ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты формирования социокультурных компетенций у школьников среднего звена на интегрированных уроках русского языка 8
1.1 Социокультурная компетенция у школьников среднего звена:
структура и содержание в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта 8
1.2 Структура и организация интегрированных уроков в средней
школе 16
Выводы по главе 1 25
Глава II. Опыт экспериментальной работы по формированию социокультурных компетенций школьников среднего звена на интегрированных уроках русского языка 27
2.1 Интегративный урок русского языка для школьников среднего звена: анализ результатов опытно-экспериментальной части
исследования 27
2.2 Методические рекомендации по формированию социокультурных
компетенций у младших школьников на интегрированных уроках 43
Выводы по главе II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. В последние годы бурно развиваются экономические и политические отношения. Их плодотворное развитие немыслимо без знания культуры русского народа. Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Для перспективной деятельности учащимся необходимы фоновые и предметные знания языка, знания традиций и обычаев народа- носителя. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться в коллективе, не испытывая языкового дискомфорта.
Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения. Приобщение к материальной и духовной культуре содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, вызывает их интерес.
Привлечение культуроведческих компонентов при обучении русскому языку абсолютно необходимо для достижения основной практической цели - формирования социокультурной компетенции языковой личности. Соответственно основная цель обучения русскому языку может быть достигнута только при целенаправленной работе в процессе обучения русскому языку.
В современном мире требуются люди образованные, творческие, мобильные, способные перестраиваться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, а социокультурные компетенции помогают адаптироваться детям к жизни быстроменяющегося общества.
Как мы уже говорили выше, одной из основных целей обучения языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Социокультурное развитие включает развитие культуры восприятия
текстов, формирование у школьников представлений о диалоге культур, ознакомление школьников с культурой Российской Федерации.
Объект исследования - понятие и специфика интегрированного подхода и его связь с социокультурной компетенцией.
Предмет исследования - специфика применения интегрированного подхода как способа формирования социокультурной компетенции.
Цель исследования - исследовать эффективность использования интегрированного подхода в обучении предмету «Русский язык» в среднем звене общеобразовательной школы как одного из условий формирования социокультурной компетенции.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу о сущности и содержании понятия «интегрированный подход», «социокультурная компетенция»;
2) разработать методическую карту урока русского языка с применением интегрированного подхода и выявлением элементов формирования социокультурной компетенции;
3) провести урок в среднем звене общеобразовательной школы с применением интегрированного подхода русского языка как одного из способов формирования социокультурной компетенции;
4) проанализировать эффективность применения интегрированного подхода на занятиях по русскому языку при формировании социокультурной компетенции.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: применение интегрированного урока является эффективным способом формирования социокультурной компетенции на занятиях по русскому языку.
В работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ литературы по данной тематике;
- наблюдение (за учащимися экспериментального и контрольного классов);
- эксперимент (проведение интегрированного урока по теме «Имя числительное»);
- метод обобщения и комплексного анализа полученных результатов;
- статистический метод.
База проведения исследования. Практическая часть
исследовательской работы была апробирована на базе МБОУ «Бетькинской средней общеобразовательной школы» Тукаевского района РТ.
Научная новизна определяется выбором объекта и предмета исследования, а также предпринятой попыткой провести сравнительный анализ уроков русского языка с использованием интегрированного подхода и без его применения для выяснения эффективности или неэффективности данного подхода при формировании социокультурной компетенции.
Практическая значимость работы заключается, на наш взгляд, в том, что ее результаты могут быть использованы студентами при прохождении педагогической практики, а также учителями среднего звена в целях совершенствования системы проведения уроков русского языка. Кроме того, материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами филологических отделений при подготовке к семинарским занятиям по предмету «Методика преподавания русского языка».
Структура работы построена традиционно и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы, её актуальность, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, обосновывается практическая значимость работы, описывается методологическая база и структура исследования.
Первая глава «Теоретические и методические аспекты формирования социокультурных компетенций у школьников среднего звена на интегрированных уроках русского языка»
посвящена изучению ключевых понятий работы «социокультурная компетенция», «ФГОС ООО», рассмотрены взгляды ученых относительно их понимания, избраны точки зрения исследователей, оказавших влияние на понимание обозначенных терминов в настоящем исследовании, выработано рабочее определение термина «социокультурная компетенция», взятое за основу в ВКР.
Вторая глава «Опыт экспериментальной работы по формированию социокультурных компетенций школьников среднего звена на интегрированных уроках русского языка» посвящена описанию практической стороны исследования. Предпринимается попытка разработки методической карты урока с применением интегрированного подхода при формировании у обучающихся социокультурной компетенции, проведение урока в соответствии с данной методической картой, а также проводится сравнительный анализ уроков с аналогичной темой с использованием обозначенного подхода и без его применения.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, справочники.
