Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №44261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
РАЗДЕЛ I. Отношение федеральной власти к языкам народов России
..............................................................................................................................8
РАЗДЕЛ II. Значение языка в жизни народов на примере Республики
Татарстан..................................................................................................................31
РАЗДЕЛ III. Основные проблемы и пути решения языкового вопроса в
Республике Татарстан.......................................................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................81
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................86

Политические, экономические и социально-культурные реформы и
динамичное развитие общества заставляют искать наиболее эффективные и
демократические пути решения приоритетных вопросов в жизни республики и
страны в целом. Одним из наиболее важных аспектов этого процесса является
реализация языковой политики. Научно обоснованный демократический
подход к решению лингвистических вопросов особенно важен для
многонационального российского государства.
Актуальность темы. Языковая политика Российской Федерации в
целом и ее субъектов на современном этапе характеризуется интенсивными
процессами возрождения и развития национальных языков. В начале 1990-х
годов, в период радикальной реорганизации российского общества, переоценки
ценностей, большинство республик Российской Федерации приняли законы о
языках.
Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан»
(июль 1992 года)1 был принят в соответствии с федеральным законом «О
языках народов Российской Федерации» ( Октябрь 1991 года)2. В соответствии
с положениями федерального закона о языковом суверенитете народа, правом
на сохранение и развитие родного языка, закон Республики Татарстан
провозгласил татарский и русский языки государственными языками
Республики Татарстана, гарантируя также защиту языков всех народов,
проживающих на территории республики. Согласно закону, двуязычие в
республике получило правовой статус.
В 1994 году была утверждена Государственная программа по
сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан,
основной целью которой является разработка комплекса мер, направленных на
1 Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в
Республике Татарстан» от 8 июля 1992 г. № 1560 XII // Ведомости Верховного Совета Татарстана.
1992. № 6. Ст. 80.
2 Закон «О языках народов Российской Федерации». // Российская газета.1991.-11 декабря.4
реализацию закона о языках. В связи с этим началась совместная работа
политиков, ученых, представителей всех звеньев системы образования по
реализации государственного статуса татарского языка.
Степень научной разработанности. Различные аспекты изучения
языковых проблем Республики Татарстан и поиск путей оптимизации их
решений были освещены в научных трудах таких ученых Татарстана, как
М.З. Закиева, Ф.Л. Ганиева, Р.А. Юсупова, Л.К. Байрамовой, Б.Н. Халитова,
Л.М.Мухарямовой, М.Х.Фарукшина и другие.
Одним из основных принципов реализации языковой политики
Республики Татарстан является принцип учета и рационального использования
иностранного опыта языковой политики.
Анализ состояния изученности данной темы показал, что она,
преимущественно, освещалась как описание общих тенденций языковой
политики. Однако для реализации принципа учета и рационального
использования опыта необходимо точное и конкретное знание всех аспектов
языковой политики регионов России, ситуация в которых сопоставима по
основным направлениям с положением языков в Республике Татарстан.
Теоретическая значимость. Изучение проблем государственной
языковой политики Республики Татарстан актуально на сегодняшний день.
Исследование данной проблемы помогает разобраться в этнической,
3 Закиев, М. 3. Актуальные проблемы национально-языковой жизни в Татарстане / М. З.
Закиев, Ф. А. Ганиев, Н. Х. Шарыпова // Языковая ситуация в РФ. М., 1992.
4 Ганиев, Ф. А. Функционирование татарского языка как государственного / Ф. А. Ганиев //
Научный Татарстан. 1997. — № 3−4.
5 Юсупов, Р. А. Двуязычие и взаимодействие русского и татарского языков / Р. А. Юсупов //
Актуальные вопросы грамматики и стилистики татарского языка. -Казань, 1981.
6 Байрамова Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. Казань, Изд-во Казан, ун-та,
2001.
7 Халитов, Б. Н. Языковые аспекты политического процесса: Внутренние и международные
измерения (на примере Каталонии).автореф. дисс.канд.политич. наук / Б.Н. Халитов. Казань.
- 2006.
8 Мухарямова, JT. М. Языковые отношения: политологический анализ / J1.M. Мухарямова.
Казань: Изд-во КГУ, 2003. — 275 с
9 Фарукшин М. Х. Статус официальных языков этнических общностей в полиэтнических
государствах //Социологические исследования, 2017, № 7, с. 77-875
политической идентичности народов Республики Татарстан, степени
разработанности вопроса о языках республики и касается сложной ситуации
вокруг татарского языка.
