Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
|
Введение 4
Глава I. Современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1. Формирование речевой коммуникации в онтогенезе 7
1.2.Особенности формирования речевой коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в норме и патологии 16
1.3.Обзор методик по формированию речевой коммуникации у детей с
легкой степенью умственной отсталости 24
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Методики констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Выводы по второй главе 45
Глава III. Коррекционно-педагогическая технология формирования
речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.1. Теоретическое обоснование коррекционно-педагогической
технологии речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.2. Результаты контрольного эксперимента 59
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы
Глава I. Современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1. Формирование речевой коммуникации в онтогенезе 7
1.2.Особенности формирования речевой коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в норме и патологии 16
1.3.Обзор методик по формированию речевой коммуникации у детей с
легкой степенью умственной отсталости 24
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Методики констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Выводы по второй главе 45
Глава III. Коррекционно-педагогическая технология формирования
речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.1. Теоретическое обоснование коррекционно-педагогической
технологии речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.2. Результаты контрольного эксперимента 59
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы
Актуальность исследования формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости мотивирована тем, что незрелость основных нервных процессов, онтогенетическая неустойчивость психики делают ребенка с интеллектуальной недостаточностью уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование коммуникативной деятельности. Данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающим социумом, вследствие чего возникают межличностные конфликты.
При социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков
межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неполное восприятие других людей.
Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой форме умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.
Понятие «речевая коммуникация» возможно рассмотреть как явление не только сугубо речевое, потому как раскрывая его суть, акцентируем в его внутренней структуре два элемента. С одной стороны, личностные качества ребенка, которые играют существенную роль в общении, и проявляются в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить собственное поведение в согласовании с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и отличительными чертами партнера по общению; с другой - это владение речью как средством общения. И в случае, если один из компонентов, или оба одновременно, в силу определенных факторов недоразвит, говорится о том, что ребеноку необходимо специально организованную коррекционно-педагогическую помощь по формированию
речевой коммуникации.
В этой связи представляется важным исследовать особенности формирования речевой коммуникации и ее целенаправленного развития у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Целью настоящего исследования является разработка коррекционнопедагогической технологии, направленной на формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: речевая коммуникация детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Предмет исследования: формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования. Мы выдвинули предположение о том, что коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации, которая основана на ведущем виде деятельности, включающая мотивационный компонент деятельности, может повысить эффективность в формировании речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. Изучить современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости в отечественной логопедии.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений и особенности устной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и экспериментировать коррекционно-педагогическую технологию, содержание и формы работы по формированию речевой коммуникации у данной категории детей.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ педагогической, литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; диагностические методики.
3. Методы обработки полученных результатов - качественный и количественный анализ, метод математической статистики.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения центра психолого- медико-социального сопровождения «Лабиринт» и на базе Волжского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Изий» г.Волжска. В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей - 67 лет. Экспериментальную и контрольную группу составили 40 детей с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость работы. Разработана коррекционнопедагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталоти с использованием мотивационного компонента деятельности и ведущего вида деятельности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
При социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков
межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неполное восприятие других людей.
Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой форме умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.
Понятие «речевая коммуникация» возможно рассмотреть как явление не только сугубо речевое, потому как раскрывая его суть, акцентируем в его внутренней структуре два элемента. С одной стороны, личностные качества ребенка, которые играют существенную роль в общении, и проявляются в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить собственное поведение в согласовании с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и отличительными чертами партнера по общению; с другой - это владение речью как средством общения. И в случае, если один из компонентов, или оба одновременно, в силу определенных факторов недоразвит, говорится о том, что ребеноку необходимо специально организованную коррекционно-педагогическую помощь по формированию
речевой коммуникации.
В этой связи представляется важным исследовать особенности формирования речевой коммуникации и ее целенаправленного развития у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Целью настоящего исследования является разработка коррекционнопедагогической технологии, направленной на формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: речевая коммуникация детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Предмет исследования: формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования. Мы выдвинули предположение о том, что коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации, которая основана на ведущем виде деятельности, включающая мотивационный компонент деятельности, может повысить эффективность в формировании речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. Изучить современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости в отечественной логопедии.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений и особенности устной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и экспериментировать коррекционно-педагогическую технологию, содержание и формы работы по формированию речевой коммуникации у данной категории детей.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ педагогической, литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; диагностические методики.
