ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ 9
1.1. Проблема формирования представлений о профессиях у
дошкольников в исследованиях отечественных ученых 9
1.2. Особенности формирования и расширения представлений о
мире профессий у дошкольников 16
1.3. Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий 24
Выводы по I главе 31
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 33
2.1. Организация эксперимента и выявление представлений о мире
профессий у старших дошкольников 33
2.2. Разработка и апробация плана работы с использованием игр по
расширению представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста 41
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 54
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность исследования. Ребенок впервые встречается и знакомится в нашем глобальном мире с вселенной профессий, которая велика, многообразна и богата по своему составу, не в школьном возрасте, а уже в дошкольном возрасте. Дети мало понимают значимость труда в данном возрасте, и поэтому очень важно и нужно правильно подать информацию, и тем самым подтолкнуть их к осознанию, пониманию того, что труд почётен, надобен для человечества, ведь только через труд и смекалку, мы сможем получить то о чем так сильно мечтаем, а также пояснить детям, что любая профессиональная деятельность в нашем глобальном мире является необходимой, ценной и уникальной. Нужно познакомит детей с трудом, говорить о характере качества какой-либо работы, привести наглядный пример, а также увлечь детей, основываясь на играх.
Наша задача - не дать маху с самоопределением в профессиональной деятельности, а стараться найти то оптимальное и исполнить так, чтобы работа была не в тягость, а в удовольствие. Все это находит отражение в детской игре. Игра лучшее средство для познания детей, ведь она разнообразна и увлекательна, а также полагаю не останусь не правой в том, что вам известно, что основным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста служит игра, то разве не станет логично использовать игровую деятельность в качестве средства ознакомления воспитанников с профессиями взрослых. Подумайте, и поставьте себя на место ребенка, или проще вспомните себя детьми, как завораживала и увлекала вас игра, какая она красочно -пятнистая и эмоциональная. Так, хочется отметить, что между данными двумя деятельностями, игровой и трудовой, есть четкая преемственность. А если мы воспользуемся этой необычной парой, то заворожённый трудом -игрой воспитанник захлестывает в себя информацию, суммирует, подытоживает ее и систематизирует представления о труде взрослых.
В одно время, несколько лет назад, дети предпочитали стать и были заинтересованы в таких профессиях как: педагог-воспитатель, бухгалтер, полицейский, то на сегодняшний день популярны и модны стали профессии: среди девочек это работник в сфере экологии, красоты, модельного бизнеса, а также мечтают быть фитнес инструкторами, стюардессами, декораторами и дизайнерами, среди мальчиков - это работа системного администратора, топ -менеджера, работника банковской сферы или программиста, юриста, блогера или брокера, и владение своим бизнесом. Отметим, что это при всём при том, что дети обладают малым представлением о какой-либо профессии, в том числе и вышеперечисленных, порой даже не знают, кем работают их родители, хотя они должны понимать и видеть, что взрослые затрачивают свое большее время именно на это дело. Именно поэтому мы можем утверждать, что трудовая деятельность занимает подчас немалое место в жизни любого человека, и вселенная профессий социальна, динамична и сложна, что очень значимо объяснить детям.
«Космос» профессий социален, поскольку взгляд к труду зарождается благодаря процессу социализации личности, цепляющий и дошкольный период, т.е. большое влияние на взгляд ребенка к труду оказывает эмоциональное отношение взрослого человека, ребенок, что видит то и производит. Так передача сведений и ознакомление детей с тем, что такое труд есть средство получения и расширения системных знаний, а также служит социально-эмоциональным средством информирования с «космосом» старшего поколения, и все это становится следствием впитывания воспитанниками опыта общения с людьми, а также основываясь на этих данных, у детей есть вероятный потенциал расширить масштабность знаний о профессиях и уточнить их, а также обогатить свой словарь по данной тематике.
