ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и его компоненты 8
1.2 Формирование и развитие корпоративной культуры организации 19
1.3 Особенности корпоративной культуры образовательных учреждений. 27
2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА» 31
2.1. Краткая характеристика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука» 31
2.2 Анализ корпоративной культуры Государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 43
2.3 Проблемы развития корпоративной культуры Государственного
автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» 57
3.1 Предложения по совершенствованию корпоративной культуры
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 57
3.2 Эффективность реализации предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Еще несколько лет назад словосочетание корпоративная культура было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. Элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги в СССР: доски передовиков труда, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим выражением корпоративной культуры. Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от формальных лидеров (руководства компании) или, что бывает реже, неформальных [49]. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал для себя (в первую очередь) основные ценности своей организации или своего подразделения [12, с.64].
Крупные российские компании постепенно начинают возвращаться к традиции советских времен - «профсоюзной» заботе о членах семей сотрудников. В начале 90-х годов создавшиеся компании решили не обременять себя лишними расходами и отвергли подобную практику вместе со всем старым негативным опытом организации труда. В нынешнее время кадровой войны за профессионалов составляющие компенсационного пакета стали одним из важнейших орудий «боевых действий» [51].
Впервые эмпирическое изучение культуры организации провел американский ученый М. Далтон в 50-х гг. ХХ века. Он изучал естественное возникновение культур и субкультур, исходя из разных потребностей сотрудников.
Д. Хэмптон, Х. Трайс в конце 60-х годов опубликовали свои труды, где они уделяют внимание разнообразным принятым традициям, обрядам и ритуалам, уже не рассматривают признанный факт существования культуры в организациях.
Ряд исследований У. Оучи, Т. Питерса и Р. Уотермена-мл. в начале 80-х годов показали преимущества компаний с сильной идеологией. Это сильно повысило интерес к корпоративной культуре.
В 1984 году было проведено исследование институтом Бателле, согласно которому все более исключаются такие ранее общепризнанные ценности как «дисциплина, послушание, иерархия, достижения, карьера, достаточность, власть, централизация». Им на смену пришли другие «самоопределение, участие, коллектив, ориентирование на потребности, раскрытие личности, творчество, способность идти на компромиссы, децентрализация» [27, с. 33].
В середине 80-х годов стали появляться серьезные научные труды, посвященные корпоративной культуре. Чаще всего основоположником нового подхода считается Т. Парсонс. Описывая организацию как социальную систему, он говорит, что существует «культурная система, представляющая собой символически организованные образцы, основанные на способности человека говорить и передавать опыт негенетическим путем».
Корпоративная культура представляет собой совокупность правил, норм, идей и ценностей, принятых в организации. Корпоративная культура существует в любой организации - с момента ее возникновения и до самого конца.
Степень разработанности темы. Первыми разработками в области изучения корпоративной культуры считаются работы Г. Хоманса, Ч. Барнарда, Т. Парсонса, Е. Гоффмана, Ф. Селзника, Г. Саймона, появившиеся в 50-е - 60-е гг..В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в учебниках О.С.Виханского «Менеджмент»,Э.А.Смирнова «Основы теории организации». В 2004 году вышли работы В.В.Томилова «Культура предпринимательства» и В.А.Спивака «Корпоративная культура». Статьи посвященные данной теме можно найти в таких изданиях, как «Проблемы теории и практики управления», «Управление персоналом», «Управление компанией» и др. Из зарубежных авторов, которые занимались изучением корпоративной культуры можно выделить таких авторов, как Коттер Т. и Хескетт Дж. и их работу «Корпоративная культура», Эдгар Шейн с работой «Организационная культура и лидерство», Ким Камерон и Роберт Куинн «Диагностика и изменение организационной культуры» и др.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в следующем: каждое предприятие, имея свою организационную структуру, виды коммуникаций, внутрифирменные традиции и мифы, свою историю образуют в своей совокупности корпоративную культуру, отечественными менеджерами было доказано, что рациональное построение корпоративной культуры в дальнейшем может стать эффективным средством борьбы в условиях конкуренции [50].