3. Методы обработки полученных результатов - качественный и количественный анализ, метод математической статистики.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения центра психолого- медико-социального сопровождения «Лабиринт» и на базе Волжского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Изий» г.Волжска. В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей - 67 лет. Экспериментальную и контрольную группу составили 40 детей с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость работы. Разработана коррекционнопедагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталоти с использованием мотивационного компонента деятельности и ведущего вида деятельности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости в настоящее время остается актуальной вследствии повышения интереса к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности. При социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения,
несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Характерными особенностями нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются полиморфное стойкое нарушение звукопроизношения, большое количество вариативных звуковых замен, искажение звуко-слоговой структуры слова (чаще пропуск согласных звуков при их стечении), аграмматизмы, парафазии, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи.
На констатирующем этапе исследования для детей старшего дошкольного возраста с с легкой степенью умственной отсталости характерным уровнем развития речевой коммуникации являлся средний и низкий. При обследовании детей на умения вести диалог мы выявели недостаточную сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, эпизодическое проявление умений выражать общение со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения, отсутствие готовности к выполнению побуждения, недостаточный интерес к процессу общения, так же характерно ограниченное использование средств общения.
По результатам обследования уровня сформированности коммуникативной деятельности было выявлено, что детям более присуща ситуативно-деловая форма общения, которая сопровождается игрой, так же для детей свойственен низкий уровень речевых высказываний, в основном дети давали односложные ответы на вопросы взрослого, темы высказываний несли ситуативный характер.
У большинства детей с легкой степенью умственной отсталостью выявлен неравномерный тонус мышц речевого аппарата, гиперсаливация, быстрая истощаемость, большинство артикуляционных поз не удаются, либо выполняются с ошибками, так же характерны многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением. Детям в большинстве случаев требуется повторное предъявление материала.
По результатам констатирующего этапа исследования была составлена коррекционно-педагогической технология по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, направленная на активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, произносительной стороны, диалогической формы связной речи, так же развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества.
На этапе контрольного исследования отмечается положительная динамика в развитии ведущих форм общения, уровня умения вести диалог и уровне успешности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать выводы о повышении уровня развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости по составленной нами коррекционно-педагогической технологии. Выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. Полученные результаты стали основой для внедрения и применения в практическую деятельность коррекционно-педагогическую технологию развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, методических рекомендаций логопеду, воспитателям и педагогам.
несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Характерными особенностями нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются полиморфное стойкое нарушение звукопроизношения, большое количество вариативных звуковых замен, искажение звуко-слоговой структуры слова (чаще пропуск согласных звуков при их стечении), аграмматизмы, парафазии, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи.
На констатирующем этапе исследования для детей старшего дошкольного возраста с с легкой степенью умственной отсталости характерным уровнем развития речевой коммуникации являлся средний и низкий. При обследовании детей на умения вести диалог мы выявели недостаточную сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, эпизодическое проявление умений выражать общение со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения, отсутствие готовности к выполнению побуждения, недостаточный интерес к процессу общения, так же характерно ограниченное использование средств общения.
По результатам обследования уровня сформированности коммуникативной деятельности было выявлено, что детям более присуща ситуативно-деловая форма общения, которая сопровождается игрой, так же для детей свойственен низкий уровень речевых высказываний, в основном дети давали односложные ответы на вопросы взрослого, темы высказываний несли ситуативный характер.
У большинства детей с легкой степенью умственной отсталостью выявлен неравномерный тонус мышц речевого аппарата, гиперсаливация, быстрая истощаемость, большинство артикуляционных поз не удаются, либо выполняются с ошибками, так же характерны многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением. Детям в большинстве случаев требуется повторное предъявление материала.
По результатам констатирующего этапа исследования была составлена коррекционно-педагогической технология по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, направленная на активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, произносительной стороны, диалогической формы связной речи, так же развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества.
На этапе контрольного исследования отмечается положительная динамика в развитии ведущих форм общения, уровня умения вести диалог и уровне успешности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать выводы о повышении уровня развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости по составленной нами коррекционно-педагогической технологии. Выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. Полученные результаты стали основой для внедрения и применения в практическую деятельность коррекционно-педагогическую технологию развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, методических рекомендаций логопеду, воспитателям и педагогам.
Подобные работы
- Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СВЯЗНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ И ПЕРЕСКАЗОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕН1ЮЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



