Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Работа №118674

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 9
1.2 Анализ психолого-педагогической практики по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 16
1.3 Характеристика театрализованных игр как средства формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 25
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр 37
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 37
2.2 Содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр 56
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 73
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложения 88

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяются как важнейшие навыки. Человек не может жить без коммуникации среди людей, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, дошкольнику необходимо владеть коммуникативными навыками и способами взаимодействия.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, обосновывающие значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка. В основе лежит концепция деятельности, разработанная В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, A. Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др. Ссылаясь на неё, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Проблема формирования коммуникативной составляющей рассматривались зарубежными и российскими учеными, особо выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, B. Т. Горецкого, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей и др.
Большое значение в развитии коммуникативных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованных игр активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, а также интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Как известно речь это основа психического развития дошкольников и одной из главных задач образовательного процесса является развитие речи. Именно в дошкольном возрасте ребенок интенсивно развивается, а своевременное овладение правильной речью и её активное использование, является одним из главных условий нормального психофизического развития, формирование полноценной личности и подготовки к обучению в школе.
Проблема формирования коммуникативных навыков актуальна для детей 3-4 лет, особенно с отклонениями в развитии, когда ребенок, стесняясь своего дефекта, боится общаться со сверстниками и замыкается в себе. В данный период дети проявляют более высокую потребность в общении. Кроме того, в этом возрасте, дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением (А.В. Запорожец), в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности (М.И. Лисина). Основная задача дошкольной организации в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника - это сделать процесс формирования коммуникативных навыков успешным.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по использованию возможностей театрализованных игр в этих целях.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы возможности формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности применения театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно - двигательного аппарата.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно - двигательного аппарата.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр будет успешным если:
• организованы совместные театрализованные игры воспитателя с детьми (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет), направленные на формирование показателей коммуникативных навыков;
• определены методы и приемы активизации коммуникативной деятельности детей в совместных театрализованных играх;
• включены в формирующую работу родители детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в форме интерактивных консультаций.
Для реализации поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
3) разработать и реализовать содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр;
4) выявить динамику сформированности коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая основа исследования:
• исследования, посвященные особенностям формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно - двигательного аппарата (З.М. Богуславская, Дж. Боулби, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, А.А. Гусейнова, А. Джерсилд, A. B. Запорожец, Л.В. Кузнецова, Г.Н. Лаврова, М.И. Лисина, И.И. Мамайчук, B. С. Мухина, А.С. Рузская, И.А. Смирнова, Е.О. Смирнова, Р. Спитц, Л.М. Шипицына);
• подходы к классификации театрализованных игр (Л.В. Артемова, Н.А. Реуцкая, Л.С. Фурмина);
• исследования, посвященные изучению возможностей театрализованных игр в формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста (Е. Горшкова, Н.Ф. Губанова, О.В. Защиринская, М.Д. Маханева, Н.Ф. Сорокина, Л.М. Шипицына);
• исследования, посвященные вопросам семьи и семейного воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (И.И. Мамайчук, В.В. Ткачева);
В исследовании использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта и практики), эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент); метод обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка материала исследования, представлена в виде таблиц и диаграмм).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; подобранные театрализованные игры и упражнения составят основу для более развернутых научных представлений о содержании, методах и средствах формирования коммуникативных навыках у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость исследования заключается в результатах исследования, методах диагностики, разработанном содержании работы по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр, которые могут использоваться педагогами-дефектологами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек» города Ноябрьск. В исследовании принимали участие 20 детей 3-4 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований), 9 приложений. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 14 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, особенно у детей с нарушениями в развитии, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми и общение детей - необходимое условие психологического развития ребенка.
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата ограничивает ребёнка в контактах с людьми. Такие дети испытывают трудности в адаптации к условиям дошкольной организации. Из-за чего часто погружены в себя, в собственные ощущения и мысли. Трудности социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляются в непринятии их на равных с другими детьми, поэтому важно формировать толерантное отношение к детям с нарушениями.
Театрализованная игра - сфера активного развития коммуникативных навыков у детей, предоставляющая свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивающая игровой деятельностью.
Проведение экспериментального изучения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно - двигательного аппарата позволило сделать вывод о недостаточном уровне сформированности коммуникативных навыков, так как у детей преобладали преимущественно низкий и средний уровни сформированности.
Дети показывали низкую активность по отношению к действиям сверстника, предпочитали игру в одиночестве, проявляли пассивность в общей игре, могли проявлять негативные черты характера в общении с другими детьми, либо просто отказывались от общения, использовали неадекватные средства общения, не учитывали ответную реакцию сверстника, не владели способами коммуникации, не использовали формулы речевого этикета в процессе общения, демонстрировали пассивность в общении со взрослым, в процессе которого не продуцировали самостоятельных высказываний. Инициативность детей в общении характеризуется неустойчивостью, предложения сверстников не всегда находили у них отклик, общались спокойно, без лишних эмоций, достаточно бесцеремонны со сверстниками, не проявляли чувствительности к реакции других детей, пользовались ограниченным кругом средств общения, которые не всегда соответствовали ситуации взаимодействия, использовали ограниченный набор формул речевого этикета, достаточно инициативны в общении со взрослым, но для самостоятельных высказываний в ходе общения нуждаются в побуждении педагога.
Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость разработки содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр, которое включало:
• совместные театрализованные игры воспитателя с детьми (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет), направленные на формирование показателей коммуникативных навыков;
• методы и приемы активизации коммуникативной деятельности детей в совместных театрализованных играх;
• работу с родителями детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в форме интерактивных консультаций.
Результаты контрольного этапа исследования показали положительную динамику в уровне сформированности коммуникативных навыков в экспериментальной группе:
• количество детей с низким уровнем инициативности во взаимодействии со сверстниками понизилось на 30%; с высоким уровнем повысилось на 30%.
• количество детей с низким уровнем сформированности умения сотрудничать со сверстниками в процессе коммуникативного и практического взаимодействия понизилось на 40%; со средним уровнем повысилось на 20%; с высоким уровнем повысилось на 20%.
• количество детей с низким уровнем сформированности умения выполнять правила общения с взрослыми и сверстниками понизилось на 30%; со средним уровнем повысилось на 10%; с высоким уровнем повысилось на 20%.
• количество детей с низким уровнем развития общения и речи понизилось на 20%; с высоким уровнем повысилось на 20%.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а реализация содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей 3-4 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством театрализованных игр оказала положительное воздействие на формирование вышеуказанных навыков.


1. Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Т.А. Аксенова. - Молодой ученый, 2016. - №12-6. - С. 1-6.
2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова. - Дошкольное воспитание, 2005. - №4. - 24 с.
3. Андреева, С.Н. Возрастная психология [Текст] / Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ С.Н. Андреева. - Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. - 188 с.
4. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - М., 2003. - 134 с.
5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М., - 1990. - 125 с.
6. Арушанова, А.Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики: парциальная образовательная программа ДО «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»): практико-ориентированная монография [Текст] / А.Г. Арушанова, С.С. Коренблит, Е.С. Рычагова. - М.: Флинта, 2015. - 315 с.
7. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
8. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / Пед. технологии / А.В. Белошистая - 2010. - № 2. - 3-8 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская. - М: Просвещение. - 1991. - 207 с.
10. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
11. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада 2-е изд., перераб. и доп. / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
12. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада 2-е изд., испр. / А.А. Анциферова, Т.А. Владимирова, В.В. Гербова, и др. / сост. Г.М. Лямина — М.: Просвещение, 1982. - 256 с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2016. - 304 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста пособие для воспитателей детского сада. 4-е изд., перераб. / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1985. - 156 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