ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность и состав транспортных средств хозяйствующего субъекта 5
1.2 Порядок оценки эффективности использования грузового транспорта 9
1.3 Проблемы обеспечения автотранспортом предприятий АПК 12
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика СПК «Заветы Ильича» 16
2.2 Анализ движения, технического состояниягрузовых автомобилей 24
2.3 Анализ эффективности использования грузового транспорта 29
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях антироссийских санкций и реализации программы импортозамещения важнейшая задача развития предприятий АПК определяется как резкое повышениеэффективности производства. Для ее решения необходимо коренным образом повыситьуровень управления сельскохозяйственным производством и, следовательно, автотранспортными средствами. На долю грузового автомобильного транспорта в сельском хозяйстве приходится более половины общего объема перевозимых грузов, что говорит о постоянновозрастающей роли грузового автомобильного транспорта в сельскохозяйственном производстве,как по масштабам, так и по значению.
Учитывая более сложные и своеобразные условия эксплуатации грузового автомобильного транспорта в сельском хозяйстве, чем в других отраслях народного хозяйства, сегоднявыдвигается задача повышения уровня организации автомобильного транспорта, поскольку решающее влияние на результаты работы всего сельскохозяйственного производства оказывает как уровень организации автомобильного транспорта, так и качествовыполняемых перевозок.
В этой связи требования, предъявляемые к автотранспортному обслуживанию сельского хозяйства, призваны обеспечивать, с одной стороны, рациональность использования автотранспортных средств на конкурентных началах, с другой, своевременную,сохранную и экономичную перевозку грузов.
Целью работы является рассмотрение и применение на практике методики анализа работы грузового транспорта сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические основы анализа работы грузовогоавтотранспорта;
провести анализ работы грузового автотранспорта на материалах СПК «Заветы Ильича»;
разработать направления совершенствования работы грузового автотранспорта исследуемого предприятия.
Объектом исследования в курсовой работе является работа грузового автотранспорта.
Предметом исследования выступает СПК «Заветы Ильича».
Методы исследования, использованные при написании работы, помогают более полно раскрыть и охарактеризовать предмет исследования, то есть основной капитал предприятия. В работе использованы такие методы как логические, статистические, аналитические, экономико-математические.
Степень изученности темы работы достаточно высока как среди российских, так и зарубежных ученых, среди них можно выделить Н.Т. Батырова, РУ. Баскаеву, И.Н. Веселову, Г.С. Лещенко и др.
Практическая значимость работы заключается в структурировании методики анализа работы грузовоого автотранспорта и применение на практике методики анализа.
Период исследования: 2014 – 2016 гг.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В связи с особенностями деятельности сельхозпредприятий, товара, перевозимого предприятиями АПК, предъявляются особые требования и к составу грузового транспорта сельскохозяйственных предприятия. В состав грузового транспорта предприятий АПК входит автомобильный, гужевой транспорт. При этом особое внимание уделяется его грузоподъемности.
Объем грузоперевозок в сельском хозяйстве растет ежегодно. И в связи с этим перед руководителями хозяйств постоянно встают вопросы, каким транспортом наиболее эффективно перевозить произведенную продукцию. Основной тенденцией в сельском хозяйстве является устаревание транспортной техники и невозможности многими сельхозпроизводителями заменить старое оборудование на новое. Кроме того, на рынке России, присутствуют большей частью транспортные средства иностранного производства, запасные части на которые превышают в два раза узлы и детали российских производителей.
Объектом исследования курсовой работы является СПК «Заветы Ильича».Анализ товарной продукции показал, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает растениеводство, а в особенности зерновые. Эта тенденция прослеживается в течении 3 лет, но особенно ярко выражена в 2015 году, данный показатель возрос на 3974 тыс. руб. или на 7,78%. Продукция животноводства занимает не менее важное место, в особенности КРС.
В 2016 году, по сравнению с 2015 годом сократилась как общая земельная площадь (на 1936 га), так и все входящие в неё показатели. Площадь сельхозугодий сократилась на 812 га., пашни на 1. В 2016 году, по сравнению с 2014 годом эффективность использования земли резко повысилась, в результате сокращения площади сельскохозяйственных угодий в целом, так и сокращения площади пашни в частности.
Обеспеченность предприятий сельского хозяйства грузовыми транспортными средствами, наиболее правильное их использование является одним из важнейших факторов роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Согласно проведённого анализа, стоимость ОПФ значительно сократилась (на 23,7 %). Тенденцию к снижению имеют практически все показатели (наиболее резко снизилась стоимость зданий и сооружений на 8974 тыс. руб. или на 81,64%), за исключением скота продуктивного увеличились на 18,57. Рост стоимости грузового транспорта составил 14944 тыс. руб.
Фондоотдача ОПФ и активной части ОПФ снизилась на 42,84% и 14,24% соответственно, из-за снижения стоимости ОПФ и активной части ОПФ. При этом фондообеспеченность грузовым транспортом возросла на 1,59 тыс. руб., фондовооруженность возросла на 87,6 тыс. руб.
В 2015-2016 году наблюдается активное обновлениегрузового автопарка кооператива. Эффективность использования грузового транспорта возросла к 2016 году, это подтверждает рост коэффициентов технической готовности, сменности и использования грузовых машин. Однако к 2016 году наблюдается увеличение расходов на ГСМ, что негативно сказалось на увеличении общих расходов на транспортировку.
В качестве совершенствования управления грузовым транспортом, было предложено снижение затрат на ГСМ путем замены прицепов на более современные с большей грузоподъемностью, что позволит снизить расход ГСМ.Так например использование прицепа МТЗ-80 позволить достичь экономии топлива до 29%. Это является актуальным, т.к. согласно проведенного анализа к 2016 году наблюдается рост расхода ГСМ на 1 ткм.