КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Особенности прогностической компетентности детей старшего
дошкольного возраста 11
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями 23
2.1. Методы и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 24
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 47
Глава 1. Теоретические аспекты прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Особенности прогностической компетентности детей старшего
дошкольного возраста 11
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями 23
2.1. Методы и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 24
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 47
Актуальность исследования. Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности детей обусловлена задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций.
Дети с двигательными нарушениями - неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Детям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, присущи особенности эмоционально-личностной сферы, отличающие их от здоровых сверстников. Биологические факторы влияют на развитие отклоняющегося поведения, так как они затрудняют адаптацию ребенка в социуме. Ведущая роль в развитии личности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата принадлежит осознанию и переживанию ими дефекта, которое формируется на основе эмоционального симптомокомплекса, состоящего из следующих параметров: акцентуаций характера, склонности к формированию страхов. Дети с нарушениями ОДА затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются недостаточной критичностью к себе и результатам своей деятельности, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы личности, повышенной тревожностью. Им присущи определенные психические состояния и качества личности, наличие высокой эмоциональной напряженности, низкий уровень самоконтроля.
Дети с двигательными нарушениями не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах
речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия. У детей с ОДА существуют проблемы с прогнозированием, в силу своего нарушения они могут быть погружены в себя, либо само общество может их отторгать, говоря об их неблагополучии, таким образом у детей с двигательными нарушениями часто наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, они не способны прогнозировать последствий своего поведения и общения с детьми и со взрослыми.
Цель исследования - нашего исследования является изучение коммуникативных особенностей прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями.
Объект исследования - прогностическая компетентность детей с двигательными нарушениями.
Предмет исследования - коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза, бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Задачи исследования:
- изучить теоретическую базу исследования;
- рассмотреть особенности детей с двигательными нарушениями;
- изучить коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями;
- провести сравнение коммуникативной характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с
4
нормой в развитии и детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретические: анализ
психолого-педагогической, методической литературы; эмпирические: сравнительный анализ.
Методологическую основу исследования составили: концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.С Выготский, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); системно-личностный подход к изучению психических явлений (К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин)
Практическая значимость исследования. Работа может быть использована при подготовке студентов. Также результаты исследования могут быть полезны дефектологам, работающим с детьми с двигательными нарушениями.
Дети с двигательными нарушениями - неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Детям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, присущи особенности эмоционально-личностной сферы, отличающие их от здоровых сверстников. Биологические факторы влияют на развитие отклоняющегося поведения, так как они затрудняют адаптацию ребенка в социуме. Ведущая роль в развитии личности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата принадлежит осознанию и переживанию ими дефекта, которое формируется на основе эмоционального симптомокомплекса, состоящего из следующих параметров: акцентуаций характера, склонности к формированию страхов. Дети с нарушениями ОДА затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются недостаточной критичностью к себе и результатам своей деятельности, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы личности, повышенной тревожностью. Им присущи определенные психические состояния и качества личности, наличие высокой эмоциональной напряженности, низкий уровень самоконтроля.
Дети с двигательными нарушениями не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах
речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия. У детей с ОДА существуют проблемы с прогнозированием, в силу своего нарушения они могут быть погружены в себя, либо само общество может их отторгать, говоря об их неблагополучии, таким образом у детей с двигательными нарушениями часто наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, они не способны прогнозировать последствий своего поведения и общения с детьми и со взрослыми.
Цель исследования - нашего исследования является изучение коммуникативных особенностей прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями.
Объект исследования - прогностическая компетентность детей с двигательными нарушениями.
Предмет исследования - коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза, бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Задачи исследования:
- изучить теоретическую базу исследования;
- рассмотреть особенности детей с двигательными нарушениями;
- изучить коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями;
- провести сравнение коммуникативной характеристики
прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с
4
нормой в развитии и детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретические: анализ
психолого-педагогической, методической литературы; эмпирические: сравнительный анализ.
Методологическую основу исследования составили: концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.С Выготский, Л.И. Божович, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); системно-личностный подход к изучению психических явлений (К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин)
Практическая значимость исследования. Работа может быть использована при подготовке студентов. Также результаты исследования могут быть полезны дефектологам, работающим с детьми с двигательными нарушениями.
Дети с двигательными нарушениями составляют большую группу детей с особенностями в развитии. Им присущи определенные психические состояния и качества личности, наличие высокой эмоциональной напряженности, низкий уровень самоконтроля. У детей с двигательными нарушениями часто наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, в силу своего нарушения они могут быть погружены в себя, либо само общество может их отторгать, говоря об их неблагополучии
Прогностическая компетентность может быть обозначена как свойство личности, ее устойчивая характеристика, фиксирующая уровень развития антиципационных способностей и представляющая собой определенное состояние системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности. К таковым ресурсам относятся конституционально обусловленные свойства (особенности нервной системы и темперамента), когнитивные ресурсы (познавательные процессы, формально-логический и социальный интеллект), аффективный, волевой и поведенческий потенциалы личности.
