ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМОСОЗНАНИЯ 7
1.1 Понятие межличностных отношений и их особенности у детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2 Сущность и структура самосознания 17
1.3 Единство межличностных отношений и самосознания 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1 Организация исследования, его этапы, методы и методики 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольный период является специфическим возрастным промежутком, в котором помимо заложения базиса становления личности полноценно реорганизуются восприятие своего окружения и психическая сторона дошкольника. Это сензитивный момент для погружения ребёнка в морально-ценностные нормы и правила, присущие обществу, а также установки первых межличностных контактов.
Советским психологом и педагогом Алексеем Николаевичем Леонтьевым дошкольным детством была названа пора жизни, раскрывающая ребёнку мир человеческой действительности. И с детства ребёнок находится в подчинении социума и его требований, которые обуславливают внутригрупповые отношения и влияют на мотивацию дошкольника впоследствии [20, с. 286].
Существенные позиции начинает приобретать общение с другими детьми непосредственно в дошкольном возрасте, к концу которого большее предпочтение в общении отдаётся именно ровесникам, а не взрослым.
Последующее формирование ребёнка как личности основывается на базисе первой практики общения, для успешной реализации которого существенную роль играют дошкольная образовательная организация и группа в частности. В младшей группе детского сада осуществляется начальный уровень социокультурного взаимодействия детей; в то время как старшая группа выступает как сформированная социальная ячейка, когда межличностные отношения детей в группе развиты на протяжении нескольких лет. Именно отсюда из группы детского сада, как первой общности, берёт начало онтогенез личности, как социального существа.
Как и в любом коллективе, дети взаимодействуют между собой, познают своё окружение и определяют собственное место в нём, и как следствие, между ними образуются межличностные отношения. В процессе взаимодействия с ровесниками происходит стремительное формирование самосознания ребёнка, его самооценки, восприятие себя, а также представления о других людях.
Важным аспектом старшего дошкольного возраста выступает подготовка к новому этапу жизни детей - к школе, а значит, и интенсивное формирование предпосылок к ранее неизвестному типу деятельности - учебному. Также на данном возрастном этапе у детей наблюдается осознанность, направленность на определённую цель в ходе реализации той или иной деятельности и адекватное её оценивание. Все вышеупомянутые модификации в условиях жизнедеятельности дошкольника ведут к качественному преобразованию его личности, и, таким образом, влияют на развитие его самосознания не только в плане выделения себя из окружающей действительности, но и умении адекватно оценивать свою деятельность и себя в целом.
В дошкольном возрасте игра позиционирует в качестве ведущего вида деятельности, и именно в ней происходит тесное межличностное взаимодействие у детей. Помимо этого игра является одним из ключевых факторов, воздействующих на самосознание. Таким образом, становление личности ребёнка представляет собой преемственность и взаимозависимость межличностных отношений и самосознания у ребёнка старшего дошкольного возраста, и вследствие этого изучение связи между ними обуславливает актуальность нашего исследования.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи межличностных отношений и самосознания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения и самосознание у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений и самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: имеется взаимосвязь между межличностными отношениями и самосознанием у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «межличностные отношения» и
особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить сущность и структуру самосознания.
3. Проанализировать единство межличностных отношений и
самосознания.
4. Организовать эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи межличностных отношений и уровня развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обработать результаты эмпирического исследования,
сформулировать выводы.
Для изучения данного вопроса были выбраны и использованы методы и методики следующих типов:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, посвящённой проблеме изучения межличностных отношений, самосознания.
Эмпирические: тестирование, опрос, беседа, метод проблемных ситуаций. В работе использовались следующие методики:
1) метод проблемных ситуаций (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
2) методика «Рассказ о друге» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
3) методика «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
4) методика «Исследование самосознания» (Н.И. Непомнящая).
