Введение 3
Глава I. Элективные курсы как содержательная основа подготовки в основному государственному экзамену 10
1.1 Особенности содержания подготовки к основному государственному
экзамену 10
1.2 Организация элективных курсов по математике при подготовке к
основному государственному экзамену 19
1.3 Эффективность элективного курса с использованием системы
компьютерной математики 21
Выводы по 1 главе 34
Глава !!.Экспериментальная проверка педагогических условий эффективности элективного курса по подготовке к основному государственному экзамену 37
2.1 Проект рабочей программы элективного курса «Методика подготовки к основному государственному экзамену по математике» 37
2.2 Результаты эксперимента по повышению эффективности элективного курса «Методика подготовки к основному государственному экзамену по математике» 49
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Современное российское образование предусматривает введение в школьное образование профильное обучение на ступени старших классов. Сущность профильного обучения заключается в создании подходящих условий для обучения старшеклассников основываясь на их способности и склонности, для их обучения в зависимости от профильного интереса, а так же с дальнейшим выбором касающегося продолжения обучения. В настоявшее время разделяют четыре направления профильного обучения: социально-экономическое, естественно-математическое, гуманитарное и технологическое направление.
Школьное образование основывается на принципах дифференцированного обучения, иначе говоря, старшекласснику дано право выбирать профиль, в котором он заинтересован, например, естественно-математический или социально-экономический. Из этого следует, что создание актуальных учебных пособий, методических рекомендаций, учебных программ является одним из направлений педагогической науки.
Одновременно со старшей школой основная должна активно подключатся к процессу дифференцированного обучения, т.е. она должна проводить системно-подготовительную работу на последнем году обучения в основной школе.
В Концепции профильного обучения (от 18.07.02 № 2783) говорится о том, что «осуществление идеи профильного обучения в старшей школе ставит выпускника основной школы перед непростым выбором — предварительного самоопределения касательно профильного направления для дальнейшего обучения».
Для старшеклассника выбор профиля обучения является непростой задачей, так как от него порой зависит его будущая профессия. В следствии чего, мы можем сказать о значимости предпрофильной подготовке на уровне основной школы.
Профильное обучение - это процесс включения в активную познавательную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию их творческих способностей. Основные идеи данной деятельности были рассмотрены в трудах знаменитых педагогов, психологов и математиков: Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, Л.В. Занкова, 3.И. Калмыковой, Ю.М. Калягина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, И.М. Смирновой и др.
Основными задачами профильного дифференцированного обучения являются:
- углубленное исследование отдельных предметов;
- создание современной индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
- подготовка выпускников образовательных школ к жизни в современных рыночных условиях.
Профильное обучение неразрывно связано с элективными курсами по различным предметам, например, элективный курс по математике.
Элективные курсы - это часть учебного плана, которое дополняет основное содержание профильного направления, что делает возможным удовлетворение разнообразных познавательных интересов учащихся.
Слово «элективный» произошел от латинского слова elektuc, который буквально звучит как «избранный».
Элективные курсы предоставляют возможность учитывать различные интересы учащихся, которые хотели бы получить более глубокие знания по интересующему их направлению, т.е. на основе элективных курсов осуществляется реализация принципа дифференцированного обучения.
Таким образом, элективные курсы - это целостно завершенные дисциплины, предназначенные для удовлетворения разнообразных познавательных интересов, индивидуальных способностей учащихся в соответствии с выбранным профилем.
По теме разработки элективных курсов по математике разработано множество научных работ. Авторами наиболее ярких работ по разработке элективных курсов являются Н.В. Амосов, Е.А. Ермак, Е.Е. Семенов, Т.И. Саламатова, И.И. Поздняков, С.И. Шварцбурд, И.Ф. Шарыгин и др.
В процессе исследования был проведен анализ учебно-методической литературы, изучен опыт работы преподавателей математики, который показал, что проблема разработки и организации элективных курсов по предмету математика в полной мере не разрешена - нет четких критериев отбора учебного материала для различных профилей, а так же недостаточное количество учебно-методической литературы по данному направлению.
Вся эта ситуация дает нам возможность начать поиск и экспериментальную проверку нового учебного материала и новых методов обучения.
Таким образом, анализ теории и опыта реализации элективных курсов при подготовки к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий выявил следующие противоречие:
- между потребностью образовательной практики в использовании информационных технологий при подготовки к основному государственному экзамену по математике и отсутствием комплексного, систематического исследования возможностей их эффективного использования.
