Введение 3
1. Теоретические аспекты продвижения бизнеса в сети Интернет 6
1.1. Понятие и сущность интернет-маркетинга 6
1.2. Обзор трендов digital-маркетинга 12
1.3. Инновационные технологии продвижения бизнеса в интернете:
зарубежный и отечественный опыт 18
2 Продвижение ресторанного бизнеса в сети Интернет 27
2.1 Виды инновационных технологий продвижения ресторанного бизнеса: зарубежная практика
2.2 Перспективы digital-продвижения ресторанного бизнеса в России 36
3 Внедрение инновационных технологий продвижения бизнеса в интернете на примере кафе «На высоте»
3.1 Общая характеристика деятельности кафе «На высоте» 40
3.2 Разработка пошаговой SMM-стратегии для эффективного
продвижения кафе «На высоте»
3.3 Сервис по доставке конструктора еды как инновационная технология продвижения кафе «На высоте»
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения 71
Сегодня бизнес-среда России активно развивается и ищет новые пути продвижения. С возникновением новых отраслей и в соответствии с трендами представители рынков задумываются о внедрении инновационных технологий в основную деятельность предприятий с целью их продвижения. Одним из относительно недавних решений стало использование digital-технологий как полноценного инструмента создания и корректировки имиджа компании и увеличения продаж. Ресторанный бизнес также не является исключением. На сегодняшний день рынок ресторанных услуг вступил в новый этап своего развития, когда посещение кафе и ресторанов перестало быть чем-то необычным. При этом отрасль общественного питания постоянно ищет новые пути развития, ориентируясь на зарубежный опыт. Отличительной особенностью российского рынка ресторанных услуг является разная степень культуры населения в отношении посещения ресторанов.1 Это объясняет появление сетевых представителей, ориентированных на разные целевые аудитории, предлагающие альтернативу выбора. Продвижение ресторанов сети по отдельности и компании в целом — основная цель, стоящая перед сетевыми игроками рынка.
Новые пути продвижения бизнес ищет в интернет-среде: сегодня многие важные для компаний целевые группы общественности пользуются смартфонами, мобильными приложениями и являются активными пользователями социальных сетей. Существует много способов представить свою фирму в интернет-пространстве: в ресторанном бизнесе это помогает работать как с постоянными посетителями заведений, так и привлекать новых, формируя лояльные группы общественности.
Исследователь Д. Халилов отмечает, что задача маркетинга — быть там, где находится основная аудитория бизнеса, именно поэтому digital -сфера не могла не привлечь внимания маркетологов и предпринимателей. По оценкам специалистов, маркетинговый потенциал интернет-среды постоянно и закономерно растет, появляются новые digital-технологии. В настоящее время использование инструментов интернет-маркетинга и продвижения в социальных сетях дает практически неограниченные возможности для продвижения кафе и ресторанов.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
- пониманием того, что digital-сфера - реальный управленческий ресурс ресторанного бизнеса, позволяющий активно взаимодействовать с аудиторией и привлекать новых клиентов;
- важностью выявления основных направлений инновационных технологий интернет-маркетинга ресторанного бизнеса, ориентированных на создание имиджа и увеличение продаж;
- необходимостью решения таких задач, как научное обоснование сущности и значения digital-технологий в процессе создания имиджа и увеличения продаж ресторанного бизнеса.
Объект исследования - ресторанный бизнес на примере деятельности кафе «На высоте» (ИП Шарапов М.А.).
Предмет исследования - инновационные технологии продвижения ресторанного бизнеса в интернете.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по продвижению ресторанного бизнеса в интернете с применением инновационных технологий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность интернет-маркетинга;
- провести обзор трендов digital-маркетинга;
- изучить зарубежный и отечественный опыт применения инновационных технологий для продвижения бизнеса в интернете;
- исследовать зарубежную практику продвижения ресторанного бизнеса с применением инновационных технологий;
- провести анализ перспектив digital-продвижения ресторанного бизнеса в России;
- дать общая характеристика деятельности кафе «На высоте»;
- разработать пошаговую SMM-стратегию для эффективного
продвижения кафе «На высоте»;
- предложить рекомендации по разработке сервиса по доставке конструктора еды.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя источники, посвященные продвижению бизнеса, в т.ч. ресторанного, в интернет-среде: «Маркетинг в социальных сетях» Д. Халилова , «Интернет- маркетинг: лучшие бесплатные инструменты» Д. Кокрума , «Основы интернет- маркетинга» М. Мейерсона и М. Скарборо , «Платформа» М. Хайятта7, а также исследования, посвященные продвижению ресторанного бизнеса: «Ресторан: 50 способов увеличить прибыль: с чего начать, советы владельцам и управляющим, как преуспеть» М. Меркулова и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Целью работы являлось разработка теоретических и практических рекомендаций по продвижению ресторанного бизнеса в интернете с применением инновационных технологий. Для достижения цели в теоретической главе работы автором были определены концептуальные основы понятий «digital-продвижение», «SMM», «SEO-оптимизация», «контекстная реклама», «таргетинг»; определены основные методологические подходы к проблеме продвижения ресторанного бизнеса в интернет-среде в России и за рубежом; проведен обзор трендов интернет-маркетинга, рассмотрены инновационные технологии продвижения бизнеса в интернете.
