МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня с помощью мнемотехники 8
1.1 Общее недоразвитие речи как речевое нарушение 8
1.2 Особенности развития навыков пересказа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 11
1.3 Значение мнемотехники в формировании навыков пересказа у детей с
ОНР третьего уровня 14
Выводы по Главе I 18
Глава II. Экспериментальное исследование уровня
сформированности навыков составления пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 20
2.1 Методика констатирующего эксперимента 20
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Выводы по Главе II 35
Глава III. Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня с помощью мнемотехники 37
3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 41
Выводы по Главе III 56
Заключение 59
Список литературы
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня с помощью мнемотехники 8
1.1 Общее недоразвитие речи как речевое нарушение 8
1.2 Особенности развития навыков пересказа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 11
1.3 Значение мнемотехники в формировании навыков пересказа у детей с
ОНР третьего уровня 14
Выводы по Главе I 18
Глава II. Экспериментальное исследование уровня
сформированности навыков составления пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 20
2.1 Методика констатирующего эксперимента 20
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Выводы по Главе II 35
Глава III. Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня с помощью мнемотехники 37
3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 41
Выводы по Главе III 56
Заключение 59
Список литературы
Актуальность исследования. Речевая функция представляет собой сложную систему, состоящую из многочисленных элементов и связей, обеспечивающих взаимодействие человека, ребенка с окружающим миром.
Речь - это одна из важнейших высших психических функций человека, оказывающая влияние на развитие других психических процессов, и которая наиболее интенсивно развивается в период дошкольного детства.
У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушаются все компоненты речи: словарный запас, грамматика, звукопроизношение, но более несформированной оказывается связная речь - особый вид речемыслительной деятельности, отвечающий за умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельное изложение собственных суждений, речевое общение в целом. Вторично страдают и другие высшие психические функции: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Ученые, занимающиеся изучением общего недоразвития речи (Г.А. Каше [20], Л.С. Волкова [5], Р.Е. Левина [27], Н.С. Жукова [18], Т.Б. Филичева [43], Г.В. Чиркина [46], Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [50] и др.), указывают на то, что навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе, причем нарушения связности высказывания отмечаются даже в самых простых его видах, а именно при пересказе. Между тем, пересказ является отправной точкой в системе формирования связной речи детей с речевыми нарушениями, поскольку детям дается уже готовый текст.
Некоторые ученые и педагоги, занимающиеся проблемами развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко [41], Л.Н. Ефименкова [17], В.К. Воробьева [7]), предлагают при формировании связной речи у дошкольников использовать мнемотехнические приемы и средства, которые способствуют быстрому запоминаю необходимой информации с
помощью перевода слов и предложений в символы, а текста - в последовательность определенных символов и фигур, при этом одновременно включаются в работу несколько психических процессов: зрительное и слуховое восприятие, воображение, зрительная память, логическое, нагляднообразное мышление, что оказывает положительное влияние на развитие детской речи, формировании навыков составления связных высказываний.
Несмотря на то, что мнемотехника описана во многих исследовательских работах, ее применение в логопедической практике, на наш взгляд, недостаточно разработано, а имеющиеся материалы требуют усовершенствования. Поэтому проблему формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, в частности, формирование навыков пересказа с помощью мнемотехнических средств, можно рассматривать как актуальную проблему логопедии.
Таким образом, цель исследования - формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники.
Объектом исследования являются навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники.
В качестве гипотезы исследования может быть выдвинуто предположение о том, что использование мнемотехники в коррекционной логопедической работе способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а именно, таких его значимых компонентов как понимание текста и последовательность его изложения.
В соответствии с целью нашего исследования и рабочей гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
во-первых, раскрыть теоретические основы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники;
во-вторых, экспериментально оценить уровень сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, сопоставить с возрастной нормой;
в-третьих, провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыков пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники;
в-четвертых, доказать, что мнемотехника способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Поставленные задачи были решены с помощью следующих методов исследования:
1. Теоретические: изучение дефектологической, психолого
педагогической литературы по проблеме исследования, опыта развития связной речи детей с ОНР с помощью мнемотехники в современных дошкольных учреждениях;
2. Практические: констатирующий, формирующий эксперимент, изучение документации, наблюдение;
3. Методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются лингвистические и психолого-педагогические концепции развития детской речи (Л.С. Выготский [8], С.Л. Рубинштейн [35], А.А. Леонтьев [28], Е.А. Флёрина [47], А.М. Бородич [3], Ф.А. Сохин [38]), теории об особенностях психического и речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Д.Б. Эльконин [50], В.К. Воробьева [7], Т.Б. Филичева [46], Г.В. Чиркина [46], В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [18], Р.Е. Левина [27]),
теоретические положения о значении мнемотехники в развитии памяти и речи
(В.А. Козаренко [22], Л.В. Омельченко [31], Н.В. Самченко [36], Е.Г. Приходько [36], Т.Б. Полянская [33]).