Кроме того, можно сформулировать дополнительные противоречия:
между позитивными потенциальными возможностями использования информационных технологий при подготовке к основному
государственному экзамену по математике в школе и недостаточной разработанностью методик подготовки к основному государственному экзамену по математике с использованием информационных технологий;
между тем, что в школе необходимы учителя математики, свободно владеющие информационными технологиями, умеющими использовать их на занятиях и недостаточной программной обеспеченности компьютерных классов в образовательном учреждении.
Основная проблема данного исследования заключается в выявление педагогических условий эффективности подготовки учащихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационно-коммуникационных
технологий.
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия эффективности элективного курса при подготовки учащихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности
элективного курса при подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования: Эффективность элективного курса при подготовке учащихся 9 классов основному государственному экзамену по математике будет доказана при следующих педагогических условиях, если:
- элективный курс для учащихся 9 классов будет соответствовать требованиям основного государственного экзамена и возрастным особенностям учащихся 9 класса, проходящим предпрофильную подготовку;
- структура элективного курса по математике будет основываться на использовании современных информационно -коммуникационных технологий, в числе которых прикладной пакет «Компьютерная Математика».
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- произвести теоретический анализ ключевых понятий исследования «предпрофильная подготовка», «элективный курс», «система компьютерной математики «Wolfram Mathematica» и выявить особенности предпофильной подготовки как компонента профильного обучения;
- проанализировать общие положения элективных курсов по математике и разработать эффективный проект элективного курса по подготовке к основному государственному экзамену по математике на основе использования ИКТ;
- экспериментально апробировать проект элективного курса по подготовке к основному государственному экзамену по математике на основе современных ИКТ.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения профильного обучения в современном школьном образовании (А. Г. Каспржак, С. Н. Чистякова.);
- педагогические и методические проблемы проектирования педагогических объектов и процессов (В. Ф. Любичева, В. М. Монахов, Т. К. Смыковская);
- компетентностный подход в образовании (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. П. Тряпицына и др.);
- деятельностный подход к обучению математике (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. А. Далингер, О. Б. Епишева и др.);
- методические основы обучения математике на элективных курсах (Н. П. Жукова, В. В. Клюсова, Л. Б. Крайнева, И. В. Кузнецова, Ж. С. Максимова, А. С. Рванова, Н. А. Хоркинаи др.);
В выпускной квалификационный работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, изучение и анализ документации, (констатирующий, формирующий, контрольный этап) педагогический эксперимент, методики математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: «Установление закономерностей» составлена и апробирована Б. Л. Покровским в 1961 году.
Экспериментальной базой исследования явилась Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сокуровская общеобразовательная школа», Лаишевский район, с. Сокуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены педагогические условия эффективности элективного курса:
а) учет особенностей подготовки к основному государственному экзамену;
б) использование системы компьютерной математики;
- разработан и апробирован инновационный проект элективного курса и проведена оценка его эффективности при подготовке к основному государственному экзамену в современной школе с использованием ИКТ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработан проект элективного курса по подготовке к основному государственному экзамену с использование ИКТ для учащихся 9 классов, проведен подробный анализ эффективности разработанного проекта в условиях современной школы. Исследования вносят вклад в решении актуальных проблем повышения эффективности и качества обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектирован и реализован на практике элективный курс по подготовке к основному государственному экзамену по математике для учащихся 9-х классов на основе использованием ИКТ, позволяющий повысить качество знаний по математике среди учащихся.
Материалы исследования могут быть использованы учителями средних общеобразовательных учреждений при подготовке к ОГЭ, а так же в спецкурсах и учебных пособиях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы . Объем работы 70 страниц.
Основная идея современно образования заключается в том, чтобы сделать школьное образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из инструментов для реализации данной идеи является предпрофильная подготовка.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, которая предназначена для поддержки учащихся основной школы, а также содействующая их самоопределению на этапе старших классов основной школы относительно избираемых ими профильных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать что этап предпрофильной подготовки необходим для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе.
В ходе экспериментальной проверки педагогических условий эффективности элективного курса по подготовке к основному государственному экзамену, была разработана структура на основе педагогических условий реализации элективного курса при подготовки учащихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей учащихся.
