ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 6
1.1. Понятие защиты прав потребителей и особенности ее правового регулирования 6
1.2. Потребитель и его правовой статус в договоре розничной купли-
продажи 10
1.3. Права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору купли-продажи товаров 18
1.4. Права потребителей при обнаружении недостатков в приобретаемом по договору розничной купли-продажи товаре 27
Глава 2. Механизм защиты прав потребителей в сфере розничной купли- продажи 35
2.1. Понятие и элементы механизма защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 35
2.2. Формы защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи. Государственная и общественная защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей на надлежащее качество
и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-
продажи 52
2.4. Способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи 57
Заключение 68
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 71
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 6
1.1. Понятие защиты прав потребителей и особенности ее правового регулирования 6
1.2. Потребитель и его правовой статус в договоре розничной купли-
продажи 10
1.3. Права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору купли-продажи товаров 18
1.4. Права потребителей при обнаружении недостатков в приобретаемом по договору розничной купли-продажи товаре 27
Глава 2. Механизм защиты прав потребителей в сфере розничной купли- продажи 35
2.1. Понятие и элементы механизма защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 35
2.2. Формы защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи. Государственная и общественная защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей на надлежащее качество
и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-
продажи 52
2.4. Способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи 57
Заключение 68
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 71
Защита прав потребителей является одной из ключевых проблем в современном гражданском праве России. В настоящее время экономический фактор преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе на потребительском рынке. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, нуждается в юридической защите своих нарушенных прав.
Актуальность выбранной темы объясняется повышением интереса самих граждан к получению информации о защите своих прав, увеличением в стране правозащитных организаций в данной сфере, а также необходимостью устранения пробелов в действующем «потребительском» законодательстве, так как Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» был принят еще в 1992 году и с того времени подвергался многократным поправкам.
Если обратиться к статистическим данным, то согласно Государственному докладу, подготовленному Роспотребнадзором, возобновилась многолетняя тенденция роста числа поступающих в территориальные органы обращений по вопросам защиты прав потребителей. Общее их количество достигло 332179, что на 0,7 % больше, чем в 2015 г. (329829 обращений); на 7,5 % больше, чем в 2014 г. (308902 обращения); и на 25,6 % больше по сравнению с 2011 годом .
Данные судебной практики в разрезе отдельных сфер потребительских отношений показывают, что наибольший процент рассмотренных гражданских дел о защите прав потребителей пришелся на куплю-продажу товаров, в этой части по искам взыскано почти 5 миллиардов рублей. Такие показатели, отмечается в докладе, «еще раз подтверждают вывод об эффективности судебной
защиты прав потребителей как институционального механизма» .
Основной целью написания выпускной квалификационной работы видится выработка целостного представления о защите прав потребителей по договору розничной купли-продажи, а также исследование проблем правового регулирования в сфере защиты прав потребителей и выявление возможных путей совершенствования законодательства в этой области.
Обозначенная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
1) проанализировать действующее законодательство о защите прав потребителей;
2) исследовать понятие «потребитель», детально рассмотреть правовой статус потребителя по договору розничной купли-продажи;
3) рассмотреть права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору розничной купли- продажи товаров;
4) проанализировать права потребителей при обнаружении недостатков в товаре, приобретаемом по договору розничной купли-продажи;
5) исследовать уровень государственной и общественной защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
6) проанализировать правовые последствия нарушения прав потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-продажи;
7) рассмотреть способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи и др.
Степень изученности выбранной темы достаточно высока. В частности, исследованием данной проблематики занимались М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, которые подчеркивали важность предоставления специальных средств защиты, содержащихся в Законе РФ «О защите прав потребителей»,
Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. - С. 45.
«слабой» стороне - гражданину в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей. Отдельные вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав потребителей, детально рассматривались в трудах таких ученых, как В.В. Богдан, Д.Х. Валеев, Э.Г. Корнилов, М.Ю. Челышев и др.
Объектом исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы стали отношения, которые складываются в процессе защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются отечественное законодательство, правоприменительная практика в отношении защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи, а также научные работы российских авторов.
