Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Работа №44686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
787
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 6
1.1. Понятие защиты прав потребителей и особенности ее правового регулирования 6
1.2. Потребитель и его правовой статус в договоре розничной купли-
продажи 10
1.3. Права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору купли-продажи товаров 18
1.4. Права потребителей при обнаружении недостатков в приобретаемом по договору розничной купли-продажи товаре 27
Глава 2. Механизм защиты прав потребителей в сфере розничной купли- продажи 35
2.1. Понятие и элементы механизма защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи 35
2.2. Формы защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи. Государственная и общественная защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей на надлежащее качество
и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-
продажи 52
2.4. Способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи 57
Заключение 68
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 71

Защита прав потребителей является одной из ключевых проблем в современном гражданском праве России. В настоящее время экономический фактор преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе на потребительском рынке. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, нуждается в юридической защите своих нарушенных прав.
Актуальность выбранной темы объясняется повышением интереса самих граждан к получению информации о защите своих прав, увеличением в стране правозащитных организаций в данной сфере, а также необходимостью устранения пробелов в действующем «потребительском» законодательстве, так как Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» был принят еще в 1992 году и с того времени подвергался многократным поправкам.
Если обратиться к статистическим данным, то согласно Государственному докладу, подготовленному Роспотребнадзором, возобновилась многолетняя тенденция роста числа поступающих в территориальные органы обращений по вопросам защиты прав потребителей. Общее их количество достигло 332179, что на 0,7 % больше, чем в 2015 г. (329829 обращений); на 7,5 % больше, чем в 2014 г. (308902 обращения); и на 25,6 % больше по сравнению с 2011 годом .
Данные судебной практики в разрезе отдельных сфер потребительских отношений показывают, что наибольший процент рассмотренных гражданских дел о защите прав потребителей пришелся на куплю-продажу товаров, в этой части по искам взыскано почти 5 миллиардов рублей. Такие показатели, отмечается в докладе, «еще раз подтверждают вывод об эффективности судебной
защиты прав потребителей как институционального механизма» .
Основной целью написания выпускной квалификационной работы видится выработка целостного представления о защите прав потребителей по договору розничной купли-продажи, а также исследование проблем правового регулирования в сфере защиты прав потребителей и выявление возможных путей совершенствования законодательства в этой области.
Обозначенная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
1) проанализировать действующее законодательство о защите прав потребителей;
2) исследовать понятие «потребитель», детально рассмотреть правовой статус потребителя по договору розничной купли-продажи;
3) рассмотреть права потребителей на информацию о товаре и его изготовителе, на безопасность приобретаемых по договору розничной купли- продажи товаров;
4) проанализировать права потребителей при обнаружении недостатков в товаре, приобретаемом по договору розничной купли-продажи;
5) исследовать уровень государственной и общественной защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
6) проанализировать правовые последствия нарушения прав потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, приобретаемых по договору розничной купли-продажи;
7) рассмотреть способы гражданско-правовой защиты нарушенных прав потребителей товаров по договору розничной купли-продажи и др.
Степень изученности выбранной темы достаточно высока. В частности, исследованием данной проблематики занимались М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, которые подчеркивали важность предоставления специальных средств защиты, содержащихся в Законе РФ «О защите прав потребителей»,
Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. - С. 45.
«слабой» стороне - гражданину в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей. Отдельные вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав потребителей, детально рассматривались в трудах таких ученых, как В.В. Богдан, Д.Х. Валеев, Э.Г. Корнилов, М.Ю. Челышев и др.
Объектом исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы стали отношения, которые складываются в процессе защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются отечественное законодательство, правоприменительная практика в отношении защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи, а также научные работы российских авторов.
Методологической основой исследования в данной работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. При написании работы применялись такие общенаучные методы, как анализ, аналогия, классификация и наблюдение.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами, состоит из введения, двух глав, разбитых на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате изучения данной проблематики, а именно особенностей защиты прав потребителей в сфере розничной купли-продажи, мы пришли к следующим выводам:
По российскому законодательству потребителем является только физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Второй стороной по договору розничной купли- продажи являются индивидуальный предприниматель или организация независимо от ее организационно-правовой формы, которые могут выступать в роли продавца, изготовителя, уполномоченной организации, импортера. При этом действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на сделки, заключенные между двумя гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; сделки гражданина, совершенные не с целью удовлетворения личных бытовых нужд; сделки, совершенные гражданином для удовлетворения потребностей организаций.
Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение в области защиты прав потребителей; право на достаточную и достоверную информацию о товаре и изготовителе, продавце, уполномоченной организации, уполномоченном индивидуальном предпринимателе; право на качественный и безопасный товар; право на свободный выбор товаров; обширный перечень прав при обнаружении недостатков в товаре (замена товара, ремонт или соразмерное уменьшение покупной цены и др.), право на обмен товара надлежащего качества и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться.
В случае нарушения данных прав потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности такого выбора. Это может быть изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать как юрисдикционную, так и неюрисдикционную форму защиты своих нарушенных прав.
Отметим, что обязательный претензионный порядок разрешения спора для потребителя перед обращением в суд не предусмотрен. В связи с чем, он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю), либо сразу обратиться с иском в суд. Однако большинство обратившихся в суд потребителей уже в ходе судебного заседания заявляет об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, так как стороны заключили мировое соглашение, не дожидаясь решения суда. Отсутствие нормы, закрепляющей обязательное обращение потребителя с претензией к продавцу до подачи иска в суд, ведет к увеличению дополнительной нагрузки на судей.
Новым в регулировании отношений с участием потребителя стало принятие в июне 2012 года постановления Пленума Верховного Суда РФ о толковании ряда вопросов, возникающих в потребительских спорах. Теперь в случае несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% от присужденного потребителю, взыскиваемый по суду с ответчика, теперь присуждается самому потребителю, ранее он был адресован бюджету того или иного публично-правового образования.
За последние годы количество зарегистрированных общественных объединений, имеющих в качестве своей основной задачи защиту прав потребителей, увеличилось (в 2014 году их насчитывалось 1628, в 2015 году - 1754, в 2016 году - 1864). В судебной практике появилась новая категория гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, то есть лица, участвующие в деле, не имеющие собственной юридической материально-правовой заинтересованности (например, общественные организации), стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Это говорит о повышении заинтересованности и ответственности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что свидетельствует о развитии потребительского права в России.
В 2017 г. в целях эффективной защиты прав потребителей и ее совершенствования была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., приоритетными направлениями которой стали: защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; продвижение принципов рациональной модели потребления; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей; расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.


I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые 09.041985 г. Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС Консультант Плюс.
2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ. - 1994. - № 1.
3. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883 г.) // Закон. - 1999. - № 7.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей (заключено в г. Бишкеке 08.07.1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 7.
5. Гражданский кодекс Российский Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 29.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российский Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 18.04.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российский Федерации. Часть четвертая / Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 2301-ФЗ (с изм. от 28.03.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5496.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации / Федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (с изм. от 29.12.2017 г.) // Россий-
ская газета. - 2001. - 13 марта. - № 50-51.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 03.04.2018 г.) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - № 256.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 23.04.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
12. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2016. - 13 июля. - № 152.
13. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. - 2011. - 25 июля. - № 160.
14. Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. - 2009. - 30 декабря. - № 253.
15. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (с изм. от 28.03.2017 г.) «О рекламе» // Российская газета. - 2006. - 15 марта. - № 51.
16. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 2004. - 29 декабря. - № 289.
17. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (с изм. от 18.04.2018 г.) «О связи» // Российская газета. - 2003. - 10 июля. - № 135.
18. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (с изм. от 28.12.2016 г.) «Об электроэнергетике» // Российская газета. - 2003. - 1 апреля. - № 60.
19. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Парламентская газета. - 2003. - 5 января. - № 1-2.
20. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (с изм. от 17.04.2017 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 июля.- № 140.
21. Федеральный закон от 26.01.1996 г. №15-ФЗ (с изм. от 09.04.2009 г.) «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 1996. - 6 февраля. - № 23.
22. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. от 09.01.1996 г., с изм. от 01.05.2017 г.) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
23. Закон Республики Таджикистан от 09.12.2004 г. № 72 «О защите прав потребителей» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8294.
24. Закон Латвийской Республики от 01.04.1999 г. (с изм. от 01.01.2016 г.) «Закон о защите прав потребителей» // http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/ lat139061.pdf.
25. Постановление Правительства РФ от 22.06.2016 г. № 568 «О внесении изменения в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 26 (ч. 2). - Ст. 4071.
26. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 (с изм. от
17.09.2016 г.) «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // Российская газета. - 2011. - 16 ноября. - № 257.
27. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (с изм. от
23.12.2016 г.) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Российская газета. - 1998. - 4 февраля. - № 21.
28. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 г. № 481-ФЗ «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 17. - ст. 2020.
29. Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1575 (с изм. от 16.04.2001 г.) «Об утверждении правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке» // Российская газета. - 1997. - 10 января. - № 5.
30. Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей"» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 2.
31. Постановление Г лавного государственного санитарного врача РФ от
10.04.2003 г. № 39 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ
30.03.2003 г. // Российская газета. - 2003. - 13 мая. - № 88.
32. Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 г. № 01/8179-12-32 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // СПС «Консультант Плюс».
33. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.1998 г. № 611 -р «О сроках сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан // СПС «Гарант».
34. Защита прав потребителей в РФ в 2016 году: государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека. - 2017. - 283 с.
35. Специальное обращение американского президента Джона Ф. Кеннеди к Конгрессу США 15.03.1962 г. // http://souz- potrebiteley.ru/documents/info/78655.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
24.03.2016 г. № 7 (с изм. от 07.02.2017 г.) «О применении судами некоторых положений Г ражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Российская газета. - 2016. - 4 апреля. - № 70.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. - 2012. - 11 июля. - № 156.
3 . Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 01.02.2012 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - № 1.
4. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2007. - № 6. - С. 24.
5. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2012 г. «Об отзыве разъяснения» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2013. - № 1.
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2017 г. № 309-АД17-14844 «Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации» // СПС Г арант.
7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 г. № 39-В09-5 // СПС «Гарант».
8. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 13.03.2015 г. по делу № 33- 157/2015 // СПС «Гарант».
9. Определение Судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 08.04.2011 г. по делу № 33-139/2011 // СПС «Консультант Плюс».
10. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2015 г. № 33-10743/2015 по делу № 2-2392/2015 // СПС «Гарант».
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт- Петербургского городского суда от 21.04.2011 г. по делу № 33-5777/2011 // СПС «Консультант Плюс».
12. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт- Петербургского городского суда от 13.04.2011 г. по делу № 33-5250/2011 // СПС «Консультант Плюс».
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт- Петербургского городского суда от 31.03.2011 г. по делу № 33-4571/2011 // СПС «Консультант Плюс».
14. Решение Кировского районного суда г. Саратова от 31.05.2017 г. по делу № 2-4715/2017 // СПС «Гарант».
15. Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 12.04.2017 г. по
делу № 2-113/2017 // http://sudact.ru/ URL.: http://sudact.ru/regular/doc/
fBdtYwJktjlu (дата обращения: 30.03.2018 г.).
16. Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 24.08.2015 г. по делу № 2-3477/2015 // СПС «Гарант».
17. Обобщение судебной практики Зареченского городского суда Пензенской области по гражданским делам о защите прав потребителей, рассмотренным за одиннадцать месяцев 2009 г. // http://zarechensky.pnz.sudrf.ru /modules.php?name=docum_sud&id=284.
18. Решение мирового судьи судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 11.03.2016 г. по делу № 2- 163/2016 // http://117.sam.msudrf.ru/ URL: http://117.sam.msudrf.ru/modules.php?
name=sud_delo&op=sd&number=65627047&case_number=2-163/2016&delo_id =1540005 (дата обращения: 02.02.2018 г.).
19. Решение мирового судьи судебного участка № 73 судебного района г. Сызрани от 17.11.2015 г. по делу № 2-812/2015 // http://sudact.ru/magistrate/d (дата обращения: 02.02.2018 г.)
20. Решение по делу № 2-04/2010 // Официальный сайт Судебного участка № 2 Пролетарского района г. Твери // http://2prlrn.twr.msudrf.ru (дата обращения: 02.02.2018 г.).
21. Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам граждан о защите прав потребителей, исходящих из договоров в сфере торговли и оказания услуг, рассмотренных Авиастроительным районным судом г. Казани за девять месяцев 2008 г. // http://aviastroitelny.tat.sudrf.ru/ mod- ules.php?name=docum_sud&id=51.
III. Специальная литература:
1. Баранов С.Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей. - М.: Статут, 2014. - 159 с.
2. Баранов С.Ю. Роль судебной практики в правовом регулировании потребительских отношений // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 9. - С. 24-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