Кроме того, в результате проведенного педагогического эксперимента были проверены условия эффективности заявленного элективного курса при подготовки учащихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике.
Рост показателей успеваемости учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой позволяет показывает, что внедрение элективного курса при подготовке к основному государственному экзамену по математике на основе использования современных информационнокоммуникационных технологий положительно влияет на качество обучения.
Контрольный этап педагогического эксперимента показал, контрольная группа по уровню успеваемости не сильно отстал от экспериментальной группы.
Из все выше сказанного мы можем говорить о широком образовательном потенциале элективных с использованием системы Wolfram Mathematica.
1. Алексеев, В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-методическое пособие./ В.Е. Алексеев - М.: Высшая школа, 1989. - 72 с.
2. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников: Метод. пособие/ Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 73с.
3. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 2. Управление профильным обучением старшеклассников: Метод. пособие/ Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 84с.
4. Баранников, А.В. Профильное обучение как условие повышения качества образования /А.В. Баранников// Профильная школа. - 2006. - № 2. -
С.14-23; № 3; № 4. - С.4-9.
5. Башмаков, К.М. Профили и уровни обучения математике/ К.М . Башмаков // Математика: Прил. к газ. «ПС». - 2006. - №14. - С.18-20.
6. Безденежных, В.Т. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения / В.Т. Безденежных, В.В. Шмелев// Директор школы. - Москва, 2003 - № 1.
7. Букушева, А.В. Системы компьютерной математики в учебных
проектах по геометрии/ А.В Букушева// Вестник пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании. - 2016. - №12.-
С.20-28.
8. Бурмай, А.В. Роль элективного курса "многочлены" в предпрофильной подготовке учащихся по математике /А.В. Бурмай// Перспективы развития науки и образования. -2017. - С. 55-58.
9. Васильева, В.А. Применение программы Wolfram Mathematica 10 при решении систем уравнений с параметром/В.А. Васильева, Л.Г. Недре.// Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебноисследовательских работах - 2017.- С.67
10. Вахрушев, М.К. Методика организации элективных курсов по математике в средней школе. /М.К. Вахрушев, В.Л. Семенов // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. -2018. —С .151-153.
11. Виноградова Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной и профильной школах: парадоксы взаимодействия / Н.Ф. Виноградова // Профильная школа.- Москва, 2003- № 2 - С.13-16.
12. Галинова, В.Н. Профильная подготовка по математике обучающихся 9-10-х классов на примере изучения элективного курса "алгебраические числа"/ В.Н. Галинова // Наука и образование. - 2016. - С.146-149.
13. Дубовицкая Т. Как определить профиль обучения школьников / Т. Дубовицкая// Народное образование. -Москва, 2000 - № 6.
14. Дьяков, В.П. Система компьютерной алгебры МаШетайса 9: новые возможности/ В.П Дьяков// Компоненты и технологии. -2014. -№ 9(158). -С.142-152.
15. Дьяков, В.П. Статистика в системе компьютерной алгебры МаШетайса 9/ В.П Дьяков// Компоненты и технологии. -2014. -№ 10(159). -С. 130-138.
16. Захарова Т.Е. Дифференциация образования - основное средство осуществления профильного обучения/ Т.Е. Захарова // Профильное обучение.- Москва, 2003 - № 1.
17. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования./ Э.Ф. Зеер- Екатеринбург: Из-во УГППУ, 2000. - 258 с.
18. Зильберберг И.М. Модели профильного обучения / И.М. Зильберберг // Профильная школа. - Москва, 2003.- № 2.
19. Зинина, А. И О применении программных средств в обучении математике/А.И. Зинина//Методика преподавания математических и
естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции
развития. - 2017.-С.187-189.
20. Зинина, А. И Визуализация геометрических объектов в Мathematica. /А.И. Зинина//Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире . - 2016.-С.35-38.
21. Зинченко В.П. Образование - это образ человека, его лик, личность / В.П. Зинченко // Учительская газета.- Москва, 1993. - № 1.
22. Иванов, А.О. Компьютерная геометрия / А.О. Иванов, Д.П. Ильютко, Г.В. Носовский, А.А. Тужилин, А.Т. Фоменко// Интернетуниверситет информационных технологий. - 2016. - c.489.
23. Калягин Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике/ Ю.М. Калягин // Математика в школе. - Москва, 1990. - № 4.
24. Колмаков, В.М. Опыт организации предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе. /В.М. Колмаков // Школа и производство. - 2015.
