Введение 3
1. Теоретические и методологические основы компенсационной политики и
материального вознаграждения 7
1.1. Понятие компенсационного менеджмента и политики в области
компенсаций 7
1.2. Разработка компенсационной политики 21
1.3. Практика материального вознаграждения 27
2. Компенсационная политика и практика материального вознаграждения на
ОАО «Казанькомпрессормаш» 32
2.1. Краткая характеристика ОАО «Казанькомпрессормаш» 32
2.2. Анализ компенсационной политики в ОАО «Казанькомпрессормаш» 42
2.3. Материальное вознаграждение и система компенсаций на ОАО
«Казанькомпрессормаш» 48
3. Пути повышения эффективности компенсационной политики на ОАО
«Казанькомпрессормаш» 66
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию компенсационной
политики 66
3.2. Оценка социально-экономический эффективности мероприятий по
совершенствованию компенсационной политики 74
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения
Вопросы, на которые направлена система компенсационного менеджмента, всегда находятся в особом общественном фокусе. Трудно найти иную экономическую составляющую жизни каждого отдельного человека, внимание к которой было бы столь же сильным и злободневным. В современных российских условиях, где подавляющее большинство экономически активного населения имеет единственный источник дохода в виде вознаграждения за труд по найму, именно показатели объема заработной платы определяют общее благосостояние и платежеспособность жителей страны в целом.
С переходом России к рыночной модели экономики ученые, а также отечественный бизнес начали активно изучать зарубежный опыт в области управления человеческими ресурсами и вознаграждения труда. На данный момент, к сожалению, как показывают исследования отечественных источников, посвященных системам вознаграждений и компенсаций, потребность российского бизнеса в передовых подходах к управлению мотивацией сотрудников с использованием целого комплекса компенсаций опережает имеющийся опыт нашей страны в этой области. Зачастую организации неправильно используют, а также трактуют сущность элементов компенсационных систем и пакетов, что проявляется в неспособности направить мотивацию персонала на достижение стратегических целей и решение задач бизнеса [15, с. 2].
Основные принципы управления человеческими ресурсами предполагают непрерывный процесс инвестиций в формирование и постоянное развитие кадров на предприятии. В результате инвестиций, которые формируются в процессе реализации компенсационной политики, непрерывно увеличиваются запасы знаний, умений и навыков, что благоприятным образом сказывается как на результирующих показателях самой компании (производительность труда, объем выпуска и т.д.), так и на доходах работников и экономики в целом. В связи с этим одной из главных задач предприятия является поиск наиболее экономически целесообразной модели оплаты труда. Иными словами, компенсационный менеджмент направлен на достижение оптимального баланса долгосрочных и краткосрочных инвестиций организации в поддержание и развитие профессиональных качеств сотрудников. Данные затраты, исходя из практики компенсационного менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой, называются компенсациями, а их совокупность представляет компенсационный пакет организации.
Проблема определения компенсационной политики особенно актуальна для коммерческих организаций, которые действуют в рамках непрерывно изменяющейся внешней рыночной конъюнктуры. Динамичная конкурентная среда заставляет компании формировать компенсационный пакет, положительно сказывающийся на положении организации на рынке труда.
Одной из главных особенностей разработки компенсационной политики является тот факт, что ее элементы, а также их модернизация и изменения, являются наиболее сложными с социальной точки зрения. Конфликтогенный характер формирования компенсаций объясняется тем, что данный процесс затрагивает насущные интересы и потребности каждого работника, влияет на уровень и качество жизни его семьи, на статус и самооценку человека. Каждый работодатель стремится максимально оптимизировать расходы на оплату труда, выстроить систему исходя из экономической целесообразности, поскольку расходы на персонал занимают одно из ведущих мест в структуре издержек и прямым образом влияют на конечный финансовый результат. В этом и заключается конфликт интересов, а также риск для любой организации.
Формирование компенсационной политики любой организации должно соответствовать основному направлению стратегического развития и включать принятие стратегических решений по целому ряду направлений: по системам оплаты труда, структуре базовой заработной платы, рыночной привлекательности компенсационной пакета, оценке персонала, организации процесса управления оплатой труда на предприятии. Процесс, позволяющий систематизировать совокупность данных стратегических решений из декларируемой в практическую плоскость, должен базироваться на научно обоснованных принципах, а также быть направлен на формирование системы компенсаций, которая будет способна реализовать основные принципы компенсационной политики в рамках достижения целевых результирующих показателей.