Методологической основой исследования в данной работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. При написании работы применялись такие общенаучные методы, как анализ, аналогия, классификация и наблюдение.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами, состоит из введения, двух глав, разбитых на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Актуальность выбранной темы объясняется повышением интереса самих граждан к получению информации о защите своих прав, увеличением в стране правозащитных организаций в данной сфере, а также необходимостью устранения пробелов в действующем «потребительском» законодательстве, так как Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» был принят еще в 1992 году и с того времени подвергался многократным поправкам.
Если обратиться к статистическим данным, то согласно Государственному докладу, подготовленному Роспотребнадзором, возобновилась многолетняя тенденция роста числа поступающих в территориальные органы обращений по вопросам защиты прав потребителей. Общее их количество достигло 332179, что на 0,7 % больше, чем в 2015 г. (329829 обращений); на 7,5 % больше, чем в 2014 г. (308902 обращения); и на 25,6 % больше по сравнению с 2011 годом .
Данные судебной практики в разрезе отдельных сфер потребительских отношений показывают, что наибольший процент рассмотренных гражданских дел о защите прав потребителей пришелся на куплю-продажу товаров, в этой части по искам взыскано почти 5 миллиардов рублей. Такие показатели, отмечается в докладе, «еще раз подтверждают вывод об эффективности судебной
защиты прав потребителей как институционального механизма» .
Основной целью написания выпускной квалификационной работы видится выработка целостного представления о защите прав потребителей по договору розничной купли-продажи, а также исследование проблем правового регулирования в сфере защиты прав потребителей и выявление возможных путей совершенствования законодательства в этой области.
Обозначенная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
1) проанализировать действующее законодательство о защите прав потребителей;
2) исследовать понятие «потребитель», детально рассмотреть правовой статус потребителя по договору розничной купли-продажи;
3) рассмотреть права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору розничной купли- продажи товаров;
4) проанализировать права потребителей при обнаружении недостатков в товаре, приобретаемом по договору розничной купли-продажи;
5) исследовать уровень государственной и общественной защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
6) проанализировать правовые последствия нарушения прав потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-продажи;
7) рассмотреть способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи и др.
Степень изученности выбранной темы достаточно высока. В частности, исследованием данной проблематики занимались М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, которые подчеркивали важность предоставления специальных средств защиты, содержащихся в Законе РФ «О защите прав потребителей»,
Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. - С. 45.
«слабой» стороне - гражданину в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей. Отдельные вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав потребителей, детально рассматривались в трудах таких ученых, как В.В. Богдан, Д.Х. Валеев, Э.Г. Корнилов, М.Ю. Челышев и др.
Объектом исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы стали отношения, которые складываются в процессе защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются отечественное законодательство, правоприменительная практика в отношении защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи, а также научные работы российских авторов.
Методологической основой исследования в данной работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. При написании работы применялись такие общенаучные методы, как анализ, аналогия, классификация и наблюдение.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами, состоит из введения, двух глав, разбитых на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в результате изучения данной проблематики, а именно особенностей защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи, мы пришли к следующим выводам:
По российскому законодательству потребителем является только физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Второй стороной по договору розничной купли- продажи являются индивидуальный предприниматель или организация независимо от ее организационно-правовой формы, которые могут выступать в роли продавца, изготовителя, уполномоченной организации, импортера. При этом действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на сделки, заключенные между двумя гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; сделки гражданина, совершенные не с целью удовлетворения личных бытовых нужд; сделки, совершенные гражданином для удовлетворения потребностей организаций.
Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение в области защиты прав потребителей; право на достаточную и достоверную информацию о товаре и изготовителе, продавце, уполномоченной организации, уполномоченном индивидуальном предпринимателе; право на качественный и безопасный товар; право на свободный выбор товаров; обширный перечень прав при обнаружении недостатков в товаре (замена товара, ремонт или соразмерное уменьшение покупной цены и др.), право на обмен товара надлежащего качества и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться.
В случае нарушения данных прав потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности такого выбора. Это может быть изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать как юрисдикционную, так и неюрисдикционную форму защиты своих нарушенных прав.