Проблемное поле по рассматриваемому вопросу заключается в том, что многие предприятия, ставя задачей улучшение качества управления, не пользуются теми возможностями, которые им представляет управление корпоративной культурой.
Объектом исследования является Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» (далее ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука).
Предмет исследования - корпоративная культура как фактор повышения эффективности деятельности персонала.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что корпоративная культура организации находится на недостаточно высоком уровне развития и требует совершенствования.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов корпоративной культуры, анализ корпоративной культуры ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука и разработка практических рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры в данной образовательной организации.
Для достижения цели поставлены и реализованы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие корпоративной культуры в управлении предприятием, а также методы формирования корпоративной культуры;
3) проанализировать корпоративную культуру Камского областного государственного профессионально-образовательного бюджетного учреждения ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука.
4) привести рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука.
Практическая и теоретическая значимость обусловлена тем, что корпоративная культура напрямую связанна с успешной деятельностью организации. Организация будет успешной только в случае, если сотрудники будут понимать важность своей работы, чувствовать, что их профессиональный уровень пропорционален успеху учреждения.
Теоретической основой работы послужили труды российских и зарубежных ученых, исследовавших источники, традиции и современные тенденции корпоративной культуры. Среди них необходимо отметить Бондаренко В. В., Грошева. И. В., Кузнецова А. Б. , Парамонова П. Ф.,
Макашеву Н. П.. Данная тема довольно подробно и обширно разработана в литературных источниках и поэтому при подготовке данной дипломной работы возникали сложности с отбором литературных источников.
Методы научного исследования: анализ документов, анкетирование работников организации ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука.
По теме исследовательской работы были опубликованы материалы в журнале «Форум молодых ученых» (РИНЦ).
Осуществлению поставленных задач отвечает структура работы. Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, показана практическая значимость.
В первой главе описываются теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры в организации.
Во второй главе представлена общая характеристика и анализ деятельности ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука.
В третьей главе рассмотрены существующие проблемы в системе корпоративных норм, предложены меры по совершенствованию выявленных недостатков и рассмотрена эффективность предложенных мероприятий.
В заключительной главе обобщены полученные в результате работы выводы.
В данной работе мы обратились к проблеме совершенствования корпоративной культуры в организациях. Мы рассмотрели сущность и компоненты корпоративной культуры, особенности его формирования и развития в организации, а также особенности корпоративной культуры в образовательных организациях.
Проведенный анализ существующих трактовок понятия корпоративной культуры позволил выявить ее сущность, и сформулировать определение, наиболее полно и точно отражающее ее содержание: корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, присущих данной организации, которые отражают ее индивидуальность и принимаются большинством членов организации, а также задают сотрудникам ориентиры их поведений и действий в определенных ситуациях. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях [18, с. 95].
Корпоративная культура включает в себя следующие основные элементы: ценностные установки, по которым оцениваются все действия сотрудников; модели поведения сотрудников в различных ситуациях; стиль руководства организацией её главой; нормы делового общения между сотрудниками; способы разрешения конфликтных ситуаций; принятые в организации традиции и обычаи.
Эффективная корпоративная культура задает долговременную цель существования организации, создает корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации и, наконец, внедряет механизм передачи (транслирования) этих корпоративных ценностей неофитам [24, с. 47].
Необходимость корпоративной культуры для образовательных учреждений обусловлена следующим: корпоративная культура усиливает согласованность поведения сотрудников, наиболее подходящую целям организации, их сплоченность, путем культивации таких ценностей, как творческая устремленность, компетентность, коллективизм, готовность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, гордость за своё ОУ, к работе в команде.
Также нами был проведен анализ корпоративной культуры организации на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» - организация, корпоративная культура которой находится на высоком уровне: у образовательного учреждения имеются документы, регламентирующие корпоративную культуру, это должностные инструкции специалистов, корпоративный кодекс деловой этики, устав предприятия, штатное расписание, правила трудового распорядка, приказы, положения, стандарты.
