Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

Работа №44198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 7
1.2.Особенности коммуникации нормотипичных детей и детей с ДЦП 12
1.3. Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на констатирующем этапе .... 21
2.1 Организация исследования речевой коммуникации у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 21
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 24
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 31
3.1 Логопедическая работа по активизации речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на формирующем этапе исследования 31
3.2. Контрольный этап исследования развития речевой коммуникации у
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата 33
Выводы по третьей главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Социальная адаптация и интеграция в общество ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - это главная задача воспитания и обучения.
На современном этапе актуальность проблемы психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации, профилактики и коррекции сильно возрастает.
При нарушениях развития опорно-двигательного аппарата наблюдаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, что является главным фактором, неблагополучия общения и трудностей в коллективных видах деятельности, эмоциональной неустойчивости ребенка, старшего дошкольного возраста, а также приводит к возникновению негативных особенностей личности и искажению самооценки. Это влияет на социальную адаптацию ребенка к окружающей среде, затруднениям в обучении и воспитании, а также дальнейшей жизни.
В современном обществе эта проблема приобретает значимый характер. В динамике развития ребенка необходимо постоянно учитывать взаимовлияние двигательных, психических и речевых нарушений.
Главной задачей логопедической работы является сочетание стимуляции речевого развития всех функциональных сторон: сенсорных и психических функций, а именно, работы над формированием речи как целостной психической деятельности. Первоначальная и основная функция речи - это коммуникативная функция быть средством общения.
Развитие речевой коммуникации, ее значение для общего развития психических функций, личности больного ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата с ровесниками, на данный момент мало привлекало внимание исследователей.
Таким образом, недостаточная теоретически-практическая
разработанность данной темы определили проблему и цель исследовательской работы, разработку и определение эффективности комплекса логопедических занятий по преодолению трудности речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
Объект исследования - речевая коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в процессе реализации комплекса логопедических занятий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА отмечаются трудности речевой коммуникации, в процессе использования специально разработанного комплекса логопедических занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, трудности речевой коммуникации могут быть успешно преодолены.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Провести экспериментальное исследование развития речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать комплекс логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
4. Выявить эффективность применения комплекса логопедических занятий по преодолению трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями ОДА.
Методологическая база исследования. Концепции, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); исследования,
посвященные проблеме нарушений психического развития детей с церебральной патологией (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, В.В. Лебединский, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова); положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); исследования проблемы развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, и др.); теоретические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. И.А. Зимняя, Н.В. Калинин, Е.В.Коблянская, Л.В. Коломийченко, О.П. Николаев, Л.В. Трубайук, М.Г. Ярошевский и др.); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (Г.В.Бабина, О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); идеи коммуникативного подхода к формированию речи и обучению навыкам коммуникативного поведения (Л.С.Волкова, О.С.Орлова, Г.В.Чиркина и др.);
Методы исследования. В данной работе были применены следующие методы: изучение и анализ литературных источников; метод наблюдения; метод лабораторного исследования; изучение медицинской и психолого - педагогической документации, беседы с детьми; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка, о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков, о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях развития речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы. В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
В структуру работы входит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
В данной работе была изучена проблема преодоления трудностей речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста, а именно характеристика детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, особенности коммуникации детей с нормальным речевым развитием и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие речевой коммуникации как одной из задач логопедической работы.
Анализ методической, психолингвистической и педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что детский церебральный паралич является непрогрессирующим заболеванием головного мозга, поражающим его отделы, которые ведают движениями и положением тела, данное заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. В результате последующего поражения головного и спинного мозга на разных стадиях внутриутробного развития плода, а также при родах, детский церебральный паралич способствует нарушениям как общего развития человека, так и отдельных функций личностного развития: нарушения психики, зрения, слуха, речи и др. Поэтому в дошкольный период в коррекционно-профилактическом процессе важно развитие не только игровой деятельности, но и развитие общения с окружающими сверстниками и взрослыми.
Приобретение коммуникативного опыта, становление речевой коммуникации и коммуникативной компетентности ребенка являются объектом пристального и целенаправленного внимания родителя,
воспитателя и педагога-логопеда.
Во второй главе раскрывается методика и организация исследовательской работы по изучаемой проблеме развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В результате проведения практической работы было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, отмечается низкая речевая активность, невысокий уровень обработки словесной информации, ситуативность речи и коммуникативных умений, неразговорчивость и снижение активности в общении.
Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладевают самыми простыми формами диалога со сверстниками, но у них отсутствуют навыки рассуждения и аргументации. Им свойственен интерес к сверстникам, они делают многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается.
Полученные результаты исследования по всем методикам позволили определить уровень развития речевой коммуникации у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в исследуемых группах.
В третьей главе приведена система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: разработана программа с методическими подходами к активизации речевой коммуникации, а также логопедическая работа с детьми по активизации речевой коммуникации.
В результате сравнительного анализа обработки полученных данных, на формирующем этапе исследования уровня развития речевой коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Экспериментальной и Контрольной группах детей полученные данные показали динамику развития коммуникативных умений у детей, увеличились показатели с высоким уровня развития речевой коммуникации в экспериментальной группе, а в Контрольной группе рост показателя высокого уровня был незначителен.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития опорно-двигательного аппарата в процессе комплексной систематической коррекционной работы, направленной на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, в условиях дошкольного учреждения показатели речевой коммуникации имеют положительную динамику.
