ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА 6
1.1. Понятие самооценки, её сущность, виды, структура. Особенности
развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и сущность социометрического статуса. Особенности
формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Подходы к изучению проблемы соотношения уровня самооценки и
социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организационные основы исследования соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по полученным результатам исследования 45
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА 6
1.1. Понятие самооценки, её сущность, виды, структура. Особенности
развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и сущность социометрического статуса. Особенности
формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Подходы к изучению проблемы соотношения уровня самооценки и
социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организационные основы исследования соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по полученным результатам исследования 45
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованиям в области психологии, касающимся изучения соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития личности дошкольника, формирования его психических процессов и личностных качеств, а также вопросы об уровне комфорта пребывания ребёнка в группе дошкольного учреждения являются очень важными потому, что группа детского сада имеет первостепенное значение в общей системе воспитания и образования, и ребёнок проводит здесь третью часть всего своего детства.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со своими сверстниками, поскольку дошкольный возраст является важным этапом для развития умения устанавливать контакты с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Недостаточное изучение данной проблемы, включая необходимость в практике воспитания детей, так же имеет актуальное значение в изучении проблемы развития у дошкольников потребности в общении со сверстниками не только для понимания особенностей и сущности коммуникации, но и для дальнейшей разработки методов воспитания. Так как самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и исключительного результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она накладывает глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также выступает одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
Целью исследования является изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом являются дети старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Предметом исследования выступает соотношение самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования обусловлена предположением наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятия самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить особенности развития самооценки и формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать проблему соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
5) Обработать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы.
2) Тестирование (методики «Лесенка» и «Два домика»).
3) Методы качественной и количественной обработки результатов.
4) Методы математической обработки данных.
5) Методы графического анализа данных.
Полученные результаты эмпирического исследования имеют практическую значимость для сферы образования и воспитания детей и могут быть использованы в целях дальнейшего психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, а также могут выступать в качестве основы при разработке коррекционно-развивающих программ в работе с детьми.
Полученные результаты теоретического исследования были апробированы в рамках IX международной научно-практической конференции «Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction» / «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (г. Прага, Чешская Республика, 15-16.05.2018).
Полученные результаты эмпирического исследования были апробированы в рамках X Международной научно-практической конференции «European scientific conference» (г. Пенза, Российская Федерация, 07.06.2018).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Проблема развития личности дошкольника, формирования его психических процессов и личностных качеств, а также вопросы об уровне комфорта пребывания ребёнка в группе дошкольного учреждения являются очень важными потому, что группа детского сада имеет первостепенное значение в общей системе воспитания и образования, и ребёнок проводит здесь третью часть всего своего детства.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со своими сверстниками, поскольку дошкольный возраст является важным этапом для развития умения устанавливать контакты с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Недостаточное изучение данной проблемы, включая необходимость в практике воспитания детей, так же имеет актуальное значение в изучении проблемы развития у дошкольников потребности в общении со сверстниками не только для понимания особенностей и сущности коммуникации, но и для дальнейшей разработки методов воспитания. Так как самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и исключительного результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она накладывает глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также выступает одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
Целью исследования является изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом являются дети старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Предметом исследования выступает соотношение самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования обусловлена предположением наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятия самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить особенности развития самооценки и формирования социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать проблему соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести эмпирическое исследование соотношения самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста.
5) Обработать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы.
2) Тестирование (методики «Лесенка» и «Два домика»).
3) Методы качественной и количественной обработки результатов.
4) Методы математической обработки данных.
5) Методы графического анализа данных.
Полученные результаты эмпирического исследования имеют практическую значимость для сферы образования и воспитания детей и могут быть использованы в целях дальнейшего психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, а также могут выступать в качестве основы при разработке коррекционно-развивающих программ в работе с детьми.
Полученные результаты теоретического исследования были апробированы в рамках IX международной научно-практической конференции «Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction» / «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (г. Прага, Чешская Республика, 15-16.05.2018).
Полученные результаты эмпирического исследования были апробированы в рамках X Международной научно-практической конференции «European scientific conference» (г. Пенза, Российская Федерация, 07.06.2018).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
В настоящее время большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со своими сверстниками, поскольку дошкольный возраст является важным этапом для развития умения устанавливать контакты с окружающими людьми, особенно со сверстниками.
Ввиду того, что самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и уникального результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она обладает способностью накладывать глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также способна выступать одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
В старшем дошкольном возрасте детям особенно важна оценка со стороны взрослых. Ребёнок с большой охотой и огромным желанием пытается добиться похвалы, поощрения от взрослого, стремится получить положительную оценку. Таким способом он встаёт на ступень формирования своей самооценки и постепенно развивает в себе такие личностные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни добиться успехов и положительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Социометрический статус, понятие которого ввёл Я.Л. Морено, может подвергнуться определённым изменениям. Данный факт зависит не только от общения с участниками группы и взаимодействия с каждым из них, но и от уровня принятия самим субъектом групповых ценностей и норм. Также социометрический статус отображает личностные индивидуальные качества и особенности каждого субъекта, являющегося участником группы, где отдельный представитель данной группы приобретает определённый объём предпочтений (выборов), исходя из полученных результатов социометрического опроса.