К этапам исследования можно отнести следующие:
I этап (сентябрь - ноябрь 2017 г.) включал поиск и изучение литературных источников по проблеме исследования, диагностических методик, направленных на выявление уровня развития навыков пересказа у дошкольников, опыта обучения дошкольников с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники;
II этап проводился ноября 2017 г. по декабрь 2017 г., который включал в себя проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и у детей с нормативным речевым развитием этого же возраста, а также обработка и анализ полученных результатов.
На III этапе, с января 2018 г. по апрель 2018 г., проводился формирующий эксперимент, обработка и анализ результатов логопедической работы, сопоставительный анализ полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью формирования навыков пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи для дальнейшего их обучения в школе и поиском наиболее эффективных средств по развитию данных навыков. Представленные в работе результаты констатирующего и формирующего эксперимента могут быть взяты за основу дальнейшей разработки данной проблемы и ее усовершенствования. Кроме того, разработанные материалы могут быть полезны как родителям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи, так и логопедам, и воспитателям логопедических групп.
Апробация. Результаты исследования были представлены на V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в
комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», состоявшейся 25 апреля 2018 г. в КФУ, г. Казань.
В структуру дипломной работы входят введение, три главы, заключение, библиография насчитывает 51 источник использованной литературы, приложения.
Речь - это одна из важнейших высших психических функций человека, оказывающая влияние на развитие других психических процессов, и которая наиболее интенсивно развивается в период дошкольного детства.
У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушаются все компоненты речи: словарный запас, грамматика, звукопроизношение, но более несформированной оказывается связная речь - особый вид речемыслительной деятельности, отвечающий за умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельное изложение собственных суждений, речевое общение в целом. Вторично страдают и другие высшие психические функции: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Ученые, занимающиеся изучением общего недоразвития речи (Г.А. Каше [20], Л.С. Волкова [5], Р.Е. Левина [27], Н.С. Жукова [18], Т.Б. Филичева [43], Г.В. Чиркина [46], Л.С. Выготский [8], Д.Б. Эльконин [50] и др.), указывают на то, что навыки связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе, причем нарушения связности высказывания отмечаются даже в самых простых его видах, а именно при пересказе. Между тем, пересказ является отправной точкой в системе формирования связной речи детей с речевыми нарушениями, поскольку детям дается уже готовый текст.
Некоторые ученые и педагоги, занимающиеся проблемами развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко [41], Л.Н. Ефименкова [17], В.К. Воробьева [7]), предлагают при формировании связной речи у дошкольников использовать мнемотехнические приемы и средства, которые способствуют быстрому запоминаю необходимой информации с
помощью перевода слов и предложений в символы, а текста - в последовательность определенных символов и фигур, при этом одновременно включаются в работу несколько психических процессов: зрительное и слуховое восприятие, воображение, зрительная память, логическое, нагляднообразное мышление, что оказывает положительное влияние на развитие детской речи, формировании навыков составления связных высказываний.
Несмотря на то, что мнемотехника описана во многих исследовательских работах, ее применение в логопедической практике, на наш взгляд, недостаточно разработано, а имеющиеся материалы требуют усовершенствования. Поэтому проблему формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, в частности, формирование навыков пересказа с помощью мнемотехнических средств, можно рассматривать как актуальную проблему логопедии.
Таким образом, цель исследования - формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники.
Объектом исследования являются навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники.
В качестве гипотезы исследования может быть выдвинуто предположение о том, что использование мнемотехники в коррекционной логопедической работе способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а именно, таких его значимых компонентов как понимание текста и последовательность его изложения.
