КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические проблемы изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1 Научные подходы к пониманию феномена «прогностическая
компетентность» 6
1.2Понятие «коммуникативные умения»: сущность и 8
содержание....
1.3 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением слуха 13
Выводы по главе I 33
Глава II. Содержание и организация исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха . 34
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных
характеристик прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха .. 36
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список используемой литературы
Глава I. Теоретические проблемы изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1 Научные подходы к пониманию феномена «прогностическая
компетентность» 6
1.2Понятие «коммуникативные умения»: сущность и 8
содержание....
1.3 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением слуха 13
Выводы по главе I 33
Глава II. Содержание и организация исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха . 34
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных
характеристик прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха .. 36
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список используемой литературы
Актуальность.Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры дефекта и коррекционного обучения детей с нарушениемслуха. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования общения и коммуникации.
Прогностическая деятельность в научных работах прорабатывалась при различных патологиях и аномалиях, а также при норме. Самыми известными авторами в данной области можно назвать: И.М. Фейгенберга,Л.И.
Переслени, В.Л. Подобед, А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский, В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, Е.А. Сергиенко, Д.П. Речаник, Э.В. Макаричева, Л.А. Рожкова, В.Д.Менделевич.[29, 30, 45]
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с её помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу человека не только фиксируются и средствами речи оформляются состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Любое общение, взаимодействие между людьми, способность узнавать эмоциональные состояния других людей - все это проявления коммуникативной функции антиципации. Процесс прогнозирования имеет место, как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении субъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяет лексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.
Дети с нарушением слуха испытывают особые трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, обусловленные недостаточностью, как языковых средств, так и коммуникативных умений, и навыков. У детей с нарушениемслуха процесс коммуникации происходит с затруднениями - это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.
Формирование коммуникативной составляющей прогностической компетенции у детей с нарушением слуха необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушением слуха нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической и диалогической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучить коммуникативные характеристики
прогностической деятельности у детей с недостатками слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность детей
старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: коммуникативные характеристики
прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: мы предполагаем, что для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха характерны такие коммуникативные особенности прогностической компетентности как: отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи дошкольников с нарушением слуха формы будущего времени глагола.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности старших дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение за детьми в процессе занятий и в свободной деятельности, беседы с педагогами и детьми, констатирующий эксперимент;
• математические: анализ полученных экспериментальных данных,Т критерии Стьютенда, критерии средних показателей.
База исследования: ОГКОУ «Школа - интернат № 92» (дошкольное отделение) г. Ульяновска и детский сад № 90 «Медвежонок» г. Ульяновска.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха, в процессе образовательной, коррекционно-развивающей работы.
Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Прогностическая деятельность в научных работах прорабатывалась при различных патологиях и аномалиях, а также при норме. Самыми известными авторами в данной области можно назвать: И.М. Фейгенберга,Л.И.
Переслени, В.Л. Подобед, А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский, В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, Е.А. Сергиенко, Д.П. Речаник, Э.В. Макаричева, Л.А. Рожкова, В.Д.Менделевич.[29, 30, 45]
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с её помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу человека не только фиксируются и средствами речи оформляются состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Любое общение, взаимодействие между людьми, способность узнавать эмоциональные состояния других людей - все это проявления коммуникативной функции антиципации. Процесс прогнозирования имеет место, как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении субъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяет лексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.
Дети с нарушением слуха испытывают особые трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, обусловленные недостаточностью, как языковых средств, так и коммуникативных умений, и навыков. У детей с нарушениемслуха процесс коммуникации происходит с затруднениями - это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.
Формирование коммуникативной составляющей прогностической компетенции у детей с нарушением слуха необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушением слуха нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической и диалогической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучить коммуникативные характеристики
прогностической деятельности у детей с недостатками слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность детей
старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: коммуникативные характеристики
прогностической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: мы предполагаем, что для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха характерны такие коммуникативные особенности прогностической компетентности как: отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи дошкольников с нарушением слуха формы будущего времени глагола.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести эмпирическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности старших дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение за детьми в процессе занятий и в свободной деятельности, беседы с педагогами и детьми, констатирующий эксперимент;
• математические: анализ полученных экспериментальных данных,Т критерии Стьютенда, критерии средних показателей.
База исследования: ОГКОУ «Школа - интернат № 92» (дошкольное отделение) г. Ульяновска и детский сад № 90 «Медвежонок» г. Ульяновска.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха, в процессе образовательной, коррекционно-развивающей работы.
Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Развитие и совершенствование коммуникативных характеристик прогностической компетентности старших дошкольников с нарушением слуха было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. Особенности интеллектуального и речевого развития, учащихся с нарушением слуха без специального обучения делают не возможным для этих детей понимание речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с
детьми с нарушением слуха должно быть формирование и развитие познавательных процессов.
Проанализировав литературу по прогностической деятельности в нормогенезе и при различных нарушениях мы отметили, что умственная и психическая несостоятельность напрямую влияет на коммуникативные характеристики прогностической компетентности, они тоже несостоятельны.
В коррекционной педагогике и психологии прогностическая способность занимает по актуальности не из последних мест, так как от прогностической способности ребенка зависит его социализация, адаптация к окружающей действительности.
По проведенному исследованию, сделали вывод, что большинство детей с нарушением слуха имеют неустойчивый адекватный прогноз и медленно формирующийся адекватный прогноз, или же имеют медленную скорость формирования правильного прогноза, невоспроизведение порядков, случайные или репродуктивные стратегии прогнозирования.
В ходе исследования нами были получены следующие данные: испытуемые экспериментальной группы ориентируются на более ранние несоответствующие возрасту модели поведения, в своем прогнозе дети демонстрируют поведение несоответствующее требованиям к социально - коммуникативному развитию, свои прогнозы дошкольники с нарушением слуха представляли в виде односложных ответов, либо перечисляли предметы, изображенные на картине, дети экспериментальной группы затрудняются использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, в прогнозах дошкольников с нарушением слуха отсутствуют высказывания участников ситуации в форме прямой или косвенной речи, в своих прогнозах дети экспериментальной группы используют глаголы либо настоящего времени, либо не используют глаголы вообще.
детьми с нарушением слуха должно быть формирование и развитие познавательных процессов.
Проанализировав литературу по прогностической деятельности в нормогенезе и при различных нарушениях мы отметили, что умственная и психическая несостоятельность напрямую влияет на коммуникативные характеристики прогностической компетентности, они тоже несостоятельны.
В коррекционной педагогике и психологии прогностическая способность занимает по актуальности не из последних мест, так как от прогностической способности ребенка зависит его социализация, адаптация к окружающей действительности.
По проведенному исследованию, сделали вывод, что большинство детей с нарушением слуха имеют неустойчивый адекватный прогноз и медленно формирующийся адекватный прогноз, или же имеют медленную скорость формирования правильного прогноза, невоспроизведение порядков, случайные или репродуктивные стратегии прогнозирования.
В ходе исследования нами были получены следующие данные: испытуемые экспериментальной группы ориентируются на более ранние несоответствующие возрасту модели поведения, в своем прогнозе дети демонстрируют поведение несоответствующее требованиям к социально - коммуникативному развитию, свои прогнозы дошкольники с нарушением слуха представляли в виде односложных ответов, либо перечисляли предметы, изображенные на картине, дети экспериментальной группы затрудняются использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, в прогнозах дошкольников с нарушением слуха отсутствуют высказывания участников ситуации в форме прямой или косвенной речи, в своих прогнозах дети экспериментальной группы используют глаголы либо настоящего времени, либо не используют глаголы вообще.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕЧЕ - КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