- №5.- С.19-21.
25. Кириченко, Н.О. Роль элективных курсов в концепции предпрофильного и профильного обучения / Н.О. Кириченко // Наука и образование в современных условиях. -2017. - С.544-548.
26. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [электронный ресурс]// Профильное обучение в старшей школе.
- Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=19 - свободный
27. Кузнецов А.А. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения / А.А Кузнецов // Вопросы образования. -Москва, 2004. - №3. - С.162-192.
28. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. - Москва, 2003. - №5. - С. 30-33.
29. Кунафина, Ю.И. Предпрофильное образование в современной школе /Ю.И. Кунафина // Теория и практика современной науки. - 2017. - №3(21). -С. 1087-1090.
30. Лернер П.С. Инновационные технологии повышения интерактивности профильного обучения / П.С. Лернер// Школьные технологии. - Москва, 2004. - №6. - С. 155-168.
31. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения / Г.П. Логинова // Психологическая наука и образование. -Москва, 2003. - №3. - С.43-47.
32. Макарова Е.Н. Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности / Е.Н. Макарова // Профильная школа. - Москва, 2005. - №5. - С. 17-22.
33. Миннегалиева, Ч.В. Интерактивные визуализации в обучении/
Ч.В. Миннегалиева // Проблемное обучение в современном мире. - 2016. - С.326-330.
34. Моргун В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации / В.Ф. Моргун // Школьные технологии. - Москва, 2005. - №6. - С.134-139.
35. Негодин, М.И Использование интерактивной системы matlab на занятиях элективного курса по математике/ М.И. Негодин, М.Ю. Солощенко//Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. - 2017. - С.197-194.
36. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента/ А.А. Пинский //Профильная школа. - Москва, 2003-№6.-С.29-33
37. Половко А.М. Mathematica для студента./ А.М. Половко // СПб.: БХВ. - Петербург, 2007 - 368.
38. Рягин, С.Н. Проектирование содержания элективного курса для предпрофильной подготовки. / С.Н. Рягин // Образование омской области. - 2004. - №1(3). - С.41-44.
39. Степура, Е.А. Применение системы компьютерной математики Wolfram Mathematica при решении задач начертательной геометрии/ Е.А Степура, Р.А. Зонтов//ВЕСТНИК МГСУ. - 2011. № 2-2 .- 352с.
40. Таранчук В. Б.,. Кулинкович В. А. О разработке
интеллектуальных обучающих систем в среде Wolfram Mathematica /В. Б. Таранчук// Веб-программирование и интернет-технологии WebConf 2015: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф, - Минск : Изд. центр БГУ,
2015. - 14-22 с.
41. Титова, В.Э. Организация предпрофильной подготовки в
образовательной организации. / В.Э.Титова // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии.
Компетентностный подход. - 2016. - С.424-427.
42. Хамидуллина, А.Р. Системное управление профильным
обучением в базовой сельской школе. /А.Р. Хамидуллина, Ю.В. Есенков, С.Ю. Прохорова .// Профильная школа. -2010.-№4.- с13-18.
43. Шестакова, О.О. Предпрофильная подготовка школьников / О.О. Шестакова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогичном образовании. - 2017. -№4(51). -С.89-90.
44. Четвериков М. А. Применение средств Wolfram Mathematica для создания интерактивных иллюстраций // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 62-66. — URL https://moluch.ru/archive/55/7481/ (дата обращения: 29.05.2018).
45. Юдовская А.Я. Использование игровых методов в элективном курсе / А.Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №4. - С.43-51.
46. Ярошенко Н.Г. О реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на старшей ступени общего образования / Н.Г. Ярошенко // Среднее профессиональное образование. - 2003. - №2. - С. 2-6.
47. Grimes B. Wolfram research enhances its mathematical software./ Grimes B.// Mathematica (computer software). - 2003. - C.64.
48. Lynch, S. Dynamical systems with applications using mathematica®/
S. Lynch // Dynamical systems with applications using mathematica®. -2007. - P.484.
49. Pilipchuk, L.A. Sparse linear systems: theory of decomposition, methods, technology, applications and implementation in wolfram mathematica. /
L. A. Pilipchuk// Aip conference proceedings. - 2015.
50. Seiter, С. Mathematica 4.2/ С. Seiter// Macworld. - 2002. - №11. - P.45-48.