Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ПОДАРОК» В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Работа №44416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования концепта 6
1.1 Понятие концепта 6
1.2 Содержание и структура концепта 12
1.3 Методика концептуального анализа 18
1.4 «Подарок» как символический концепт 20
ГЛАВА II. Практическое исследование концепта 23
2.1 Определение понятийной и ценностной составляющих концепта
«подарок» в русском языковом сознании 23
2.2 Определение понятийной и ценностной составляющих концепта
«подарок» в немецком языковом сознании 33
2.3 Определение образной составляющей концепта в русском
языковом сознании 43
2.4 Определение образной составляющей концепта в немецком
языковом сознании 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Как известно, процесс дарения сопровождает различные аспекты жизнедеятельности человека, чем и объясняется существенная роль подарка в разнообразных ситуациях взаимодействия. Данный вывод подкрепляется исследованиями, проводимыми не только в области антропологии, социологии, истории, семиотики, экономики, юриспруденции, но и лингвистики. Это связано с тем, что подарок выполняет функцию коммуникации, являясь при этом символическим знаком, который несет в себе информацию о дарителе, получателе и о ситуации дарения в целом. Таким образом подарок относится к категории так называемых «символических» концептов и постепенно изучается в рамках лингвокультурологических исследований. Особое значение придается анализу и сравнению одного и того же концепта одновременно у различных лингвокультур. Поэтому данная работа посвящена изучению символического концепта «подарок» в русском и немецком языковом сознании.
Актуальность работы заключена в следующем:
1. Лингвоконцептология является относительно молодым, но уже одним из основных научных направлений в когнитивной лингвистике и нуждается в более активном исследовании различных концептов.
2. Подарок является носителем культурных символов и используется людьми как своего рода невербальное средство коммуникации, однако его лингвокультурная специфика в немецком и русском языковом сознании еще недостаточно изучена.
3. Понимание особенностей процесса дарения и предмета дарения в немецкой и русской лингвокультурах позволит укрепить и внести определенный вклад в межкультурную коммуникацию.
Цель исследования состоит в описании характерных доминант символического концепта «подарок» в русском и немецком языковом сознании.
Данная работа ставит перед собой решение следующих задач:
1. дать наиболее полное определение термину «концепт»;
2. сформулировать методику концептуального анализа;
3. рассмотреть понятийную и ценностную составляющие концепта «подарок» в обеих лингвокультурах, а также на основании их анализа выявить когнитивные признаки;
4. описать образный компонент данного концепта в рассматриваемых лингвокультурах, используя данные социолингвистического эксперимента.
Объектом исследования данной работы является концепт «подарок». Предметом исследования выступают лингвокультурные признаки исследуемого концепта в русском и немецком языковом сознании.
Материалом исследования послужила выборка из толковых, синонимических, фразеологических, паремиологических, энциклопедических и этимологических словарей и интернет-источников, а также различные текстовые фрагменты и результаты социолингвистического эксперимента, в котором приняли участие 220 респондентов. Проанализировано 562 ответа.
Теоретическая часть данной работы базируется на научных трудах С.А. Аскольдова, Р.И. Павиленис, Р. Карнапа, З.Д. Поповой, Е.С. Кубряковой, Н.А. Болдырева, И.А. Стернина, А.П. Бабушкина, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасика, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, Ю.С. Степанова, С.Х. Ляпина, Д.С. Лихачева, Л.О. Чернейко и др.
В работе активно применялись следующие методы исследования: метод количественного, понятийного, компонентного, этимологического анализа, интроспекция, анкетирование и социолингвистический опрос.
Научная новизна работы состоит в характеристике трех составляющих концепта «подарок» в русском и немецком языковом сознании, в обосновании его принадлежности к символическим концептам и в установлении языковых способов его выражения.
Теоретическая значимость данной работы характеризуется определенным вкладом в развитие лингвоконцептологии и лингвокультурологии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов на курсах лингвострановедения и межкультурной коммуникации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Данная работа прошла апробацию на III Международной научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых 'Студенческое научное сообщество XXI столетия' в 2018 году.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что поскольку подарок представляет собой категорию межчеловеческих отношений, он обладает некоторыми общими чертами в понятийных и образных компонентах обеих лингвокультур, но некоторые особо яркие признаки вносят свои различия в структуру концепта. Таким образом,
- в обеих лингвокультурах при анализе понятийного компонента, доминантой концепта является «подарок, как средство доставить радость и удовольствие». Помимо этого, подчеркивается ценность внимания и проявления хорошего отношения.
