Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Работа №44336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения выразительной стороны
устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Значение выразительной (просодической) стороны устной речи .... 6
1.2 Овладение выразительной стороной речи в онтогенезе 11
1.3 Особенности выразительной стороны речи у детей младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 18
Выводы по главе I 23
Глава 2. Экспериментальное исследование нарушений выразительной стороны устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми
нарушениями речи 25
2.1 Цели, задачи и организация экспериментального исследования ... 25
2.2 Результаты экспериментального исследования 27
Выводы по главе II 33
Глава 3. Формирование выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках
чтения 34
3.1. Методическое содержание формирующего эксперимента 34
3.2. Этапы формирования выразительных средств устной речи у детей
младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 35
3.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формирования выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с
тяжелыми нарушениями речи 39
Вывод по главе III 47
Заключение 48
Список литературы

Ежегодно в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети, у которых оказывается несформированной устная речь, что откладывает отпечаток на развитие письменной речи, в частности на процесс чтения. Во время чтения учащиеся должны использовать различные средства выразительности, чтобы воспринимать информацию правильно, уметь донести ее до слушателя. Поэтому в устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи должна быть сформирована мелодико-интонационная сторона речи: умение изменять голос по высоте и силе, умение изменять темп и ритм, умение использовать в речи различные виды интонации, правильно делать паузы, ставить логическое ударение.
Как отмечают В.П. Аникин [3], В.В. Виноградов [15], Е.Н.Головин [20], С.Л. Рубинштейн [39] основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. C другой стороны, использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Зачастую детям с речевыми нарушениями сложно, используя компоненты выразительной речи, высказать свои переживания, мысли, декламировать стихи, также им бывает непонятен смысл обращенной речи, переданный средствами выразительной речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи страдает процесс использования компонентов выразительной речи, вследствие различных нарушений в строении и функционировании речевого аппарата.
Изучением и развитием просодической стороны речи детей младшего школьного возраста занимались многие исследователи, однако, на наш взгляд, развитию выразительных средств устной речи на уроках чтения у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи уделено недостаточное внимание, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: изучить эффективность коррекционной работы по развитию выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование
логопедом специально подобранной системы игр, упражнений и увлекательных заданий по развитию выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения, улучшит просодическую сторону речи этих учащихся, повысит выразительность их речи.
Объект исследования: процесс развития просодической стороны речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: развитие выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы развития выразительной стороны устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
2) Выявить нарушения выразительной стороны устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3) Провести коррекционную работу по формированию выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения и проверить ее эффективность
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, экспериментальный метод (Методика О.И. Лазаренко «Исследование выразительных средств речи учащихся») и метод математической обработки результатов.
Методологическая база исследования: теория А.Н. Гвоздева [19] по изучению детской речи, положение Т.А. Власовой [16] об особенностях просодической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, концепция Е.Н. Винарской [12] о становлении интонационной стороны речи у детей, положение Г.Н. Ивановой-Лукьяновой
[26] о просодических компонентах младших школьников, концепция Е.Е. Шевцовой [47] о развитии интонационной стороны речи, положение Н.Д. Светозаровой [41] о интонационной системе русского языка, взгляды Н.Н. Рубахи [38] на развитие выразительности речи при чтении, положение Б.С. Найденова [33] о выразительности речи и чтения.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использовать для выразительных средств устной речи младших школьников педагоги школ, родители.
Апробация исследования: результаты исследования были
представлены на V Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 26 апреля 2018 года, подготовлена публикация на тему «Коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для проведения формирующего эксперимента все младшие школьники с тяжёлыми нарушениями речи были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. С детьми экспериментальной группы проводилась коррекционная работа по развитию выразительных средств речи на уроках чтения. Учащимся предлагались задания на развитие умения изменять темп, определять и отстукивать ритм, ставить логическое ударение, определять ударный слог, изменять интонацию.
По окончании формирующего этапа эксперимента был проведён контрольный эксперимент, который показал что:
- все 100% младших школьников экспериментальной группы научились изменять темп речи в соответствии с заданием, научились проговорить фразу с определённой интонацией;
- 80% младших школьников экспериментальной группы научились отстукивать ритмический рисунок, определить ритм стихотворения, изменять высоту и силу голоса;
- 70% младших школьников экспериментальной группы научились выделять ударный слог, научились ставить правильно логическое ударение.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о качественно проведенной работе по развитию выразительных средств речи на уроках чтения.
Актуальность темы заключается в том, что на наш взгляд, развитию выразительных средств устной речи на уроках чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи уделено недостаточное внимание, хотя изучением и развитием просодической стороны речи детей младшего школьного возраста занимались многие исследователи.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что в понятие «выразительная речь» входит интонационная сторона речи. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говориться, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту звучание сообщения, вопроса, приказа, просьбы и т.д.
К числу основных средств интонации относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; темп речи, ритм речи.
Онтогенез развития выразительности речи показывает, что формирование просодики начинается с 2х месячного возраста и продолжается на протяжении дошкольного детства, к младшему школьному возрасту дети без речевых нарушений овладевают всеми компонентами просодии.
Однако у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются нарушения в использовании средств выразительной речи, вызванные разными нарушениями в строении и функционировании речевого аппарата.
При дизартрии отмечаются стойкие нарушения мелодикоинтонационной стороны речи, голосовой функции. У детей с ринолалией нарушается тембр голоса, речь ребенка с данным нарушением мало разборчива. Заикание проявляется выраженным нарушением темпо-
ритмической организации речи. Детям с заиканием оказывается очень трудным интонационное оформление высказывания, выделение какого-либо слова в предложении интонацией, поэтому речь при заикании монотонна. У детей с алалией отмечаются сложности не только в использовании средств выразительной речи, но и в понимании смысла высказывания, насыщенного компонентами выразительной речи.