Далее проведенное анкетирование также показало, что члены организации гордятся своим колледжем, между сотрудниками сложились теплые и доверительные отношения, в организации принят деловой стиль одежды, в учреждении хорошо оснащены рабочие места.
Но были выявлены некоторые проблемы, препятствующие более быстрому развитию корпоративной культуры организации, это:
1) проблема старения персонала;
2) отсутствие системы адаптации новых сотрудников;
3) отсутствие тренингов, направленных на повышение квалификации.
Для повышения эффективности влияния корпоративной культуры на деятельность организации предложены следующие мероприятия:
1) для привлечения молодых профессиональных сотрудников рекомендуется утвердить поквартальные стимулирующие надбавки молодым сотрудникам колледжа;
2) для помощи в адаптации новых сотрудников мы предлагаем организовать «школу новичка» или адаптационные тренинги, направленные на облегчении процесса адаптации и выпуск руководства для новых членов организации - «Справочник нового сотрудника»;
3) следующим шагом к совершенствованию корпоративной культуры образовательной организации станет организация тренингов, направленных на повышение квалификации.
Эффект от предложенных мероприятий будет заключаться в следующем:
- внедрение системы поквартальных выплат будет способствовать привлечению талантливой молодежи в сферу науки
- совершенствование системы адаптации поспособствует быстрому достижению новым работником рабочих показателей; развитию у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, чувства удовлетворенности работой, снижению тревожности и неуверенности;
- тренинги повысят мотивацию сотрудников, их конкурентоспособность, у сотрудников возрастет уверенность в себе и повысится компетентность
Итак, корпоративная культура существует на любом предприятии. Причем она постоянно и динамично меняется. Если организация не занимается процессом формирования организационной культуры, не придает ей должного значения, то она обречена на провал, так как выжить в современных рыночных условиях организация может только с сильной сплоченной командой всего персонала, то есть с эффективной корпоративной культурой. В ходе анализа деятельности для ГАПОУ КамСК имени Е.Н. Батенчука было установлено, что в организация достаточно высокий уровень корпоративной культуры, но анкетирование выявило ее слабые стороны и для их устранения были предложены рекомендации, которые обеспечат повышение эффективности деятельности образовательного учреждения в целом и в частности активизации профессионального потенциала педагогов.
1. Аксакова Н. В. Культура корпоративных стандартов // Управление персоналом. - 2015. - №6. - С. 23-26.
2. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис - Москва, 2014. - 248 с.
3. Арстангалеева Г. Ф. Педагогические условия успешной реализации модели формирования корпоративной культуры студента в открытом образовательном пространстве колледжа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011 - № 1. - С. 78-81.
4. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити- Дана - Москва, 2013. - 440 с.
5. Барышникова Елена Оценка персонала методом ассессмент-центра; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2013. - 256 с.
6. Бондаренко В. В., Шабанов Ю. М. Управление формированием инновационной среды в корпоративной культуре организации // Известия ПГПУ. - 2014. - №27. - С. 30-36.
7. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный центр, 2017. - 230 с.
8. Герасимова Г. В. Понятие и содержание корпоративной культуры // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012 - № 3 - С. 89-95.
9. Гирлина М. А. Развитие инновационно-ориентированной корпоративной культуры как фактор укрепления экономической безопасности предприятия в условиях роста конкуренции // Обеспечение устойчивого развития хозяйственных формирований на макро- и микроуровне в условиях высокой экономической неопределенности: материалы II МНПК. - 2016 - C.182-186.
10. Главчанский В. Первакова Е. Корпоративная культура как выражение интеллектуального и социального капитала организации // Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - №3. - С.81-93.
11. Грошев И. В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеждмент», по экономическим специальностям / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 535 с.
12. Дорофеев В. Д., Дресвянников В. А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 374 с.
13. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Менеджмент: учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2012. - 440 с.
14. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие (ФГОС 3-го поколения). - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 377 с.
15. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.. - М.: "Вильямс", 2014. - 272 с.
16. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева; под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. 528 с.
17. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 328 с.
