Введение
1 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CRM-СИСТЕМ В БИЗНЕСЕ 9
1.1 Применение информационных технологий в бизнесе 9
1.2 Общая характеристика CRM-систем 13
1.3 Использование CRM в управлении фирмой 21
1.4 Обзор существующих CRM-решений 27
1.5 Показатели эффективности внедрения CRM-системы 36
Выводы по Разделу 1 41
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
ОПЕРАТИВНОЙ ПЕЧАТИ 42
2.1 Характеристика предприятия ООО «РАДУГА» 42
2.2 Основные бизнес-процессы предприятия 50
2.3 Анализ бизнес-процесса «Услуги оперативной печати и ремонта
оргтехники» 58
2.4 Алгоритм обслуживания клиентов копировальных салонов 63
Выводы по Разделу 2 70
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА CRM-СИСТЕМЫ 72
3.1 Анализ информационных массивов данных 72
3.2 Руководство пользователя 76
3.3 Руководство разработчика 81
3.4 Оценка экономической эффективности программного обеспечения 88
Выводы по Разделу 3 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информационные технологии все глубже проникают в сферу торговли и оказания услуг. Широкая доступность оборудования, программного обеспечения и равные условия для открытия своего дела привели к тому, что в стране ежегодно открывается огромное количество небольших фирм, занимающихся различными видами услуг, например ремонтом и сервисным обслуживанием техники, услугами полиграфии и фотопечати, услугами копирования и печати документов.
Однако в таких равных конкурентных условиях компаниям очень трудно продавать свои товары и услуги и, что самое главное, удерживать своих клиентов. Доступность и распространенность информации привели к тому, клиенты стали тщательнее подходить к выбору товаров и услуг, экономить свое время и деньги.
Поэтому основной стратегией успешного ведения бизнеса постепенно становится эффективное управление взаимоотношениями с клиентами. Знание запросов своих клиентов и удовлетворение их требований, потребностей дает возможность компаниям открыть новые направления сбыта товаров и услуг и получить конкурентное преимущество на рынке.
Мировой опыт ведения бизнеса показывает, что одним из эффективных способов работы с клиентами является принятие концепции по управлению взаимоотношениями с клиентами, которая получила название концепции CRM (Customer Relationship Management).
Российский рынок CRM-решений в последнее время набирает широкую популярность. Российские компании поняли, что с помощью технологий CRM можно сделать свой бизнес еще более эффективным.
И поскольку спрос на эти услуги лишь возрастает, соответственно, необходимо совершенствовать эти процессы для удовлетворения все большего числа запросов клиентов. Именно данный факт обуславливает актуальность и необходимость данного исследования.
Степень разработанности темы. Системы управления взаимоотношениями с клиентами исследуются в трудах следующих зарубежных учёных: Гринберг П., Браун П., Джонстон Марк У., Сьюэлл К., Шоул Дж., Кендра Ли и др.
Среди российских специалистов можно выделить: Кинзябулатова Р., Рязанцева А., Цапюк П., Раянова Р., Запиркина Д, Недякина М. и др.
Объектом исследования являются предприятия, занимающиеся оказанием услуг оперативной печати и ремонта оргтехники.
Предмет исследования - бизнес-процессы, связанные со сферой оказания услуг оперативной печати.
Целью данного исследования является совершенствование оказания услуг по оперативной печати населению с применением CRM-решений. Это должно позволить более гибко и быстро удовлетворять потребности клиентов.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы систем взаимоотношений с клиентами (CRM-систем);
• описать основные виды CRM-систем, представленных на рынке;
• проанализировать основные преимущества и недостатки систем взаимоотношений с клиентами;
• разработать алгоритм совершенствования процесса оказания услуг печати и выявить способы его реализации;
• разработать методику совершенствования процесса оказания услуг оперативной печати с использованием CRM-систем;
• выбрать и описать предприятие, занимающееся оперативной печатью, ремонтом и обслуживанием копировального оборудования;
• выполнить программную реализацию описанных мероприятий.
Теоретическая и информационная база исследования
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы различные математические и экономико-математические методы, данные статистики, электронные ресурсы, статьи и другие источники информации. В процессе исследования использовались различные программные продукты и программы.
Научная новизна работы:
• разработан алгоритм обслуживания клиентов фирмы, занимающийся оказанием услуг оперативной печати и копирования документов, основанный на использовании CRM-систем в процессе работы с ними.
• разработан проект информационной системы бизнес-процесса «Услуги оперативной печати и ремонта оргтехники», позволяющий вести сбор, хранение, обработку и анализ информации о клиентах и их заказах.
