ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 7
1.2.Особенности коммуникации нормотипичных детей и детей с ДЦП 12
1.3. Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на констатирующем этапе .... 21
2.1 Организация исследования речевой коммуникации у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 21
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 24
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 31
3.1 Логопедическая работа по активизации речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на формирующем этапе исследования 31
3.2. Контрольный этап исследования развития речевой коммуникации у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата 33
Выводы по третьей главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 7
1.2.Особенности коммуникации нормотипичных детей и детей с ДЦП 12
1.3. Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на констатирующем этапе .... 21
2.1 Организация исследования речевой коммуникации у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 21
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 24
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 31
3.1 Логопедическая работа по активизации речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на формирующем этапе исследования 31
3.2. Контрольный этап исследования развития речевой коммуникации у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата 33
Выводы по третьей главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Социальная адаптация и интеграция в общество ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - это главная задача воспитания и обучения.
На современном этапе актуальность проблемы психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации, профилактики и коррекции сильно возрастает.
При нарушениях развития опорно-двигательного аппарата наблюдаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, что является главным фактором, неблагополучия общения и трудностей в коллективных видах деятельности, эмоциональной неустойчивости ребенка, старшего дошкольного возраста, а также приводит к возникновению негативных особенностей личности и искажению самооценки. Это влияет на социальную адаптацию ребенка к окружающей среде, затруднениям в обучении и воспитании, а также дальнейшей жизни.
В современном обществе эта проблема приобретает значимый характер. В динамике развития ребенка необходимо постоянно учитывать взаимовлияние двигательных, психических и речевых нарушений.
Главной задачей логопедической работы является сочетание стимуляции речевого развития всех функциональных сторон: сенсорных и психических функций, а именно, работы над формированием речи как целостной психической деятельности. Первоначальная и основная функция речи - это коммуникативная функция быть средством общения.
Развитие речевой коммуникации, ее значение для общего развития психических функций, личности больного ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата с ровесниками, на данный момент мало привлекало внимание исследователей.
Таким образом, недостаточная теоретически-практическая
разработанность данной темы определили проблему и цель исследовательской работы, разработку и определение эффективности комплекса логопедических занятий по преодолению трудности речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Объект исследования - речевая коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в процессе реализации комплекса логопедических занятий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА отмечаются трудности речевой коммуникации, в процессе использования специально разработанного комплекса логопедических занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, трудности речевой коммуникации могут быть успешно преодолены.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Провести экспериментальное исследование развития речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать комплекс логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
4. Выявить эффективность применения комплекса логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
Методологическая база исследования. Концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); исследования,
посвященные проблеме нарушений психического развития детей с церебральной патологией (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, В.В. Лебединский, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); исследования проблемы развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, и др.); теоретические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. И.А. Зимняя, Н.В. Калинин, Е.В.Коблянская, Л.В. Коломийченко, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, М.Г. Ярошевский и др.); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В.Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, О.С.Орлова, Г.В.Чиркина и др.);
Методы исследования. В данной работе были применены следующие методы: изучение и анализ литературных источников; метод наблюдения; метод лабораторного исследования; изучение медицинской и психолого - педагогической документации, беседы с детьми; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка, о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков, о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях развития речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы. В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
В структуру работы входит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
На современном этапе актуальность проблемы психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации, профилактики и коррекции сильно возрастает.
При нарушениях развития опорно-двигательного аппарата наблюдаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, что является главным фактором, неблагополучия общения и трудностей в коллективных видах деятельности, эмоциональной неустойчивости ребенка, старшего дошкольного возраста, а также приводит к возникновению негативных особенностей личности и искажению самооценки. Это влияет на социальную адаптацию ребенка к окружающей среде, затруднениям в обучении и воспитании, а также дальнейшей жизни.
В современном обществе эта проблема приобретает значимый характер. В динамике развития ребенка необходимо постоянно учитывать взаимовлияние двигательных, психических и речевых нарушений.
Главной задачей логопедической работы является сочетание стимуляции речевого развития всех функциональных сторон: сенсорных и психических функций, а именно, работы над формированием речи как целостной психической деятельности. Первоначальная и основная функция речи - это коммуникативная функция быть средством общения.
Развитие речевой коммуникации, ее значение для общего развития психических функций, личности больного ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата с ровесниками, на данный момент мало привлекало внимание исследователей.
Таким образом, недостаточная теоретически-практическая
разработанность данной темы определили проблему и цель исследовательской работы, разработку и определение эффективности комплекса логопедических занятий по преодолению трудности речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Объект исследования - речевая коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в процессе реализации комплекса логопедических занятий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА отмечаются трудности речевой коммуникации, в процессе использования специально разработанного комплекса логопедических занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, трудности речевой коммуникации могут быть успешно преодолены.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Провести экспериментальное исследование развития речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать комплекс логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
4. Выявить эффективность применения комплекса логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
Методологическая база исследования. Концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); исследования,
посвященные проблеме нарушений психического развития детей с церебральной патологией (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, В.В. Лебединский, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); исследования проблемы развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, и др.); теоретические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. И.А. Зимняя, Н.В. Калинин, Е.В.Коблянская, Л.В. Коломийченко, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, М.Г. Ярошевский и др.); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В.Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, О.С.Орлова, Г.В.Чиркина и др.);
Методы исследования. В данной работе были применены следующие методы: изучение и анализ литературных источников; метод наблюдения; метод лабораторного исследования; изучение медицинской и психолого - педагогической документации, беседы с детьми; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка, о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков, о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях развития речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы. В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
В структуру работы входит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Итак, в результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
В данной работе была изучена проблема преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста, а именно характеристика детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, особенности коммуникации детей с нормальным речевым развитием и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие речевой коммуникации как одной из задач логопедической работы.
