РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушением слуха 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением
слуха 6
1.2. Особенности прогностической компетентности дошкольников без
отклонений в развитии и с нарушением слуха 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик
21
прогностической компетентности детей с нарушением слуха
2.1. Организация, методы и этапы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
Выводы по главе II 33
Заключение 35
Список литературы
Глава 1. Теоретический анализ регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей с нарушением слуха 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением
слуха 6
1.2. Особенности прогностической компетентности дошкольников без
отклонений в развитии и с нарушением слуха 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование регулятивных характеристик
21
прогностической компетентности детей с нарушением слуха
2.1. Организация, методы и этапы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
Выводы по главе II 33
Заключение 35
Список литературы
Актуальность темы исследования. Проблема прогнозирования детьми является актуальной проблемой современной психологии. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев характерно наличие серьезных патологий развития, преимущественно в интеллектуальной сфере и прогнозировании ситуаций будущего.
Изучив научную литературу, стало понятным, что очень важно изучить прогностическую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как формирование прогностической деятельности рассматривается как возможность коррекции развития.
Дети с аномалиями слуха составляют одну из самых больших категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей данной категории характерны отсутствие речи и вторичные нарушения развития, связанные непосредственно с аномалией слуха. При нарушении слуха такие дети находятся в состоянии информационной депривации.
В современной психологии проблема прогнозирования детьми рассматривается в разных аспектах. Л.С.Выготский и С.Л. Рубинштейн изучали способность личности к прогнозированию со стороны его физиологических механизмов. Большинство авторов рассматривали проблему прогнозирования психолого-педагогическом аспекте (В.Д.Менделевич, А.И.Ахметзянова) [39].
Возникает спорный вопрос между необходимостью развития прогностической деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным изучением данного вопроса в практике и теории и практике прогностической компетентности у дошкольников с нарушением слуха.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого
себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в изучении и сравнении регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и без нарушений в развитии.
Цель исследования: изучить регулятивные характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность у детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: регулятивные особенности прогностической компетентности у старших дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по проблеме прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Выявить регулятивные особенности прогностической компетентности у дошкольников с нарушениями слуха.
3. Провести диагностику прогностической компетентности детей с нарушениями слуха по сравнению с детьми в норме;
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, исследование;
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в работе специалистов коррекционной направленности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Основные выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: дошкольное отделение ГБОУ "Казанская школа- интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья" г.Казани, Республики Татарстан.
Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив научную литературу, стало понятным, что очень важно изучить прогностическую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как формирование прогностической деятельности рассматривается как возможность коррекции развития.
Дети с аномалиями слуха составляют одну из самых больших категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей данной категории характерны отсутствие речи и вторичные нарушения развития, связанные непосредственно с аномалией слуха. При нарушении слуха такие дети находятся в состоянии информационной депривации.
В современной психологии проблема прогнозирования детьми рассматривается в разных аспектах. Л.С.Выготский и С.Л. Рубинштейн изучали способность личности к прогнозированию со стороны его физиологических механизмов. Большинство авторов рассматривали проблему прогнозирования психолого-педагогическом аспекте (В.Д.Менделевич, А.И.Ахметзянова) [39].
Возникает спорный вопрос между необходимостью развития прогностической деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным изучением данного вопроса в практике и теории и практике прогностической компетентности у дошкольников с нарушением слуха.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого
себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в изучении и сравнении регулятивных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и без нарушений в развитии.
Цель исследования: изучить регулятивные характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность у детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: регулятивные особенности прогностической компетентности у старших дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Изучить научную литературу по проблеме прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Выявить регулятивные особенности прогностической компетентности у дошкольников с нарушениями слуха.
3. Провести диагностику прогностической компетентности детей с нарушениями слуха по сравнению с детьми в норме;
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, исследование;
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в работе специалистов коррекционной направленности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Основные выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: дошкольное отделение ГБОУ "Казанская школа- интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья" г.Казани, Республики Татарстан.
Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив имеющуюся литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что прогностическую способность изучали огромное количество научных работников.