Отметим, что обязательный претензионный порядок разрешения спора для потребителя перед обращением в суд не предусмотрен. В связи с чем, он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю), либо сразу обратиться с иском в суд. Однако большинство обратившихся в суд потребителей уже в ходе судебного заседания заявляет об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, так как стороны заключили мировое соглашение, не дожидаясь решения суда. Отсутствие нормы, закрепляющей обязательное обращение потребителя с претензией к продавцу до подачи иска в суд, ведет к увеличению дополнительной нагрузки на судей.
Новым в регулировании отношений с участием потребителя стало принятие в июне 2012 года постановления Пленума Верховного Суда РФ о толковании ряда вопросов, возникающих в потребительских спорах. Теперь в случае несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% от присужденного потребителю, взыскиваемый по суду с ответчика, теперь присуждается самому потребителю, ранее он был адресован бюджету того или иного публично-правового образования.
За последние годы количество зарегистрированных общественных объединений, имеющих в качестве своей основной задачи защиту прав потребителей, увеличилось (в 2014 году их насчитывалось 1628, в 2015 году - 1754, в 2016 году - 1864). В судебной практике появилась новая категория гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, то есть лица, участвующие в деле, не имеющие собственной юридической материально-правовой заинтересованности (например, общественные организации), стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Это говорит о повышении заинтересованности и ответственности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что свидетельствует о развитии потребительского права в России.
В 2017 г. в целях эффективной защиты прав потребителей и ее совершенствования была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., приоритетными направлениями которой стали: защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; продвижение принципов рациональной модели потребления; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей; расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
По российскому законодательству потребителем является только физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Второй стороной по договору розничной купли- продажи являются индивидуальный предприниматель или организация независимо от ее организационно-правовой формы, которые могут выступать в роли продавца, изготовителя, уполномоченной организации, импортера. При этом действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на сделки, заключенные между двумя гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; сделки гражданина, совершенные не с целью удовлетворения личных бытовых нужд; сделки, совершенные гражданином для удовлетворения потребностей организаций.
Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение в области защиты прав потребителей; право на достаточную и достоверную информацию о товаре и изготовителе, продавце, уполномоченной организации, уполномоченном индивидуальном предпринимателе; право на качественный и безопасный товар; право на свободный выбор товаров; обширный перечень прав при обнаружении недостатков в товаре (замена товара, ремонт или соразмерное уменьшение покупной цены и др.), право на обмен товара надлежащего качества и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться.
В случае нарушения данных прав потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности такого выбора. Это может быть изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать как юрисдикционную, так и неюрисдикционную форму защиты своих нарушенных прав.
Отметим, что обязательный претензионный порядок разрешения спора для потребителя перед обращением в суд не предусмотрен. В связи с чем, он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю), либо сразу обратиться с иском в суд. Однако большинство обратившихся в суд потребителей уже в ходе судебного заседания заявляет об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, так как стороны заключили мировое соглашение, не дожидаясь решения суда. Отсутствие нормы, закрепляющей обязательное обращение потребителя с претензией к продавцу до подачи иска в суд, ведет к увеличению дополнительной нагрузки на судей.
Новым в регулировании отношений с участием потребителя стало принятие в июне 2012 года постановления Пленума Верховного Суда РФ о толковании ряда вопросов, возникающих в потребительских спорах. Теперь в случае несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% от присужденного потребителю, взыскиваемый по суду с ответчика, теперь присуждается самому потребителю, ранее он был адресован бюджету того или иного публично-правового образования.
За последние годы количество зарегистрированных общественных объединений, имеющих в качестве своей основной задачи защиту прав потребителей, увеличилось (в 2014 году их насчитывалось 1628, в 2015 году - 1754, в 2016 году - 1864). В судебной практике появилась новая категория гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, то есть лица, участвующие в деле, не имеющие собственной юридической материально-правовой заинтересованности (например, общественные организации), стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Это говорит о повышении заинтересованности и ответственности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что свидетельствует о развитии потребительского права в России.
В 2017 г. в целях эффективной защиты прав потребителей и ее совершенствования была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., приоритетными направлениями которой стали: защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; продвижение принципов рациональной модели потребления; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей; расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
Подобные работы
- ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей в сфере розничной купли-продажи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Закон о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Договор розничной купли-продажи
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Договор розничной купли-продажи: характеристика и проблемы правового регулирования (Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Договор розничной купли-продажи
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



