Введение 4
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 7
1.1 Выразительные средства устной речи и их формирование в онтогенезе... 7
1.2 Особенности выразительных средств устной речи у детей младшего
школьного возраста с ТНР 15
1.3 Урок чтения, как форма коррекции выразительных средств устной речи у
детей младшего школьного возраста с ТНР 18
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.1 Организация экспериментального исследования по сформированности
выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
Выводы по Главе II 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по коррекции выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР на уроке
чтения 37
3.1 Содержание проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 37
3.2 Анализ экспериментальных данных по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках
чтения 43
Выводы по Главе III 54
Список литературы 58
Приложения
Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для таких детей трудностью является применение компонентов выразительных средств устной речи, которые проявляются в школе, тем самым затрудняя процесс обучения. Учащиеся с ТНР неправильно читают, плохо осваивают технику чтения, не понимают прочитанного, им сложно выделить главное, дети не могут разбить предложения на смысловые отрезки, затрудняются с ответами на вопросы о прочитанном; не понимают условия задания, не могут решать задачи, так как не понимают ни условия, ни вопроса.
Проблема изучения выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР становится актуальной в связи с её значимостью для дальнейшего школьного обучения.
Работа по коррекции выразительных средств устной речи может реализовываться на уроках чтения. Подтверждению этому служит ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, где отражены требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи. В рамках нашей работы внимание уделено правильности восприятия, дифференциации, осознанности и адекватности использования выразительных средств устной речи у детей с ТНР.
Вопросами данной темы по проблемы выразительных средств устной речи младших школьников занимались авторы разных направлений: -лингвисты - В.А. Белошапкова [3], И.Г. Торсуева, Л.А. Горбушина [13], Л.В. Бондарко[5]; -психолингвисты - И.А. Зимняя [19], Т.М. Дридзе, Р.М. Фрумкина, Л.С. Цветкова, В.П. Глухов [12]; - психофизиологи - О.С. Орлова, С. В. Голунов.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности
коррекционно-развивающего проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Объект исследования: выразительные средства устной речи у детей у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Гипотеза исследования: специально организованная коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроке чтения будет способствовать развитию выразительных средств устной речи и грамотному их применению.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить сформированность выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
3. Разработать коррекционно-развивающий проект по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
4. Оценить эффективность работы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Методологическая база исследования: положения об особенностях развития голоса в онтогенезе и нарушении этого развития Е. А. Лариной, С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Ф. А. Сохина; Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной «Технологии формирования интонационной стороны речи», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», Кривовязова. Н. Д. «Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи»
Методы: анализ психолого-педагогической и логопедической
литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми на занятиях по развитию речи, русского языка, литературного чтения и в самостоятельной деятельности; констатирующий и контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической обработки результатов (t- критерий Стьюдента).
Базы эмпирического исследования: ГБОУ «Казанская школа-
интернат N° 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Казани.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения. Созданные упражнения по коррекции выразительных средств устной речи, включенные в конспекты занятий, в рамках коррекционно-развивающего проекта могут быть широко использованы в работе учителей-логопедов, а также родителями детей, имеющих нарушения речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Согласно современным исследованиям, недостаточная сформированность выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР остается одной из самых актуальных проблем. В данной работе мы рассмотрели сформированность выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР.
Основным компонентом выразительных средств устной речи является интонация. Под термином интонация подразумевают выразительное средство звучащей речи, позволяющей передать отношение говорящего к предмету речи. Чаще всего выделяют несколько основных компонентов: ритм, мелодика, темп, ударение, тембр. Умение применять данные компоненты определяет выразительность речи и выразительное чтение.
В первой главе нами был изучен теоретический обзор по проблеме выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР и урок чтения в коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Делая вывод по рассмотренным данным, можно сказать, что выразительные средства устной речи занимают важное значение в системе работы с детьми младшего школьного возраста, так как они предопределяют выразительность речи и могут служить одним из средств коммуникации.
Анализ исследований показали, что коррекции выразительные средства устной речи нуждаются во вспомогательных средствах, одним из которых является урок чтения. В качестве одной из ведущих задач обучения чтению общеобразовательная программа «Школа России» ставит «овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком».
Во второй главе мы выявили уровни сформированности выразительных средств устной речи посредством экспериментального исследования. Далее на констатирующем этапе сравнили данные экспериментальной и контрольной групп. Результаты показали, что у детей с ТНР нарушены все компоненты выразительных средств устной речи. Затруднения возникли при: воспроизведении серии ритмических рисунков; воспроизведении логических ударений, дети не могли ответить на вопрос полным предложением, выделяя только голосом «важное слово»; воспроизведении тембра голоса у детей не получалась подобрать нужный по тембру голос, соответствующий животному; также трудность возникла при модуляции голоса по высоте и силе, не наблюдалось плавного перехода голосом, повышения, понижения. Эффективная работы над компонентами выразительных средств устной речи у детей с ТНР может осуществляться на уроке чтения.
В третьей главе по результатам контрольного эксперимента выявлено, что у младших школьников с ТНР, значительно улучшились показатели компонентов выразительных средств устной речи, тем самым доказывая эффективность разработанной нами проекта.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.
1. Алмазова, А.А Русский язык и культура речи[Текст]: учеб.- метод, пособие / А.А. Алмазова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 176 с.
2. Андронова, Л.З Коррекция интонационной стороны речи заикающихся / Л.З. Андронова // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 63-67.