В соответствии с целью нашего исследования и рабочей гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
во-первых, раскрыть теоретические основы формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники;
во-вторых, экспериментально оценить уровень сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, сопоставить с возрастной нормой;
в-третьих, провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыков пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники;
в-четвертых, доказать, что мнемотехника способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Поставленные задачи были решены с помощью следующих методов исследования:
1. Теоретические: изучение дефектологической, психолого
педагогической литературы по проблеме исследования, опыта развития связной речи детей с ОНР с помощью мнемотехники в современных дошкольных учреждениях;
2. Практические: констатирующий, формирующий эксперимент, изучение документации, наблюдение;
3. Методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются лингвистические и психолого-педагогические концепции развития детской речи (Л.С. Выготский [8], С.Л. Рубинштейн [35], А.А. Леонтьев [28], Е.А. Флёрина [47], А.М. Бородич [3], Ф.А. Сохин [38]), теории об особенностях психического и речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Д.Б. Эльконин [50], В.К. Воробьева [7], Т.Б. Филичева [46], Г.В. Чиркина [46], В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [18], Р.Е. Левина [27]),
теоретические положения о значении мнемотехники в развитии памяти и речи
(В.А. Козаренко [22], Л.В. Омельченко [31], Н.В. Самченко [36], Е.Г. Приходько [36], Т.Б. Полянская [33]).
К этапам исследования можно отнести следующие:
I этап (сентябрь - ноябрь 2017 г.) включал поиск и изучение литературных источников по проблеме исследования, диагностических методик, направленных на выявление уровня развития навыков пересказа у дошкольников, опыта обучения дошкольников с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники;
II этап проводился ноября 2017 г. по декабрь 2017 г., который включал в себя проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и у детей с нормативным речевым развитием этого же возраста, а также обработка и анализ полученных результатов.
На III этапе, с января 2018 г. по апрель 2018 г., проводился формирующий эксперимент, обработка и анализ результатов логопедической работы, сопоставительный анализ полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью формирования навыков пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи для дальнейшего их обучения в школе и поиском наиболее эффективных средств по развитию данных навыков. Представленные в работе результаты констатирующего и формирующего эксперимента могут быть взяты за основу дальнейшей разработки данной проблемы и ее усовершенствования. Кроме того, разработанные материалы могут быть полезны как родителям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи, так и логопедам, и воспитателям логопедических групп.
Апробация. Результаты исследования были представлены на V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в
комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», состоявшейся 25 апреля 2018 г. в КФУ, г. Казань.
В структуру дипломной работы входят введение, три главы, заключение, библиография насчитывает 51 источник использованной литературы, приложения.
В настоящее время наблюдается рост детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Наибольший процент из них составляют дети с общим недоразвитием речи, преимущественно третьего уровня, у которых имеются отдельные пробелы в развитии фонетической, лексической и грамматической стороны речи, что неблагоприятным образом сказывается на формировании их связной речи и коммуникативной функции.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня - одна из главных задач всего коррекционного обучения, так как это необходимо для преодоления данного речевого дефекта, а также подготовки детей к обучению в школе.
В системе формирования связной речи одно из ведущих мест занимает пересказ, поскольку он является самым простым видом монологического высказывания.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня старшего дошкольного возраста нарушения связной речи достаточно ярко проявляются на этапе составления пересказов. Для них характерны трудности программирования содержания развернутых высказываний, ошибки их языкового оформления, смысловые пропуски, нарушения последовательности изложения текста; несформированность умения устанавливать временную последовательность событий, выделять его главную мысль; большое количество грамматических ошибок, смысловых неточностей; пропуски персонажей, замены их местоимениями, а также пропуски действий и отдельных фрагментов текста; добавление новой информации, замены имён персонажей; необходимость помощи со стороны взрослого; необоснованные повторы отдельных слов, фрагментов высказываний; излишняя паузация речи; лексические ошибки; непонимание значений некоторых слов; простое перечисление действий, персонажей, предметов.
Кроме того, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня старшего дошкольного возраста значительно отстают в развитии навыков составления пересказа по сравнению со сверстниками без речевой патологии.
Исследование уровня сформированности навыков пересказа по различным методикам позволило диагностировать актуальный уровень развития данных навыков у детей с общим недоразвитием речи, проследить сформированность его отдельных компонентов.