Анализ методической, психолингвистической и педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что детский церебральный паралич является непрогрессирующим заболеванием головного мозга, поражающим его отделы, которые ведают движениями и положением тела, данное заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. В результате последующего поражения головного и спинного мозга на разных стадиях внутриутробного развития плода, а также при родах, детский церебральный паралич способствует нарушениям как общего развития человека, так и отдельных функций личностного развития: нарушения психики, зрения, слуха, речи и др. Поэтому в дошкольный период в коррекционно-профилактическом процессе важно развитие не только игровой деятельности, но и развитие общения с окружающими сверстниками и взрослыми.
Приобретение коммуникативного опыта, становление речевой коммуникации и коммуникативной компетентности ребенка являются объектом пристального и целенаправленного внимания родителя,
воспитателя и педагога-логопеда.
Во второй главе раскрывается методика и организация исследовательской работы по изучаемой проблеме развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В результате проведения практической работы было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, отмечается низкая речевая активность, невысокий уровень обработки словесной информации, ситуативность речи и коммуникативных умений, неразговорчивость и снижение активности в общении.
Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладевают самыми простыми формами диалога со сверстниками, но у них отсутствуют навыки рассуждения и аргументации. Им свойственен интерес к сверстникам, они делают многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается.
Полученные результаты исследования по всем методикам позволили определить уровень развития речевой коммуникации у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в исследуемых группах.
В третьей главе приведена система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: разработана программа с методическими подходами к активизации речевой коммуникации, а также логопедическая работа с детьми по активизации речевой коммуникации.
В результате сравнительного анализа обработки полученных данных, на формирующем этапе исследования уровня развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Экспериментальной и Контрольной группах детей полученные данные показали динамику развития коммуникативных умений у детей, увеличились показатели с высоким уровня развития речевой коммуникации в экспериментальной группе, а в Контрольной группе рост показателя высокого уровня был незначителен.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития опорно-двигательного аппарата в процессе комплексной систематической коррекционной работы, направленной на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, в условиях дошкольного учреждения показатели речевой коммуникации имеют положительную динамику.
Таким образом, мы можем сделать вывод о действенности разработанной программы и занятий, предложенных нами в формирующем эксперименте, направленных на повышение развития речевой коммуникации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из важнейших условий успешности разработанных занятий явилась совместная реализация программы персоналом учреждения и семей детей. Для этого педагоги проводили консультации, давали задания родителям. Что в процессе работы оказало значительное влияние на формирование правильного отношения детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка.
Учитывая выше обозначенные факторы, мы считаем, что наша программа считается эффективной и может быть предложена для реализации специалистам учреждения, в котором мы проводили исследование.
Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение, цель работы достигнута, задачи выполнены.
В данной работе была изучена проблема преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста, а именно характеристика детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, особенности коммуникации детей с нормальным речевым развитием и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие речевой коммуникации как одной из задач логопедической работы.
Анализ методической, психолингвистической и педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что детский церебральный паралич является непрогрессирующим заболеванием головного мозга, поражающим его отделы, которые ведают движениями и положением тела, данное заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. В результате последующего поражения головного и спинного мозга на разных стадиях внутриутробного развития плода, а также при родах, детский церебральный паралич способствует нарушениям как общего развития человека, так и отдельных функций личностного развития: нарушения психики, зрения, слуха, речи и др. Поэтому в дошкольный период в коррекционно-профилактическом процессе важно развитие не только игровой деятельности, но и развитие общения с окружающими сверстниками и взрослыми.
Приобретение коммуникативного опыта, становление речевой коммуникации и коммуникативной компетентности ребенка являются объектом пристального и целенаправленного внимания родителя,
воспитателя и педагога-логопеда.
Во второй главе раскрывается методика и организация исследовательской работы по изучаемой проблеме развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В результате проведения практической работы было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, отмечается низкая речевая активность, невысокий уровень обработки словесной информации, ситуативность речи и коммуникативных умений, неразговорчивость и снижение активности в общении.
Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладевают самыми простыми формами диалога со сверстниками, но у них отсутствуют навыки рассуждения и аргументации. Им свойственен интерес к сверстникам, они делают многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается.
Полученные результаты исследования по всем методикам позволили определить уровень развития речевой коммуникации у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в исследуемых группах.
В третьей главе приведена система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: разработана программа с методическими подходами к активизации речевой коммуникации, а также логопедическая работа с детьми по активизации речевой коммуникации.
В результате сравнительного анализа обработки полученных данных, на формирующем этапе исследования уровня развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Экспериментальной и Контрольной группах детей полученные данные показали динамику развития коммуникативных умений у детей, увеличились показатели с высоким уровня развития речевой коммуникации в экспериментальной группе, а в Контрольной группе рост показателя высокого уровня был незначителен.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития опорно-двигательного аппарата в процессе комплексной систематической коррекционной работы, направленной на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, в условиях дошкольного учреждения показатели речевой коммуникации имеют положительную динамику.
Таким образом, мы можем сделать вывод о действенности разработанной программы и занятий, предложенных нами в формирующем эксперименте, направленных на повышение развития речевой коммуникации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из важнейших условий успешности разработанных занятий явилась совместная реализация программы персоналом учреждения и семей детей. Для этого педагоги проводили консультации, давали задания родителям. Что в процессе работы оказало значительное влияние на формирование правильного отношения детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка.
Учитывая выше обозначенные факторы, мы считаем, что наша программа считается эффективной и может быть предложена для реализации специалистам учреждения, в котором мы проводили исследование.
Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Применение методов сказкотерапии в коррекции нарушений общения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