Таким образом, мы можем сделать вывод о действенности разработанной программы и занятий, предложенных нами в формирующем эксперименте, направленных на повышение развития речевой коммуникации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из важнейших условий успешности разработанных занятий явилась совместная реализация программы персоналом учреждения и семей детей. Для этого педагоги проводили консультации, давали задания родителям. Что в процессе работы оказало значительное влияние на формирование правильного отношения детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка.
Учитывая выше обозначенные факторы, мы считаем, что наша программа считается эффективной и может быть предложена для реализации специалистам учреждения, в котором мы проводили исследование.
Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение, цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения./ Н.А. Абрашина. - Саратов: Приволжской книжное издательство, 1997. - 244 с.
2. Адрущенко, Т.Ю., Карабекова, Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения/ Т.Ю. Адрущенко, Н.В. Карабекова //Вопросы психологии, l99l. - № l.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом./Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1999. - 244с.
4. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. - М.: МГПИ, 1978. - 136 с.
5. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян и др. - Киев, 1988. - 326 с.
6. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В.Тимонина. - Киев, 1988. - 286 с.
7. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников./Р.А. Белова- Давид. - М.: Просвещение, 1972. - 242 с. Беккер, К.-П. Логопедия. /К.- П. Беккер, М. Совак./Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
8. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. - СПб.: Сатис, 1995. - 136 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 400 с.
10. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям./
H. Ю. Борякова, А.В.Соболева, В.В. Ткачева. - М.: Наука, 1994. - 136 с.
11. Василенко, Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом/ Н.А. Василенко // Дефектология. - 1980. - №
I.
12. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике
очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. - Ташкент,
1973. - 264 с.
13. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи./Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. - 142 с.
14. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
15. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи./ М.Г. Генинг. - Чебоксары, 1980. - 144 с.
16. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы/ Л.С. Горбачева //Дефектология. - 1991.- №3.
17. Государев, Н.А. Специальная психология/ Н.А. Государев. - М.: Ось - 89, 2008. - 288 с.
18. Гриншпун, Б.М. Дислалия./ Хрестоматия по логопедии. Т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.108-120.
19. Гуровец, Г.В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии./ Г.В.Гуровец, Л.Р. Давидович, С.И. Маевская// Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986. - С.73-79.
20. Данилова, Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. / Л.А. Данилова. - Л.: Медицина,
1977. - 312 с.
21. Дедюхина, Г.В., Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом./ Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А. Яньтттина. - М.: «Гном и Д», 2001. - 146 с.
22. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб, 2003. - 562 с.
23. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков./ И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1996.- 143 с.
24. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.:
Просвещение,1990. - 256с.
25. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте./ М. Земан. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1992. - 299 с.
26. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия./А.Г. Ипполитова./ Под ред.
О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
27. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калиэнюк. - Киев: Вища школа, 1987. - 286 с.
28. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./ И.А. Коробейников. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 296 с.
29. Левина, Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей./ Р.Е. Левина. // Дефектология. - 1975. - № 2.
30. Логопедическое обследование ребёнка. /Автор-составитель С.Е. Большакова.- М.: АПО, 1995 - 30 с.
31. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
32. Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Просвещение, 1983 - 267 с.
33. Логопедия. Коррекционная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 704 с.
34. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: ВЛАДОС,
2007. - 408 с.
35. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными диартрическими расстройствами./ Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2005 - 286 с.
36. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики./А.Р. Лурия- М.:
Наука, 1975. - 104 с.
37. Максаков, А.И. Учите, играя./ А.И. Максаков, Г.А. Тумакова - М.: Просвещение, l983. - 192С.
38. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии./ Р.И. Мартынова. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., l963. - №2. - С.34-48.
39. Мастюкова, Е. М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985.- l35 с.
40. Мастюкова, Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, l982. - №4.
41. Мастюкова, Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, l980. - №3.
42. Мастюкова, Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, l985. - №
5.
43. Мастюкова, Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе/ Е.М. Мастюкова //Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой.- М.,1989.- l96 с.
44. Мастюкова, Е.М. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагогического воздействия/ Е.М. Мастюкова, Р.Д. Бабенкова //Дефектология. - М., 1981. - № 3. -
С.75-83.
45. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст.- М.: Просвещение, 1991.- 144с.
46. Мастюкова, Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, l985. - 2l2 с.
47. Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология, l988. - № 4.
48. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 576 с.
49. Основы логопедической работы с детьми / Под ред.Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
50. Панченко, И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая
характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральными параличами, и особенности логопедической работы / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова./ Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 236 с.
51. Перегудова, Т.С. Вводим звуки в речь./ Т.С. Перегудова, Г.А. Османова. - М.: Каро, 2007. - 152 с.
52. Правдина, О.В. Логопедия./ О.В. Правдина.- М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
53. Правдина-Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии./ Е.Н. Правдина-Винарская. - М.: Просвещение, 1973. - 283с.
54. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста./О.Г. Приходько. - СПб.: КАРО, 2008. - 157 с.
55. Специальная психология / Под ред. В.И, Лубовского. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 402 с.
56. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи./ Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 212с.
57. Усанова, О.Н. Специальная психология./ О.Н. Усанова. - СПб.: Питер,
2006. - 400 с.
58. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 88 с.
59. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова
В.И. - М.: Владос, 1997. - С.227-228, 238-243.
60.Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Методы обследования нарушений речи у детей./ Г.В. Чиркина. - М., АПН СССР, 1984. - 236с.
61. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./ Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
62. Шипилова, Е.В. Основы логопсихологии. / Е.В. Шипилова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 224 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