3. Белошапкова, В. А Современный русский язык [Текст]: учеб. для филол. спец. ун-тов. Под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. / В.
А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская. - М.: Изд. Высш. шк., 1989.
- 800 с.
4. Белякова, Л.И [Текст]: Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.И. Белякова, И.З. Романчук // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи
- М.: Прометей, 1989. - 112 с.
5. Бондарко, Л.В Фонология речевой деятельности[Текст]: монография / Л.В. Бондарко, Н.Б. Вольская, В.И. Кузнецов, Н.Д. Светозарова, П.А. Скрелин
- СПб.: Изд-во: СПбГУ, 2000. - 199 с.
6. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Брызгунова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 2003.
- 280 с.
7. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения [Текст] учеб. - метод, пособие/ Б.А. Буяльский. - М.: Юнити - Дана, 2006 -245 с
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]: книга для логопеда / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
9. Галанжина, Е.С. Рабочие программы: начальная школа 1 класс [Текст]: УМК «Начальная школа XXI века» / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2015. - 256 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 20 с.
11. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности
[Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В. А.
Ковшиков, В. П. Глухов. - М.: Изд-во: АСТ, 2007. - 318 с.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Высшая школа, 2005. - 351 с.
13. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение [Текст]: учеб. пособие для учителей/ Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
14. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст]: учеб.пособие / О.Е. Грибова // Дефектология. -1995. -№ 6
- С. 7-16.
15. Дмитриева, Е.Д. Практикум по выразительному чтению [Текст]: учеб. - метод. пособие для ст. / Е.Д. Дмитриева. -М.: Просвещение, 1981.- 79 с.
16. Завадская, Т. Ф. Методика выразительного чтения [Текст]: учеб. пос обие для студентов / Т.Ф. Завадская. - М.: "Просвещение", - 1977. - 158 с.
17. Зееман, М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) [Текст]/ Зееман, М // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271.
18. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: монография / И.А. Зимняя - М.; В.: 2001. - 432 с.
19. Зимняя, И. А. Речь как интермодальный процесс [Текст] / И.А. Зимняя // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения русскому языку: сб. науч.ст. - М.: 1976. - С. 55-67.
20. Иваненко, С.Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией [Текст] / С.Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003.
- № 2. - С. 48-57.
21. Иванова, С. В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошкольников [Текст] / С.В. Иванова // Дошкольное воспитание. - 1966. - .№12.
- С. 62-65.
22. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
23. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст]: книга / М.М. Кольцова. - Е.: У - Фактория, 2004. -224 с.
24. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореферат дис. канд. педагог.наук / Л.А. Копачевская. - М.: 2000. - 17 с.
25. Костомаров, В. Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» [Текст] / В. Г. Костомаров // сб. статей. - М.: Наука, 1965. -172-176 с.
26. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учеб. пособие для студ. /
Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 128 с.
27. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст]: учеб. метод. пособие / Лазаренко Ольга И.. - М.: Сфера, 2009. - 64 с.
28. Литературное чтение [Текст]: учеб. для мл.шк / Горецкий В.Г., Г олованова М.В., Климанова Л.Ф., и др Учебник
29. Леонтьев, А.А. Функции и формы речи [Текст]: монография / А.А. Леонтьев. - М.: 1974. - 368 с.
30. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
31. Лопатина, Л.В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией [Текст] / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова // Логопедия. - 2004. - № 1. - С. 53-60.
32. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: методич. пособие/ А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
33. Маслыко, Е.А. К психолингвистической природе паралингвистических явлений [Текст] / Е.А. Маслыко // материалы симпоз. по психолингвистике. - М.: МГУ, 1970. - С. 20-23.
34. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст]: книга / Р.И. Мартынова. - М., 1975. - 200 с.
35. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста: [Текст]: пособие / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
36. Николаева, С. В. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебникам Л. А. Ефросининой [Текст]: пособие / С.В. Николаева, И.Г. Смирнова. - Издательство: «Учитель», 2014. - 236 с.
37. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно [Текст]: тетрадь- пособие для уч. 1-4 кл. / М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 48 с.
38. Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи [Текст]: учеб. пособие./ П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
39. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
40. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников [Текст]: научная статья / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение,1970. - 10
с.
41. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст]: метод. пособие / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 328 с.
42. Сохин, Ф. А. Обогащение речи старшего дошкольника [Текст]: пособие / А. Ф. Сохин, О. С. Ушакова. - М.: Просвещение, 1976. - С.64-83.
43. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни [Текст] / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С. 24-29.
44. Устименко, И.А. Внеклассная работа по русскому языку и чтению в начальных классах [Текст]: пособие для учит. / И.А. Устименко. - Издательство Белгор. Гос. Университета, 1997. - 92 с.
45. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: пособие / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
46. Фальдберг, А. С. Воспитание звуковой культуры у детей [Текст]: методич. пособие / А. С. Фальдберг. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. - 118-126 с.
47. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст]: учеб. пособие / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. - 2-е изд. - М.: АСТ ; Астрель, 2009. - 222 с.
48. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии [Текст]: методич. пособие / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. - 96 с.
49. Якубинский, Л.П. О диа1 логической речи [Текст]: учеб. пособие / Л.П. Якубинский. / под ред. Л.В. Щербы. - СПб.: 2007. - 259 с.
50. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста [Текст] / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребенком: сб. науч. работ.- М.: 1985. - С. 33-46.