Прогностическая компетентность изучалась при различных аномалиях. Большинство нарушений отрицательно влияют на прогностическую способность детей дошкольного возраста.
Нам представлялся интересным изучение регулятивных характеристик прогностической способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха, так как в последние годы все больше увеличивается рождение детей с различными нарушениями слуха.
Прогностическая компетентность - это способность личности с высокой вероятностью предугадывать ситуации будущего, предвосхищать ход событий и собственные реакции личности.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Дети с нарушениями слуха характеризуются стеснительностью, замкнутостью, зачастую у них наблюдается эмоциональное неблагополучие. У данной категории детей в первую очередь развивается вторичный дефект - нарушение речи. Мышление и речь взаимосвязаны, поэтому у детей данной
категории имеются проблемы мыслительной деятельности и они не всегда могут адекватно прогнозировать ситуации будущего.
Изучив теоретический аспект проблемы прогностической
компетентности, проведя исследование, можно сделать вывод о том, что наше исследование актуально, так как ранее не проводилось на подобной группе детей, а именно с нарушениями слуха, прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности.
Дети с нарушением слуха имеют низкую прогностическую компетентность по сравнению со сверстниками без дефектов в развитии. У данных детей отмечается нерациональный прогноз, неустойчивый прогноз.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности. Детям контрольной группы 1 и 2 тип прогностической способности.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности, то есть они не всегда могут адекватно прогнозировать ход событий и своей деятельности, незрелость или нарушение процессов регуляции.
Детям контрольной группы - 1 и 2 тип прогностической способности, то есть они адекватно прогнозируют ситуации будущего, но у некоторых детей имеется незрелость регулятивных процессов.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждена. Она состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления прогностической компетентности у детей, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров прогностической компетентности.
Прогностическая компетентность изучалась при различных аномалиях. Большинство нарушений отрицательно влияют на прогностическую способность детей дошкольного возраста.
Нам представлялся интересным изучение регулятивных характеристик прогностической способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха, так как в последние годы все больше увеличивается рождение детей с различными нарушениями слуха.
Прогностическая компетентность - это способность личности с высокой вероятностью предугадывать ситуации будущего, предвосхищать ход событий и собственные реакции личности.
Регулятивные процессы - это процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Регулятивный компонент прогностической компетентности является основой осознания и понимания субьектом самого себя и своей деятельности - способности осмысливать, анализировать свои поступки и умение прогнозировать исход трудной ситуации или проблемы, а также умение её решать. То есть к регулятивным характеристикам прогностической компетентности можно отнести самоконтроль, умение адекватно прогнозировать исход событий, умение самостоятельно решать трудные задачи (проблемы).
Дети с нарушениями слуха характеризуются стеснительностью, замкнутостью, зачастую у них наблюдается эмоциональное неблагополучие. У данной категории детей в первую очередь развивается вторичный дефект - нарушение речи. Мышление и речь взаимосвязаны, поэтому у детей данной
категории имеются проблемы мыслительной деятельности и они не всегда могут адекватно прогнозировать ситуации будущего.
Изучив теоретический аспект проблемы прогностической
компетентности, проведя исследование, можно сделать вывод о том, что наше исследование актуально, так как ранее не проводилось на подобной группе детей, а именно с нарушениями слуха, прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности.
Дети с нарушением слуха имеют низкую прогностическую компетентность по сравнению со сверстниками без дефектов в развитии. У данных детей отмечается нерациональный прогноз, неустойчивый прогноз.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности. Детям контрольной группы 1 и 2 тип прогностической способности.
Детям с нарушениями слуха присуще 2 и 3 тип прогностической способности, то есть они не всегда могут адекватно прогнозировать ход событий и своей деятельности, незрелость или нарушение процессов регуляции.
Детям контрольной группы - 1 и 2 тип прогностической способности, то есть они адекватно прогнозируют ситуации будущего, но у некоторых детей имеется незрелость регулятивных процессов.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждена. Она состоит в предположении о том, что прогностическая компетентность у детей с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально- волевых особенностей развития их личности, в большинстве случаев, прогностическая способность у детей данной категории на низком уровне.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления прогностической компетентности у детей, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров прогностической компетентности.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