Недостаточная работа со стороны региональной власти по отношению к
татарскому языку, потеря актуальности и коммуникабельности татарского
языка среди населения ведут, прежде всего, к утрате этнической идентичности
и ослаблению роли татарского языка в жизни народа. Отрицательную роль
играет политика федеральной власти, объективно направленная на снижение
значимости языков этнических меньшинств.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности, теоретической и
практической значимости рассматриваемой нами проблемы.
Цель исследования. Основной целью работы является поиск путей
решения проблем языковой политики Республики Татарстан. В соответствии с
этой целью были поставлены следующие задачи:
• выделить основные направления изучения языковой политики в
России, Республике Татарстан;
• изучить языковую ситуацию в Российской Федерации на
современном этапе на примере нескольких Республики Татарстан;
• раскрыть особенности языковой ситуации и процесс реализации
закона о языках в Республике Татарстан на современном этапе;
 исследовать значение языка в жизни народа на примере Республики
Татарстан;
 определить основные направления, проблемы и решения проблем
языка в Республике Татарстан.
Объектом исследования является: судьба языков народов России.
Предмет исследования: языковые проблемы в Республике Татарстан.
Источниковая база исследования. В ходе исследования были
использованы нормативно-правовые акты, статистические сборники, данные
социологических исследований, архивные документы, материалы
периодической печати, ресурсы сети Интернет, научно-теоретическое работ
ведущих социолингвистов и политологов, таких как Ю.Д. Дешериев,
М.И. Исаев, М.Н. Губогло, К.Х. Ханазаров, А.Н. Баскаков и других.
Методологической основой исследования стали сравнительно сопоставительный, междисциплинарный методы, исследования строились на
основе примордиалистского подхода.
При решении задач, поставленных для реализации основной цели
работы, использовались такие методы как анализ, синтез, сравнение,
обобщение. Кроме данных методов использовались методы синхронноописательного и статистического анализа.
Научная новизна исследования. В работе предпринята попытка
изучения опыта субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, по
реализации государственного статуса региональных языков. На основе
сходности языковых проблем субъектов Российской Федерации, в работе
изучаются возможности рационального использования успешных результатов
региональной языковой политики для достижения комфортного положения
татарского и других национальных языков в едином Российском государстве.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в
возможности использования результатов исследования для оптимизации
процессов языкового планирования и развития в Республике Татарстан и в
других республиках Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Языки не принадлежат избранным, как и не для тех, кто хочет превратить их в инструменты и символы единообразия. Язык - инструмент общения, который эффективно действует с полным воздействием только при правильном обращении с ним. В противном случае он становится менее гибким и энергичным, перестает активно поглощать и создавать новые слова, выражения, грамматические конструкции, что в конечном итоге приводит к изменениям характера, во внутренней форме и динамике самой языковой системы, к ограничениям возможностей для самореализации в речи, в повседневном общении.
Говоря о необходимости сохранения и развития языков, важно иметь в виду естественные эволюционные процессы, в результате которых исчезают некоторые языки, другие рождаются и развиваются. Однако процессы насильственного угнетения и уничтожения языков, процессы лингвистической ассимиляции, завуалированные лозунгами национального единства, нельзя назвать эволюционными и естественными. В этом случае попытки возродить национальные языки и стремиться к их развитию и вернуться к повседневной жизни, желание дать им второе рождение абсолютно оправданы.
Язык - это символ нации. Его потеря - незаменимая потеря не только для отдельного этноса, но и для мировой культуры и истории, которые представляют собой набор уникальных культур отдельных народов, даже самых маленьких. В современных условиях прогрессивно мыслящий человек осознает необходимость знания языков, отличных от его родного языка. Это настоящая необходимость на современном этапе. В Российской Федерации интеграционная функция выполняется на русском языке, являясь языком межэтнического общения. Знание наряду с родным языком русского языка расширяет коммуникативные возможности личности. Знание языка, доступного для понимания другими странами, дает уникальную возможность для общения, знания культуры другого народа на его языке. Таким образом, двуязычие и многоязычие являются объективными потребностями времени. Однако реалии времени включают процессы возрождения языка. Это многоступенчатый и многогранный процесс. Для успешной реализации идей и задач по языковому планированию и развитию в Республике Татарстан и других республиках Российской Федерации последовательная работа по сохранению языкового разнообразия актуальна и многообещающая.