Интерпретационно-описательные: методы качественной и
количественной обработки данных, методы графического анализа данных, методы математической обработки.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведённого исследования могут быть использованы в области дошкольного образования, являться базой для коррекционно-развивающих воспитательных планов, а также могут быть применены в психолого-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты теоретического исследования апробировались в рамках XIV Международной научно-практической конференции «Advances in Science and Technology» / «Достижения науки и техники» (Москва, Россия, 30.04.2018).
Результаты эмпирического исследования апробировались в рамках Международной научно-практической конференции «Actual problems of applied sciences» / «Актуальные проблемы прикладных наук» (Барселона, Венесуэла, 01.06.2018).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Становление личности ребёнка напрямую зависит от того, как он взаимодействует со своим окружением. И именно опыт общения со своими сверстниками считается первоосновой для последующего развития малыша. Советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн очень тонко характеризует понятие межличностных отношений: «отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину». И сердце человека насквозь переплетено этими узами, связывающими его с окружающими; и впоследствии человек создаёт и преследует именно те отношения, из которых соткано его сердце с детства [34, с. 146].
Все межличностные отношения зарождаются на фоне конкретных эмоций, базирующихся в свою очередь на взаимодействии людей и отношениях между ними. Устройство личности как системы отношений позволило учёным подчеркнуть следующие составляющие: отношения к себе; отношения к другим людям; отношения к объектам окружающего мира.
Межличностные отношения оказывают разное влияние на людей: одни могут раскрывать потенциал личности и повышать её значимость, в то время как другие нивелируют, или даже нейтрализуют её ценность. Система взаимоотношений находится в постоянном онтогенезе, обуславливается воспитанием и становлением каждого отдельного человека и образует иерархичную структуру из подчинённых и господствующих над ними отношений.
В группе дошкольного учреждения постоянный контакт между детьми образует стабильную систему взаимоотношений, в которой каждый играет свою роль и выполняет свою функцию. Евгений Васильевич Субботский характеризует детские отношения, как импульсивные и непринуждённые. Также он выделили такие категории отношений, как кооперация, эмоциональное общение, руководство (подражание), партнёрство.
Самосознание есть важный компонент человеческого сознания, выражающийся в осознании человеком своих действий, поступков, мотивов, мыслей, а также собственного положения, как в конкретном коллективе, так и в обществе в целом.
Проблемой самосознания занимались многие известные учёные, такие как Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Каждый из них по - своему подчёркивал значимость данного феномена и выделял собственную структуру самосознания, которая является сложной по своей сути. Наиболее полной нам показалась структура самосознания, данная Людмилой Дмитриевной Олейник, которая включает в себя самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль, саморегуляцию.
Сергей Леонидович Рубинштейн полагал, что самосознание не развивается частным путём, отдельно от пути развития личности, а встраивается в него в качестве его компонента.
Ведущий вид деятельности обуславливает активное развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что игра является одним из первостепенных факторов, в значительной степени оказывает влияющих на личностное развитие ребёнка. Эволюция самосознания непосредственно связана с формированием взаимоотношений ребёнка с ровесниками .
Посредством наблюдения за коммуникацией ребёнка с окружающими, можно наиболее легко проследить за его поведением, эмоциями, отношением, речью и многими другими важными моментами, которые демонстрируют всю его личность в целом. Межличностное взаимодействие в дошкольном возрасте в большей мере оказывает влияние на интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, и поэтому важно уметь правильно организовать совместную деятельность между детьми таким образом, чтобы даже в трудной ситуации они находили компромисс и избегали конфликтов.
Для изучения взаимосвязи межличностных отношений и самосознания у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 42 ребёнка в возрасте 6-7 лет. В ходе исследования нами были использованы в общей сложности 4 методики: «Метод проблемных ситуаций» и «Рассказ о друге» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой, «Изучение уровня развития самосознания» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной и «Исследование самосознания» Н.И. Непомнящей.
