КОРРЕКЦИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 7
1.1 Выразительные средства устной речи и их формирование в онтогенезе... 7
1.2 Особенности выразительных средств устной речи у детей младшего
школьного возраста с ТНР 15
1.3 Урок чтения, как форма коррекции выразительных средств устной речи у
детей младшего школьного возраста с ТНР 18
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.1 Организация экспериментального исследования по сформированности
выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
Выводы по Главе II 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по коррекции выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР на уроке
чтения 37
3.1 Содержание проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 37
3.2 Анализ экспериментальных данных по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках
чтения 43
Выводы по Главе III 54
Список литературы 58
Приложения
Глава I. Теоретический анализ изучения проблемы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 7
1.1 Выразительные средства устной речи и их формирование в онтогенезе... 7
1.2 Особенности выразительных средств устной речи у детей младшего
школьного возраста с ТНР 15
1.3 Урок чтения, как форма коррекции выразительных средств устной речи у
детей младшего школьного возраста с ТНР 18
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.1 Организация экспериментального исследования по сформированности
выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
Выводы по Главе II 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по коррекции выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР на уроке
чтения 37
3.1 Содержание проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения 37
3.2 Анализ экспериментальных данных по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках
чтения 43
Выводы по Главе III 54
Список литературы 58
Приложения
Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для таких детей трудностью является применение компонентов выразительных средств устной речи, которые проявляются в школе, тем самым затрудняя процесс обучения. Учащиеся с ТНР неправильно читают, плохо осваивают технику чтения, не понимают прочитанного, им сложно выделить главное, дети не могут разбить предложения на смысловые отрезки, затрудняются с ответами на вопросы о прочитанном; не понимают условия задания, не могут решать задачи, так как не понимают ни условия, ни вопроса.
Проблема изучения выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР становится актуальной в связи с её значимостью для дальнейшего школьного обучения.
Работа по коррекции выразительных средств устной речи может реализовываться на уроках чтения. Подтверждению этому служит ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, где отражены требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи. В рамках нашей работы внимание уделено правильности восприятия, дифференциации, осознанности и адекватности использования выразительных средств устной речи у детей с ТНР.
Вопросами данной темы по проблемы выразительных средств устной речи младших школьников занимались авторы разных направлений: -лингвисты - В.А. Белошапкова [3], И.Г. Торсуева, Л.А. Горбушина [13], Л.В. Бондарко[5]; -психолингвисты - И.А. Зимняя [19], Т.М. Дридзе, Р.М. Фрумкина, Л.С. Цветкова, В.П. Глухов [12]; - психофизиологи - О.С. Орлова, С. В. Голунов.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности
коррекционно-развивающего проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Объект исследования: выразительные средства устной речи у детей у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Гипотеза исследования: специально организованная коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроке чтения будет способствовать развитию выразительных средств устной речи и грамотному их применению.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить сформированность выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
3. Разработать коррекционно-развивающий проект по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
4. Оценить эффективность работы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Методологическая база исследования: положения об особенностях развития голоса в онтогенезе и нарушении этого развития Е. А. Лариной, С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Ф. А. Сохина; Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной «Технологии формирования интонационной стороны речи», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», Кривовязова. Н. Д. «Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи»
Методы: анализ психолого-педагогической и логопедической
литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми на занятиях по развитию речи, русского языка, литературного чтения и в самостоятельной деятельности; констатирующий и контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической обработки результатов (t- критерий Стьюдента).
Базы эмпирического исследования: ГБОУ «Казанская школа-
интернат N° 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Казани.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения. Созданные упражнения по коррекции выразительных средств устной речи, включенные в конспекты занятий, в рамках коррекционно-развивающего проекта могут быть широко использованы в работе учителей-логопедов, а также родителями детей, имеющих нарушения речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема изучения выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР становится актуальной в связи с её значимостью для дальнейшего школьного обучения.
Работа по коррекции выразительных средств устной речи может реализовываться на уроках чтения. Подтверждению этому служит ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, где отражены требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи. В рамках нашей работы внимание уделено правильности восприятия, дифференциации, осознанности и адекватности использования выразительных средств устной речи у детей с ТНР.
Вопросами данной темы по проблемы выразительных средств устной речи младших школьников занимались авторы разных направлений: -лингвисты - В.А. Белошапкова [3], И.Г. Торсуева, Л.А. Горбушина [13], Л.В. Бондарко[5]; -психолингвисты - И.А. Зимняя [19], Т.М. Дридзе, Р.М. Фрумкина, Л.С. Цветкова, В.П. Глухов [12]; - психофизиологи - О.С. Орлова, С. В. Голунов.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности
коррекционно-развивающего проекта по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Объект исследования: выразительные средства устной речи у детей у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения.
