Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический университет)

Работа №44518

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы31
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 253» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
В работе можно поменять объект (детский сад) и она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования дидактических игр в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Развитие речи в онтогенезе 6
1.2 Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников 9
Глава 2 Экспериментальное исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 25
Список использованных источников 28


Речь для человека – самое важное условие успешного развития и социализации. При помощи речи люди могут делиться информацией, общаться друг с другом. Хорошая речь является важным фактором полноценного и всестороннего развития детей. Родной язык представляет собой средство усвоения знаний и в дальнейшем обучении в школе.
Развитие речи является одной из основных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая всегда привлекала внимание большого количества знаменитых педагогов, психологов и деятелей науки, таких как М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Ж.Ж. Руссо, заслуженных отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкина, Ф.А. Сохина и др.
Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
На дидактические игры в своих исследованиях обращали внимание многие ученые – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф. Фребель и др. Они определяют данный вид игры в качестве метода социализации и обучения, коррекционного средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, актуальной проблемой современности является проблема развития речи детей в игровой деятельности.
Но несмотря на то, что вопрос развития речи детей старшего дошкольного возраста является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными средства его развития, связанные с применением дидактических игр. По этой причине определена и проблема исследования: какие дидактические игры можно использовать для комплексного развития речи у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: развитие речи старших дошкольников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить дидактические игры в качестве средства развития речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
- описать развитие речи детей в онтогенезе;
- рассмотреть дидактические игры в качестве средства развития речи детей;
- осуществить диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: дидактическая игра будет являться средством речевого развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс и осуществляться систематически.
Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.).
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с использованием комплекса тестовых методик.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
1. Предварительный - сбор, анализ и обобщение информации по рассматриваемой проблеме, подбор диагностического инструментария, составление экспериментальной группы детей.
2. Основной - проведение диагностики с использованием комплекса диагностических методик.
3. Заключительный - обобщение, анализ и интерпретация результатов исследования.
Курсовая работа объемом 30 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 2 таблицы, 1 рисунок и 30 источников информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хорошая речь является важным фактором полноценного и всестороннего развития детей. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. По этой причине так важно уделять внимание своевременному формированию детской речи, заботиться о ее чистоте и правильности, предотвращая и исправляя различные дефекты.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Развитие речи детей в онтогенезе идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В конце дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Самым эффективным способом развития речи у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Посредством нее проще и удобнее педагогу проводить работу. Применение игровых моментов, которые ориентированы на развитие речи, дает возможность закреплять характерный для детей интерес к родному языку. Дидактические игры содействуют развитию познавательной активности, улучшению звукопроизношения и связной речи, развитию фонематического восприятия и слуха, увеличению активного словаря, становлению грамматического строя речи и слоговой структуры слова, повышению интереса к языку.
Для выявления уровня развития речи был проведен констатирующий эксперимент. С этой целью были подобраны шесть диагностических методик, которые позволяют исследовать все компоненты речи детей, а именно развитие активного словаря, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, связной речи, звукопроизношения.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста в обследованной группе имеют недостаточно развитый словарный запас, грамматический строй речи, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, связную речь, звукопроизношение. Это проявляется в том, что у детей возникают затруднения при объяснении предложенных слов, изменении слов по числам, произнесении слов сложной слоговой структуры, воспроизведении за взрослым слоговых цепочек, расположении картинок в соответствии с сюжетом и составлении по ним рассказа, они могут неверно произносить 1-2 звука в спонтанной речи и часто пользуются помощью взрослого.
Результаты экспериментального исследования подтвердили необходимость проведения серьезной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи. Она будет более эффективной, если ее проводить с помощью дидактических игр, поскольку игра представляет собой ведущую деятельность в данном возрасте. Дидактическая игра будет являться средством речевого развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс и осуществляться систематически.
Результаты исследования могут представлять интерес для педагогов и родителей. Для педагогов - возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы развития речи у детей с помощью дидактических игр в ходе педагогического процесса. Для родителей - возможностью использования полученного в исследовании материала для собственного просвещения по этой теме, для углубления знаний о своем ребенке, уровне его речевого развития.



1. Арушанова, А.Г. Истоки диалога. 5-7 лет: Конспекты занятий [Текст] / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 216 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 272 с.
3. Балакирева, Е.В. Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Е.В. Балакирева, Т.С Перегудова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 56 с.
4. Белова, Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста [Текст] / Е.С. Белова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №1. - С. 136-141.
5. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. – №7. - С. 35-38.
6. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - 3-е изд. [Текст] / А.А. Борисова. - М.: «Сфера», 2013. - 58 с.
7. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
8. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №1. - С. 56-63.
9. Волокитина, А.Ю. Проект «Играя – познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника [Текст] / А.Ю. Волокитина, В.Ю. Шишкина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 252-253.
10. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №13. - С. 60-68.
11. Голубь, М.С. Анализ наследия педагогов исследователей в теорию развития речи дошкольников [Текст] / М.С. Голубь // Концепт. – 2016. – №10. – С. 66–70.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Методическое пособие [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
13. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2017. - 176 с.
14. Ейкина, А.В. Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников [Текст] / А.В. Ейкина // Символ науки. - 2017. – №3. - С. 97-99.
15. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя - 3-е изд. [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 191 с.
16. Комарова, И.В. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / И.В. Комарова, Л.С. Половодова // Пермский педагогический журнал. - 2015. – № 7. - С. 36-41.
17. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - №5. - С. 112-116.
18. Копылова, А.А. Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приемов [Текст] / А.А. Копылова // Молодой ученый. - 2013. – №12. - С. 471-473.
19. Кудайбергенова, М.Б. Методы развития речи у дошкольников [Текст] / М.Б. Кудайбергенова, А.А. Умиралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. – №6. - C. 24-29.
20. Кулипанова, М.В. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Кулипанова, Е.Н. Гамова, И.А. Радюкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №8. - С. 71-74.
21. Лылова, Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / Л.С. Лылова, С.Т. Васильева, Е.В. Лесных. - М.: Метода, 2015. - 176 с.
22. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека [Текст] / И.Г. Маланчук // Сибирский психологический журнал. - 2013. – №3. - С. 76-80.
23. Микхиева, Н.Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников: методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 с.
24. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе [Текст] / А.А. Петрова // Вестник ВолГУ. - 2013. – №1. - С. 112-117.
25. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
26. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения. Методическое пособие для педагогов и логопедов [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 88 с.
27. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2013. – №12. - С. 5-13.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
29. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. - №2. - С. 60-67.
30. Юрченко, Е.В. Инновационные формы речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Текст] / Е.В. Юрченко, О.И. Баталина // Эксперимент и инновации. - 2015. – №4. - С. 27-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