В результате диагностики уровня сформированности навыков пересказа по методике В.П. Глухова [10] было выявлено, что количество детей с удовлетворительным уровнем на констатирующем этапе эксперимента было одинаково и в экспериментальной и контрольной группах. Но далее показатели расходились. В контрольной группе у остальных детей выявлен хороший уровень сформированности навыков пересказа, при этом недостаточный и низкий уровни не выявлены, тогда как в экспериментальной группе, наоборот, дети с хорошим уровнем не были выявлены. Навыки пересказа у остальных детей экспериментальной группы оценивались на недостаточном и низком уровнях.
Изучая уровень сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня по методике М.А. Поваляевой [32], мы получили, что у большинства детей с речевым недоразвитием навыки пересказа сформированы на низком уровне, у остальных детей - на среднем уровне. Дети с высоким уровнем сформированности навыков пересказа в экспериментальной группе не были выявлены. Тогда как у большинства детей без речевой патологии навыки пересказа были сформированы на высоком уровне. У остальных - на среднем уровне. Дети с низким уровнем сформированности навыков пересказа в контрольной группе выявлены.
Так как оценка уровня сформированности навыков пересказа проводилась по нескольким критериям, то мы, проанализировав среднее значение по каждому критерию, выявили, что наиболее несформированными критериями в экспериментальной группе оказались «плавность речи» и «грамматика». В контрольной группе мы получили примерно равные результаты, но тем не менее наименьшие результаты были получены по критериям «лексика» и «грамматика». Средние значения в экспериментальной группе отличались в полтора-два раза от результатов, полученных в контрольной группе, что говорит о том, что у детей с речевым недоразвитием не сформированы все компоненты пересказа.
Исследование навыков пересказа по методике Л.Н. Ефименковой [17] подтвердило, что уровень сформированности навыков пересказа значительно ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, причем в первом случае, когда детям давался знакомый текст показатели несколько выше, чем во втором случае - при пересказе незнакомого рассказа.
Анализ средних значений для каждого критерия сформированности навыков пересказа показал, что наименее сформированы в экспериментальной группе при пересказе знакомой сказки - «лексическая наполняемость» и «строение» фразы; при составлении пересказа на основе незнакомого рассказа - «понимание текста». Все средние значения показателей с экспериментальной группы ниже возрастной нормы речевого развития, особенно это ярко проявляется при пересказе незнакомого текста.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня нуждаются в систематической, целенаправленной, творческой работе по развитию навыков пересказа.
В качестве эффективного средства формирования навыков пересказа, имеющих творческую основу, нами была рассмотрена мнемотехника.
Мнемотехника облегчает процесс обучения пересказу дошкольников, помогает выстраивать структуру текста, его последовательность, лексикограмматическую наполняемость рассказа, способствует увеличению объёма памяти; позволяет запомнить и воспроизвести тексты различной сложности; способствует активизации и обогащению словарного запаса, формированию грамматически правильной речи, развитию психических процессов; помогает детям видеть всех действующих лиц, позволяет устанавливать причинноследственные связи и делать выводы.
Коррекционная логопедическая работа по формированию навыков пересказа опиралась на результаты констатирующего эксперимента.
Для формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники были разработаны перспективный план, мнемотаблицы, конспекты занятий с постепенным усложнением текстов для пересказа.
Контрольный эксперимент наглядно продемонстрировал рост многих показателей в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, в особенности таких показателей, как «понимание текста» и «последовательность изложения текста».
Так, в результате контрольного эксперимента, проведенного по методике В.П. Глухова [10], было выявлено, что у детей экспериментальной группы в результате коррекционной логопедической работы уровень сформированности навыков пересказа несколько увеличился - увеличилось число детей с удовлетворительным и недостаточным уровнем, зато уменьшилось число детей низким уровнем. Качественная оценка ответов детей показала, что дети меньше нуждались в подсказках, не боялись говорить, уменьшилось количество пауз и повторов в речи, сократилось время составления пересказа.
Контрольное исследование по методике М.А. Поваляевой [32], показало, что сформированность навыков пересказа увеличилась - большинство детей экспериментальной группы достигли среднего уровня. Дети стали более самостоятельны при составлении пересказа. После формирующего эксперимента значения большинства критериев показали положительную динамику, а критерий «понимание текста» приблизился по своей сформированности к возрастной норме.