В настоящее время как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей практики управления персоналом до сих пор недостаточно глубоко изучена компенсационная политика как системная деятельность, ее теоретические и прикладные аспекты. Материалы в интернет-источниках, научных журналах дают лишь отрывочное представление об элементах компенсационной политики, не раскрывая полного представления о системном подходе к формированию компенсационных систем.
Таким образом, актуальность разработки теоретических и прикладных аспектов формирования компенсационной политики является неоспоримой. Большая практическая значимость научно обоснованных систем вознаграждения для коммерческих организаций также подтверждается общим низким уровнем корпоративной культуры и компетентности в области управления персоналом в рамках отечественного бизнеса.
Другой, более глубокой проблемой, которая по-прежнему остается неизученной, является процесс установления связи между стратегическими целями организации и подходом к формированию компенсационной политики и систем вознаграждения. Для специалистов в области управления персоналом остаются недоступными методики, которые позволяли бы соотносить системы компенсаций с целями и потребностями бизнеса. В настоящих условиях разработка оптимальной компенсационной политики, как правило, является прерогативой крупнейших зарубежных консалтинговых компаний, а также ограниченного количества отечественных ведущих специалистов, услуги которых не только являются очень дорогими, но и не всегда приносят ожидаемый результат. В этой связи высокую значимость приобретают вопросы, которые связаны с разработкой методологических подходов формирования компенсационных систем.
Таким образом, в основе данной выпускной квалификационной работы лежит не только теоретический, но и прикладной подход к формированию компенсационной политики с учетом целесообразности и практической значимости формирования систем вознаграждений. Объектом исследования является предприятие ОАО «Казанькомпрессормаш». Предмет исследования - компенсационная политика предприятия, методология ее формирования и механизмы реализации. Целью данной работы является исследование теории и практики разработки и реализации компенсационной политики на предприятии, анализ компенсационной политики и практики материального вознаграждения в ОАО «Казанькомпрессормаш» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы компенсационной политики и материального вознаграждения: понятийный аппарат, принципы, виды, элементы, а также практику разработки и внедрения системы компенсаций на отечественных и зарубежных предприятиях;
2) Дать краткую характеристику ОАО «Казанькомпрессормаш»;
3) Исследовать действующую компенсационную политику в ОАО «Казанькомпрессормаш», определить ее сильные и слабые стороны, удовлетворенность работников системой вознаграждений, а также оценить эффективность действующей системы как элемента структуры издержек;
4) Разработать рекомендации по улучшению компенсационной политики на ОАО «Казанькомпрессормаш», описать процесс внедрения изменений, а также ожидаемый эффект от предложенных мероприятий.
В современном бизнесе проблема определения компенсационной политики особенно актуальна в рамках непрерывно изменяющейся внешней рыночной конъюнктуры. Быстроменяющаяся конкурентная среда заставляет компании формировать компенсационный пакет, положительно сказывающийся на положении организации на рынке труда, а также способствующий достижению целей и задач предприятия.
Компенсационная политика, как структурный элемент кадровой политики, был исследован в рамках системного деятельностного подхода к прогнозированию, формированию, внедрению, использованию и непрерывному корректированию системы внешних вознаграждений с учетом условий, в которых функционирует предприятие. Главной целью данной деятельности является формирование трудовой мотивации сотрудников, которая базируется на генеральной стратегии предприятия, удовлетворяет потребностям бизнеса в определенный момент времени и способна обеспечить конкурентные преимущества организации. Структурные элементы компенсационной политики формируются и реализуются на основе принятых субъектом управления стратегических решений по формированию системы внешнего вознаграждения по комплексу направлений: размеру и структуре (постоянной и переменной) заработной платы, конкурентоспособности систем вознаграждений на рынке труда, оценке персонала и построению систем вознаграждений, дифференциации зарплаты и социальных пакетов, организации управления компенсационный системой.
В основе данной выпускной квалификационной работы лежал не только теоретический, но и прикладной подход к формированию компенсационной политики с учетом целесообразности и практической значимости формирования систем вознаграждений. Объектом исследования являлось предприятие ОАО «Казанькомпрессормаш». Предмет исследования - компенсационная политика предприятия, методология ее формирования и механизмы реализации. Целью данной работы являлось исследование теории и практики разработки и реализации компенсационной политики на предприятии, анализ компенсационной политики и практики материального вознаграждения в ОАО «Казанькомпрессормаш» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В ходе исследования первоначально были рассмотрены теоретические и методические аспекты компенсационной политики: была определена ее сущность, структурные элементы, проанализированы этапы разработки и внедрения систем компенсаций и вознаграждений на предприятии.