В целом актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими факторами: - значимость сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста; - необходимость своевременной организации профилактической и развивающей работы с использованием современных образовательных ресурсов, в частности мультимедийных; - использование многообразия игр для мотивации приобретенных представлений о профессии, закрепление их; - использование методов обучения, активизирующих интерес к профессиям; - система ознакомления с трудом и выделением его результативности в образовательном процессе; - создания благоприятного психологического климата необходимого для благополучного развития личности ребенка.
Идея, как расширение знаний о работе разных людей у дошколят, являющейся педагогической, стояла предметом исследования большого количества отечественных ученых посреди угла в течение почти сорока лет: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. Так, в их исследованиях они заключили главной акцентированной долей идею о том, что направляя воспитанника на «мелодию» общественной жизни, то есть явления, а также дополняя в содержание сведения о работе человечества, о ее процессе и значимости, и воплощая имитацией это дело как бы в реальность, впору такой дорогой достигаются условия для продуктивности расширения образа мира профессий в сознании ребенка.
Ученые из за рубежа не отстают от отечественных теоретиков в этой направление, так как они рассмотрели данную проблему, но со своей позиции. К этим зарубежным ученым, теоретикам относятся: Т. Мор, Ф.Энгельс, Ф. Гальтон, К. Маркс и т.д. Их замысел преследует идею, заключающейся в вольном, свободном развитии личности воспитанника и претворение в жизнь путей по формированию образов о видах работ народа: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации».
Не обошел эту проблематику Е. Гинберг, который уверяет, что данная тематике присуща плотная связь между познавательным и эмоциональным развитием малыша, состоящая из трех уровней, которые переходят плавно и последовательно, из первой во вторую, из второй в третью.
Так, одну из стадий, прикрепляющая дошкольный период, он окрестил как «воображаемый период». Этот период ребенку в помощь в познании приходит воспитатель, и в своем процессе деятельности руководитель может придержать вожжи в своих руках в становлении способностей и пристрастий воспитанников, при этом быть всегда рядом с ним и быть подмогой в познании истинного окружающего мира, в расширении трудовых устремлений.
Поэтому информирование дошкольников с трудом старшего поколения через игру это важный ход в расширении знаний детей и установлении их контактов с взрослым миром, что и подтверждает актуальность данной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность игр как средства расширения представлений о профессиях у дошкольников.
Объект исследования: процесс расширения представлений о мире профессий у старших дошкольников средствами игры.
Предмет исследования: игра как средство расширения представлений о мире профессий у старших дошкольников.
Гипотеза: игра будет эффективным средством расширения представлений о мире профессий у старших дошкольников если:
- проводится систематическая работа по вводе игр, связанных с профессиями в педагогический процесс ДОО;
- при подборке игр принимаются в соображение возрастные особенности дошкольников;
- в работе по формированию у дошкольников представлений о профессиях используются многообразие игр (дидактические, сюжетно- ролевые, режиссерские).
Для того, чтобы мы смогли достигнуть цели нам нужно решить ряд следующих поставленных задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень представлений о профессиях у дошкольников;
3) разработать и реализовать комплекс игр по расширению у дошкольников представлений
4) проверить опытно-экспериментальным путем эффективность работы по формированию у дошкольников представлений о профессиях Методы исследования:
- теоретический анализ проблемы исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение.
- математическая обработка данных: методы количественной и качественной обработки результатов опытно-экспериментального исследования.
Нашей методологической основой исследования стали научные работы следующих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, Л.Ш. Шахматовой, где были узреты и раскрыты принципы по обогащению системных знаний о труде взрослых.
База исследования: МБДОУ детский сад № 91 г. Нижнекамск.
Выборка исследования: 40 детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Практическая значимость складывается в том, что результаты исследования данной работы могут быть использованы в образовательно - развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста групп.