Контрольное исследование сформированности навыков пересказа у детей экспериментальной группы по методике Л.Н. Ефименковой [17] показало, что появились дети с высоким уровнем сформированности данных навыков, а количество детей с низким уровнем стало равно нулю. При обучении пересказу знакомых текстов все показатели сформированности данных навыков незначительно, но увеличились. Показатель «понимание текста» достиг уровня возрастной нормы речевого развития, а показатель «последовательность изложения» стал близок к нему по своей сформированности. При обучении пересказу незнакомых текстов показатель «понимание текста», который до формирующего эксперимента был наименее сформированным, после коррекционной работы почти достиг уровня возрастной нормы, а сформированность показателя «последовательность изложения» значительно приблизилась к ней.
Результаты математической и статистической обработки, полученных в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента, показывают, что большинство из них находятся на уровне значимых и допустимых различий, что свидетельствует о положительной динамике в формировании навыков пересказа у детей экспериментальной группы. Подобный анализ обработки данных при сравнении значений показателей, полученных у детей в экспериментальной группе после формирующего эксперимента со значениями показателей контрольной группы, доказывает, что появились показатели, которые по своей сформированности приблизились или достигли уровня возрастной нормы развития (уровень незначительных различий и уровень без отличий), в то время как до формирующего эксперимента они были на уровне значимых или допустимых различий.
Таким образом, проведенное исследование позволило доказать, что использование мнемотехники в коррекционной логопедической работе способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а именно таких его значимых компонентов, как понимание текста и последовательность его изложения.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня - одна из главных задач всего коррекционного обучения, так как это необходимо для преодоления данного речевого дефекта, а также подготовки детей к обучению в школе.
В системе формирования связной речи одно из ведущих мест занимает пересказ, поскольку он является самым простым видом монологического высказывания.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня старшего дошкольного возраста нарушения связной речи достаточно ярко проявляются на этапе составления пересказов. Для них характерны трудности программирования содержания развернутых высказываний, ошибки их языкового оформления, смысловые пропуски, нарушения последовательности изложения текста; несформированность умения устанавливать временную последовательность событий, выделять его главную мысль; большое количество грамматических ошибок, смысловых неточностей; пропуски персонажей, замены их местоимениями, а также пропуски действий и отдельных фрагментов текста; добавление новой информации, замены имён персонажей; необходимость помощи со стороны взрослого; необоснованные повторы отдельных слов, фрагментов высказываний; излишняя паузация речи; лексические ошибки; непонимание значений некоторых слов; простое перечисление действий, персонажей, предметов.
Кроме того, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня старшего дошкольного возраста значительно отстают в развитии навыков составления пересказа по сравнению со сверстниками без речевой патологии.
Исследование уровня сформированности навыков пересказа по различным методикам позволило диагностировать актуальный уровень развития данных навыков у детей с общим недоразвитием речи, проследить сформированность его отдельных компонентов.
В результате диагностики уровня сформированности навыков пересказа по методике В.П. Глухова [10] было выявлено, что количество детей с удовлетворительным уровнем на констатирующем этапе эксперимента было одинаково и в экспериментальной и контрольной группах. Но далее показатели расходились. В контрольной группе у остальных детей выявлен хороший уровень сформированности навыков пересказа, при этом недостаточный и низкий уровни не выявлены, тогда как в экспериментальной группе, наоборот, дети с хорошим уровнем не были выявлены. Навыки пересказа у остальных детей экспериментальной группы оценивались на недостаточном и низком уровнях.
Изучая уровень сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня по методике М.А. Поваляевой [32], мы получили, что у большинства детей с речевым недоразвитием навыки пересказа сформированы на низком уровне, у остальных детей - на среднем уровне. Дети с высоким уровнем сформированности навыков пересказа в экспериментальной группе не были выявлены. Тогда как у большинства детей без речевой патологии навыки пересказа были сформированы на высоком уровне. У остальных - на среднем уровне. Дети с низким уровнем сформированности навыков пересказа в контрольной группе выявлены.
Так как оценка уровня сформированности навыков пересказа проводилась по нескольким критериям, то мы, проанализировав среднее значение по каждому критерию, выявили, что наиболее несформированными критериями в экспериментальной группе оказались «плавность речи» и «грамматика». В контрольной группе мы получили примерно равные результаты, но тем не менее наименьшие результаты были получены по критериям «лексика» и «грамматика». Средние значения в экспериментальной группе отличались в полтора-два раза от результатов, полученных в контрольной группе, что говорит о том, что у детей с речевым недоразвитием не сформированы все компоненты пересказа.