В аналитическом разделе были проведены анализ и оценка компенсационной политики ОАО «Казанькомпрессормаш» и основных практик материального вознаграждения на предприятии. Также была дана краткая характеристика ОАО «Казанькомпрессормаш» и проведен анализ его основных финансовых показателей.
В ходе проведенного анализа компенсационной политики ОАО «Казанькомпрессормаш» были выявлены следующие сильные стороны:
- конкурентоспособный уровень заработной платы персонала в регионе;
- высокая степень социальной защиты работников благодаря множеству социальных гарантий;
- широкий социальный пакет;
- высокий уровень стимулирующих выплат на уровне рабочих основного производства в рамках реализации генеральной стратегии повышения производительности труда;
- отлаженные процессы по взаимодействию с работниками в процессе внедрения и изменения элементов компенсационной политики ;
- результативность компенсационной политики - низкая текучесть кадров и высокие темпы роста производительности труда;
- создание условий для непрерывного повышения квалификации работников.
В то же время, в результате анализа компенсационной политики ОАО «Казанькомпрессормаш» были выявлены «узкие места», которые выражены в следующем:
- система стимулирующих выплат руководителей высшего звена не строится на базе объективных результирующих показателей, характеризующих деятельность компании, а также отсутствуют долгосрочные механизмы мотивации в компенсационных пакетах топ-менеджеров;
- высокий размер компенсационных выплат в связи с вредными условиями труда;
- отсутствие системы премирования персонала, нацеленная на рост экономических результатов деятельности предприятия;
- тарифная система определения базовой заработной платы не отвечает мировым стандартам, не может учесть различные объемы, факторы, сложности и квалификации труда, не мотивирует сотрудников на непрерывное обучение;
- слабо развитая система нематериального стимулирования.
На основании выявленных проблем компенсационной политики в ОАО «Казанькомпрессормаш» были предложены следующие мероприятия по совершенствованию системы компенсаций и материального вознаграждения:
1. Изменение системы оплаты труда руководителей высшего звена;
2. Сокращение в фонде оплаты труда бюджета на компенсационные выплаты и перенаправление его части на выплаты стимулирующего характера;
3. Переход от тарифной системы определения базисного уровня заработной платы к системе грейдирования;
4. Усовершенствование системы нематериального стимулирования, путем разработки корпоративной пенсионной программы.
Все предложенные мероприятия по совершенствованию компенсационной политики ОАО «Казанькомпрессормаш» положительным образом скажутся на деятельности предприятия, а именно на эффективности использования фонда оплаты труда, на мотивации сотрудников достигать целевых показателей
деятельности, лояльности рабочих к предприятию, а также на позиционировании ОАО «Казанькомпрессормаш» как работодателя. Предполагается, что увеличится доля молодых сотрудников в общей структуре персонала; повысится профессионализм кадрового состава Компании; укрепится HR-бренд Общества; повысится кадровый потенциал и трудовая дисциплина. На ОАО «Казанькомпрессормаш», после внедрения предлагаемых мероприятий, обеспечится достижение генеральной стратегии повышения производительности труда, а также будет в большей степени реализована одна из составляющих миссий предприятия - соответствие мировым стандартам в области управления персоналом. Экономический эффект будет выражен в снижении показателя текучести кадров, улучшении использования управленческого персонала, а также повышение корпоративной культуры, что позволит сэкономить определенный уровень затрат.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Информационно - правовая система «Консультант плюс». - Версия от 15.01. 2018 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015) // Информационно-правовая система «Консультант плюс». - Версия от 15.01. 2018 г.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая редакция от 04.11.2014 г.) // Информационно-правовая система «Консультант плюс». - Версия от 15.01. 2018 г.
Монографии и статьи
4. Алехина, О.Е. Компенсационная политика компании / О.Е. Алехина // Справочник по управлению персоналом. - 2005. - №7. - С. 28-34.
5. Бабынина, Л.С. Вопросы проектирования компенсационного пакета / Л.С. Бабынина // Кадровое дело. - 2004. - № 7. - С. 21-25.