18. Козлов В. В. Организационная культура : учебное пособие / В. В. Козлов, Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова ; под ред. М. Н. Кулапова. - М.: КНОРУС, 2013. - 272 с.
19. Коновалов Н. В. Алгоритм формирования корпоративной культуры на предприятии - М.: Лаборатория книги, 2010 - 90 с.
20. Краснорядцева О. М. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибирский Психологический журнал. - 2012. - №40. - С.164-178.
21. Кузнецов Б. Т., Кузнецов А. Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 364 с.
22. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. - 2014 - №16. - С. 349-351.
23. Ладыгин О. О. Модель культуры отечественных организаций как отражение базовых ценностей россиян // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 85-97.
24. Ляпина С. В., Первакова Е. Е., Снесарева Е. В. Корпоративная культура и инновации в компании // Инновации. - 2014. - №12. - С. 47-59.
25. Макашева Н. П. Инновационный менеджмент: учебно-методическое пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 236 с.
26. Маслов В. Л. Некоторые аспекты уточнения и верификации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов / В. Л. Маслов, О. А. Козырева // Наука и образование XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 29 августа 2014 г.). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 120-122.
27. Михайлов Ф. Т. Инновационная культура организации и творческие способности персонала // Инновации. - 2012. - №4. - С. 29-35.
28. Михальченко Е. В., Шевелев Г. Е. Особенности корпоративной культуры государственных учреждений // Институт корпоративной культуры. - 2015. - №4. - С. 23-31.
29. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2013 - 352 с.
30. Морозова Е. А. Сухачева А. В. Диагностика и развитие корпоративной культуры факультета вуза // Фундаментальные исследования. - 2013 - № 8-6. С. 1450-1454.
31. Николаев А. И. Инновационная культура как культура перемен // Инновации. - 2014. - №3. - С. 48-53.
32. Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: ПИТЕР, 2013 - 228 с.
33. Парамонов П. Ф. Менеджмент: учеб. пособие / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 173 с.
34. Персикова Т. Н. Корпоративная культура: учебник / Т. Н. Персикова.М.: Логос, 2012-288 с.
35. Пименова Д. В., Бодрова О. Г. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3 (11). С. 66-70.
36. Плотникова И. В., Редько Л. А., Усачева А. С. Формирование позитивной мотивации персонала в компании / И. В. Плотникова, Л. А. Редько, А. С. Усачева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. С. 96-100.
37. Попова М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации // Научно-практические исследования. 2017. № 7 (7). С. 148-150.
38. Рахимова Б. Х., Бетилгириев М. А. Мотивация персонала // Наука и современность. - 2013. - № 24. - С. 290-294.
39. Романова О. С. Организационная (корпоративная) культура как субстанциональная сущность с позиции науки управления // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 91-94.
40. Рычкова А. А. Корпоративная культура современной компании. Генезис и тенденции развития. Монография. Казань: Бук. 2015. 180 С.
41. Сажаева Г. А. Персонал как движущая сила инноваций // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 12. С. 27.
42. Свиридова Т. А., Вобликова А. С. Мотивация персонала как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - СПб: 2016. - С. 536-540.
43. Урусова Т. И. Корпоративная культура как стратегический ресурс аптечных организаций / Т. И. Урусова, К. В. Пузанкова. - Курск: КГМУ, 2013. - 135 с.
44. Фаулер. С. Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников / пер. с англ. Д. Баймухаметова. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 200 с.
45. Франц А. С. Корпоративная культура университетов как одно из условий самопознания студентов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сборник материалов и докладов Международной конференции. - Екатеринбург, 2014 - С. 91-94.
46. Черных Е.А. Организационная культура предприятия как инструмент принятия управленческих решений // Управление персоналом. - 2004. - №3 (91), с.66-69.
47. Чижикова Е. С. Роль активных, интерактивных методов в процессе формирования корпоративной культуры студенческого сообщества // Современные проблемы науки и образования. - 2015 - № 2. - С. 484
48. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №14. - С. 206-209 (дата обращения: 30.05.2018).
