ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА 6
1.1. Понятие самооценки, её сущность, виды, структура. Особенности
развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и сущность социометрического статуса. Особенности
формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Подходы к изучению проблемы соотношения уровня самооценки и
социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организационные основы исследования соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по полученным результатам исследования 45
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованиям в области психологии, касающимся изучения соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития личности дошкольника, формирования его психических процессов и личностных качеств, а также вопросы об уровне комфорта пребывания ребёнка в группе дошкольного учреждения являются очень важными потому, что группа детского сада имеет первостепенное значение в общей системе воспитания и образования, и ребёнок проводит здесь третью часть всего своего детства.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со своими сверстниками, поскольку дошкольный возраст является важным этапом для развития умения устанавливать контакты с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Недостаточное изучение данной проблемы, включая необходимость в практике воспитания детей, так же имеет актуальное значение в изучении проблемы развития у дошкольников потребности в общении со сверстниками не только для понимания особенностей и сущности коммуникации, но и для дальнейшей разработки методов воспитания. Так как самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и исключительного результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она накладывает глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также выступает одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
Целью исследования является изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом являются дети старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Предметом исследования выступает соотношение самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования обусловлена предположением наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятия самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить особенности развития самооценки и формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать проблему соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
5) Обработать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы.
2) Тестирование (методики «Лесенка» и «Два домика»).
3) Методы качественной и количественной обработки результатов.
4) Методы математической обработки данных.
5) Методы графического анализа данных.
Полученные результаты эмпирического исследования имеют практическую значимость для сферы образования и воспитания детей и могут быть использованы в целях дальнейшего психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, а также могут выступать в качестве основы при разработке коррекционно-развивающих программ в работе с детьми.
Полученные результаты теоретического исследования были апробированы в рамках IX международной научно-практической конференции «Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction» / «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (г. Прага, Чешская Республика, 15-16.05.2018).
Полученные результаты эмпирического исследования были апробированы в рамках X Международной научно-практической конференции «European scientific conference» (г. Пенза, Российская Федерация, 07.06.2018).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
В настоящее время большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со своими сверстниками, поскольку дошкольный возраст является важным этапом для развития умения устанавливать контакты с окружающими людьми, особенно со сверстниками.
Ввиду того, что самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и уникального результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она обладает способностью накладывать глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также способна выступать одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
В старшем дошкольном возрасте детям особенно важна оценка со стороны взрослых. Ребёнок с большой охотой и огромным желанием пытается добиться похвалы, поощрения от взрослого, стремится получить положительную оценку. Таким способом он встаёт на ступень формирования своей самооценки и постепенно развивает в себе такие личностные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни добиться успехов и положительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Социометрический статус, понятие которого ввёл Я.Л. Морено, может подвергнуться определённым изменениям. Данный факт зависит не только от общения с участниками группы и взаимодействия с каждым из них, но и от уровня принятия самим субъектом групповых ценностей и норм. Также социометрический статус отображает личностные индивидуальные качества и особенности каждого субъекта, являющегося участником группы, где отдельный представитель данной группы приобретает определённый объём предпочтений (выборов), исходя из полученных результатов социометрического опроса.
В старшем дошкольном возрасте, кроме возрастных особенностей, имеют место быть и значительные индивидуальные разновидности взаимоотношений со сверстниками. Именно в этом случае личность дошкольника способна демонстрировать себя в полной мере, однако ребёнок может заметить тот факт, что отношения со своими сверстниками иногда могут формироваться не так просто и благоприятно по той причине, что в группе среди воспитанников зачастую возникают недопонимая, порой перерастающие в конфликты, представляющие собой результат неверного подхода к развитию межличностных отношений.
Исследованием становления взаимоотношений в детском коллективе, являющегося одним из главных факторов формирования самооценки ребёнка, занимались такие учёные, как П.М. Якобсон, Л.И. Божович, А.Д. Шнирман, Я.Л. Коломинский, Я.И. Уманский, В.Н. Мясищев, И.В. Страхов, Л.И. Новикова и другие.
Благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника будут созданы лишь в том случае, если будет соблюдаться баланс между положительными и отрицательными оценками, и уже тогда появится возможность пронаблюдать, какие взаимоотношения у него складываются как со взрослыми, так и в группе своих сверстников. Именно поэтому возникла необходимость в проведении эмпирического исследования для выявления наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
В данной выпускной квалификационной работе была выявлена и проанализирована взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте, тем самым мы можем утверждать о том, что гипотеза подтверждена, задачи решены, поставленная цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2006. - 702 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал. - М.: МП ИГУ, 2005. - № 5. - С. 5¬16.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
5. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 432 с.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: ЭКСМО, 2004. - 576 с.
7. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Социальная психология личности. - М.: Наука, 2003. - 339 с.
8. Бодалев А.А., Фельдштейн Д.И. Психология общения:
избранные психологические труды. - М.: Институт практической
психологии; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 256 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
10. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. - М.: ИМУ, 2011. - С. 54-65.
11. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1997. - 210 с.
12. Венгер Л.А. Психология. - М.: Просвещение, 1998. - 206 с.
13. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. - СПб.: Питер, 2009. - 146 с.
14. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
15. Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Практикум по возрастной и
педагогической психологии: учебник для студентов средних
педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 160 с.
16. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. - М.: МПСИ, 2005. - № 3. - С. 139-146.
17. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов.
- СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
18. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности. - М.: Академия, 2004. - 374 с.
19. Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки.
- СПб.: Питер, 2000. - 496 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
21. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
22. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний // Психологический журнал. - М.: Новая школа, 2006. - 384 с.
23. Иващенко Ф.И. Психология воспитания дошкольников. - Минск: Высшая школа, 2006. - 192 с.
24. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2000. - 573 с.
25. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
26. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М.: Знание, 2001. - 203 с.
27. Королёва А.П. Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом // Наука и школа, 2006.
- № 4. - С. 31-33.
28. Котикова О.П. Педагогическая психология: курс лекций. - Минск: МИУ, 2005. - 132 с.
29. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 448 с.
30. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
31. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
32. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
- 176 с.
33. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115 с.
34. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010.
- 392 с.
35. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2001. - 320 с.
36. Мухина В.С., Венгер Л.А. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
37. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
38. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М.: Новая школа, 2006. - 485 с.
39. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
40. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
41. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 2008. - 148 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие.
- М: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
44. Сейфи С.Т., Жукова Н.Н. Коллективное творчество в формировании «школьного социума» и жизненных установок подростка: из опыта нижегородской школы № 66 // Мир психологии, 2008. - № 1. - С. 202-211.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.
46. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике.
- М.: Прогресс, 2002. - 572 с.
47. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004. - 768 с.
48. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
49. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
50. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
51. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2000. - 270 с.
52. Чеховских М.И. Основы психологии: учебное пособие. - Минск: Новое знание, 2002. - 218 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
54. Этический кодекс психолога-диагноста [Электронный ресурс]. URL:http://www.psyguides.ru/sgalls-540-1.html(дата обращения: 22.03.18).
55. Bee, H. The Growing Child. An Applied Approach. - USA: Longman, 1999. - 605 p.
56. Keith, P.M., Schafer, R.B. Relationships and Well-Being Over the Life Stages. - USA: PRAEGER, 1991. - 176 p.