Введение 4
Глава I. Современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1. Формирование речевой коммуникации в онтогенезе 7
1.2.Особенности формирования речевой коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в норме и патологии 16
1.3.Обзор методик по формированию речевой коммуникации у детей с
легкой степенью умственной отсталости 24
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Методики констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Выводы по второй главе 45
Глава III. Коррекционно-педагогическая технология формирования
речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.1. Теоретическое обоснование коррекционно-педагогической
технологии речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 47
3.2. Результаты контрольного эксперимента 59
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список литературы
Актуальность исследования формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости мотивирована тем, что незрелость основных нервных процессов, онтогенетическая неустойчивость психики делают ребенка с интеллектуальной недостаточностью уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование коммуникативной деятельности. Данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающим социумом, вследствие чего возникают межличностные конфликты.
При социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков
межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неполное восприятие других людей.
Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой форме умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.
Понятие «речевая коммуникация» возможно рассмотреть как явление не только сугубо речевое, потому как раскрывая его суть, акцентируем в его внутренней структуре два элемента. С одной стороны, личностные качества ребенка, которые играют существенную роль в общении, и проявляются в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить собственное поведение в согласовании с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и отличительными чертами партнера по общению; с другой - это владение речью как средством общения. И в случае, если один из компонентов, или оба одновременно, в силу определенных факторов недоразвит, говорится о том, что ребеноку необходимо специально организованную коррекционно-педагогическую помощь по формированию
речевой коммуникации.
В этой связи представляется важным исследовать особенности формирования речевой коммуникации и ее целенаправленного развития у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Целью настоящего исследования является разработка коррекционнопедагогической технологии, направленной на формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: речевая коммуникация детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Предмет исследования: формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования. Мы выдвинули предположение о том, что коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации, которая основана на ведущем виде деятельности, включающая мотивационный компонент деятельности, может повысить эффективность в формировании речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. Изучить современные взгляды на проблему формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости в отечественной логопедии.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений и особенности устной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и экспериментировать коррекционно-педагогическую технологию, содержание и формы работы по формированию речевой коммуникации у данной категории детей.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ педагогической, литературы по проблеме
исследования;
2. Эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; диагностические методики.
3. Методы обработки полученных результатов - качественный и количественный анализ, метод математической статистики.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения центра психолого- медико-социального сопровождения «Лабиринт» и на базе Волжского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Изий» г.Волжска. В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей - 67 лет. Экспериментальную и контрольную группу составили 40 детей с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость работы. Разработана коррекционнопедагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталоти с использованием мотивационного компонента деятельности и ведущего вида деятельности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости в настоящее время остается актуальной вследствии повышения интереса к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности. При социализации лиц с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения,
несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Характерными особенностями нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются полиморфное стойкое нарушение звукопроизношения, большое количество вариативных звуковых замен, искажение звуко-слоговой структуры слова (чаще пропуск согласных звуков при их стечении), аграмматизмы, парафазии, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи.
На констатирующем этапе исследования для детей старшего дошкольного возраста с с легкой степенью умственной отсталости характерным уровнем развития речевой коммуникации являлся средний и низкий. При обследовании детей на умения вести диалог мы выявели недостаточную сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, эпизодическое проявление умений выражать общение со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения, отсутствие готовности к выполнению побуждения, недостаточный интерес к процессу общения, так же характерно ограниченное использование средств общения.
По результатам обследования уровня сформированности коммуникативной деятельности было выявлено, что детям более присуща ситуативно-деловая форма общения, которая сопровождается игрой, так же для детей свойственен низкий уровень речевых высказываний, в основном дети давали односложные ответы на вопросы взрослого, темы высказываний несли ситуативный характер.
У большинства детей с легкой степенью умственной отсталостью выявлен неравномерный тонус мышц речевого аппарата, гиперсаливация, быстрая истощаемость, большинство артикуляционных поз не удаются, либо выполняются с ошибками, так же характерны многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением. Детям в большинстве случаев требуется повторное предъявление материала.
По результатам констатирующего этапа исследования была составлена коррекционно-педагогической технология по формированию речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, направленная на активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, произносительной стороны, диалогической формы связной речи, так же развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества.
На этапе контрольного исследования отмечается положительная динамика в развитии ведущих форм общения, уровня умения вести диалог и уровне успешности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать выводы о повышении уровня развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости по составленной нами коррекционно-педагогической технологии. Выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. Полученные результаты стали основой для внедрения и применения в практическую деятельность коррекционно-педагогическую технологию развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, методических рекомендаций логопеду, воспитателям и педагогам.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Уч. пос. / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МПСИ; В.: МОДЭК, 2016. - 296 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебное пособие. - М.: МЕД- пресс-информ, 2011. - 608 с.
3. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 140 с.
4. Бгажнокова, И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 30-39.
5. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. - 2013. - №1 (66). - С. 117-121.
6. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Иванова Е.Е. Алалии и дизартрии у детей: междисциплинарный подход: Учебно-методическое пособие. - Казань: Отечество, 2012. - 58
7. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям). - М.: В. Секачев, 2010. - 46 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384, (16) с.
9. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - С.55-62
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: ДетствоПресс, 2007. - 471 с.
12. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
13. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
14. Ефремова Ю.М. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций "Дни науки МГПУ - 2010" / Сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - М.: МГПУ, 2010. - 190 с. С. 89.
15. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 2014. - 96 с.
16. Заваденко Н.Н. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. Методические рекомендации. - М.: Соверо пресс, 2013. - 24 с.
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
— 432 с.
18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство. - СПб.: Речь, 2013. - 391 с
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
— 208 с.
20. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). - М.: Знание, 1989. - 77 с.
21. Колшанский Г.В. Паралингвистика. - М.: Комкнига, 2010. - 96 с.
22. Комарова, С.В. Организация уроков развития устной речи с позиций коммуникативного подхода // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 7. - С. 12-16.
23. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - МПГУ, 2005. с. 43-47
24. Кукушкина О.И. Дневник событий жизни ребенка. - М., 2013. -
61 с.
25. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2013.160 с.
26. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина. - М.: Знание, 2003. - 118 с.
27. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М.,
1951.
28. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 2001. -
320 с.
30. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
31. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 151 с.
32. Леушина А.М., Сорокина А.И., Усова А.П. Дошкольная педагогика. - М., 2016. - 255 с.
33. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
34. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 680 с.
35. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 1990.
36. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.
37. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная педагогическая академия,
2014. - 150 с.
38. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. - СПб: Питер, 2017. - 288 с.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
40. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
41. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.
- 240 с.
42. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - М.: Наука, 2008. - 312 с.
43. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.
44. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2015.
- 713 с.
45. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия., 2001. - 336 с.
46. Социология: словарь-справочник. Т.З. Междисциплинарные исследования. - М., 1991.
47. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
48. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
49. Хрестоматия по логопедии / под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 2012. - 788 с.
50. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие. - СПб, 2016. - 48 с.
51. Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165с.
52. Шахнарович A.M. Общая психолингвистика. - М., 1995. - 93 с.
53. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия.
Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова.-М.: Лабиринт, 2004. -330 с: ил.
54. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына и др. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 384 с.
55. Экспериментальные образовательные программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта) / под ред. И.М. Бгажноковой. - М., 2014. - 228 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.