В выпускном квалификационном исследовании был рассмотрен интегрированный подход в обучении русскому языку как одно из условий эффективного формирования социокультурной компетенции у школьников среднего звена.
Первая глава была посвящена теоретическим основам понятия «социокультурная компетенция». В качестве рабочего определения мы придерживаемся определения, в котором термин «компетентность» относится к способности применять знания, навыки и личные качества для успешной деятельности в конкретной области.
В основу данной квалификационной выпускной работы также легло понятие «интеграция». Интеграция - это процесс, или действие, имеющие своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства. Форма интегрированного урока дает возможность спланировать урок так, чтобы во время его проведения у учащихся формировались не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Вторая глава посвящена практическому опыту формирования социокультурной компетенции в рамках учебной дисциплины «русский язык» посредством применения интегрированного подхода в обучении.
Интегрированный подход в обучении - относительно недавнее веяние в образовании. Несмотря на это интеграция - явление востребованное в современном образовании, нацеленном на поиски инновационных педагогических технологий.
На интегрированном уроке школьники имеют возможность получения разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Благодаря интеграции знания школьников синтезируются, формируются умения переносить знания из одного предмета в другой.
Базой исследования выступало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бетькинкая СОШ» Тукаевского района Республики Татарстан. Была разработана методическая карта на тему «Имя числительное».
Во время формирующего этапа была разработана методическая карта по теме «Имя числительное». Занятие было проведено в 6 «Б» классе. Урок получился продуктивным. Учащиеся активно отвечали, выполняли разнообразные виды деятельности, помогали друг другу, работали самостоятельно, соблюдали правила поведения. Во время урока использовались методы и приемы, целесообразные возрасту учащихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная и групповая, дифференцированная работа. Это обеспечило смену видов деятельности, способствовало снятию усталости, напряжения, лучшему пониманию темы урока.
На контрольном этапе, сравнивая знания школьников, у которых был использован интегрированный подход, и школьников, которые изучали числительные, не прибегая к интеграции, мы сделали вывод, что качество знаний в экспериментальной группе было гораздо выше, чем в контрольной.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно утверждать, что интеграция является условием эффективного
формирования социокультурной компетенции. Так, получается, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность современности. Благодаря интеграции становится возможным
сформировать всесторонне развитую личность. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения. Приобщение к материальной и духовной культуре содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, вызывает их интерес.
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков). - СПб.: Златоуст, 1999. - 334 с.
2. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара,
2001.
3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. № 10. 2003.
4. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-41.
5. Ванькова Н.А. Игры и творческие задания как средство формирования нравственных качеств на уроках. - Одесса, 2004. С. 85.
6. Гальперин, И.Г. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2001. - 165 с.
7. Елизарова, Г. В. О природе социокультурной компетенции [Текст] // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. StudiaLinguitica 8. - СПб.: Тригон, 1998. - С. 25-31.
8. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.: Логос, 2004. -384с.
10. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 136-143.
11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
12. Почтарева Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты социокультурной компетентности педагога // Личность как субъект инноваций: сб. науч. тр. / науч. ред. М. В. Волкова. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. С. 94-100.
13. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций.- Воронеж: Истоки, 1996.
14 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение. - 2006.
15. Уровни коммуникатвной компетенции в теории и на практике/Фарисенкова Л.В. М.:Гуманитарий, 2000.-266с.
16. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Издательство московского института. - 1972. С.122.
II Источники:
22. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. / Д. А. Иванов - М., 2007 - 242 с.
23. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения. / С. С. Кашлев - М.: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.
24. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт. / В. В. Сафонова - М., 1993.- 47 с.
25. Сысоев, П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе - 2001. - № 4. - с. 12-18.
26. ФГОС: среднее (полное) общее образование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=4099 (дата обращения: 28.06.2018)
27. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. / А. В. Хуторской // Образовательный журнал «Эйдос». - 2002.
28. Хузиахметова Т. В. Ключевые компетенции младших школьников как интегрированная характеристика нового качества образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 74333s007.edusite.ru/.. ./klyuchevyiekompetenciimladshixshkol-nikovka (дата обращения 15.06.2018)
29. Шакирова Л.З. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов .— СПб.: Просвещение, 1992. — 287с.
30. Язык и культура. Хрестоматия по спецкурсу для студентов- филологов/ Под ред. Проф. Л.Г.Саяховой. - Уфа, 2000. - 175с.