В старшем дошкольном возрасте, кроме возрастных особенностей, имеют место быть и значительные индивидуальные разновидности взаимоотношений со сверстниками. Именно в этом случае личность дошкольника способна демонстрировать себя в полной мере, однако ребёнок может заметить тот факт, что отношения со своими сверстниками иногда могут формироваться не так просто и благоприятно по той причине, что в группе среди воспитанников зачастую возникают недопонимая, порой перерастающие в конфликты, представляющие собой результат неверного подхода к развитию межличностных отношений.
Исследованием становления взаимоотношений в детском коллективе, являющегося одним из главных факторов формирования самооценки ребёнка, занимались такие учёные, как П.М. Якобсон, Л.И. Божович, А.Д. Шнирман, Я.Л. Коломинский, Я.И. Уманский, В.Н. Мясищев, И.В. Страхов, Л.И. Новикова и другие.
Благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника будут созданы лишь в том случае, если будет соблюдаться баланс между положительными и отрицательными оценками, и уже тогда появится возможность пронаблюдать, какие взаимоотношения у него складываются как со взрослыми, так и в группе своих сверстников. Именно поэтому возникла необходимость в проведении эмпирического исследования для выявления наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
В данной выпускной квалификационной работе была выявлена и проанализирована взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте, тем самым мы можем утверждать о том, что гипотеза подтверждена, задачи решены, поставленная цель достигнута.
Ввиду того, что самооценка формируется у человека в ходе социального взаимодействия в виде необходимого и уникального результата его психического развития и относительно устойчивого психического приобретения, но всё же подверженного нерешительности, сомнениям, преобразованиям и различным переломным моментам, она обладает способностью накладывать глубокий след на постоянные изменения и непосредственные переживания человека, начиная с детства и заканчивая старостью, а также способна выступать одной из главных составляющих становления личности, и её формирование в дошкольном возрасте во многом зависит как от оценок сверстников, так и взрослого. Поскольку дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свои достоинства и недостатки, чему способствует становление адекватной самооценки, изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса очень важно на данном этапе для предотвращения различных психологических проблем в их дальнейшей жизни.
В старшем дошкольном возрасте детям особенно важна оценка со стороны взрослых. Ребёнок с большой охотой и огромным желанием пытается добиться похвалы, поощрения от взрослого, стремится получить положительную оценку. Таким способом он встаёт на ступень формирования своей самооценки и постепенно развивает в себе такие личностные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни добиться успехов и положительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Социометрический статус, понятие которого ввёл Я.Л. Морено, может подвергнуться определённым изменениям. Данный факт зависит не только от общения с участниками группы и взаимодействия с каждым из них, но и от уровня принятия самим субъектом групповых ценностей и норм. Также социометрический статус отображает личностные индивидуальные качества и особенности каждого субъекта, являющегося участником группы, где отдельный представитель данной группы приобретает определённый объём предпочтений (выборов), исходя из полученных результатов социометрического опроса.
В старшем дошкольном возрасте, кроме возрастных особенностей, имеют место быть и значительные индивидуальные разновидности взаимоотношений со сверстниками. Именно в этом случае личность дошкольника способна демонстрировать себя в полной мере, однако ребёнок может заметить тот факт, что отношения со своими сверстниками иногда могут формироваться не так просто и благоприятно по той причине, что в группе среди воспитанников зачастую возникают недопонимая, порой перерастающие в конфликты, представляющие собой результат неверного подхода к развитию межличностных отношений.
Исследованием становления взаимоотношений в детском коллективе, являющегося одним из главных факторов формирования самооценки ребёнка, занимались такие учёные, как П.М. Якобсон, Л.И. Божович, А.Д. Шнирман, Я.Л. Коломинский, Я.И. Уманский, В.Н. Мясищев, И.В. Страхов, Л.И. Новикова и другие.
Благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника будут созданы лишь в том случае, если будет соблюдаться баланс между положительными и отрицательными оценками, и уже тогда появится возможность пронаблюдать, какие взаимоотношения у него складываются как со взрослыми, так и в группе своих сверстников. Именно поэтому возникла необходимость в проведении эмпирического исследования для выявления наличия взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте.
В данной выпускной квалификационной работе была выявлена и проанализирована взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в старшем дошкольном возрасте, тем самым мы можем утверждать о том, что гипотеза подтверждена, задачи решены, поставленная цель достигнута.
Подобные работы
- Особенности содержания страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ и
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению. (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



