Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1090
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущностная характеристика творческого воображения
дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученных 8
1.2. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Виды нетрадиционного рисования для детей старшего дошкольного возраста 20
1.4. Значение нетрадиционных техник рисования в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Разработка и реализация экспериментального плана развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 56
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73


Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.
Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. [47]
Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. В числе приоритетных стратегий модернизации образования является развитие творческого воображения дошкольников.
Накоплен опыт многочисленных ученных: Л.С.Выготский, О.Л. Рубинштейн, ,Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, А.Н.Леонтьев, Дж. Гилфорд в области изучения художественно-творческих способностей. Исходя из этого, можно сказать, что развитие творческого воображения дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.
В формировании личности ребенка большую роль играют различные виды творческой деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов. Такие занятия помогаю детям увидеть красоту вокруг себя, почувствовать удовольствие от процесса. Поняв это в один прекрасный день, ребенок будет стараться, в своих творениях, показывать то, что он узнал и увидел. [32]
Однако при изучении научно-методической литературы по данному направлению, нами было обозначено противоречие между признанием больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения и редким использованием их в работе с детьми, а также между наличием педагогических технологий нетрадиционного рисования и недостаточным владением ими воспитателями ДОО.
Актуальность исследования подтверждены фактами государственной поддержки: ФГОС ДО, Президентская программа «Развитие образования». [41, 42]
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать проблему развития творческого воображения через нетрадиционные техники рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения.
Предметом исследования являются нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование нетрадиционных техник рисования эффективно влияет на развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и реализовать план исследований развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
4) проверить опытно экспериментальным путем эффективность применения нетрадиционных техник рисования.
Методологической основой данного исследования являются труды: Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Веракса Н.Е. Дьяченко О.М., С.Г. Гавриной др.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение.
3) математическая обработка данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в развивающе - образовательной деятельности детей дошкольного возраста, а также для пропаганды психологически-педагогических знаний родителям, широкому кругу населения.
Апробация данного исследования прошла в ДОУ №20 г. Елабуга. А так же материалы исследования опубликованы в сборнике научно-образовательной конференция студентов ЕИ КФУ «Образование и наука» и во Всероссийском журнале «Педагогический опыт» №6 2018 год.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида ЕМР РТ. Выборка исследования: 50 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Которая была поделена на две группы, в качестве контрольной группы -25 детей, в экспериментальной группе - 25 детей.
Наше исследование состояло из 3-х этапов:
1. Констатирующий этап. Цель: выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. Формирующий этап. Цель: проведение комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования для повышения уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3. Контрольный этап. Цель: оценка эффективности работы, проведённой на формирующем этапе. На третьем этапе мы повторно провели методики, как и на первом этапе, и сравнили полученные результаты у экспериментальной и контрольной группах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изучения теоретических аспектов, результатов опытно - экспериментальной работы можно сформулировать следующие положения.
Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественно-творческих способностей, познавательной активности дошкольников. В процессе занимательного рисования у дошкольников появляется возможность экспериментировать, развиваются познавательные мотивы, любознательность, потребность в творчестве.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, развивает позитивное восприятие окружающего мира.
Помочь дошкольнику в формировании творческого опыта могут окружающие его взрослые. Изучение теоретических положений использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми дошкольного возраста позволяет нам с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, не похожего на другие произведения искусства, в котором сочетаются и цвет, и линия, и сюжет
Все вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, намеченные в выпускной квалификационной работе, полностью реализованы.
Выведенная нами гипотеза полностью подтверждена, так как на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дети научились создавать образы, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению.
В результате проведённой работы у детей вырос уровень развития творческого воображения. Они научились использовать в рисовании дополнительные нетрадиционные материалы. Дети самостоятельно используют нетрадиционные формы рисования, создают собственные творческие образы. У детей значительно повысился интерес к рисованию. Дети стали вести поисковую деятельность на нахождение новых нетрадиционных форм рисования, пробуют в рисовании новые дополнительные материалы, предметы.
А также использование нетрадиционных материалов создало огромную мотивацию, ожидание новизны стойкого интереса к рисованию. Несложные, доступные детям манипуляции с материалом, усилили эффект ожидания конечного результата, способствовала развитию творческого воображения и более быстрому освоению выразительных свойств материалов для передачи образов. Проделанная работа убедительно доказывает эффективность использования нетрадиционных средств и техник рисования в освоение их выразительных возможностей.
