ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Сущность понятия педагогической технологии 7
1.2 Классификация педагогических технологий 14
1.3 Сравнительная характеристика использования педагогических технологий
в РФ и за рубежом 24
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГАПОУ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 35
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Набережночелнинский
политехнический колледж» 35
2.2 Анализ проведения занятий с использованием педагогических технологий
обучения по дисциплине «Основы экономики» 41
2.3 Мониторинг применения педагогических технологий в ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 47
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ГАПОУ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 59
3.1 Выявленные проблемы в организации занятий с применением
педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» 59
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации занятий применением педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» 62
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию организации занятий с применением педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности.
В педагогических исследованиях традиционно уделялось большое внимание проблемам применения педагогических технологий в образовательном процессе. Данными вопросами занимались: В. Бухвалов [11], Б.Т. Лихачев [27], С.А. Смирнов [39], Н.Б. Крылова [22], М. Мейер [69], В.П. Беспалько [8], М.А. Чошанов [65], В.А. Сластенин [52], В.М. Монахов [29], П.И. Пидкасистый [45], В.В. Гузеев [20], Р. Кауфман [74] и др.
Актуальность исследования: при всем разнообразии педагогических технологий, осуществляемых в настоящее время в образовательном процессе нужно отметить, что педагогические технологии требуют углубленного изучения с позиций раскрытия новых технологий в процессе обучения и внедрение того или иного варианта в соответствии с качеством используемого образовательного потенциала, критериями функционирования образовательных организаций и складывающейся конъюнктурой рынка труда, кроме того требуют доработки с точки зрения практического осуществления и адаптации к специфике деятельности педагогических субъектов. Многообразие оценок и мнений говорит о том, что российская ситуация в сфере педагогических отношений сложна и противоречива.
Объект исследования - ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Предметом исследования являются педагогические технологии и особенности их применения в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Целью данной работы является анализ применения педагогических технологий в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», совершенствование применения педагогических технологий, а именно внедрение в образовательный процесс на экономических дисциплинах модульно-компетентностной технологии обучения в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» с позиции обеспечения эффективной деятельности образовательного процесса.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы применения педагогических технологий в процессе обучения;
2. Провести анализ применения педагогических технологий в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
3. Предложить рекомендации по совершенствованию применения педагогических технологий в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное использование педагогических технологий обучения в организациях среднего профессионального образования повышает уровень успеваемости и степень обученности студентов, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, выполняемых с помощью педагогических технологий обучения и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование.
Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; анализ учебно-методических комплексов по дисциплине «Основы экономики»; разработка рекомендаций по совершенствованию организации занятий с применением педагогических технологий обучения с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа с преподавателями и обучающимися, диагностирование, анкетирование.
3. Статистические: математическая обработка данных анкетирования; графические интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию организации занятий с использованием педагогических технологий обучения по экономическим дисциплинам в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в организациях среднего профессионального образования, в методической подготовке студентов педагогических вузов и колледжей, а также в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей в организациях среднего профессионального образования.
Информационной базой исследования послужили справочно-учебные пособия, специальная экономическая литература, материалы сети Интернет, материалы, формируемые в системе образовательного учреждения ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в журнале «Экономика и менеджмент систем», №3(29), (ВАК); в материалах IX Всероссийской практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» (РИНЦ).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам применения педагогических технологий обучения в организациях среднего профессионального образования.
Во второй главе проводится анализ применения педагогических технологий обучения в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», выявляются проблемы организации занятий с применением педагогический технологий обучения по дисциплине «Основы экономики».
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию организации занятий с применением педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Образование - одно из главных сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость улучшения в образовательной практике применения педагогических технологий, которые обеспечивают эффективное обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления, основанные на модернизации дидактической системы.
В представленной выпускной квалификационной работе были даны определения формулировки «педагогическая технология» разных авторов, был рассмотрен теоретический аспект применения педагогических технологий, сущность педагогической технологии, проанализирована действующая в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» система педагогических технологий.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) На основании проведенного анализа применения педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» было выявлено, что педагоги применяют: методы проектов; технологии модульного обучения; информационно-коммуникативные технологии; компьютерные технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии коллективного обучения; технологии развивающего обучения.