Гипотеза исследования: специально организованная коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроке чтения будет способствовать развитию выразительных средств устной речи и грамотному их применению.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить сформированность выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
3. Разработать коррекционно-развивающий проект по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
4. Оценить эффективность работы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Методологическая база исследования: положения об особенностях развития голоса в онтогенезе и нарушении этого развития Е. А. Лариной, С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Ф. А. Сохина; Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной «Технологии формирования интонационной стороны речи», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», Кривовязова. Н. Д. «Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи»
Методы: анализ психолого-педагогической и логопедической
литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми на занятиях по развитию речи, русского языка, литературного чтения и в самостоятельной деятельности; констатирующий и контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической обработки результатов (t- критерий Стьюдента).
Базы эмпирического исследования: ГБОУ «Казанская школа-
интернат N° 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Казани.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ТНР на уроках чтения. Созданные упражнения по коррекции выразительных средств устной речи, включенные в конспекты занятий, в рамках коррекционно-развивающего проекта могут быть широко использованы в работе учителей-логопедов, а также родителями детей, имеющих нарушения речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Согласно современным исследованиям, недостаточная сформированность выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР остается одной из самых актуальных проблем. В данной работе мы рассмотрели сформированность выразительных средств устной речи у младших школьников с ТНР.
Основным компонентом выразительных средств устной речи является интонация. Под термином интонация подразумевают выразительное средство звучащей речи, позволяющей передать отношение говорящего к предмету речи. Чаще всего выделяют несколько основных компонентов: ритм, мелодика, темп, ударение, тембр. Умение применять данные компоненты определяет выразительность речи и выразительное чтение.
В первой главе нами был изучен теоретический обзор по проблеме выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР и урок чтения в коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Делая вывод по рассмотренным данным, можно сказать, что выразительные средства устной речи занимают важное значение в системе работы с детьми младшего школьного возраста, так как они предопределяют выразительность речи и могут служить одним из средств коммуникации.
Анализ исследований показали, что коррекции выразительные средства устной речи нуждаются во вспомогательных средствах, одним из которых является урок чтения. В качестве одной из ведущих задач обучения чтению общеобразовательная программа «Школа России» ставит «овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком».
Во второй главе мы выявили уровни сформированности выразительных средств устной речи посредством экспериментального исследования. Далее на констатирующем этапе сравнили данные экспериментальной и контрольной групп. Результаты показали, что у детей с ТНР нарушены все компоненты выразительных средств устной речи. Затруднения возникли при: воспроизведении серии ритмических рисунков; воспроизведении логических ударений, дети не могли ответить на вопрос полным предложением, выделяя только голосом «важное слово»; воспроизведении тембра голоса у детей не получалась подобрать нужный по тембру голос, соответствующий животному; также трудность возникла при модуляции голоса по высоте и силе, не наблюдалось плавного перехода голосом, повышения, понижения. Эффективная работы над компонентами выразительных средств устной речи у детей с ТНР может осуществляться на уроке чтения.
В третьей главе по результатам контрольного эксперимента выявлено, что у младших школьников с ТНР, значительно улучшились показатели компонентов выразительных средств устной речи, тем самым доказывая эффективность разработанной нами проекта.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.
Основным компонентом выразительных средств устной речи является интонация. Под термином интонация подразумевают выразительное средство звучащей речи, позволяющей передать отношение говорящего к предмету речи. Чаще всего выделяют несколько основных компонентов: ритм, мелодика, темп, ударение, тембр. Умение применять данные компоненты определяет выразительность речи и выразительное чтение.
В первой главе нами был изучен теоретический обзор по проблеме выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР и урок чтения в коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Делая вывод по рассмотренным данным, можно сказать, что выразительные средства устной речи занимают важное значение в системе работы с детьми младшего школьного возраста, так как они предопределяют выразительность речи и могут служить одним из средств коммуникации.
Анализ исследований показали, что коррекции выразительные средства устной речи нуждаются во вспомогательных средствах, одним из которых является урок чтения. В качестве одной из ведущих задач обучения чтению общеобразовательная программа «Школа России» ставит «овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком».
Во второй главе мы выявили уровни сформированности выразительных средств устной речи посредством экспериментального исследования. Далее на констатирующем этапе сравнили данные экспериментальной и контрольной групп. Результаты показали, что у детей с ТНР нарушены все компоненты выразительных средств устной речи. Затруднения возникли при: воспроизведении серии ритмических рисунков; воспроизведении логических ударений, дети не могли ответить на вопрос полным предложением, выделяя только голосом «важное слово»; воспроизведении тембра голоса у детей не получалась подобрать нужный по тембру голос, соответствующий животному; также трудность возникла при модуляции голоса по высоте и силе, не наблюдалось плавного перехода голосом, повышения, понижения. Эффективная работы над компонентами выразительных средств устной речи у детей с ТНР может осуществляться на уроке чтения.
В третьей главе по результатам контрольного эксперимента выявлено, что у младших школьников с ТНР, значительно улучшились показатели компонентов выразительных средств устной речи, тем самым доказывая эффективность разработанной нами проекта.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.