Таким образом, более 15 лет, прошедших со времени принятия закона о языках, языковая ситуация в Татарстане отмечена расширением общественных функций и общественным использованием татарского языка. Наиболее заметное развитие татарского языка наблюдалось в сфере школьного образования, в публичной сфере (двуязычные надписи, объявления, общественные и государственные деятели и т. Д.), Частично в средствах массовой информации (телевидение, радио, пресса). Меньшие изменения коснулись сферы государственного управления, услуг, коммерческих структур и ряда других областей, где татарский редко используется.
Различные категории населения по-разному адаптируются к изменениям языковой ситуации. Можно предположить, что адаптация к языковой ситуации лучше всего подходит молодым людям - школьникам, которые изучают татарский язык в школе и легко адаптируются к его присутствию в общественной сфере. Менее успешным является адаптация старшего поколения, выросшего в советское время, которое практически не знает татарский язык (речь идет о русских, но и о татарах, которые не знают татарский язык), и отношение к татарскому язык по-прежнему определяется негативными стереотипами советских времен. В целом, однако, россияне в Татарстане лояльны к расширению общественного присутствия татарского языка в той мере, в какой оно конкретно не затрагивает их. Однако более проблематичными являются те аспекты, которые непосредственно затрагивают их интересы - например, обучение татарскому языку в школе. Подавляющее большинство татар в республике, напротив, позитивно относятся к изменению языковой ситуации и расширению социального функционирования татарского языка. Даже те, кто не компетентен на татарском языке, потому что воспринимают его как ценность культурной идентификации. Однако определенная часть татар остается недовольна тем, что прогресса в этой области мало. Эта неудовлетворенность исходит от татароязычной части населения, на которую негативно отражается неадекватное функционирование татарского языка в общественной сфере.
Несмотря на то, что языковая политика Татарстана не достигла своей цели - равного функционирования двух языков в республике - следует признать, что она принесла определенные плоды: ей удалось замедлить сужение сферы функционирования татарского языка в условиях трансформации общества, вызванного развитием рыночных отношений. В то же время в стране существует общий консенсус относительно необходимости государственного регулирования языка и, в частности, поддержки татарского языка как нуждающегося в защите. Однако, насколько эта поддержка должна быть включена и какие конкретные меры должны быть реализованы - здесь не всегда существует общее соглашение.
Следует помнить, что язык - это не только средство коммуникации, язык также является хранилищем коллективного сознания и памяти. Это самый точный инструмент, который помогает людям выражать чувства, мысли и идеи. Это хранилище этнической идентичности, фольклора, истории, литературы, мечты и надежды. Все это сохраняется на языке будущих поколений. Язык дает людям чувство общности. Каждый язык является отдельным уникальным окном в мир, что является величайшим проявлением человеческого духа.



1. Алпатова В.М. 150 языков и политики. 1917-2000:
Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства / В. М. Алпатов, РАН. Институт востоковедения Института славяноведения РАН. - Москва: Kraft +, 2000. - 222p. - На русском. яз. - ISBN 5-89282-158-7: 66.14.
2. Байрамова, Л. К. Казанская лингвистическая школа: Н. В. Крушевский и интерпретация его идей отечественными лингвистами / Л. К. Байрамова, Г. Г. Тазеев . - Казань : Татарское книжное изд-во, 2010 . - 116, [4] с. (25 экз.)
3. Байрамова Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 2001. — 267 с.
4. Бестолкова, Галина Межкультурная коммуникация и языковая политика / Галина Бестолкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 100 c.
5. Валеева А.Ф. Влияние урбанизации на языковое поведение жителей полиэтнического региона //Социол. исслед. - 2002. - №8. - С. 40 - 49.
6. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. СПб.,ИЦ «Гуманитарная Академия», 2004, с. 163.
7. Винокур, Г.О. Русский язык: Исторический очерк / Г.О. Винокур. - М.: КомКнига, 2010. - 200 c.
8. Владимир Толстой провёл заседание Совета по русскому языку. URL: http://state.kremlin.ru/council/40/news/46790 (дата обращения: 25.04.2018).
9. Гильмутдинов А.В. В РТ ведется взвешенная политика по изучению госязыков // URL:http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/102818.htm/ (дата обращения 27.04.2018).
10. Государственные языки в школьном образовании: информационно - аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в г. Казани. Казань: Институт истории АН РТ, 2006, с. 4.
11. Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Сборник очерков / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. 236 с.
12. Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Монография / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Л.В. Сагитовой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Изд-во «Артифакт», 2015. 268 с.
13. Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Сборник очерков / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, А.Р. Мухаметзяновой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
2016. 208 с.
