Введение 3
Глава I. Проблемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 6
1.1 Проблемы этиологии, клинической картины развития и сопутствующих
психологических особенностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 6
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста с речевыми нарушениями 9
1.3 Понятие прогностической компетентности, особенности развития его
составляющих у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 15
Выводы по I главе 21
Глава II. Исследование коммуникативных способностей и прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.. .24
2.1 Организационный этап эмпирического исследования 24
2.2 Сравнительный анализ показателей исследования коммуникативных
способностей и прогностической компетентности у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения занятий 27
2.2.1 Анализ полученных данных первичной диагностики 27
2.2.2 Содержание коррекционной работы по развитию коммуникативных
способностей у детей экспериментальной группы 34
2.2.3 Анализ полученных данных повторной диагностики после проведения
занятий 36
Выводы по II главе 45
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения
Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.
Зрелость социально-прогностического навыка является одной из важнейших составляющих успешной социальной адаптации ребенка в обществе. Современная жизнь заставляет ориентироваться на сложные и вероятностные закономерности, требуя от ребенка умения прогнозировать течение событий и возможные варианты их развития. Очень важно научить ребенка размышлению, планированию своей деятельности, умению давать собственную оценку ситуациям и собственным поступкам, устанавливать причинно-следственных взаимосвязей, овладению социокультурными нормами и правилами общения, навыками социального взаимодействия, умению видеть ситуацию в целом, а также быть способным к более глубокому и дифференцированному анализу явлений реального мира.
Приобретение детьми навыков в межличностной сфере, умение налаживать отношения между собой и взрослыми в значительной мере предопределяет их будущий успех в жизненных ситуациях.
Нарушения речевой функции у ребенка отрицательно сказывается на его развитии, формировании процесса коммуникативной и прогностической компетентности. Такое отклонение в развитии, как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативной функции, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие дальнейших коммуникативных навыков.
Процесс социализации детей с речевыми нарушениями напрямую связан с формированием навыков общения. Генезис общения представлен последовательной сменой ведущих форм общения, совершенствованием его средств, усложнением мотивов [32]. Данные детской психологии говорят о том, что ребенок постепенно учится преодолевать трудности общения, усваивает нормы и правила поведения в социуме, овладевает средствами установления и поддержания коммуникации со сверстниками и взрослыми. Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативноречевого развития ребенка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованиям социального и коммуникативно-речевого развития, особенностям общения детей с речевыми нарушениями, вопрос о взаимосвязи имеющихся коммуникативных навыков и прогностической компетентности детей с речевой патологией рассматривался только с точки зрения теоретической гипотезы [38]. Значимость общения для социализации таких детей, их возможность дальнейшей интеграции в среду сверстников, формирование комплексного навыка социально-вероятностного прогнозирования, выявление особенностей его формирования у детей с речевой патологией определяет актуальность исследования проблемы.
Цель исследования: изучить особенности развития коммуникативных способностей и формирования прогностической компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и их взаимосвязь.
Объект исследования: коммуникативные способности и
прогностическая компетентность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных способностей во взаимосвязи с прогностической компетентностью детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
дошкольного возраста с речевыми нарушениями взаимосвязано с прогностической компетентностью.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть состояние проблемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями как условие формирования прогностической компетентности и создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
2. Выяснить особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Выяснить особенности формирования прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Выявить взаимосвязь развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с прогностической компетентностью.
Исследование проводилось на базе МБДОУ«Детский сад № 63 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани.
В настоящее время существует тенденция к росту детей с речевой патологией. По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и подростков растет, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер.
Основа коммуникативных способностей закладывается в период от рождения до 7 лет, полноценное же развитие ее в большей степени определяется чередой социальных условий. Нарушение этих условий в первый период формирования коммуникативных навыков ребенка, в том числе из-за имеющихся каких-либо речевых нарушений, отрицательно сказывается не только на становлении собственно коммуникативной способности личности, но и на эмоциональной, познавательной, интеллектуальной, культурно-языковой и других областях развития личности ребенка.
Исследователи, изучавшие проблему речевых нарушений у детей, отмечали недостаточные коммуникативные возможности этой категории детей (РЕ. Левина.Н.С. Жукова, РИ. Лалаева и др.).
Исследования в области специальной педагогики демонстрируют различные подходы к изучаемой проблеме.
Таким образом, можно говорить о различных вариативных проявлениях нарушения коммуникативных способностей у детей с нарушениями речи. Потребность ребенка с речевыми нарушениями в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией как видом деятельности.
По мнению Н.П. Ничипоренко и В.Д. Менделевича, понятия «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность» являются идентичными. Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуации и собственных реакций на них.
В рамках системного подхода к психике человека Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым была выдвинута гипотеза об уровневом строении антиципации.
Существуют теоретические данные о возможности рассматривать явление антиципации (прогностической компетентности) как высшей психической функции. Формирование прогностической деятельности наиболее бурно проходит в дошкольном и младшем школьном периоде, когда речь и общение для ребенка приобретают главное значение. Используя речь и общение, ребенок расширяет свой жизненный опыт, формирует свои представления для выстраивания прогностической модели поведения. При этом предсказуемо, что те или иные нарушения речи у ребенка влекут за собой снижение и нарушение качества формирования коммуникативных и прогностических навыков.