Анализ показал, что в целом применяемые педагогические технологии не достаточно увязываются с результатами работы всей образовательной организации и выявлены были такие ошибки как:
- бесплановость применения педагогических технологий;
- недостаточность методической подготовленности преподавателя;
- недостаточное количество времени для применения педагогических технологий во время учебного процесса;
- дополнительные затраты времени и сил как при подготовке учебных занятий, так и при организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, было определено, что суть проблемы применения педагогических технологий при обучении дисциплине «Основы экономики» должна сводиться к поискам путей эффективного применения данных средств обучения, которая была бы основана на оптимальном применении педагогических технологий обучения в образовательном процессе и определяла бы соответствие педагогических технологий конкретным учебно¬воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда педагога и студентов, материально-техническим возможностям и условиям.
Поэтому важно не стоять на месте, а наоборот совершенствовать технологии и их применение в процессе обучения в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» в направлении ее ориентации на конечные результаты.
2) В результате проведенного анализа применения педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» с целью обеспечения эффективности проведения занятий в учебном процессе был разработан ряд рекомендаций и предложений включающий в себя:
- модульно-компетентностную технологию
- технологию концентрированного обучения
- технологию обучения В.Ф. Шаталова
- технология полного усвоения.
3) Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию организации занятий с применением педагогических технологий обучения по дисциплине «Основы экономики» была апробирована модульно-компетентностная технология на занятии во время учебного процесса, т.е. мною было доказано, что использование данной технологии в образовательной организации, а именно в колледже, возможно, если:
- будет изучена научная психолого-педагогическая литература по теме;
- будет разработана и реализована на практике система заданий по выполнению данной технологии в процессе обучения, на экономических дисциплинах в колледже.
В ходе моего исследования мы изучили и проанализировали научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Также изучила информационно-технологические проблемы обучения в колледже. Опытно-практическая работа показала, что использование данной педагогической технологии, позволит совершенствовать процесс обучения, упростить работу педагога и учащихся, также позволит активизировать самостоятельную практическую творческую деятельность обучаемых. Тем не менее, проблема организации работы над модульно-компетентностной технологией в экономических дисциплинах остается актуальной, так как существует множество вопросов, по которым можно проводить исследования.
Таким образом, была реализована цель данного исследования, раскрыты особенности организации данной педагогической технологии на экономических дисциплинах. Но, данная тема требует дальнейшего изучения и практическую реализацию.
1. Устав ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», 2014 г.
2. Научная и учебная литература:
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. — Минск: Беларусь, 2014. - 67 с.
3. Асмолов, Г.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2013. — 151 с.
4. Афанасьева, Т.Н. Особенности использования метода проектов в современной школе / Т.Н. Афанасьева // Наука и школа. — 2013. —№ 6. - С. 25.
5. Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. — М.: Знание, 2014. - 134 с.
6. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 2012. — С. 328.
7. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 330 с.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М., 2015. - 177 с.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М., 2012. - 150 с.
10. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром. — М.: «Открытое общество», 2012. - 213 с.
11. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб.- метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. — М.: Мирос, 2012. - 312 с.
12. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А. Бухвалов. — М.: Педагогический поиск, 2014. - 178 с.
13. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2015. - 266 с.
14. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность
старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография / С.Г. Воровщиков. — М.: АПК и ППРО, 2016. — 160 с.
15. Воровщиков, С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. — М.: Изд-во «5 за знания», 2015. — 352 с.
16. Гаврилин, А. Организация работы по проектам / А. Гаврилин // Школьное планирование. — 2014. — № 3. - С. 19.
17. Гин, А.А. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.- методич. пособие / А.А Гин., И.Ю. Андржеевская. — 2-е изд., перераб. — М.: Вита- Пресс, 2013. — 216 с.
18. Гин, А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. — М.: Вита- Пресс. — 2014. — 112 с.
19. Гин, А.А. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления / А. Гин, М. Баркан. — М.: Народное образование, 2014. — 84 с.: ил.
20. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. — 2015. —№ 6. - С. 55.
21. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. — М.: Сентябрь, 2016. - 202 с.
22. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб. -методич. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. Спб.: КАРО, 2013. - 176 с.
23. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н.. - М.: Просвещение, 2014. - 320 с.
24. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. — М.: Знание, 2013. - 211 с.
25. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
26. Кушнир, А.М. Методический плюрализм и научная педагогика / А.М. Кушнир // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 34-40
27. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2016. — 505 с.
28. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов // Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2015. - 368 с.
29. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 2015. - 102 с.
30. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. О.И. Кирикова; — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2012. - 230 с.
31. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь; пер. с польск. — М.: Просвещение, 2013. — 208 с.
32. Окунев, А.А. Как учить не уча / А.А. Окунев. — СПб.: Питер- Пресс, 2016. — 445 с.
33. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 2015. - 27 с.
34. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2014. - 180 с.
35. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2017. — 192 с.
36. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М.:АПКиППРО, 2016. - 168 с.
37. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. — М.: АРКТИ, 2015. - 168 с.
38. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов / Н.Ю. Пахомова// Школьные технологии. — 2004. — № 4. - С. 20-29.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 512 с.
40. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. 4 е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
41. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Палецкий. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2014. - 235 с.
42. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / под ред. В.Ф. Заряновой — СПб., 2015. — Вып. 1. — 136 с.
43. Педагогические мастерские: теория и практика / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб., 2016. — 312 с.
44. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / науч. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. — М.: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2014. - 315 с.
45. Пидкасистый, И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. - Москва: Российское педагогическое агенство, 2015 - С. 49-54.
46. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. - М.: Высшее образ-е, 2013. - 540 с.
47. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2016. — 368 с.
48. Поспелов, Д.А. К определению предмета эвристики / Д.А. Поспелов, В.Н. Пушкин, В.Н. Садовский // Проблемы эвристики. — М., 2014. - 181 с.
49. Селевко, Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий / Г.К. Селевко // Школьные технологии. — 2015. — № 1. — С. 11¬34.
50. Селевко, Г.К. Энциклопедия педагогических технологий: в 2 т / Г.Н. Селевко. — М.: НИИ Школьных технологий, 2011. — Т. 2. — 816 с.
51. Скиннер, Б. Оперантное поведение / Б. Скиннер // История зарубежной психологии: тексты. — М.: АСТ, 2013. — С. 60-82.
52. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2012. — 576 с.
53. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2012. - 197 с.
54. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.-224 с.
55. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2015. - 288 с.
56. Селевко, Г.К. Энциклопедия педагогических технологий: в 2 т / Г.Н. Селевко. — М.: НИИ Школьных технологий, 2016. — Т. 2. — 816 с.
57. Селевко, Г.К. Энциклопедии образовательных технологий / Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 93 с.
58. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2015. - 12 с.
59. Уман, А.И. Технологический подход к обучению: Теоретические основы / А.И. Уман. — М.: МИГУ им. Ленина; Орел: ОГУ 2013. - 57 с.
60. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. — 2-изд., стер. — М.: КноРус, 2015. — 432 с.
61. Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. — 2013. — № 7. - С. 31.
62. Темпл, Ч. Критическое мышление — углубленная методика / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Меридит. — М.: «Открытое общество», 2013. - 140 с.
63. Толмачев, А.А. Диагноз: ТРИЗ / А.А. Толмачев. — СПб.: КОСТА, 2014.
— 496 с.
64. Учителям о ТРИЗ // Метод. материалы по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. Сборник. — СПб., 2012. Вып. 3. — 184 с.
65. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. - М.: Народное образование, 2015. - 415 с.
66. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова.
— М.: Академия, 2013. - 94 с.
3. Электронные ресурсы:
67. ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». - Режим доступа:ййр://псйрк.ги^огбргезз/, свободный. (Дата обращения: 02.03.2018)
68. Интерактивные технологии в образовании (спецкурс) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.smartboard.ru/view.pHmidM126873196, свободный. (Дата обращения: 12.11.2017)
69. Новые педагогические технологии (курс) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www. io so. ru/distant/newpteh/intro2. htm, свободный. (Дата
обращения: 11.10.2017)
70. Педагогические системы и технологии [Электронный ресурс]. /
Энциклопедия образовательных технологий. - Режим
доступа: http://www.sooгo.гu/sсienсe-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6гpls5ddlгbidgsс1t f1aiat1, свободный. (Дата обращения: 01.23.2018)
71. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. / Педагогика. - Режим доступа: http://vladimir. soсio.msu.ru/1_KM/eduteсh_1.htm, свободный. (Дата обращения: 15.03.2018)
72. Педагогические технологии и инновации [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.psylist.net/pedagogika/inovaсii.htm, свободный. (Дата
обращения: 04.10.2017)
73. Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий [Электронный ресурс]. / Открытый урок. - Режим доступа: http://oio.tpu.ru/ publ_2004/artide2004_5.html, свободный. (Дата обращения: 20.03.2018)
74. Развивающие педагогические технологии [Электронный ресурс]. / Я
студент. - Режим доступа: http: //www. ido. edu. ru/ffeс/psy сh/ps 13. html,
свободный. (Дата обращения: 17.11.2017)
75. Структура педагогических технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:/Aoop.diuvashia.ru/kartuzov/site/4 3/2.htm,свободный. (Дата обращения: 08.10.2017)