В ходе исследования выявлено, что межличностные отношения детей в старшем дошкольном возрасте являются эмоционально-насыщенными, то есть дети проявляют эмоциональную включённость не только к собственным действиям, но к деятельности сверстников (93%); также они положительно оценивают действия других людей (95%); сопереживают (95%) и проявляют альтруизм в трудной для ровесника ситуации (93%). Дети уважают личность сверстника и принимают её как самоценную индивидуальность (69%), в то время как остальные (31%) зафиксированы больше на себе. Также 50% старших дошкольников имеют средний уровень развития самосознания и 43% - высокий. Почти все дети имеют развитую ценностную сферу (95%), все дети (100%) осознают преференциальные виды деятельности и 93% детей осознают себя и сверстников в процессе взаимодействия, то есть имеют развитую сферу межличностных отношений.
Для подтверждения гипотезы был использован метод математической обработки с применением критерия /2 и коэффициента корреляции Пирсона (r).
С помощью критерия %2 мы исследовали взаимосвязь между типом восприятия и отношения к другим и уровнем развития самосознания. В ходе математической обработки оказалось, что критерий х2эмп находится зоне неопределённости, из чего можно предположить, что взаимосвязь между типом восприятия к сверстникам и уровнем развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста возможна только на 5%-уровне, но для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования.
Для соотношения показателей коммуникативного развития (заинтересованность, эмоциональный окрас, сопереживание и просоциальное), осознания желаний, предпочтений, прошлых и будущих действий и основных сфер жизнедеятельности (ценностная сфера, сфера деятельности и межличностных отношений) был использован корреляционный коэффициент Пирсона. Исследование показало, что:
1. Чем полнее ребёнок осознаёт свои предпочтения, тем большую значимость они приобретают (повышается их ценность) и тем сильнее он вовлечён в процесс достижения желаемого результата и, а, следовательно, повышается его мотивация и поведение становится более эмоциональным .
2. Чем больше дошкольник ориентируется во времени и полнее осознаёт свои поступки, тем выше его просоциальное поведение; также он начинает рациональнее относиться к своему актуальному роду деятельности и тем яснее выделяются преференции в ней.
3. Для ребёнка имеют определённую ценность только те предметы, действия, люди, которые вызывают у него определённый интерес. Именно поэтому для получения высокого результата в конкретной деятельности необходимо заинтересовать ею ребёнка, чтобы она стала для него значимой, что впоследствии обусловит его стремление в достижении цели .
4. В процессе коммуникации со сверстниками дошкольник проявляет себя активно, так как он вовлечён и заинтересован во взаимодействии с другими, значит эмоциональный фон общения благоприятный, доброжелательный.
5. Чем полнее ребёнок осознаёт свои желания и предпочтения, тем прочнее у него связи с окружающими. Дошкольника понимает, что ему нравится, а что нет, в связи с этим легко ориентируется в преференциях касательно своего круга общения, и в выбранной группе коммуникацию осуществляет бесконфликтно и доброжелательно.
6. Когда дошкольник полно осознаёт свои поступки в прошлом и рационально планирует будущие, тем прочнее он выстраивает свой круг общения, так как учитывает опыт прошлых событий и прагматично проектирует коммуникацию с другими.
7. Ребёнок осуществляет коммуникацию только с теми, кто представляет определённую значимость для него. Сформированная ценностная сфера вносит свои коррективы в межличностные отношения, а именно в выбор партнёров, так как благоприятное общение обуславливается наличием единства ценностей и интересов его участников.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе нами была выявлена взаимосвязь межличностных отношений и самосознания у детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим мы можем заключить, что все задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
2. Авдеева Н.Н. Роль ведущей деятельности в развитии генетических основ личности у детей первого года жизни. // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. — М., 1976.
3. Башкин Е.Б., Болотова А.К. Самосознание и развитие личности как особый «временной момент» // Культурно-историческая психология.