Сегодня рестораны пытаются удержать клиента с помощью оффлайн коммуникаций, при этом поставив перед собой цель привлечения новых посетителей. Вместе с тем, приходит понимание того, что в век информатизации общества помимо продвижения в оффлайн-среде бизнесу необходимо грамотно использовать технологии digital-продвижения.
Digital-продвижение играет огромную роль в развитии ресторанного бизнеса. Это обусловлено тем, что коммуникации с потребителями в онлайн среде часто выгоднее и удобнее, чем альтернативные методы продвижения (например, наружная реклама или специальные мероприятия).
Бизнес активно продвигается с помощью mobile PR, таргетинга, контекстной рекламы, использует сайт для публикации онлайн-меню, бронирования столов и коммуникаций с представителями заведений, уделяет внимание SMM технологиям, развивает ресторанные блоги. Большой объем деятельности приходится на работу с текстовым и визуальным контентом.
Мировой опыт digital-продвижения, безусловно, влияет на развитие отечественного рынка. В настоящее время заведения общественного питания России активно взаимодействуют с целевыми аудиториями в онлайн-среде.
Исследуемое кафе «На высоте» занимает устойчивое положение на рынке ресторанных услуг Высокой горы в Республике Татарстан. Согласно анализу
Таким образом, в работе были поставлены задачи по продвижению кафе в сети интернет с применением инновационных технологий. В первую очередь, нами была разработана пошаговая SMM-стратегия для эффективного продвижения кафе в социальных сетях.
Для этого был проведен опрос 100 респондентов - посетителей кафе.
По данным опроса сделаны выводы, что женщины более предпочитают ресторан, чем мужчины; и посетители старшего возраста от 49 лет и выше так же предпочитают на ресторан. Посетители в возрасте от 49 лет и выше больше всего предпочитают домашнюю кухню. Интересным представлялся вопрос, связанный с использованием социальных сетей посетителями. Исследование показало, что 76 % респондентов являются активными пользователями сети Интернет и социальных сетей. Из них чаще всего используют такие социальные сети как: Вконтакте (57%), Одноклассники (63%), Facebook (45%), Instagram (69%). Таким образом, нами был разработан аккуант Instagram. Далее согласно стратегии мы определили круг лиц, которые будут заниматься продвижением кафе в социальной сети, а также наполнением и оптимизацией контента.
Можно сделать вывод, что эффективным способом коммуникации, который позволяет освещать и продвигать кафе в целом, является digital- продвижение. Специальные предложения, акции и мероприятия ресторанов, безусловно, продвигаются на местах продаж посредством общения администраторов, официантов и хостес с посетителями, наружная реклама также направлена на развитие отдельных проектов. Именно digital - продвижение позволяет обобщить информацию, позволить нынешним и потенциальным посетителям выбрать подходящий им ресторан, не посещая его.
С целью увеличения прибыли кафе, нами были разработаны рекомендации по продвижению инновационного сервиса «Конструктор еды». Данная услуга призвана освободить время от походов за продуктами по магазинам, и, в тоже время, не лишить удовольствия «созидательного кухонного творчества». Это доставка наборов продуктов для самостоятельно приготовления блюд с рецептами.
Для того, чтобы понять целесообразность внедрения пищевого конструктора, мы провели соответствующий опрос, который показал, что жители Высокой горы готовы к доставке еды. В то же время, из-за нехватки времени, любители готовить дома не успевают это делать, и вынуждены заказывать уже готовые блюда. Можно предположить, что интерес к конструктору еды будет повышенным, так как данная услуга дает возможность приготовить домашнюю еду, затрачивая гораздо меньше времени.
Далее был приведен принцип работы данного сервиса для клиентов.
1) Необходимо выбрать блюдо по удобному меню в Instagram.
2) Произвести заказ (заранее) ингредиентов на нужное количество порций (все ингредиенты расфасованы).
3) В течение 3 часов получить доставку свежих продуктов и пошаговый фоторецепт.
4) Приготовление блюда займет в среднем 30-40 минут.
Что касается целевой аудитории, основными категориями в структуре заказов подобной услуги могут стать мужчины в возрасте 23-45 лет и компании, устраивающие выездные мероприятия (по 30% соответственно).
Исходя из оценки факторов риска можно сделать вывод о целесообразности вывода «Конструктора еды» на рынок.