Прогностическая компетентность есть психический механизм, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют
синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание.
ситуации и отсутствие перехода к прогнозированию. У значительного большинства дошкольников с двигательными нарушениями прогнозирование в сфере отношений либо не развито, либо развито на низком уровне, они бояться ситуаций связанных с обучением, плохо ориентируются в ситуациях, связанных с другими детьми и взрослыми. На самом низком уровне прогнозирование отмечается в сфере виртуальных отношений. Прогнозирование развито в сфере отношений к болезни и отношений в семье. В группе дошкольников с нормой в развитии способности к прогнозированию развиты на высоком уровне.
Также можно отметить, что для детей с двигательными нарушениями характерен низкий уровень прогнозирования в сфере учебных и внеучебных ситуаций, для них характерен низкий уровень социализации, она протекает не благополучно, выявляются нарушения социализации и риски возникновения отклоняющегося поведения, в ответах детей выражены деструктивные формы поведения.
Кроме этого, дошкольники демонстрируют инфантильные стратегии прогнозирования модели поведения, т.е. ориентируются на более ранние, несоответствующие возрасту модели поведения. Также стоит отметить, что чаще всего они показывают пессимистическую установку на построение ожидаемого образа будущего (развитие событий), кроме этого в качестве субъектов будущих событий указывает других участников ситуаций. Для них характерна инвариативность прогноза, они моделируют единственный сценарий развития событий, при построении образа будущего у них представлена нерасчлененная, синкретическая оценка образа, они ориентируется на непосредственных участников ситуации, изображенных на картинке, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза.
Оценивая коммуникативные характеристики прогностической
компетентности, можно отметить, что дети с двигательными нарушениями
обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза,
45
бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Прогноз у них представлен в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения, либо перечисления нескольких глаголов, они не умеют использовать конструкции в соответствии с возрастом, не могут использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Высказывания участников ситуации в форме прямой, либо косвенной речи отсутствуют, при прогнозе предстоящих событий дошкольники используют форму прошедшего или настоящего времени.
Прогностическая компетентность может быть обозначена как свойство личности, ее устойчивая характеристика, фиксирующая уровень развития антиципационных способностей и представляющая собой определенное состояние системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности. К таковым ресурсам относятся конституционально обусловленные свойства (особенности нервной системы и темперамента), когнитивные ресурсы (познавательные процессы, формально-логический и социальный интеллект), аффективный, волевой и поведенческий потенциалы личности.
Прогностическая компетентность есть психический механизм, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют
синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание.
ситуации и отсутствие перехода к прогнозированию. У значительного большинства дошкольников с двигательными нарушениями прогнозирование в сфере отношений либо не развито, либо развито на низком уровне, они бояться ситуаций связанных с обучением, плохо ориентируются в ситуациях, связанных с другими детьми и взрослыми. На самом низком уровне прогнозирование отмечается в сфере виртуальных отношений. Прогнозирование развито в сфере отношений к болезни и отношений в семье. В группе дошкольников с нормой в развитии способности к прогнозированию развиты на высоком уровне.
Также можно отметить, что для детей с двигательными нарушениями характерен низкий уровень прогнозирования в сфере учебных и внеучебных ситуаций, для них характерен низкий уровень социализации, она протекает не благополучно, выявляются нарушения социализации и риски возникновения отклоняющегося поведения, в ответах детей выражены деструктивные формы поведения.
Кроме этого, дошкольники демонстрируют инфантильные стратегии прогнозирования модели поведения, т.е. ориентируются на более ранние, несоответствующие возрасту модели поведения. Также стоит отметить, что чаще всего они показывают пессимистическую установку на построение ожидаемого образа будущего (развитие событий), кроме этого в качестве субъектов будущих событий указывает других участников ситуаций. Для них характерна инвариативность прогноза, они моделируют единственный сценарий развития событий, при построении образа будущего у них представлена нерасчлененная, синкретическая оценка образа, они ориентируется на непосредственных участников ситуации, изображенных на картинке, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза.
Оценивая коммуникативные характеристики прогностической
компетентности, можно отметить, что дети с двигательными нарушениями
обладают особенностями, такими как минимальная вербализация прогноза,
45
бедность рече-языковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний участников, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Прогноз у них представлен в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения, либо перечисления нескольких глаголов, они не умеют использовать конструкции в соответствии с возрастом, не могут использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Высказывания участников ситуации в форме прямой, либо косвенной речи отсутствуют, при прогнозе предстоящих событий дошкольники используют форму прошедшего или настоящего времени.
Подобные работы
- Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Регулярные характеристики прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарат
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕ- КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



