Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение»
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проведения практических занятий 8
Характеристика основных форм и методов обучения 8
Педагогические основы практических занятий 21
Приёмы активизации познавательной деятельности слушателей на практическом занятии. 26
Глава 2. Методическая разработка проведения практических занятий по дисциплина «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.» 31
Краткая характеристика дисциплины «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.» в ГБОУ ДПО Тюменский учебный центр ФПС. 31
Методическая разработка по проведению практического занятия 34
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 1 48
Приложение 1 49
В истории мировой педагогики и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося человечества, общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.
Во все времена мотивацию и интерес к обучению необходимо было пробуждать у обучаемых. Все отечественное общеобразовательное и профессиональное образование, в том числе в пожарной охране, длительное время, было ориентировано на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела. Это относится и к послереволюционному периоду (20-е годы 20 века), где в системе образования произошел отказ от учебников, учебных дисциплин, и к довоенному и послевоенному времени (30-е – 50-е годы 20 века), где только впервые в учебный процесс стали вводить производственную практику, да и в последующие периоды (вплоть до современного времени) ситуация не на много изменилась, где основная масса училась «из-под палки».
Образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у слушателей учебных пунктов и центров пожарной охраны и курсантов пожарно-технических учебных заведений была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося к знаниям. Так из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней, в том числе и в пожарной охране, до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система . Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководящего состава учебного заведения)
Современные социально-экономические условия в Российской Федерации предполагают значительные качественные изменения на всех образовательных уровнях, в том числе в деятельности Государственной противопожарной службы (далее ГПС).
Появление новых технологических процессов, производств и материалов, уникальных зданий и сооружений, объемно-планировочных решений объектов защиты, совершенствование систем автоматической противопожарной защиты, пожарной техники и вооружения, тактики спасения людей и различного имущества при пожарах, требует соответствующего дополнительного обучения сотрудников и работников Государственной противопожарной службы. Наряду с традиционными формами обучения, необходимо использовать и нетрадиционные формы обучения, которые позволят обучаемым адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий.
В современных социально-экономических условиях и кадровой политике, в том числе в системе МЧС России, ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста, т.е. при хорошем образовании человек получает более достойную и респектабельную работу. Во главу угла сегодня ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «субъектно - объектные отношения» должна поменяться на позицию «объектно - объектные отношения». Преподаватель должен сориентировать, направить слушателя, создать условия, акцентировать актуальность дисциплины, найти личностно – значимые точки для обучаемого в каждом отдельном предмете. Прочитав вводные и обзорные лекции, преподаватель должен направлять самостоятельную работу обучаемого, время от времени консультировать, оказывать помощь в его самостоятельном движении от незнания к знанию - посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах и т.д.
Создание условий для развития личности слушателя и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования, в том числе в системе ГПС. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах в числе профессорского состава Академии ГПС МЧС России, таких как М.Д. Безбородько, Н.Г. Топольский , Н.Н. Брушлинский и др. Как отмечал в своих трудах профессор М.Д. Безбородько : «Образование и воспитание будущего инженера должны включать веру, способность понимания им социальной значимости своего труда, его возможных последствий, а следовательно, и социальной ответственности».
Актуальность исследования. Современные учебные центры Федеральной противопожарной службы (далее УЦ ФПС) - базовое звено дополнительного профессионального образования сотрудников и работников ГПС, в которых в первую очередь осуществляются процессы реформирования образования. Современные учебные центры ФПС должны формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся сотрудников и работников ГПС, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Решение данных проблем возможно в системе нетрадиционных форм обучения учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации обучения и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.
Многообразие форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов обучаемого, что обуславливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Развитие системы практических занятий обучения придает процессу образования творческий характер, обуславливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.
Актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей при проведении практических занятий со слушателями учебных центров ФПС, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности.
Объектом исследования является организация учебного процесса в учебных центрах федеральной противопожарной службы.
Предметом исследования является организация системы применения практических занятий при обучении в учебном центре дополнительного профессионального образования в системе ГПС и педагогические условия ее совершенствования.
Исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение современных психолого-педагогических основ при проведении практических занятий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть практические формы организации обучения;
2) рассмотреть приёмы активизации деятельности слушателей на практическом занятии;
3) Составление методической разработки по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.» и теме: «Работа с насосом на АЦ и АНР»
Рассмотрению и краткому описанию отдельных, форм и методов учебной деятельности и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены формы и методы обучения, был сделан акцент на методике проведения практического занятия. На практическом занятии происходит активное формирование профессиональных навыков и умений слушателей необходимых для повышения уровня их профессионализма.
В ВКР рассмотрены основные приёмы активизации обучающихся при проведении практического занятия.
Целью данной работы является методическая разработка для проведения практического занятия. Исходя из личного опыта преподавания дисциплины данная тема является трудноусваиваемой для данной категории слушателей и применение активизации при обучении приводит к более полному изучению и пониманию материала.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости использования подобной формы обучения в учебном процессе, поскольку это не только вносит разнообразие в организацию учебного процесса, но и позволяет преподавателю выявить, насколько успешно усвоен слушателями теоретический материал, а также сформировать необходимые профессиональные навыки и умения, которые, несомненно, пригодятся обучаемым в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, практическое занятие, применимо в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими знаниями.
Ценность практического занятия состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретными профессиональными ситуациями.
1. Безбородько М.Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. М. 2006;
2. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС РФ, от 31.08.2011г;
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991;
5. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. – 185 с.;
6. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. – 62 с.;
7. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Пожарная техника. Справочник: М.: ЗАО «Спецтехника», 2003, 400 с.
8. Богданов М.И., Архипов Г.Ф., Мястенков Е.И. Справочник по пожарной технике и тактике. Учебное пособие: УГПС СПб и ЛО МЧС России. 2002, 120 с
9. Федотов М.Н. Приемы забора и подачи огнетушащих веществ. Ч 1 и 2. СПб: СПбВПТШ., 1992.
10. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.