Исследование навыков пересказа по методике Л.Н. Ефименковой [17] подтвердило, что уровень сформированности навыков пересказа значительно ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, причем в первом случае, когда детям давался знакомый текст показатели несколько выше, чем во втором случае - при пересказе незнакомого рассказа.
Анализ средних значений для каждого критерия сформированности навыков пересказа показал, что наименее сформированы в экспериментальной группе при пересказе знакомой сказки - «лексическая наполняемость» и «строение» фразы; при составлении пересказа на основе незнакомого рассказа - «понимание текста». Все средние значения показателей с экспериментальной группы ниже возрастной нормы речевого развития, особенно это ярко проявляется при пересказе незнакомого текста.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня нуждаются в систематической, целенаправленной, творческой работе по развитию навыков пересказа.
В качестве эффективного средства формирования навыков пересказа, имеющих творческую основу, нами была рассмотрена мнемотехника.
Мнемотехника облегчает процесс обучения пересказу дошкольников, помогает выстраивать структуру текста, его последовательность, лексикограмматическую наполняемость рассказа, способствует увеличению объёма памяти; позволяет запомнить и воспроизвести тексты различной сложности; способствует активизации и обогащению словарного запаса, формированию грамматически правильной речи, развитию психических процессов; помогает детям видеть всех действующих лиц, позволяет устанавливать причинноследственные связи и делать выводы.
Коррекционная логопедическая работа по формированию навыков пересказа опиралась на результаты констатирующего эксперимента.
Для формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью мнемотехники были разработаны перспективный план, мнемотаблицы, конспекты занятий с постепенным усложнением текстов для пересказа.
Контрольный эксперимент наглядно продемонстрировал рост многих показателей в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, в особенности таких показателей, как «понимание текста» и «последовательность изложения текста».
Так, в результате контрольного эксперимента, проведенного по методике В.П. Глухова [10], было выявлено, что у детей экспериментальной группы в результате коррекционной логопедической работы уровень сформированности навыков пересказа несколько увеличился - увеличилось число детей с удовлетворительным и недостаточным уровнем, зато уменьшилось число детей низким уровнем. Качественная оценка ответов детей показала, что дети меньше нуждались в подсказках, не боялись говорить, уменьшилось количество пауз и повторов в речи, сократилось время составления пересказа.
Контрольное исследование по методике М.А. Поваляевой [32], показало, что сформированность навыков пересказа увеличилась - большинство детей экспериментальной группы достигли среднего уровня. Дети стали более самостоятельны при составлении пересказа. После формирующего эксперимента значения большинства критериев показали положительную динамику, а критерий «понимание текста» приблизился по своей сформированности к возрастной норме.
Контрольное исследование сформированности навыков пересказа у детей экспериментальной группы по методике Л.Н. Ефименковой [17] показало, что появились дети с высоким уровнем сформированности данных навыков, а количество детей с низким уровнем стало равно нулю. При обучении пересказу знакомых текстов все показатели сформированности данных навыков незначительно, но увеличились. Показатель «понимание текста» достиг уровня возрастной нормы речевого развития, а показатель «последовательность изложения» стал близок к нему по своей сформированности. При обучении пересказу незнакомых текстов показатель «понимание текста», который до формирующего эксперимента был наименее сформированным, после коррекционной работы почти достиг уровня возрастной нормы, а сформированность показателя «последовательность изложения» значительно приблизилась к ней.
Результаты математической и статистической обработки, полученных в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента, показывают, что большинство из них находятся на уровне значимых и допустимых различий, что свидетельствует о положительной динамике в формировании навыков пересказа у детей экспериментальной группы. Подобный анализ обработки данных при сравнении значений показателей, полученных у детей в экспериментальной группе после формирующего эксперимента со значениями показателей контрольной группы, доказывает, что появились показатели, которые по своей сформированности приблизились или достигли уровня возрастной нормы развития (уровень незначительных различий и уровень без отличий), в то время как до формирующего эксперимента они были на уровне значимых или допустимых различий.
Таким образом, проведенное исследование позволило доказать, что использование мнемотехники в коррекционной логопедической работе способствует повышению уровня сформированности навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а именно таких его значимых компонентов, как понимание текста и последовательность его изложения.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В
ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Обучения составлению описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