Реализация полученных результатов
Полученные результаты данного магистерского исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности копировальных центров, торговых и бизнес центров в различных городах Российской Федерации.
Статистика работы
Магистерская диссертация изложена на 100 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения. Работа содержит 34 рисунка, 17 таблиц, список использованных источников состоит из 40 пунктов.
Данная работа посвящена совершенствованию процессов управления взаимоотношениями с клиентами на предприятии ООО «РАДУГА». В ходе диссертационного исследования была рассмотрена история становления CRM- систем в России и мире, рассмотрены различные аспекты ее внедрения.
Информационные технологии все глубже проникают в сферу торговли и оказания услуг. Ежегодно в стране открывается огромное количество небольших фирм, занимающихся различными видами услуг, например ремонтом и сервисным обслуживанием техники, услугами полиграфии и фотопечати, услугами копирования и печати документов.
Однако равные условия открытия фирм зачастую усложняют возможность продавать свои товары и услуги и, что самое главное, удерживать своих клиентов.
Поэтому основной стратегией успешного ведения бизнеса постепенно становится эффективное управление отношениями и лояльностью клиентов. Это обусловлено целым рядом причин, например усилением конкуренции на рынке, росту требований клиентов к качеству предлагаемых продуктов и оказания услуг, слабой эффективностью традиционных маркетинговых инструментов, а также появлением новых информационных технологий взаимодействия с клиентами и ведения бизнеса.
Знание запросов своих клиентов и удовлетворение их требований, потребностей дает возможность компаниям открыть новые направления сбыта товаров и услуг и получить конкурентное преимущество на рынке.
Опыт успешного ведения бизнеса показывает, что среди самых эффективных способов работы с клиентами является принятие концепции управления взаимоотношениями с клиентами, которая называется концепция CRM (Customer Relationship Management).
Предприятие ООО «РАДУГА» осуществляет свою деятельность в различных сферах экономики: розничная и оптовая торговля, оказание услуг оперативной печати и копирования, фотоуслуги, ремонт и сервисное обслуживание оргтехники. В данной работе была рассмотрена организационная структура предприятия, рассмотрены бизнес-процессы предприятия, описаны их бизнес-задачи. Было выполнено совершенствование бизнес-процесса «Услуги оперативной печати и ремонта оргтехники» с применением экономико-математического инструментария. А именно: составлены схемы организационно-логической сущности решения задач данного бизнес-процесса до и после совершенствования, схема организационно-логической сущности решения задачи «Сервисное обслуживание и ремонт оргтехники». Составлен алгоритм решения задачи «Услуги оперативной печати и ремонта оргтехники». Предложена модель взаимоотношений с клиентами на примере использования CRM-системы, которая позволяет на много упростить и ускорить работу предприятия.
В работе описана постановка задачи по внедрению CRM-системы «КБ Клиентская база», составлен алгоритм, обоснована среда разработки программного обеспечения. Разработано руководство пользователя для работы в данной среде.
Актуальность данной разработки в том, что она удобна в работе, т.к. вся необходимая информация хранится в одном месте. Также имеется возможность выгрузки системы на любой носитель или открытия Web-интерфейса системы в браузере. Еще одним немаловажным фактором является низкая цена внедрения и обслуживания по сравнению с другими системами такого уровня, например 1С: Предприятие. Была рассчитана оценка экономической эффективности программного обеспечения.
1. Андерсон К. Менеджмент, ориентированный на потребителя: CRM- технологии как основа новых отношений с клиентом / К. Андерсон, К. Керр - М.: Гранд-Фаир, 2003. - 288 с.
2. Балдин К. Информационные системы в экономике. Учебник / Балдин К., Уткин В. - М.: Дашков и К, 2009. - 395 с.
3. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. М.: Компания АйТи, 2009. -328 с.
4. Бланшар К. Как добиться лояльности клиентов в сфере услуг / К. Бланшар, Дж. Баллард - М.: Эксмо, 2008. - 208 с.
5. Богачева Г. 1С:Предприятие 8. Управление торговыми операциями в вопросах и ответах / Г. Богачева - СПб.: 1С-Паблишинг, Питер, 2010. - 548 с.
6. Голышева Е. CRM: практика эффективного бизнеса / Голышева Е., Кудинов А., Сорокин М.: - М.: 1С, 2012. - 374 с.
7. Голышева Е. CRM: российская практика эффективного бизнеса / Голышева Е., Кудинов А., Сорокин М.: - М.: 1С, 2008. - 342 с.
8. Горфинкель В.: Экономика предприятия (фирмы) / Горфинкель В. - М.: Проспект, 2011. - 640 с.
9. Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / П. Гринберг - М.: Символ-Плюс, 2006. - 530 с.
10. Гуревич И. Информация — всеобщее свойство материи. Характеристики, оценки, ограничения, следствия / И. Гуревич, А. Урсул - М.: Либроком, 2012. - 312 с.
11. Ипатов Ю. Экономическая эффективность инвестиций в ИТ / Ю. Ипатов, А. Цыгалов - Планета КИС, № 1, 2004. - 160 с.
12. Кондратьев В. Показываем бизнес-процессы: от модели процессов компании до регламентов и процедур / В. Кондратьев, М. Кузнецов - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 480 с.
13. Кудинов А. CRM: Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов - М.: ООО 1С-Паблишинг, 2009. - 374 с.
14. Лебедева Е. CRM для продаж: новый уровень ведения бизнеса / Е. Лебедева - М.: Издательские решения, 2018. - 180 с.
15. Ли К. Создание клиентской базы. Пошаговое руководство по превращению контактов в деньги / К. Ли - М.: Вершина, 2008. - 360 с.
16. Лобода Д. Microsoft Dynamics CRM 2016 шаг за шагом / Д. Лобода - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2018. - 178 с.
17. Лукич Р. Управление отделом продаж. Инструменты эффективного менеджера / Р. Лукич - М.: Добрая книга, 2009. - 336 с.
18. Максимов В. Экономика фирмы / Максимов В., Ермишина А., Спиридонов М. - М.: Феникс, 2009. - 571 с.
19. Мальков Антон. Внедрение CRM системы. / А.Мальков - Деловой мир
[Электронный ресурс], - 2011 - URL -
http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10509
20. Молино П. Технологии CRM. Экспресс-курс / П. Молино - М.: Гранд- Фаир, 2004. - 272 с.
21. Пэйн Э. Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов / Э. Пэйн - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.
22. Пирогов В.: Информационные системы и базы данных: организация и проектирование / В. Пирогов - Cno.: BHV, 2009. - 528 с.
23 Ронда Абрамс. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Абрамс Р. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 484 с.
24. Рязанцев А. Как внедрить CRM - систему за 50 дней / А. Рязанцев - М.: Омега-Л, 2017. - 188 с.
25. Сьюэлл К. Клиенты на всю жизнь / П. Браун, К. Сьюэлл - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 232 с.
26. Телина И. Информационные системы: Учебник для вузов / И. Телина, Ю. Избачков, В. Петров - Спб.: ПИТЕР, 2011. - 511 с.
27. Трофимов С. CRM для практиков / C. Трофимов - М.: АвтоКод, 2006. - 304 с.
28. Фуфаев Д. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Д. Фуфаев, Э. Фуфаев. — 2-е изд. перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.
29. Андерсон К. Наиболее эффективные методы внедрения систем
управления. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfin.ru/vernikov/kias/
(дата обращения: 05.06.18).
30. Викидедия - свободная интернет-энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://wikipedia.ru(дата обращения: 25.05.2018).
31. Кинзябулатов Р. CRM. Подробно и по делу. Редакция 1. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/ramil-kinzyabulatov/crm-podrobno-i-po-delu- redakciya-1(дата обращения: 18.05.2018).
32. Моделирование с помощью программного продукта BPWin.
[Электронный ресурс]. - URL: http://pandia.ru(дата обращения: 15.04.2018).
33. Объем российского рынка CRM достиг 10,4 млрд рублей. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/news/(дата обращения: 12.06.2018).
34. Официальный сайт компании «Клиентская база». [Электронный ресурс]. - URL: https://clientbase.ru(дата обращения: 12.06.2018).
35. Официальный сайт компании «1C». [Электронный ресурс]. - URL: https://1c.ru(дата обращения: 12.06.2018).
36. CRM (рынок России). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:CRM_(рынок_России) (дата обращения: 10.05.2018).
37. Сравнение CRM систем. [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/company/trinion/blog/308476/(дата обращения: 10.06.2018).
38. Статья «Заказчики знают, чего хотят...» С. Трофимов. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.caseclub.ru/articles/crm2.html(дата обращения: 10.05.2018).
39. Статья «В чём заключается важность CRM?» [Электронный ресурс]. - URL: http://salesman.ua/news/show/1290.html(дата обращения: 29.04.2018).
40. Статья «Внедрение CRM-системы. Как не допустить ошибок на старте?» [Электронный ресурс]. - URL: https://salesap.ru/etapy-vnedrenie-crm- sistemyi(дата обращения: 29.05.2018).