- как для русского, так и для немецкого языкового сознания в плане понятийной и образной составляющей характерен признак неожиданности, сюрприза.
- даритель подарка в обеих культурах обладает такими качествами как: безвозмездность вклада денежных средств, пожертвование. Данные показывают, что и в немецкой, и в русской когнитивной базе благодарность человека часто выражается материально; при этом в немецком языковом сознании этот признак выражен намного ярче.
- русской лингвокультуре очень свойственно понятие щедрости, готовности отдать что-то ради другого.
- при анализе понятийной и ценностной составляющих в русской лингвокультуре был выявлен признак «наследство», который отсутствует в немецкой лингвокультуре.
- интересным представляется тот факт, что в русской культуре при анализе только понятийного компонента под подарком кроется признак взяточничества, который, в свою очередь, ярко представлен большим количеством паремий в немецкой лингвокультуре.
Подводя итог вышеизложенному, в нашей работе мы пришли к выводу, что в паремиологической базе русской лингвокультуры, при анализе концепта «подарок», на передний план выступают отношения между дарителем и получателем, а также необходимость в ответном подарке. Иное восприятие концепта отмечается в результате анализа данных эксперимента, где у русских подарок ассоциируется, в первую очередь, с радостью и его внешним видом.
Немецкая лингвокультура также характеризуется четким различием трех составляющих концепта. Так, было установлено, что доминантами при анализе ценностного компонента оказались признаки взяточничества, а также тот факт, что в немецкой культуре не принято отказываться или обсуждать подарок. Анализ результатов социолингвистического эксперимента показал, что в немецком языковом сознании подарок прежде всего, связан с радостью и поводом - днём рождения.
В результате исследования нам удалось дать свое определение понятию концепт и выделить доминантные признаки концепта «подарок» во всех трех компонентах. Было установлено, концепт «подарок» является символическим концептом, своего рода невербальным средством коммуникации, в которой четко прослеживаются такие признаки как: отношения между дарителем и получателем, их отношение к предмету дарения, повод, эмоции и т.п.
Таким образом, концепт - это ментальное содержательное образование, своего рода бытовое понятие картины мира, существующее в коллективном и индивидуальном языковом сознании, замещающее в процессе мысли неопределенное множество предметов со сходными свойствами и представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества. Для описания концепта недостаточно лишь лексикографических источников, он должен быть изучен и в контексте дискурса. Комбинация различных методов и разноплановое исследование позволили нам наиболее полно выявить сущность исследуемого концепта в русском и немецком языковом сознании.



1. Аверинцев С.С. Символ. Философско-энциклопедический словарь. / С.С. Аверинцев. - М., 1983. - 826 с.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология - М., 1997. - 279 с.
4. Бабаева Е.Э. Опыт построения семантической истории слова / Е.Э. Бабаева // Вопросы языкознания. - М., 1998. - № 3. - 106 с.
5. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / А.П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - 330 с.
6. Базарова Л.В. Понятие концепт в когнитивной лингвистике [Текст] / Л.В. Базарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2010. - №4. -178 с.
7. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения // Филология и культура. Материалы международной конференции 12 -14 мая 1999 г. - Тамбов, 1999.
8. Бунеева Е.С. Концептологическая модель признака старшинства / Е.С. Бунеева // Языковая личность: культурные концепты: сб. науч. тр. - Волгоград, 1996. - С. 33-41.
9. Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт: монография / С.Г.Воркачёв. - М.: Гнозис, 2004. - 236 с.
10. Г рызова У. И. Подарок как информационно-символический феномен // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2012. — Вып. 19. — № 2(121). — С. 246-253.
11. Залевская А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста / А.А. Залевская // Вопросы языкознания. - М., 2002. - №3. - С. 62-73.
12. Зинченко В.Г. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетической парадигме / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - М.: Флинта, 2004. - 240 с.
13. Иная ментальность. Монография / [Карасик В.И. и др.]. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
14. Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 75-80.
15. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Какрасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 С.
16. Кононова И.В. Структура и языковая репрезентация британской национальной морально-этической концептосферы (в синхронии и диахронии): дис. на соиск. уч. степ. д-ра филол. наук: 10.02.04 / И.В. Кононова - Санкт- Петербург: СПбГУЭФ, 2010. - 361 с.
17. Краткий словарь когнитивных терминов / [Е.С. Кубрякова и др.]. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
18. Крючкова Н.В. Методы изучения концептов / Н.В.Крючкова //
Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы:
Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C.271-272.
19. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Пер. с англ. Р.И.Розиной // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988 - С. 12-21.
20. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология - М., 1997. - 287 с.
21. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199.
22. Медведева А. В. Концепт ДОМ в русской и английской концептосф ерах // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. С. 102-114.
23. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. -№ 1, С.53-64
24. Новодранова, В.Ф. Процессы редукции в объективации концептов. [Текст] / В.Ф. Новодранова // Язык и действительность: сб. науч. тр. / под. ред. В.Д. Мазо. — М., 2006. — С. 389-392.
25. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико¬
философский анализ языка / Р.И. Павиленис. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
26. Попова З.Д. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Введение в когнитивную лингвистику. - Кемерово, 2004. - С. 74-80.
27. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. - 189 с..
28. Сокулер Е.А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. — М., 1999. — с. 49-59.
29. Степанов Ю.С. Семиотика. Антология / Ю.С. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 702 с.
30. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
31. Стернин И.А. Методологические проблемы когнитивной лингвистики / И.А. Стернин. - Воронеж: Изд- во Воронеж. гос. ун-т, 2001. - 181 с.
32. Черкасова Е. Н. Символический концепт "подарок" в языковом сознании: на материале американской и русской лингвокультур: диссертация ... канд. филол. наук: 10.02.09 / Черкасова Е. Н. - Астрахань, 2009. - 205 с.
33. Шейкин А.Г. Символ. Культурология. ХХ век. Словарь. / А.Г. Шейкин. - СПб.: - Университетская книга, 1997. - 404 с.
34. Артемьева Н. Символическое содержание подарка / Н. Артемьева [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.socnet.narod.ru, дата обращения 27.03.18.
35. Большой сборник пословиц [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://posloviz.ru, дата обращения 02.05.18.
36. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes, дата обращения 03.02.18.
37. Даль В.И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vdahl.ru, дата обращения 01.05.18.
38. Сеть словесных ассоциаций [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://wordassociations.net/ru/ассоциации-к-слову/подарок?start=0, дата
обращения 25.04.18.
39. Словари синонимов русского языка / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://synonymonline.ru/download.html, дата обращения 01.04.18.
40. Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А.А.
Леонтьева [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://it-
claim.ru/Projects/ASIS/Leont/Index.htm. дата обращения 28.04.18.
41. Словарь простых словосочетаний [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://ai-center.botik.ru/Airec/index.php/ru/resources/dictionaries/36-ru-
collocation-dict, дата обращения 15.05.18.
42. Словарь русского языка / под ред. С.В. Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovarozhegova.ru, дата обращения 25.04.18.
43. Толковый словарь / под ред. А. П. Евгеньевой / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь- евгеньевой, дата обращения 01.04.18.
44. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru, дата обращения 25.04.18.
45. Философский энциклопедический словарь / Ред.- сост. Е.Ф. Губский и др. энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/, дата обращения 03.05.18.
46. Этимологический онлайн-словарь Фасмера М. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vasmer.lexicography.online, дата обращения 28.04.18.
47. Юридический, экономический и социологический словари / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://enc-dic.com, дата обращения 01.04.18.
48. Brockhaus Bilder Conversations Lexikon [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zeno.org/Brockhaus-1837/A/Geschenk?hl=geschenk, дата обращения 02.05.18.
49. Das Herkunftsworterbuch [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://origin_de.deacademic.com, дата обращения 03.05.18.
50. Deutsche Sprichworter [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://erzin.com/deutsch/grammatik/357-deutsche-sprichwoerter, дата обращения 03.05.18.
51. Deutsches Sprichworter Lexicon von Karl Friedrich Wilhelm Wander
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://woerterbuchnetz.de/cgi-
bin/WBNetz/wbgui_py?sigle=Wander, дата обращения 02.05.18.
52. Duden. Deutsches Universalworterbuch [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.duden.de/rechtschreibung/, дата обращения 15.03.18.
53. Langenscheidt GroBworterbuch Deutsch als Fremdsprache
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://german_as_foreign.deacademic.com, дата обращения 02.05.18.
54. Pierer's Universal Lexikon [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://deacademic.com/contents.nsf/pierer/, дата обращения 02.05.18.
55. Redensarten Index [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.redensarten-index.de/suche.php, дата обращения 15.05.18.
56. Worterbuch Deutsch-Russisch [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://deutsch_russisch.academic.ru, дата обращения 03.05.18.
57. Woxikon. Synonyme [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://synonyme.woxikon.de/synonyme/geschenk.php, дата обращения 03.05.18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