14. Гузельбаева Г.Я., Фатхуллова К.С. Реализация языковой политики и пути выравнивания языковой асимметрии в современном Татарстане // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012.
15. Закон «О языках народов Российской Федерации». // Российская газета.1991.-11 декабря.
16. Закон РТ от 12.01.2013 №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан». URL: http://kitaphane.tatarstan.ru /legal_info/newz/tat_lang.htm (дата обращения: 14.11.2015).
17. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан. Казань, 1996.
18. Земская, Е.А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. - М.: Альянс, 2016. - 221 c.
19. Ибрагимов Т.И., Сайхунов М.Р. К построению структурнофункциональной модели ценностной ориентации татарского этноса (по материалам письменного корпуса татарского языка) / Т.И.Ибрагимов, М.Р.Сайхунов // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение. Материалы Международной научно -практической конференции (28-29 ноября 2013 г.). Казань, Изд. Казанского университета,
2013. - С. 154Письменный корпус татарского языка [Электронный ресурс] / М.Р.Сайхунов, Т.И.Ибрагимов, И.Ф.Салимзянов - Казань, 2012. - Режим доступа: http://corpus.tatfolk.ru, свободный.
20. Институт языкознания РАН; Отв. ред. Н.Д. Арутюнова; Ред. кол.: М.Л. Ковшова и др.: Логический анализ языка. - М.: Индрик, 2006
21. Кузьмин, В.В. Первоязык народов: Из серии книг "Русский язык - праязык народов мира". Книга вторая / В.В. Кузьмин. - М.: Ленанд, 2015. - 368 с.
22. Ляшенко, Н. В. Язык, культура и государство / Н.В. Ляшенко // Тезисы докладов 111 международной конференции «Язык и культура», Москва, 2005.-С. 317-318.
23. Марти, Ф. Мир языков. Обзор языков мира / Ф. Марта, П. Артега, И. Идиазабаль и др. / пер. с англ. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2006. 440 с.
24. Михайлова, Людмила Квебек: язык - языковая политика - юридическая лингвистика / Людмила Михайлова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 162 с.
25. Мухарямова Л. М. Большое начинается с малого//Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей. Материалы VI Международной научно-практической конференции: посвящается 10-летию кафедры русского и татарского языков Казанского государственного медицинского университета. 2016
Издательство: Казанский государственный медицинский университет (Казань). - Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей
Казань, 29-30 апреля 2016 г.
25. Набиуллина А.В. Языковая ситуация и политика в сфере образования в поликультурной республике// Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане / Под ред. Р.Г.Минзарипова, С.А.Ахметовой, Л.Р.Низамовой. - Казань:Казан. ун-т, 2013. - С. 90 - 113.
26. Образовательные организации Республики Татарстан // Наш дом Татар- стан. 2015. №1(033). С. 9.
27. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие / Т.Б. Радбиль. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 328 с. // http://znanium.com/bookread.php?book=205887
28. Русский язык в странах СНГ Бюллетень Кемеровского государственного университета. Кемерово , 2011. - №. 3 (47), стр. 55-59.
29. Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации: законодательство о языках в действии = Татарстан Республикасында hэм Россия Федерациясендэ хэзерге заман тел процесслары: теллэр турындагы законнар гамэлдэ: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию принятия Закона о языках / [сост.: А. Ф. Валеева и др.; науч. ред. И. Б. Баширова, Г. Х. Гильманов].-Казань: Татар. кн. изд-во, 2007.-430 с. (7 экз)
30. Титова Т. А. Закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и защита прав национальных меньшинств в Республике Татарстан // Современное право. 2006. № 11. С. 41-44.
30. Фарукшин М. Х. Статус официальных языков этнических общностей в полиэтнических государствах //Социологические исследования, 2017, № 7, с. 77-87
31. Халитов, Б. Н. Языковые аспекты политического процесса: Внутренние и международные измерения (на примере Каталонии).автореф. дисс.канд.политич. наук / Б.Н. Халитов. Казань. - 2006. 24 с.
32. Н.Н. Целищев Роль русского языка в современном мире // Уральский государственный аграрный университет, аграрное образование и наука, 2014, №№4, с. 1-19
33. Швейцер, Александр Давидович. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: [ЛИБРОКОМ, 2009]. - 174, [2] с. (10 экз.)
34. Wigglesworth-Baker T. Использование титульных языков русским населением спустя 20 лет после распада Советского Союза (Республика Татарстан) // Материалы Международной научно-практической конференции «Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение». - Казань: 2011. - С. 320 -328.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