Введение 1
1. Взаимоотношения природы и общества 3
2. Моральные нормы отношений человека и природы 5
3. Нравственное поведение и экологическая этика 7
4. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ 13
5. Педагогические модели организации экологического образования В ДОУ 21
6. Подготовка и переподготовка педагогических кадров 28
7. Экологическое просвещение родителей 30
Заключение 34
Литература 36
Трудно себе представить, что какой-нибудь из видов может погубить биосферу, ведь каждый из них – ее часть. Какими качествами должен обладать такой вид, ведь он, таким образом, становится видом самоубийцей? Наверное, он обладает огромной разрушительной силой. Кроме того, он должен невероятно много есть, то есть очень эффективно и быстро утилизировать самые разнообразные ресурсы. Тогда в любом местообитании он будет за короткий срок подрывать основу своего существования. Впрочем, можно и не потреблять все ресурсы, а просто быстро делать их непригодными для себя и многих других обитающих рядом видов. При всем при том его особи должны стремительно размножаться и, не имея особенных биотопических пристрастий, постепенно оккупировать всю поверхность планеты. У этого вида может быть изощренный интеллект, глубоко проникающий в тайны мироздания, но при этом должны полностью отсутствовать механизмы сохранения собственных популяций. Они могут быть потеряны где-то на историческом пути развития, что уже обрекает на вымирание. Скорее же всего, работа механизмов самосохранения совершенно подавлена выработанными социальными традициями, которые и закрепились в культуре этих интеллектуалов. Такой вид-самоубийца очень похож на современного человека.
Большинство причин прошлых и будущих катастроф коренятся в направленности познания человека. Эта направленность в основном моделирующая, ее цель – создание аналога интеллекта, аналога человека и в перспективе – лучших образцов, чем современный живой человек Необходимо познание роли человека в биосфере – реальной роли, экологической. Осознание искажений этой роли, выяснение возможностей более гармоничного вхождения современного человека с его техногенными поделками в современную биосферу.
Наша планета никогда ранее не подвергалась таким экологическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько «дани» и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет нам будущее – новые проблемы или безоблачное существование? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Таковы на данный момент основные проблемы экологии.
Решение этих проблем – это долгий и кропотливый процесс, который должен непрерывно продолжаться пока существует антропогенное воздействие на окружающую среду. Основа экологического благополучия будущих поколений закладывается уже сейчас. То, как будут относиться к окружающей среде будущие поколения во многом зависит от экологического воспитания подрастающего поколения.
Именно поэтому во всем мире все большее внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности.
В данной работе сделан обзор современного состояния в сфере экологического воспитания дошкольников и намечены перспективы возможного развития в этой области.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так и самих педагогов. Были организованы всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах.
Анализ современного экологического образования как особого направления дошкольной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах:
традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции;
отечественное экологическое образование школьников.
В рассматриваемый период становление экологического образования дошкольников в нашей стране происходило различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй - системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае вначале разрабатывается концепция непрерывного образования всего региона, в которой определенное место отводится дошкольной ступени. Такие региональные системы в настоящее время создаются во многих областях и краях России. Особенно следует отметить достигнутые в этом направлении результаты гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пермской, Нижегородской, Московской областей, Дальнего Востока, Ханты-Мансийского автономного округа. При таком подходе цели и задачи дошкольного образования определяются исходя из положений общей региональной концепции. Реализовывался и третий вариант, когда дошкольные учреждения, самостоятельно выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем включались в общую региональную систему экологического образования.
На сегодняшний день степень охвата и уровень работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях страны сильно варьируются от региона к региону. Однако практически в каждой области, республике или крае есть несколько базовых (экспериментальных) дошкольных учреждений с экологической специализацией. Опыт работы таких учреждений способствует постепенному внедрению экологического образования и в других дошкольных учреждениях региона
1. Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику. Серия: Охрана дикой природы. Вып.11. - Киев, 1999.
2. Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. - М.: Наука, 1976.
3. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. - М.: Прогресс, 1973.
4. Казначеев В. П., Яншина Ф. Т. Учение В. И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. - М.: Знание, 1986.
5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. - М.: Мир, 1988.
6. Марков А, Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А. «Мы»: Программа экологического образования детей. 2006 г. , 229 С.
7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: книга для воспитателей детского сада.2006 г. , 96 С
8. Серебрякова Т.А. кологическое образование в дошкольном возрасте. Уч. Пособие для ВУЗОВ. 2006 г. , 224 С.
9. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. - М.: Мир, 1990.
10. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1976.