Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №44809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
495
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические проблемы изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1 Научные подходы к пониманию феномена «прогностическая
компетентность» 6
1.2Понятие «коммуникативные умения»: сущность и 8
содержание....
1.3 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением слуха 13
Выводы по главе I 33
Глава II. Содержание и организация исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха . 34
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных
характеристик прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха .. 36
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список используемой литературы

Актуальность.Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры дефекта и коррекционного обучения детей с нарушениемслуха. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования общения и коммуникации.
Прогностическая деятельность в научных работах прорабатывалась при различных патологиях и аномалиях, а также при норме. Самыми известными авторами в данной области можно назвать: И.М. Фейгенберга,Л.И.
Переслени, В.Л. Подобед, А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский, В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, Е.А. Сергиенко, Д.П. Речаник, Э.В. Макаричева, Л.А. Рожкова, В.Д.Менделевич.[29, 30, 45]
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с её помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу человека не только фиксируются и средствами речи оформляются состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Любое общение, взаимодействие между людьми, способность узнавать эмоциональные состояния других людей - все это проявления коммуникативной функции антиципации. Процесс прогнозирования имеет место, как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении субъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяет лексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.
Дети с нарушением слуха испытывают особые трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, обусловленные недостаточностью, как языковых средств, так и коммуникативных умений, и навыков. У детей с нарушениемслуха процесс коммуникации происходит с затруднениями - это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.
Формирование коммуникативной составляющей прогностической компетенции у детей с нарушением слуха необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушением слуха нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической и диалогической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучить коммуникативные характеристики
прогностической деятельности у детей с недостатками слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность детей
старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: коммуникативные характеристики
прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: мы предполагаем, что для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха характерны такие коммуникативные особенности прогностической компетентности как: отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи дошкольников с нарушением слуха формы будущего времени глагола.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности старших дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение за детьми в процессе занятий и в свободной деятельности, беседы с педагогами и детьми, констатирующий эксперимент;
• математические: анализ полученных экспериментальных данных,Т критерии Стьютенда, критерии средних показателей.
База исследования: ОГКОУ «Школа - интернат № 92» (дошкольное отделение) г. Ульяновска и детский сад № 90 «Медвежонок» г. Ульяновска.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха, в процессе образовательной, коррекционно-развивающей работы.
Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие и совершенствование коммуникативных характеристик прогностической компетентности старших дошкольников с нарушением слуха было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. Особенности интеллектуального и речевого развития, учащихся с нарушением слуха без специального обучения делают не возможным для этих детей понимание речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с
детьми с нарушением слуха должно быть формирование и развитие познавательных процессов.
Проанализировав литературу по прогностической деятельности в нормогенезе и при различных нарушениях мы отметили, что умственная и психическая несостоятельность напрямую влияет на коммуникативные характеристики прогностической компетентности, они тоже несостоятельны.
В коррекционной педагогике и психологии прогностическая способность занимает по актуальности не из последних мест, так как от прогностической способности ребенка зависит его социализация, адаптация к окружающей действительности.
По проведенному исследованию, сделали вывод, что большинство детей с нарушением слуха имеют неустойчивый адекватный прогноз и медленно формирующийся адекватный прогноз, или же имеют медленную скорость формирования правильного прогноза, невоспроизведение порядков, случайные или репродуктивные стратегии прогнозирования.
В ходе исследования нами были получены следующие данные: испытуемые экспериментальной группы ориентируются на более ранние несоответствующие возрасту модели поведения, в своем прогнозе дети демонстрируют поведение несоответствующее требованиям к социально - коммуникативному развитию, свои прогнозы дошкольники с нарушением слуха представляли в виде односложных ответов, либо перечисляли предметы, изображенные на картине, дети экспериментальной группы затрудняются использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, в прогнозах дошкольников с нарушением слуха отсутствуют высказывания участников ситуации в форме прямой или косвенной речи, в своих прогнозах дети экспериментальной группы используют глаголы либо настоящего времени, либо не используют глаголы вообще.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 2014.-С.152-163.
2. Ахметзянова А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза/Ахметзянова А.И.//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 268-280.
3. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла / Т.Ф. Базылевич//Психологический журнал.- 2008.-Т. 9, №3. С.121-131.
4. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 2015.- Т. 15.- № 6.-С. 90 99.
5. Блейхер В.М. Методы патопсихологического исследования /Б.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков // Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - С. 112 - 223.
6. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико
психологический анализ)/А.В. Брушлинский. М.: Мысль, 2009.-230 с.
7. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления / А.В. Брушлинский // Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 2011.1. C. 38- 63.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник
по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
9. Граница А.С. Взаимосвязи интуитивности с антиципационной состоятельностью и психологическими защитами у больных с невротическими расстройствами/Граница А.С.Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева - 2017. Т. XLIX. № 2. С. 20-24.
10. Граница А.С. Взаимосвязи антиципационной состоятельности и интуитивности у больных с невротическими расстройствами// Граница
А.С. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2016. Т. XLVIII. № 1. С. 90-93.
11. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977.- 391 с.
12. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
13. Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально-логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии . Ничипоренко Н.П., Мухамадиева Г.Ф., Менделевич В.Д. Психическое здоровье. 2010. Т. 8. № 10 (53). С. 35-38
14.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
15. Ломов Б.Ф. Память и антиципация / Б.Ф. Ломов // Исследования памяти / Отв. Ред. Н.Н. Корж; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1990.1. C. 45-53.
16. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. - № 2. - С. 127-131.
17. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
18. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
19. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
20. Лукин С.Е. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию) / С.Е. Лукин, А.В. Суворов. СПб.: Иматон, 1993. - 63 с.
21. Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения М..Р. Лурия // Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1985.-С. 5-46.
22. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза /Б.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996.- Т. 17, № 4. С. 107 - 115.
23. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В.Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2001. - 592 с.
24. Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза/В.Д. Менделевич//Психологический журнал.- 1990. -№ 6. -С. 113- 117.
25. Менделевии В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами / В.Д. Менделевии, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клининеская психиатрия. 1997. - № 2. - С. 31-36.
26. Менделевии В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре ан-тиципационных механизмов неврозогенеза / В.Д. Менделевии, В.Т. Плещинская //Российский психиатринеский журнал. 2000.- № 1.-С. 18
21.
27. Менделевии В.Д. Неврозология и психосоматииеская медицина / В.Д. Менделевии, СЛ. Соловьева. М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
28. Меницкий Д.Н. Высшая нервная деятельность иеловека и животных в вероятностно организованной внешней среде: Автореф. дис. . д -ра биол. наук: 03.00.13 / Д.Н. Меницкий. Л., 1981.-444 с.
29. Мухаметзянова Д. А. Клининеские особенности формирования невроти-иеских расстройству детей в зависимости от антиципационных параметров психииеской деятельности: Автореферат дис. . канд. мед. наук: 19.00.01/ Д.А. Мухаметзянова. Казань, 1998.- 20 с.
ЗО.Обуиение и воспитание дошкольников с нарушениями реии: Сб. статей / Под ред. С.А. Мироновой. М.: Просвещение, 1987.- 139 с.
31. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии/У. Найссер.-М.: Прогресс, 1981,-230 с.
32.Осипенко Т.Н. Психоневрологинеское развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. М.: Медицина, 1996. - 288 с.
ЗЗ.Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально- диагностическом аспекте / Л.И. Переслени // Дефектология. 1979. - № 5.-С. 23-31.
34. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984.- 160 с.
35. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976.- № 2.-С.113-123.
36. Переслени Л.И. Появление преднастройки в динамике вызванной активности и времени реакции у детей / Л.И. Переслени, М.Б. Михалевская // Журнал высшей нервной деятельности.- 1982. Т.
32. - Вып.2.- С. 209 - 217.
37. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей / Л.И. Переслени,
B. Л. Подобед // Дефектология. 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
38. Переслени Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал.
1991. - № 5. -С. 51 -59.
39. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова //Дефектология. 1993. - № 5. -
C. 3 - 10.
40. Пиаже Ж. Антиципирующая деятельность / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология / Ред. сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. - М., 1978. - Вып. 6.- С. 43 -46.
41. Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии, 1985, №1. с. 94102
42. Рябова Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 2000, № 1.- С. 125 129.
43. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. М.: Наука, 1992.- 138 с.
44. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис. . док - ра психол. наук в форме научного доклада: 19. 00. 01 / Е.А. Сергиенко. М., 1997.- 138 с.
45. Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал.- 1988. Т. 9, № 6.- С. 73 - 85.
46. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. М.: Министерство Здравоохранения СССР, 1973. - С. 5 - 19.
47. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. М.: Изд - во Моск. гос. ун -та, 1978.- 112 с.
48.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. М.: Фолиум, 1996. - 63 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