Согласно гипотезе исследования предполагалось изучить влияние развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на формирование прогностической компетентности. В исследовании принимали участие дети МБДОУ «Детский сад № 63» Вахитовского района г. Казани. В экспериментальную группу вошли дети, посещающие средне-старшую и старше-подготовительную группы компенсирующей направленности - 22 чел. В контрольную группу вошли дети, посещающие старше-подготовительную комбинированную
(инклюзивную) группу - 22 человека.
При проведении первичной диагностики детей контрольной и экспериментальной группы выявлено, что в контрольной группе детей преобладало личностное общение, которое было связано с более глубокой сформированной личной мотивацией, эмоциональной вовлеченностью, активностью, любознательностью. Дети из экспериментальной группы, проявляли себя больше в ситуациях делового, в значительной степени обезличенного общения, не требующего непосредственной личностного участия; показатели реакции на фрустрацию и отгороженность имели высокие значения.
Анализ первичной диагностики детей контрольной и экспериментальной групп по методике исследования особенностей прогностической деятельности (по Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) показал, что дети из экспериментальной группы реже показывали высокий и средний уровень формирования прогноза, чем дети из контрольной группы.
Показатели первичной диагностики антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (по В.Д. Менделевич, модифицированный вариант для детей старшего дошкольного возраста по А.И. Ахметзяновой) у детей контрольной группы выше, чем у экспериментальной. Дети из контрольной группы в большей степени, чем дети из экспериментальной группы были способны прогнозировать различные жизненные ситуации.
По результатам расчета корреляционного коэффициента некоторых показателей коммуникативных способностей и личностно-ситуативной антиципационной состоятельности по данным первичной диагностики у детей экспериментальной и контрольной групп выявлено, что у экспериментальной группы коммуникативные способности находятся на низком уровне развития, дети не критичны к оценке собственного поведения и своих ошибок на занятиях, неспособны поддерживать контакты со сверстниками; у детей контрольной группы преобладает игровая познавательная форма деятельности, при этом возрастает роль общения со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями и воспитателем), развитие коммуникативных способностей и прогностической
компетентности находятся в тесной взаимосвязи, зависят от общения со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями).
По результатам повторной диагностики коммуникативных
способностей после проведения коррекционных занятий выявлено, что средние показатели всех форм общения как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе подросли. Дети экспериментальной группы стали свободнее общаться со взрослыми и между собой после проведения коррекционных занятий.
По наблюдениям при проведении повторной диагностики исследования особенностей прогностической деятельности (по Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) у детей экспериментальной группы каких-то качественных изменений в прогнозировании и смене стратегий не обнаружено. Таким образом, проводимые занятия в экспериментальной группе по развитию коммуникативных способностей не способствовали развитию и организации работы кратковременной и долговременной памяти, ее вероятностной способности, необходимой для прогнозирования.
Однако по результатам вторичной диагностики появилась положительная динамика роста показателей антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (по В.Д. Менделевич, модифицированный вариант для детей старшего дошкольного возраста по А.И. Ахметзяновой) детей экспериментальной и контрольной групп, при вычислении коэффициента Стьюдента в зону значимости у экспериментальной группы попали показатели личностно-ситуативной и общей антиципационной состоятельности (прогностической компетентности). Таким образом, проводимые занятия по развитию коммуникативных способностей в экспериментальной группе способствовали развитию у детей навыков общения и возрастанию личностно-ситуативной составляющей прогностической компетентности.
В контрольной группе в зону значимости попали показатели временной, личностно-ситуативной и общей антиципационной состоятельности (прогностической компетентности). Следовательно, развитие познавательной деятельности и любознательности у детей контрольной группы благоприятным образом отразилось на формировании как временной, так и личностно-ситуативной составляющих прогностической компетентности.
1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицына [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 384 с.
2. Астапов, В.М. Исследование особенностей прогностической
деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / В.М. Астапов // Введение в дефектологию нейро- и патопсихологии. - М.: Международ. Пед. Академия, 1994. - С. 152 - 163.
3. Ахметзянова, А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях
болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) [Текст] / А.И. Ахметзянова // Практическая медицина. - 2015. - № 5 (90) - С. 42 - 45 - (https://cyberleninka.ru/article/n/antitsipatsionnaya-
nesostovatelnost-v-uslovivah-bolezni-i-anomalnogo-razvitiva-nauchnava- pozitsiva-kazanskov-shkolv-1) (дата обращения 13.02.2018)
4. Ахметзянова, А.И. Диагностика прогностической компетентности
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Итоговый сборник II всероссийского съезда дефектологов. - М., 2017. -
(http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117142) (дата обращения 19.02.2018)
5. Ахметзянова, А.И. Основы логопедии: учебное пособие [Текст] / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 175 с.
6. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / А. И. Ахметзянова. - Казань, 2004. - 20 с.
7. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская // Интеграция
образования, 2017. - Т. 21 № 3. - С. 489-504 -
(https://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-prognozirovaniva-i-vosprivativa- normv-mladshimi-shkolnikami-s-narushenivami-v-razvitii) (дата обращения
14.02.2018)
8. Ахметзянова, А.И. Пространственная и временная составляющие антиципационной состоятельности у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.И. Ахметзянова // Актуальные проблемы психологии личности межличностных отношений, 22-23 мая 2012г. Киев-Каменец-Подольский: Материалы IV международной конференции. - Каменец-Подольский - 2012. - С. 57-62. - (http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/34411) (дата обращения 21.02.2018)
9. Ахметзянова, А.И. Речевая коммуникация в структуре прогностической
компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина. - 2017.-
(http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/116435) (дата обращения
14.02.2018)
10. Базылевич, Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- № 6.- С. 90 - 99.
11. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
12. Вербианова, О.М. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет [Текст] / О.М. Вербианова, Т. Ю. Сидоркина. - 2006. - (http://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiva-tselepolagavuschev- devatelnosti-u-detev-4-5-let) (дата обращения 19.02.2018)
13. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] /под ред. И.М.Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977 - 391 с.
14. Вероятностное прогнозирование в речи / под ред. Р.М. Фрумкиной. - М.: Наука, 1971. - 199 с.
15. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
16. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для ВУЗов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
17. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР [Текст] / Т.Н. Волковская // Логопедия. - 2004. - № 3. - С.17-26.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] /Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - С. 84-99.
20. Глухов, В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В.П. Глухов // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 10. С. 19 - 23.
21. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2014. - (http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie- osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi) (дата обращения
19.02.2018)
22. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] /О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 63 - 67.
23. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Дзюба. - М.: 2009. - 20 с.
24. Дзюба, О.В. Формирование коммуникативной компетентности
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Дзюба - 2009.- (http: //cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy- kompetentnosti-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi) (дата
обращения 29.03.2017)
25. Дыбина, О.В. Пути формирования коммуникативных умений у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В.Дыбина //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2016. - № 3 (26) - (https://cyberleninka.ru/article/n/puti- formirovaniva-kommunikativnyh-umeniv-u-detev-6-7-let-s-obschim- nedorazvitiem-rechi)(дата обращения 15.02.2018)
26. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
[Текст] / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.:
Просвещение, 1990. - 239 с.
27. Забабурина, О.С. Исследование произвольной регуляции у детей 5 и 6 лет с нарушениями и без нарушений речи [Текст] / О.С. Забабурина, Е.А. Савина // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Том 4. - № 1. - С. 48-63. (http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Zababurina_Savina) (дата обращения: 19.02.2018)
28. Ковылова, Е.В. Психокоррекционная технология коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Ковылова - Н. Новгород, 2011. - 25 с.
29. Красовская, Е.В. Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Красовская, А.Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2014 г.). - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. - С 80 - 82.
30. Кузьменкова, Н.Ю. Своеобразие коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Ю. Кузьменкова. - 2010. - (http://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-kommunikativnyh-umeniy- doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi) (дата обращения 19.02.2018)
31. Леханова, О.Л. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования [Текст] / О.Л. Леханова, О.С. Нетужилова. - 2013. - (http://cvberleninka.ru/article/n/ugrozy-narusheniya-obscheniva-so- sverstnikami-u-detev-s-tvazhelvmi-narushenivami-rechi-v-uslovivah- doshkolnogo-inklyuzivnogo) (дата обращения 19.02.2018)
32. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] /Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
33. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
34. Лурия, А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения [Текст] / А.Р. Лурия // Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1985. - С. 5 - 6
35. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.:Владос, 1997. - 304 с.
36. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - № 5 - С. 50-59
37. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - с.107-115.
38. Менделевич, В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности): экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам [Текст] / В.Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - № 3. - С. 35-40
39. Нигматуллина, И.А. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности [Текст] / И.А. Нигматуллина,
Ф.Р. Яппарова. - 2017. - (http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/! 11011) (дата обращения 19.02.2018)
40. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей [Текст] / М.А. Панфилова. - М. : Издательство Гном, 2016. - 160 с.
41. Перегуда, С.Н. Нейропсихологический уровень исследования
антиципации в современной психологии [Текст] / С.Н. Перегуда // Клиническая и медицинская психология: исследование, обучение,
практика: электрон. науч. журнал - 2015. - № 4 (10) -
(http://medpsy.ru/climp/2015 4 10/article14.php) (дата обращения
20.02.2018)
42. Переслени, Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6 - С. 11-17.
43. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976. - № 2 - С. 113 - 123.
44. Переслени, Л.И. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников [Текст]: практическое пособие / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров и др. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири -№ 3 - 2014. - 84 с.
45. Прогноз в речевой деятельности [Текст] /отв. ред. Р.М. Фрумкина - М.: Наука, 1974. - 239 с.
46. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия,
музыкотерапия [Текст] / под ред. Е.В. Свистуновой. - М.: Форум, 2016.192 с.
47. Ризаева, Л.М. Общение как механизм развития коммуникативной способности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Ризаева, Л.К. Мазунова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. -