Мы пришли к выводу, что использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию, способствует развитию творческого воображения.



1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
2. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно- творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС / Ю.А. Афонькина,
З.Ф. Себрукович. - М.: Учитель, 2014. - 92 с.
3. Белканова Л. В. Дошкольникам об искусстве / Л. В. Белканова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 14 с.
4. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству / О.А. Белобрыкина. - Н.: НГПИ, 2011. - 62 с.
5. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 2-6.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2015 - 672с.
7. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. - 2012 - №10. - С. 19-25.
8. Бородкина, Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду: Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Н. В. Бородкина. - М.: Академия развития, 2012. - 162 с.
9. Бутенко, Н.В Теоретико-методологический регулятив
художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография / Н.В. Бутенко. - М.: Владос, 2012. - 410 с.
10. Вавилова, М. А. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М.А. Вавилова // Приоритетные
направления развития науки и образования. - 2015. - № 3 (6). - С. 60- 62.
11. Васильева Н.Н., Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов./Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева - Я.: Академия развития, 2014 г. -312 с.
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2015. - 217с.
13. Ганошенко, Н.И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности / Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика- Синтез, 2012. - 58 с.
14. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013
- 72с
15. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий // Дошкольное воспитание. -2015. -№12. - С.17.
16. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изодеятельность детей / Т. Н. Дронова. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
17. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребенок от 0 до 7 лет. Как развить интеллект вашего малыша / А. Дружинин, О. Дружинина - М.: Центрполиграф, 2011. - 191 с.
18. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2012. -
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М.Дьяченко - М.: Владос, 2013.- 197 с.
20. Езикеева, В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного возраста / В.А. Езикеева. - М.: Просвещение, 2013. - с. 152.
21.Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Захарюта, Н. // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - С. 7-13.
22. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем / Е.Л. Зеленина. - М.: Просвещение, 2012. - с. 64.
23. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева.
- М.: Просвещение, 2016. - 110 с.
24. Игнатьев, Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.Н. Игнатьев - М.: Знание, 2014. - 232 с.
25. Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013. - 56 с.
26. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.:, 2012. - 16 с.
27. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - СПб.: Питер, 2012 - 247 с.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2014. - 157 с.
29. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников / Н.В.Корчаловская - Ростов н/Д: «Феникс», 2014. - 157 с.
30. Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду / Е. А. Короткова - М.: Академия развития, 2013. -105 с.
31. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.- 78 с.
32. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров / М.В. Кудейко - Мозырь: Содействие, 2013. - 52 с.
33. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников / Е. Н. Лебедева. - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с
34. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир,2012.- 18 с.
35. Махова, Т. Л. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования / Т. Л. Махова // Научный поиск. - 2015.- № 3.5.- С. 14 - 15.
36. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012. - 130 с.
37. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина- СПб.: КАРО, 2013. - 96с. + 16с. Цв.вкл
38. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. / Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение, 2013. - 14 с.
39. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2015. - 86 с
40. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют / Ю.А. Полуянов. - М.: Педагогика, 2013. - 176с.
41. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2010-2020 годы»
42. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
43. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2012.- 208 с.
44. Страхов, И.В. Психология воображения / И.В. Страхов - Саратов: гос. пед. ин-т., 2014. - 378 с.
45. Солдатова, Е. Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Солдатова // Научный поиск. 2012. - № 2.1. - С. 40 - 46.
46. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. - М.: Гном, 2017. - 48с.
47. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие / А.А. Фатеева. - Ярославль: Академия детства, 2013. — 96 с.
48. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 2016. - 211 с.
Электронные ресурсы
49. Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования //Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
http://priozernyschool.3dn.ru/2015/PROGRAMMA_OT_ROGDENIYA _DO_SHKOLI.pdf (дата обращения: 23.12.2017)
50. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.// М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost _v_detskom_sa/read_online.html (дата обращения: 26.01.2018)
51. Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего
дошкольного возраста // Н. Н. Короткова 2 е изд. — М.:
Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012 — 208 с. [Электронный
ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vjacheslavovna-
makarova/produktivnaja-dejatelnost-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-
kontekste-fgos.html(дата обращения: 15.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