Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости 7
1.2 Сравнительный анализ становления и развития речевой коммуникации у
детей в норме и с легкой степенью умственной отсталости 12
1.3 Технологический подход к изучению формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с легкой степенью
умственной отсталости в российской литературе 17
Выводы по Главе 1 22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 27
Выводы по Главе II 33
Глава III. Содержание и результаты коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего
школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 35
3.1 Программа коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 35
3.2 Оценка результатов коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста
с легкой степенью умственной отсталости 37
Выводы по главе III 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 54
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости 7
1.2 Сравнительный анализ становления и развития речевой коммуникации у
детей в норме и с легкой степенью умственной отсталости 12
1.3 Технологический подход к изучению формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с легкой степенью
умственной отсталости в российской литературе 17
Выводы по Главе 1 22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 27
Выводы по Главе II 33
Глава III. Содержание и результаты коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего
школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 35
3.1 Программа коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 35
3.2 Оценка результатов коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста
с легкой степенью умственной отсталости 37
Выводы по главе III 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 54
Актуальность исследования. В настоящее время все сильнее развивается инклюзия, которая предполагает включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь, их непосредственную социализацию и адаптацию. Не исключением являются и лица с легкой степенью умственной отсталости.
Несомненно, возникают некоторые проблемы при их социализации. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с трудностями общения, которые заключаются в недостаточном учете интересов своих сверстников в процессе общения, низком уровне интереса к другим людям, недостаточной потребности в общении, отсутствии речевой инициативы, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков, а также затруднениях при контроле вербальных и невербальных реакций в трудных ситуациях. Но главной причиной трудностей общения является системное недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой степени умственной отсталости. В связи с этим речь не может обеспечить качественную коммуникативную функцию и способствовать полноценному формированию навыков общения. К тому же, у данной категории детей создается искаженное представление о самих себе и осознание себя как личности (М.И. Лисина, И.Т. Дмитров, Л.М. Шипицына, Д.Н. Исаев), что приводит к трудностям налаживания межличностных отношений и затрудняет адаптацию таких детей.
Многие авторы, такие как О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Е.В. Казанцева
раскрывая сущность понятия «речевая коммуникация» выделяют в структуре
два компонента. Во-первых, умение детьми владеть определенными
личностными качествами, которые необходимы для качественной и
полноценной реализации общения. Во-вторых, умение владеть речью как
средством общения. А если один или оба компонента из-за тех или иных
причин недоразвиты, то ребенок нуждается в специально организованной
4
коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.
К сожалению, на сегодняшний день в литературе недостаточно методик по формированию речевой коммуникации у лиц с умственной отсталостью. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка эффективной коррекционно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие возможностей речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Экспериментально изучить уровень сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать, апробировать программу работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и выявить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические - наблюдение, изучение и анализ документации, психолого-педагогический эксперимент;
3) методы обработки полученных результатов - количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
Методологическая основа исследования: положение о единстве речевого и психического развития, о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей Л.С.Выготского; положение о системной организации высших психических функций А.Р. Лурия; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; представление о комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса во вспомогательной школе В.В. Воронковой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации коррекционно-педагогической технологии по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которая может быть использована дефектологами, психологами, учителями, а также студентами в коррекционно-образовательном процессе с данной категорией детей.
Несомненно, возникают некоторые проблемы при их социализации. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с трудностями общения, которые заключаются в недостаточном учете интересов своих сверстников в процессе общения, низком уровне интереса к другим людям, недостаточной потребности в общении, отсутствии речевой инициативы, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков, а также затруднениях при контроле вербальных и невербальных реакций в трудных ситуациях. Но главной причиной трудностей общения является системное недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой степени умственной отсталости. В связи с этим речь не может обеспечить качественную коммуникативную функцию и способствовать полноценному формированию навыков общения. К тому же, у данной категории детей создается искаженное представление о самих себе и осознание себя как личности (М.И. Лисина, И.Т. Дмитров, Л.М. Шипицына, Д.Н. Исаев), что приводит к трудностям налаживания межличностных отношений и затрудняет адаптацию таких детей.
Многие авторы, такие как О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Е.В. Казанцева
раскрывая сущность понятия «речевая коммуникация» выделяют в структуре
два компонента. