ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОСЬ-АВТО»
1.1 Наименование и реквизиты 9
1.2 Цель, область и виды деятельности 10
1.3 Основные производственные фонды 12
1.4 Производственные и экономические показатели 13
1.5 Потребляемые ресурсы 13
1.6 Характеристика трудовых ресурсов 13
1.7 Организационная структура 14
1.8 Физическая схема расположения предприятия 16
1.9 Логическая и физическая схема действующей компьютерной сети 18
1.10 Состав и структура действующей информационной системы или ее
сегментов 21
1.11 Новые проекты предприятия 22
1.12 Проблемы, решение которых актуально для предприятия 23
2. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Состав бизнес-процессов 23
2.2 Физическая схема расположения деловых процессов предприятия 28
2.3 Основные задачи и работы БП предприятия 31
2.4 Классификация задач и работ БП предприятия и определение их
исполнителей 36
2.5 Оптимизация организационной структуры ООО «РОСЬ-АВТО» 50
2.6 Организационно-логическая сущность решения задач бизнес-процессов.... 52
2.7 Структурные связи задач основных бизнес-процессов 54
2.8 Показатели эффективности бизнес-процессов, решения задач и работ 79
3. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 86
3.1 Ординарные методы совершенствования деятельности 86
3.2 Совершенствование основных бизнес-процессов ООО «РОСЬ-АВТО 99
3.3 Совершенствование бизнес-процесса «Материально-техническое
обеспечение» 105
4. СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 115
4.1 Назначение цели информационной системы 115
4.2 Подсистемы и структуры информационной системы предприятия 116
4.3 Состав задач подсистем информационной системы 121
4.4 Организационно-логическая сущность решения задач подсистем
информационной системы предприятия 126
4.5 Структурные связи задач информационной системы 128
4.6 Действующие сегменты и задачи проектируемой информационной системы
предприятия 146
4.7 Информационная безопасность и охрана труда 152
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ» 153
5.1 Организационно-логическая сущность решения задач подсистемы (IDEF3)153
5.2 Структурные связи задач подсистемы «Управление материально¬техническим обеспечением» 155
6. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧИ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА
РЕАЛИЗАЦИЮ И СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» 160
6.1 Организационно-логическая сущность задачи 160
6.2 Входные информационные массивы и их структура 161
6.3 Алгоритм решения задачи 166
6.4 Выходные информационные массивы и их структура 168
6.5 Объектная модель задачи 168
6.6 Программная реализация задачи 170
7. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 173
7.1 Экономическая эффективность использования ПО задачи «Распределение
запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание» 173
ВЫВОДЫ 188
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 191
ПРИЛОЖЕНИЕ А 194
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 202
ПРИЛОЖЕНИЕ В 203
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 218
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 219
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 224
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 225
ПРИЛОЖЕНИЕ К 240
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 241
ПРИЛОЖЕНИИ М 253
Дальнейшее увеличение темпов роста экономики в России, которые сейчас выше чем в европейских странах, невозможно без развития логистики, транспортных коммуникаций и обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформирования всей системы технического обслуживания, которая обеспечивает использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного цикла». [3]
В условиях конкуренции расширение фирменного сервиса становится важным аргументом в борьбе за потенциального покупателя. Принцип современного фирменного сервиса заключается в том, что фирма-производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности продукции в течение всего срока её штатной эксплуатации. Такой подход повышает эффективность эксплуатации и снижает полную цену потребления продукции, что, в конечном счете, повышает доверие покупателя. [9].
Одним из важнейших элементов автосервиса является организация технического обслуживания и ремонта. Именно эта проблема в первую очередь интересует покупателя. Задача фирменной системы - обеспечить покупателю возможность по-лучения любой желаемой услуги.
Целью и новизной выпускной квалификационной работы является усовершенствование системы материально-технического обеспечения средствами информационной системы», позволяющей усовершенствовать систему планирования и учета движения материальных средств в автосалонах ООО «РОСЬ-АВТО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести предпроектный анализ деятельности предприятия, в том числе: дать краткую характеристику деятельности предприятия, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выделить потребляемые ресурсы (сырьевые, энергетические и т.д.), а также описать техническое обеспечение предприятия (спецификация компьютерной сети, характеристика действующей информационной системы).
2. Провести анализ бизнес-процессов ООО «РОСЬ-АВТО», т.е. выделить состав бизнес-процессов, их задачи, исполнителей, составить классификационную таблицу задач по группам, а также построить структурную таблицу информационных потоков бизнес-процессов предприятия и схему взаимодействия задач бизнес- процессов.
3. Выделить методы и направления по совершенствованию системы материально-технического обеспечения, определить состав задач, организационно-логическую сущность их решения.
4. Определить состав и структуру информационной системы предприятия, т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить структурную таблицу связей задач ИС.
5. Провести проектирование подсистемы «Материально-технического обеспечения». Определить задачи подсистемы, организационно-логическую сущность их решения, выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими под-системами ИС, составить схему взаимосвязей задач подсистемы.
6. Разработать задачу «Распределение запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание», в том числе описать организационно-логическую сущность задачи, входные и выходные информационные массивы; составить алгоритм решения задачи, ИЛМ базы данных, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
7. Провести оценку экономической и управленческой эффективности от внедрения программного продукта.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «РОСЬ-АВТО».
Предметом исследования является информационная система, действующая в настоящий момент на предприятии ООО «РОСЬ-АВТО», а также подходы и методы по ее совершенствованию.
Теоретической базой исследования являются научные публикации отечественных авторов, регламенты и корпоративные стандарты «Тойота».
Основными источниками информации при написании работы послужили материалы курсов лекций по дисциплинам «Информационный менеджмент» и «Математические модели в экономике и управлении предприятиями городского хозяйства» к.ф-м.н., доцента кафедры ММИТЭ Смирнова Ю.Н., методических указаний по оценке экономической эффективности, к.э.н., доцента Махмутова И.И., по дисциплинам «Проектирование информационных систем» и «Теория экономических ин-формационных систем» к.п.н., доцента кафедры ММИТЭ Ахметзяновой Г.Н., методических указаний, инструкций, типовых договоров купли-продажи, договоров на сервисное обслуживание, приказов ООО "РОСЬ-АВТО".
При проведении предпроектного анализа деятельности ООО "РОСЬ-АВТО", анализа и классификации задач бизнес-процессов и систем управления предприятием были использованы труды ученых: Ю.П. Кожаева, А.Е. Карлика, М.Л. Шухгаль- тера, А.В. Игнатьевой, М.М. Максимцова.
При проектировании информационной системы, определении ее назначения и целей ИС, декомпозиции информационной системы на подсистемы были использованы труды ученых: В.Б. Уткина, К.В. Балдина, В.В. Дика, Г.Н.Смирновой, А.А. Сорокина, Ю.Ф. Тельнова.
Для решения отдельных задач использовались методы системного анализа, методы финансово анализа, экономико-математического моделирования, теория проектирования информационных систем, проектирования и разработки базы данных средствами СУБД.
Информационной базой исследования послужили: бухгалтерская отчетность ООО «РОСЬ-АВТО», информационные базы данных автоцентра, штатное расписание и должностные инструкции работников предприятия.
Описание разделов выпускной работы. Предпроектный анализ деятельности ООО "РОСЬ-АВТО" включает краткую характеристику предприятия, виды деятельности, проведение финансового анализа деятельности предприятия, описываются основные фонды, трудовые ресурсы и какие ресурсы ООО «РОСЬ-АВТО» использует в своей операционной деятельности. Здесь же приводится организационная структура и описание функциональных обязанностей основных подразделений, физическая схема расположения предприятия, а также логическая и физическая схема действующей компьютерной сети. Так же описываются новые проекты ООО «РОСЬ-АВТО».
При описании состава и структуры информационной системы ООО «РОСЬ- АВТО» сначала определяются назначение и цели, достижение которых будет достигнуто в результате внедрения ИС, выделяются подсистемы информационной системы и задачи, решаемые подсистемами. Определяются внутренние и внешние взаимосвязи всех задач подсистем информационной системы и подсистемы «Материально-техническое обеспечение» в частности и строится схемы взаимосвязи задач ИС и задач подсистемы «Материально-техническое обеспечение».
Проектирование и разработка задачи «Распределение запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание» подсистемы «Материально-техническое обеспечение» предполагает описание ее организационно-логической сущности, структуры входных и выходных информационных массивов, разработку ИЛМ базы данных, алгоритмов и технологии решения задачи, а затем и ее программную реализацию.
Производится расчет затрат на проектирование и разработку задачи, производится оценка экономической и управленческой эффективности использования программной реализации задачи «Распределение запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание».
Приводятся цели, средства и способы обеспечения информационной безопасности, а также излагаются основные санитарные правила и нормы работы с вычислительной техникой, к организации и оборудованию рабочих мест.
1. Проведен предпроектный анализ деятельности ООО "РОСЬ-АВТО", в котором отражена характеристика предприятия, виды деятельности, характеристика трудовых и др. используемых ресурсов. Описаны основные цели и новые проекты ООО "РОСЬ-АВТО" для достижения поставленных стратегических целей.
В результате проведения финансового анализа деятельности предприятия определено, что ООО " РОСЬ-АВТО" имеет высокий уровень рентабельности, оно в целом платежеспособно и финансово устойчиво.
Описан состав и структура действующей информационной системы (ее сегментов), а также приведены логическая и физическая схемы компьютерной сети ООО "РОСЬ-АВТО".
2. Проведен анализ бизнес-процессов ООО " РОСЬ-АВТО ". Определены основные деловые процессы ООО "РОСЬ-АВТО": «Подготовка сервисного обслуживания», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Материально-техническое обеспечение», «Маркетинг», «Основная деятельность», «Трудовые ресурсы», «Обеспечение основной деятельности», «Информационное обеспечение» и «Управление».
Каждый деловой процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных за-дач. Для ООО " РОСЬ-АВТО " выделены основные задачи всех деловых процессов, которые классифицированы по функциям менеджмента.
Так как каждая задача бизнес-процесса имеет входной поток и выходной результат, причем результаты решения одной задачи могут использоваться для решения других задач, то определены и структурированы информационные массивы, по которым происходит взаимосвязь всех бизнес-процессов и составлены 4 схемы взаимодействия основных деловых процессов ООО "РОСЬ-АВТО": «Финансы», «Материально-техническое обеспечение», «Сбыт», «Основная деятельность».
3. Проектирование информационной системы предприятия осуществляется на основе процессно-задачного подхода к управлению предприятием, это подразумевает выделение подсистем, задач подсистем информационной системы соответственно на основе задач бизнес-процессов предприятия.
Определены внутренние и внешние взаимосвязи всех задач подсистем информационной системы и построена схема взаимосвязи задач ИС.
4. При проектировании подсистемы «Материально-техническое обеспечение» сначала раскрыта организационно-логическая сущность решения задач данной подсистемы, определены внутренние и внешние информационные связи задач под-системы, построены информационно-технологические схемы решения каждой задачи и схема взаимосвязи задач подсистемы «Материально-техническое обеспечение».
5. Произведена разработка задачи «Распределения запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание» подсистемы «Материально-техническое обеспечение». В ходе ее разработки раскрыта организационно-логическая сущность решения данной задачи, выделены информационные массивы задачи и приведена их структура (структуры входных и выходных информационных массивов), по¬строена информационно-логическая модель базы данных и произведена программная реализация задачи с помощью 1С: Управление торговлей 8.
6. Проведена оценка управленческой и экономической эффективности использования программной разработки задачи «Распределения запасных частей на реализацию и сервисное обслуживание».
Проведен расчет затрат на проектирование и разработку задачи. Экономия трудовых затрат составляет 50%. Годовая экономия трудовых затрат составит 12 чел-мес. При среднемесячной заработной плате одного работника 12580 руб. экономия при внедрении и использовании программного продукта составит 12580 руб. в месяц и 150960 руб. в год.
Результаты внедрения можно охарактеризовать эффективными, так как интегральные показатели экономической эффективности проекта в горизонте расчета 1 года (12 месяцев) равны: чистый поток денежных средств - 3262,68 руб.; срок окупаемости (дисконтированный) - 11,6 месяцев; срок окупаемости (простой) - 11,2 месяцев.
Качественная оценка управленческой эффективности заключается в повышении качества информационного обеспечения: своевременности, полноте, достоверно-
7. Приведены цели, средства и способы обеспечения информационной безопасности, а также изложены основные санитарные правила и нормы работы с вычислительной техникой, к организации и оборудованию рабочих мест.
1. ГОСТ 12.1.019-79 2001, система стандартов безопасности труда - электробезопасность
2. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере, ТОИ Р-45-084-01
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 - 685 с.
4. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румяновой, Н.А. Соломатина -2-е. изд., переработки и доп. М.- :ИНФРА-М, 2004-669 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова -М.: ИНФРА- М, 2005-512 с.
6. Энциклопедическая энциклопедия / Науч. - ред. Совет государства "Экономика"; Институт экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО издательство "экономика", 199 - 1055 с.
7. Барышева А. Чтобы у фирмы было "завтра" // Управление персоналом, 2000, №5, с. 49-52.
8. Валина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №12, с. 32-39.
9. Ефремов П. Новации в работе кадрового агенства. // Управление персоналом, 2004, №4, с. 68-69
10. Ильин В. Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой. // Управление персоналом, 2004, №5, с. 69-74
11. Капустин С., Краснова Н. Обучающая организация как ключ к успеху совершенной компании // Управление персоналом, 2000, №5, с. 47-49.
12. Масура М.И. Основные принципы построения отбора кадров // Управление персоналом, 1998, №12, с. 30-35.
13. Масура М.И. Организация процесса отбора кадров // Управление персоналом, 1998, №12, с. 18-24. Мориунов Е. Отбор, контрактация и увольнение сотрудников // Управление персоналом, 2004, №7, с. 20-23.
14. Скрипник К. Тестирование и оценка персонала: 13 исходных принципов // Управление персоналом, 2000, №4, с. 41- 44.
15. Станкин М. Внимание к персоналу // Управление персоналом, 2000, № 3, с. 27-30.
16. Торшина К. Карьера и мотивация // Управление персоналом, 2000, №8, с. 32-33 .
17. Трошина С. Рабочая сила // Управление персоналом, 2000, №8, с. 32-33.
18. Шекшня С. Оптимизация численности сотрудников // Управление персоналом, 2000, №4, с.78-88.
19. Якушев А. Привлечение и набор персонала через систему Интернет // Управление персоналом ,1998, №12, с. 47-50.
20. 1С:Предприятие 8.0 Конфигурирование и администрирование под ред. Байдакова В.В., М.: ООО "1С-Паблишинг", 2004. - 739 с.
21. 1С:Предприятие 8.0 Описание встроенного языка под ред. Байдакова В.В., М.: ООО "1С-Паблишинг", 2004. - 2249 с.
22. 7 нот менеджмента под редакцией Веры Красновой и Александра Привалова.— 5-е изд .,доп .— М .: ООО «Издательство ЭКСМО», 2002. - 656 с.
23. Афанасьев В.Н., Постников А.И. Информационные технологии в управлении предприятием: М.- МИЭМ. 2003, 143с.
24. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Финансы и статистика: февраль 2002, 352 стр.
25. Г.И. Рузайкин "Снова о жизненном цикле программного обеспечения" - Открытые системы, #10/2004
26. Габец А.П., Гончаров Д.И. 1С:Предприятие 8.0. Простые примеры разработки, М.: ООО "1С-Паблишинг", 2005. - 420 с.:ил.
27. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник / Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/д: “Феникс”, 2005.
28. Экономика предприятия: Практикум / Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В. Я. Позднякова. - М.: ИФРА-М, 2003.
29. Методическое пособие по дисциплине "Синергетическая экономика"/ Шадрова Ю.В,
30. В.К.Скляренко, В.М.Прудников «Экономика предприятия»: методическое пособие М:ИНФРА-М, 2001г
31. А.С. Паламарчук, Л.Г.Паштова «Экономика предприятия»: учебное пособие - М: ИНФРА - М, 2001г
32. Харрингтон Дж. «Определение возможностей для улучшения бизнес- процессов»,http://www.cfin.ru/itm/bp improvent.shtm/,дата обращения 15.05.2018
33. Сайт фирмы «1С»,http://www.1C.v8.ru/,дата обращения 16.05.2018
34. Основы принципа «трех S»,www.3s-avto.ru,дата обращения 06.05.2018
35. Волкова В.Н. Теория информационных процессов и систем. - М.: Юрайт, 2016. - 504 с.
36. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2012. - 160 с.
37. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2015. - 640 с.
38. Информационные технологии в экономике управления / Под ред. В.В. Трофимова. - М.: Юрайт, 2015. - 482 с.
39. Кудряшов Б.Д. Теория информации. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
40. Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Основы информатики. - М.: КноРус, 2016. - 348 с.
41. Горелик С.Л. Бизнес-инжиниринг: технология управления организационным развитием,http://www.consulting.ru/,дата обращения 22.05.2018