспериментальной работы и было проведено контрольное обследование детей. В ходе обобщения его результатов выявлено, что уровень развития творческой деятельности детей экспериментальной группы стал заметно выше, чем в начале эксперимента.
По результатам контрольного этапа исследования было определено, что по методике «Свеча на качелях» высокий уровень развития творческой деятельности у детей экспериментальной группы составил - 48%, средний - 44% и низкий уровень - 8%, а в контрольной группе высокий уровень - 28%, средний - 44% и низкий - 28%. По методике «Солнце в комнате» высокий уровень развития творческой деятельности у детей экспериментальной группы составил 52%, средний - 40% и низкий - 8%. В контрольной группе
показатели заметно ниже: высокий уровень - 28%, средний - 40% и низкий - 32%.
Системное использование дополнительных занятий бумагопластикой показало, что у детей повысился интерес к творчеству, появилось желание придумывать нестандартные идеи, помогла детям находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности. Результаты исследования позволили сделать общий вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: занятия бумагопластикой могут способствовать развитию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, если:
- планируются и организуются в системе дополнительного образования в течение длительного времени;
- строятся на основе проблемно-игровых методов и приемов обучения.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - Просвещение, 2000.-176 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
3. Бабунова, Е.С. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2015. - № 12. - С. 23-26.
4. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка / Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415 с.
5. Васина Н. С. Бумажные чудеса. - АЙРИС-пресс, 2015. -128 с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.:кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.
7. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997.-93 с
8. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
9. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 6-11.
10. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2002.-125 с.
11. Глебова Л.С. Художественное творчество ребенка. - М., 2004.-160 с.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.,2009.-368 с.
13. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль, 2002.- 142 с.
14. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. - СПб, 2002. - 100 с.
15. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М., 2008. - 79 с.
16. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 2005. - 186 с
17. Зульфия Колотило Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству» 2016 Международный образовательный портал Маам. Эл № ФС77-57008 Учредитель: Фонов Д.В. Главный редактор: Вовченко Е.А.
18. Зуева, Ю. Ю. Роль интегративного подхода в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч. - практ. конф. № 5(32).
19. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. М., 2007. - 208 с.
20. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. 5-е издание [Текст] / С.А Козлова, Т. А Куликова- М.: Академия, 2004. - 409 с.
22. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного твоочества. - М., 2006. - 256 с.
23. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2014. - 135 с.
24. Комарова, Т. С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - М., 2014. - 156 с.
25. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. - М., - Синтез, 2015. - 144с.
26. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 2007. - 92 с.
27. Методика «погружения» в специальность: науч. - метод. пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность. / М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Л. В. Полагутина. - Спб., 2007.- 337 с.
28. Нищева Н. В. Внедрение ФГОС ДОв практику работы дошкольных образовательных организаций. - СПб., 2014.- 384 с.
29. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2013. - 96 с.
30. Новикова, К. Л. Развитие творческих способностей детей // Детское творчество. - 2002. - №31. С. 40-44.
31. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной - М., 2008. - 68 с.
32. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2015. - 304 с.
33. Программирование образовательной деятельности педагогов ДОУ как одно из условий успешной реализации ФГОС // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: Сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции / под ред. С. Н. Обуховой. - 2015. № 2. - С. 52-57.
34. Прохорова, Л. Н Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. С. 21-27.
35. Прохорова Л. Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях: Часть 3. Диагностика креативности детей и педагогов. - М., 2013. - 240 с.
36. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - М., 2008. - 120 с.
37. Погодина С. В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. - М., 2016. - 128 с.
38. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект / Ред. - сост. Л. Н. Сляднева. - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 160 с.
39. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192
40. Сенсорное воспитание в детском саду / Метод. указание. / Под ред. Л. А. Венгер - М., Просвящение, 1999. - 145 с.
41. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н. Н. Поддьякова, Метод. Указание - М., Просвещение, 2001, - 176 с.
42. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. - М., 2011. - 25 с.
43. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. - М., 2016.-144 с.
44. Теплов В. М. Психологические вопросы художественного восприятия. - М., 1987. - 250 с.
45. Теплов, В. М.Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. 2-е изд., Издательство: «НПО "МОДЭК"», 2009. - 640 с.
46. Флерина, Е. А. Основные принципы художественного воспитания. // Дошкольное воспитание, 2009, №7. С. 9-12.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт. Источник: http: //www.firp ,ru
48. Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974. - 425с.
49. Черкасова, И. А. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой / И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова. - М.: Скрипторий 2003, 2014. - 56 с.
50. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002.-256с.