6. Белова А. В. Современный российский опыт мотивации и
стимулирования персонала // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 491-494.
7. Ветлужских Е.Н. Формирование постоянной части ЗП на основе грейдирования / Е.Н. Ветлужских - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 56 с.
8. Забирова, Л.М. Компенсационная политика предприятий и связанные с ней риски / Л.М. Забирова, Л.И. Даминова, А.И. Сырейщиков // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - №3 / - 2017. - С. 22-25.
9. Иваненко Л.В. Закономерности определения основных параметров компенсационной политики организации // Основы экономики, управления и права. - 2012. - №6. - С. 117-124.
10. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков - М: Эксмо, 2010. - 103 с.
11. Лановенко, Е. Компенсационный пакет / Е. Лановенко // Справочник кадровика. - 2004. - №1. - С. 14-16.
12. Левченко, А.П. Социальный и компенсационный пакеты: соотношение инструментов социальной политики предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - №2. - С. 56-63.
13. Матвеева Э.С. Направления совершенствования системы мотивации персонала // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №4. - С. 137-140.
14. Милкович, Джордж Т. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала / Джордж Т. Малкович, Джерри М. Ньюман; пер. с англ. [И. Л. Белоус и др.] - М.: Вершина, 2005. - 760 с.
15. Поварич, И.П. Разработка и реализация компенсационной политики организации / И.П. Поварич, С.А. Бабин, С.И. Бабина - М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2011. - 212 с.
16. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Энциклопедический словарь / А.Г. Поршнев, А.Я. Кибанов, В.Н. Гунин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 822 с.
17. Сосновый, А.А. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания / А.А. Сосновый // Московский психологический журнал. - 2004. - №8. - С. 40-46.
18. Спасская Н.В. Совершенствование компенсационного пакета компании как фактор повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №3. - С. 3-10.
19. Тимофеев, А.В. Принципы политики оплаты труда персонала крупного промышленного холдинга / А.В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №4. - С. 11-14.
20. Хендерсон, Р. Компенсационный менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. Горелова Н.А. / Р. Хендерсон. - СПб.: Питер, 2004. - 689 с.
21. Шамилева Э.Э. Исследование зарубежного опыта организации оплаты труда на предприятиях // Инновационная наука. - 2015. - №12. - С. 331-334.
22. Щукин, В. «Пульсирующий» фонд оплаты труда, или почему будущее
- не за твердыми окладами, а за компенсационными схемами / В. Щукин // Человек и труд. - 2004. - № 6. - С. 69-74.
Учебники, учебные пособия и материалы
23. Горелов, Н.А. Вознаграждения работникам (Компенсационный менеджмент): Учебное пособие / Н.А. Горелов - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2007. - 816 с.
24. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева - М.: ИНФРА-М, 2012. - 524 с.
25. Одегов, Ю. Г. Экономика персонала. Часть II. Практика: Учебник. / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, А.А. Федченко - М.: 2009. - 1312 с.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов - 26-е изд., перераб и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. - 473 с.
27. Пиляева, В.В. Трудовой кодекс РФ: словарь-справочник / В.В. Пиляева
- М.: Астрель, 2006. - 197 с.
28. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
Электронные ресурсы
29. Корпоративная газета ОАО «Казанькомпрессормаш» // Трибуна
Машиностроителя [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.compressormash.ru/pressroom/corporate-newspaper/
30. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/
31. Официальный сайт ОАО «Казанькомпрессормаш» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.compressormash.ru/
32. Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело» URL: http: //www.kdelo .ru/
33. Результаты исследования уровня вознаграждения топ - менеджеров крупнейших российских компаний в 2015 г. // ПрайсвотерхаусКуперс [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.pwc.ru/
34. Электронный журнал «Работа с персоналом» URL: http://www.hr- journal.ru/
Внутренняя нормативная документация ОАО «Казанькомпрессормаш»
35. Бухгалтерская отчетность ОАО «Казанькомпрессормаш» за 2016 год [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2017.
36. Годовой отчет ОАО «Казанькомпрессормаш» за 2016 год [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2017.
37. Единая 17-тарифная разрядная сетка ОАО «Казанькомпрессормаш» [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2015.
38. Коллективный договор [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2016.
39. Положение об оплате труда и материальном стимулировании рабочих, занятых в основном производстве [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2016.
40. Устав [машинопись], ОАО «Казанькомпрессормаш», 2016.