Введение 3-5.
Глава 1 Особенности Основного государственного экзамена по физике.
1.1 Теоретико-методические основы школьного курса физики 6-10.
1.2 Содержание Основного государственного экзамена по физике по
физике в соответствии с кодификатором 10-16.
1.3 Особенности подготовки к Основному государственному экзамену
по физике 16-23.
Глава 2 Особенности использования учебно-дидактических материалов в рамках самостоятельной подготовки к Основному государственному экзамену (на примере раздела «Механика»)
2.1. Учебно-дидактические материалы по физике в рамках
самостоятельной подготовки к Основному государственному экзамену 24-31.
2.2. Разработка электронного образовательного ресурса по разделу
«Механика» в контексте подготовки к Основному государственному экзамену 31-37.
2.3 Планирование и организация основных этапов подготовки к
Основному государственному экзамену 37-54.
Заключение 55.
Литература
В настоящее время оценка степени подготовки лиц, освоивших образовательную программу неполного среднего общего образования производится в форме Основного государственный экзамена (ОГЭ). Экзамен включает контрольный измерительный материал (КИМ) - комплекс заданий стандартной формы, выполнение которых определяет уровень усвоения определенных знаний в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Настоящая модель экзаменационной работы по физике предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических знаний школьного курса физики, выявление уровня готовности решать задачи и восприятия экспериментальных умений.
Подготовка к ОГЭ основана на интенсивной совместной работе учащихся по руководством педагогов. При этом особое значение отведено самостоятельной работе учащихся. В настоящее время имеется достаточно большое количество учебной, методической литературы для подготовки к ОГЭ. Данные пособия позволяют детально ознакомиться с алгоритмом решения задач различного уровня сложности. К каждому заданию имеются определенные инструкции, как для работы учителя, так и для работы учащихся. Кроме того часть необходимой информации возможно найти с помощью электронных ресурсов сети интернет.
Однако, как показывает практика, наличие большого количества источников, порой вызывает затруднения в выстраивании системной и результативной самостоятельной работы учащихся в процессе подготовки к Основному государственному экзамену. В связи с этим возникает потребность в разработке теоретико-методических аспектов организации самостоятельной работы учащихся в рамках подготовки к Основному государственному экзамену. В разрешении поставленных вопросов особое значение приобретает возможность использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и компьютерных программ, позволяющих повысить эффективность самостоятельной работы учащихся. [12].
Одним из важных разделов курса физики является механика. Данный раздел своеобразная основа курса физики.
В контексте сказанного выше сформулирована тема дипломной работы «Особенности организации самостоятельной работы школьников при подготовке к основному государственному экзамену по физике на примере раздела «механика».
Цель работы: на основе анализа учебной, методической литературы выявить теоретико-методические аспекты организации самостоятельной работы в рамках подготовки к ОГЭ по физике на примере раздела «механика».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретико-методические основы раздела «Механика» школьного курса физики.
2. Рассмотреть особенности ОГЭ по физике в соответствии с кодификатором.
3. Проанализировать учебно-дидактические материалы для подготовки к ОГЭ (раздел механика).
4. Разработать электронный образовательный ресурс на основе LSM Moodle для организации самостоятельной работы учащихся в процессе подготовки к ОГЭ по физике.
Объект исследования: раздел «Механика».
Предмет исследования: самостоятельная работа в рамках подготовки к Основному государственному экзамену по физике (на примере раздела «Механика»).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, учебно-методической, научной литературы и электронных источников;
- сравнение и выявление нужной информации, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный материал в рамках дипломной работы может быть использованы в процессе организации самостоятельной работы при подготовке к ОГЭ по физике.
В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложения.
Основные результаты работы представлены в выступлении по теме «Организация самостоятельной работы школьников при подготовке к основному государственному экзамену по физике» на студенческой научно-практической конференции Елабужского института КФУ и в публикации:
Особенности // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 июня 2018 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. 379 с. С.150-152.
В настоящее время вопросы подготовки к основному государственному экзамену имеют особую актуальность. При этом самостоятельная подготовка к экзамену имеет особую значимость.
В данной дипломной работе в контексте проблемы организации самостоятельной работы в процессе подготовки к Основному государственному экзамену описаны теоретико-методические основы раздела «Механика» школьного курса физики, рассмотреть особенности ОГЭ по физике в соответствии с кодификатором, проанализированы учебно-дидактические материалы и выделены основные этапы подготовки к Основному государственному экзамену (раздел механика).
Также для продуктивной самостоятельной подготовки к Основному государственному экзамену по физике разработан электронный образовательный ресурс на основе LSM Moodle .
Таким образом, самостоятельная подготовка к Основному государственному экзамену является неотъемлемой частью подготовки каждого ученика.
Предложенный в данной работе материал может быть полезным в выстраивании этапов системной результативной работы преподавателей и учащихся во время подготовки к Основному государственному экзамену.
1. Атаманская М.С. «Построение картины затруднений как условие эффективной подготовки учащихся к ГИА», 2-11, №3.
2. Власова А. А., Румбешта Е. А., Трофимова Н. В. Методика организации эксперимента в школьном курсе физики: учебное пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. 188 с. 3.
3. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-9. Методические материалы для учителя. - М.: Илекса, 2004. -228 с.: ил.
4. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10.
Методические материалы для учителя. Под ред. В.А. орлова - М.: Илекса, 2005. -400 с.: ил.
5. Куприченкова Е.А., учитель физики, математики
“Систематизация знаний по физике как фактор повышения качества образования ” http://festival.1september.ru Статья отнесена к разделу: Преподавание физики.
6. Кларина М.В. “Технология обучения: идеал и реальность” - Рига: Эксперимент, 1999.
7. Монастырский, Л.М.,. Тесты по физике:[Текст]/
Л.М.Монастырский, А.С.Богатин: учеб.пособие. Серия
«Тестирование и ОГЭ» - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», - 2013. - 192 с.
8. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 97-99. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56595.htm.
9. Никифоров Г.Г., Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е. «Проверка экспериментальных умений по физике при государственной итоговой аттестации», 2011, №3;
10. Одинцова Н.И. - М.: Изд-во «Экзамен», 2014. - 350 с.
11. Прояненкова Л.А. Физика. ОГЭ: методическое пособие для подготовки : [Текст].
12. Русских В. Л., директор, учитель физики “Система подготовки к самообразованию при проведении элективного курса с использованием заданий Era”http://festival.1september.ru. Статья отнесена к разделу: Преподавание физики.
13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ: 2014: Физика: [Текст]/ / Авт. - сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 122с.
14. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ: 2015: Физика :[Текст]/ / Авт. - сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 122с.
15. Тимофеева Л. В. , учитель “Внеклассная работа по физике”
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
http://festival.1september.ru.
16. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
17. «Федеральный институт педагогических измерений» в разделе ОГЭ и ГВЭ (http://fipi.ru/oge-i-gve-9).
18. Физика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Учебно-методическое пособие.
19. Червонный М. А., Швалёва Т. В., Власова А. А., Цвенгер Е И. Модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая им необходимую академическую мобильность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012.
Вып. 7 (122). С. 250-256.
20. Чистякова Н.И.- Изд-во «Экзамен», 2017.- 117с
21. http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/participants/index.php.
22. https://phys-oge.sdamgia.ru/.
23. https://ege.yandex.ru/oge/exam/571/task/39146/question/53921.