— 2009. — № 1. — С. 19-28.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 122-127.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
— СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М.: Изд-во Московского университета, 1992. — 272 с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 366 с. — (Библиотека психолога).
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во ЭКСМО, 2005. — 1136 с.: ил. — (Библиотека всемирной психологии).
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.
— М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. — 336 с.
10. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: историко-педагогическое исследование. — Москва: АПН РСФСР, 1957. — 350 с.
11. Ежова Н.Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 5. — С. 152-156.
12. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. — М.: «Педагогика», 1974. — 288 с.
13. Кон И.С. «Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
14. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Academia», 2008. — 176 с.
15. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 39.
16. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 299 с. — (Школа развития).
17. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.: ил.
18. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. — М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2008. — 368с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:Политиздат, 1975. — 304 с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 496 с.
21. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 110 с. — Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10041.
22. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-изд., допол. — Елабуга: ЕГПУ, 2011. — 115 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Academia», 1999. — 456 с.
24. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.: ил.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
26. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его
формирования.: Дисс. канд. философск. наук., Ленинград, 1975. — 176 с.
27. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения / авт.- сост. Н.А. Лобан, В.Г. Игнатович, Т.Л. Рыжковская, С.В. Старовойтова, И.А. Коверзнева; кафедра юридической психологии МИУ. — Минск: Изд-во МИУ, 2009. — 310 с.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
29. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Римис, 2008. — 416 с.
30. Психологическая диагностика: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
31. Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х томах. Т.2. Отечественная психология: хрестоматия. — Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2002. — 544 с.
32. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2007. — 672 с.
33. Репина М.А., Мухина Т.К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. —
№9. — С. 1267-1269. — URL https://moluch.ru/archive/89/17742/(дата
обращения: 16.03.2018).
34. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Психология личности. Тексты. — М.: Издательство МГУ,1982.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2002. — 781 с.
36. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
37. Рыжковская Т.Л. Психодиагностика: электронный учебно¬
методический комплекс. — Минск: МИУ, 2009. — 172 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — URL:
http: //www. miu.by/rus/kaf_ep/kaf_download/26884_182353224. pdf(дата
обращения: 06.03.2018).
38. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
39. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии: Издается с января 1955 г. / Ред. Е.В. Щедрина. — 1996. — №3. — С. 5-14.
40. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 160 с.: ил. — (Психология для всех).
41. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
42. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та,1983.— 284 с.
43. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 144 с.
44. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Academia, 2009. — 368 с.
45. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — №53. — Ст. 7598.
46. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
47. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография [Текст]. — Барнаул: АлтГПУ, 2015. — 167 с.
48. Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 144 с.
49. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
50. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для
воспитателей детского сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева [и др.] / под ред. А.Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.: ил.
51. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. — 1989. — № 6. — С. 34-42.
52. Burns R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston. 1982. 441 p.
53. Damon W. Social and personality development. N.Y.; L.:
W.W. Norton & Company, 1983. 410 p.
54. Flavell J.H., Botkin P.T., Fry C.L., Wright J.W. & Jarvis P.E. The Development of Role-Taking and Communication Skills in Children. N.Y.: John Wiley, 1986.
55. Glucksberg S., Krauss R.M., Higgins E.T. The Development of Referential Communication Skills // Horowitz F.E. (Ed.), Review of Child Development Research. Vol. 4, pp. 305-345. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1975.
56. Hoffman M.L. Moral Internalization: Current Theory and Research // Berkowitz L. (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 10, pp. 85-133. New York: Academic Press, 1977.
57. Opdenakker M., Minnaert A. Learning Environment Experiences in Primary Education. Their Importance to Academic Engagement // Zandvliet D. et al. (Eds.), Interpersonal Relationships in Education: From Theory to Practice. Advances in Learning Environments Research. Vol. 5, pp. 183-194. Rotterdam: Sense Publishers, 2014.
58. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. N.Y.: Free Press Paperbacks, 1997. 410 p.