Апробация исследования: результаты исследования были
представлены на педагогическом совете в МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №91" НМР РТ. Также были опубликованы две статьи на тему: «Игра как средство расширения представлений старших дошкольников о мире профессий» в заочном участие студенческой международной научно-практической конференции "Научное сообщество студентов: междисплинарные исследования" в журналах «СибАК» номер которых XLVI и XLV.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, 2 глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложения к данной работе
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная система, которая постоянно развивается. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который берет начало в дошкольном детстве. Знакомство с трудом взрослых, это хорошее начало в ранней профориентации ребенка, цель такого знакомства состоит в том, чтобы дать детям точные знания и конкретные представления о труде и профессиях, а также воспитать уважение к труду взрослых любой профессии, учить ценить его, проявлять интерес к труду. Параллельно решается задача воздействовать на поведение детей - способствовать формированию желания трудиться, работать добросовестно, ориентироваться на конечный результат.
В рамках экспериментального исследования была организована работа по расширению представлений дошкольников о профессиях средствами игры. Мы проводили систематическую работу по внедрению игр, связанных с профессиями в педагогический процесс ДОО. При подборке игр учитывали возрастные особенности дошкольников. В работе по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях использовали различные игры (игры с предметами, сюжетно-ролевые, режиссерские).
Для оценки эффективности применения игр для расширения представлений о мире профессий детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика по двум диагностическим методикам: Медвецкой Е.И. «Какие ты знаешь профессии?» и Усовой А.П. «Поговорим о профессиях», а также повторная диагностика по этим же методикам.
Результаты по диагностической методике Е.И. Медвецкой показали, что уровень сформированности представлений о профессиях у дошкольников контрольной группы существенно не изменился - большинство детей (55%) показали средние результаты. Результаты дошкольников экспериментальной группы улучшились значительно. Так на 20% детей увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях, число детей с низким уровнем получили 10% детей.
Результаты по диагностической методике А.П. Усовой «Поговорим о профессиях». Здесь уровень сформированности представлений о профессиях у дошкольников контрольной группы существенно не изменился: высокий уровень увеличился на 10% (20% стало 30%), средний уровень - 60%, и низкий уровень - 10% (было 15%). Результаты дошкольников экспериментальной группы улучшились значительно. Здесь, в экспериментальной группе, не было выявлено ни одного ребенка с низким уровнем, высокий уровень увеличился на 30% (25% стало 55%), средний уровень получили 45% детей (было 55%).
Таким образом, результаты диагностики показали, что целенаправленная работа по формированию и расширению знаний о труде взрослых посредством разнообразных игр дает положительные результаты: знания детей углубились, стали шире.
Опыт работы доказал, что системная работа по ознакомлению детей с профессиями взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видам труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться, что было видно в ответах детей и поступках.
Поставленные цель и задачи достигнуты: рассмотрены и проанализированы особенности формирования и расширения у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях, проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня знаний детей о профессиях, реализован план мероприятий по расширению представлений дошкольников о мире профессий, определены выводы по результатам исследования.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2016. - С. 127.
2. Бурмистова, Путешествие в мир профессий / Н.Н Бурмистова // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 9, - С. 24-29.
3. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова,
Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012. - С. 128.
4. Глебова, И.Ю. Ознакомление детей с трудом взрослых на занятиях / И.Ю. Глебова //Дошкольное образование. - 2012. - №10 - С.33.
5. Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. / О.Б Дыбина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 70.
6. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. -М.: Мозаика-Синтез, 2017. - С. 230.
7. Желязнякова Н.Ю. «В гостях у художника Хитрюшкина» / Н.Ю. Желязнекова //Дошкольное образование. - 2014. - №3. - С. 40-43.
8. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд. / Под. ред. Л.А.Парамоновой. - М.:ТЦ Сфера, 2011. - С. 190.
9. Каминцева, Е. Мастер-класс: «Профессия - строитель» / Е.Каминцева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 124-126.
10. Каспарова, Ю.В. О профессиях. Полезная книжка / Ю.В. Каспарова. - Белгрод: Ранок, 2014. - С. 16.