Для выявления особенностей развития выразительных средств устной речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи нами было проведено специальное исследование на базе ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов г. Уфа. Данная диагностика позволила прийти к выводу, что у большинства детей данные средства речи развиты недостаточно: 50% учащихся с тяжёлыми нарушениями речи не умеют изменять силу и высоту голоса, темп речи, определять логическое ударение, изменять интонацию, ставить правильно ударение, 30% детей могут незначительно изменять темп речи, высоту и силу голоса, правильно ставить ударение при чтении.
Обследование выразительных средств речи показало, что многие учащиеся не умеют произносить фразы с различной интонацией (весело, грустно, торжественно, испуганно), лишь 20% младших школьников справились с данным заданием. Также мы отметили, что 80% учащихся с тяжёлыми нарушениями речи неправильно делают паузы при чтении сказки и стихотворения, 50% не владеют логическим ударением, не умеют голосом выделять важное слово во фразе.
Для коррекции и развития выразительных средств речи на уроках чтения нами предложена система логопедической работы, которая направлена на нормализацию основных компонентов интонации, делает речь детей более выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач. Учащимся предлагались задания на развитие умения изменять темп, определять и отстукивать ритм, ставить логическое ударение, определять ударный слог, изменять интонацию.
По окончании коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент, который доказал эффективность проведенной работы:
- у младших школьников экспериментальной группы повысились уровни развития выразительных средств речи;
- все младшие школьники экспериментальной группы научились изменять темп речи, научились проговорить фразу с определённой интонацией;
- 80% младших школьников экспериментальной группы научились отстукивать ритмический рисунок, определить ритм стихотворения, изменять высоту и силу голоса;
- 70% младших школьников экспериментальной группы научились выделять ударный слог, научились ставить правильно логическое ударение.
Таким образом, гипотеза о том, что если применять упражнения и увлекательные задания по развитию выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения, то это улучшит просодическую сторону речи этих учащихся, повысит выразительность их речи.


1. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О.В. Акулова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 124с.
2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. - М.: Академия, 2013. - 150 с.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. / В.П. Аникин. - М.: Просвещение,1957. - 198с.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.
5. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 240с.
6. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых/ Под ред. Н.А. Власовой, К. П. Беккера // Заикание - М.: ВЛАДОС, 2009. - С.234-238
7. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение/ О. В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
8. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в самодеятельных театральных коллективах / С.Н. Белощенко. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 142с.
9. Белякова Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В.Секачев, 2016. - 304с.
10. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. - М.: Академия, 2012. - 119с.
11. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения / Б. А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
12. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста / Е.Н. Винарская. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 136с.
13. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. - М.: Владос. - 212с.
14. Винарская Е.Н. Стертая дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Сфера. - 2011, - С.215с.
15. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. / В.В. Виноградов М.: Просвещение. - 1959. - 36с.
16. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Сфера, - 2016. - 144с.
17. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М. Изд- во Владос. - 2002. -272.с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, - 1956. - 430с.
19. Гвоздев А. Н. Вопрос изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1989. - 238с.
20. Головин Е.Н. Основы культуры речи / Е.Н. Головин. - Санкт- Петербург: Слово. - 2013. - 165с.
21. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова.- М.: Просвещение, 1996. - 189с.
22. Заикание / под редакцией М.А. Власовой, К.П.Беккера, - М.: Просвещение, 2011 - 284с.
23. Зверева О.Л. Игра-драматизация / О.Л. Зверева // Воспитание детей в игре. - М.: Сфера, 2014. - 189с.
24. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1962 - 299 с.
25. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и активности школьников / И.В. Зотова // Искусство и образование. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 118с.
26. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - М.: Владос, 2006. - 167с.
27. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1990. - 114с.
28. Колчеев Ю.В., Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеев. - М.: Сфера, 2008. - 124с.
29. Кононова И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей первого года жизни / И.М. Кононова. - М.: Учпедгиз, 1981. - 132с.
30. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 154с.
31. Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения в 2 томах - М.: Просвещение, 1983.
32. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003. - 484с.
33. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения / Б.С. Найденов. - М.: Сфера, 2011. - 88с.
34. Общение и его влияние на развитие психи дошкольника /под ред. Лисиной М.И.- М.: Владос, 2014. - 219с.
35. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. - М.: Сфера, 2015, - 169с.
36. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
37. Рахмилевич А. Г., Оганесян Е. В. Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся / А.Г. Рахмилевич, Е.В. Оганесян //Дефектология. -
2015. - №3. - С.23-27
38. Рубаха Н.Н. Развитие интонационной выразительности речи
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность / Н.Н. Рубаха в сборнике: Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение. - 2016. - С.62-66
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 томах - М, 1989
40. Савкова З.В. Средства речевой выразительности / З.В. Савкова. - Спб.:Детство-пресс,2012. - 98с.
41. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. - ЛГУ, 1982. - 89с.
42. Селиверстов В. И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. - М.: Просвещение, 1989. - 345с.
43. Сохин Ф.А. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Развитие речи детей. - М.: Сфера. - 2012. - С.27-39
44. Степанова Н.И. Выразительное чтение / Н.И. Степанова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 117 с.
45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2016. - 384с.
47. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: ACT: Астрель, 2009. - 222с.
48. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство
эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. - М.: Владос, 2003. - 399 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