2. Электронные ресурсы
49. Архипова И. С., Пантелеймонова Д. Ю. Формирование корпоративной
культуры в области информационной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81794(дата обращения: 30.05.2018).
50. Закирова А. Р. Хасанова Л. Ф. Бренд образовательной организации
как фактор повышения конкурентоспособности // Форум молодых ученых. - 2018. - №6(21) URL: http://forum-
nauka.ru/domains_data/files/22/Zakirova%20A.%20R..pdf (дата обращения: 07.06.2018).
51. Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной,
организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. - 2014 - № 3(12). URL:
http: //iupr.ru/domains_data/files/zumal_12_2014/Kozyrevastatya_1_.pdf (дата
обращения: 09.05.2018).
52. Лицензия на осуществление образовательной деятельности // Камский
строительный колледж имени Е. Н. Батенчука URL:
http://kamecc.ru/images/files/Ustav_litsenziya_akkreditatsiya/lic.pdf (дата
обращения: 28.04.2018).
53. Маслов В. Л. Некоторые аспекты детерминации и реализации
системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества // Экономика и социум. - 2014 - № 3(12). URL:
http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_12_2014/Maslov%20V. %20L .,%20KOA_sta tya .pdf (дата обращения: 09.05.2018).
54. Об утверждении комплекса мер по созданию условий для развития и
самореализации учащихся // Правительство России. URL:
http://government.ru/news/23896/(дата обращения: 05.05.2018).
55. Положение «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО» // Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука URL: http://kamecc.ru/images/files/osnovnye_svedeniya/lokalnie_norm_akti/pol_SPO.pdf(дата обращения: 30.05.2018).
56. Положение «О студенческой столовой» // Камский строительный
колледж имени Е. Н. Батенчука URL:
http://kamecc.ru/images/files/osnovnye_svedeniya/lokalnie_norm_akti/CCF2010201 4_00001.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
57. Положение о персональных данных // Камский строительный колледж
имени Е. Н. Батенчука URL: http://kamecc.ru/images/files/osnovnye_svedeniya/lokalnie_norm_akti/pol_o_pers_d annih.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
58. Правила внутреннего распорядка. // Камский строительный колледж
имени Е. Н. Батенчука URL:
http://kamecc.ru/images/files/osnovnye_svedeniya/lokalnie_norm_akti/Pravila_vnutr enego_trudovogo_rasporjadka.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
59. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие // Файловый архив для студентов. URL: https://studfiles.net/preview/4173508/(дата обращения: 05.04.2018).
60. Приложение к лицензии на осуществление образовательной
деятельности // Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука URL: http://kamecc.ru/images/files/Ustav_litsenziya_akkreditatsiya/lic_add.pdf (дата
обращения: 28.04.2018).
61. Справка о контингенте в ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука отделения подготовки специалистов среднего звена по состоянию на 01 октября 2017 г. // Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1520/files spravka01102017.pdf / (дата обращения: 17.04.2018).
62. Стукова Ю. Е., Букарева Е. О. Поощрение и стимулирование как методы эффективного управления персоналом организации // Молодой ученый. - 2017 URL: https://moluch.ru/archive/149/42314/(дата обращения: 10.05.2018).
63. Трусова Е. А. Методы стимулирования эффективной деятельности
работников // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6. URL:
http://human.snauka.ru/2013/06/3475/(дата обращения: 10.05.2018).
64. Устав // Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука URL: http://kamecc.ru/images/files/Ustav_litsenziya_akkreditatsiya/Устав%20КамСК.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
65. Хасанова Л. Ф., Закирова А. Р., Хусаинова С. В. Необходимость корпоративной культуры в образовательных учреждениях. // Форум молодых
ученых. - mains data/files/21/Hasanova%20L.F.pdf(дата обращения: 08.03.2018)
66. Щербинина Д. А. Корпоративная культура как способ повышения
эффективности работы сотрудников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3875(дата обращения: 29.05.2018).
67. URL: https://www.collegenews.ru/study/povolzhe/tatarstan/kamskij-
stroitelnyj-kolledzh.html/ (дата обращения: 18.04.2018).