11. Кнушевицкая, Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. - М.: ГНОМ и Д.,2010. - С. 240
12. Кондратов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий /
В.П. Кондратов. - Москва: Изд-во «Николаев», 2014. - С. 340
13. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий./ В.П Кондрашов. - Балашов: "Николаев", 2013. - С. 160.
14. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М.В. Королева //Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791.
15. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - С. 300.
16. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В Крулехт. - СПб: Детство - Пресс, 2012. - С. 240.
17. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 120с.
18. Манакова, М. Моя первая книга о профессиях / М. Манакова. - Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2013. - С. 46
19. Маханева, М.Д. Учим детей трудиться./ М.Д Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Академия, 2012. - С. 250.
20. Миленко. В. Нужно ли учить детей играть игры / В. Миленко // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2015.- С. 119-123.
21. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С. 121-125.
22. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2011. - С. 96.
23. Морсакова, Е.Н. Знакомство с профессиями родителей / Е.Н. Морсакова, Е.Л. Цветова. // Дошкольное образование. - 2014. - №6. -С. 34.
24. Нефёдова, К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова. - М: Мозаика-синтез, 2012.- 140с.
25. Павлова, Е.В. Ребенок в мире профессий / Е.В. Павлова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 64-67.
26. Пашкова, С.С. Все профессии важны / С.С. Пашкова // Дошкольное образование. - 2014. - №5. - С. 58.
27. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - С. 240.
28. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 2. - С. 55-69.
29. Савина, И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Савина // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 3. - С. 26-32.
30. Скоролупова, О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В Логинова. - М. «Скрипторий», 2015. - С. 260.
31. Тарабарина, Т.И. Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми / Т.И. Тарабарина. — Москва, 2012.— С.16.
32. Федосеева, Л.К. Знакомить ребенка с трудом взрослых/ Л.К. Федосеева; М.В. Рубцова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С. 56.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014.
34. Чиркова, Т.И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников / Т.И. Чиркова // Психологическая служба в детском саду. - М., 2013. - С. 125-145.
35. Шипунова, В.А. Профессии. Беседы с ребенком. Комплект карточек / В.А. Шипунова. - М.: «Карапуз», 2012. -С. 250
36. Шмаков, С.В. Учимся, играя / С.В. Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2014. - С. 170.
37. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 300 с.
38. Янкина, В.И. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего» / В.И. Янкина, Н.В. Скворцова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №1. - С. 69-73.
Интернет-ресурсы
39. Крулехт М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Крулехт. - Режим доступа: URL: http://www.qrz.ru, свободный. - дата обращения: 21.05.2018.
40. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: [Электронный ресурс] /
СА. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд. - Режим доступа: URL:
http://razdeti.ru, свободный. - дата обращения: 19.04.2018.
41. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kpfu.ru/LIBRARY, требуется авторизация.- дата обращения: 29.03.2018.
42. Котлярова С. Ознакомление детей подготовительной группы с
трудом взрослых: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
kpfu.ru/LIBRARY, требуется авторизация. - дата обращения: 19.05.2018.
43. Логинова В.А. Формирование представления о труде взрослых: [Электронный ресурс] / В.А. Логинова, Л.В. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - Режим доступа: URL: http://dovosp.ru/j_dv. требуется авторизация. - дата обращения: 19.05.2018.
44. Мишарина Л.А. О формировании о труде взрослых у детей: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:kpfu.ru/LIBRARY, требуется авторизация. - дата обращения: 9.05.2018.
45. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: [Электронный ресурс] / Е.Н. Прошицкая. - Режим доступа: URL: kpfu.ru/LIBRARY,! требуется авторизация. -дата обращения: 12.05.2018.
46. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых.
Воспитание дошкольников в труде: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL: kpfu.ru/LIBRARY, требуется авторизация. - дата обращения: 19.05.2018.
47. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В.
Федоренко // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dovosp.ru/j_dv, требуется
авторизация. - дата обращения: 19.05.2018.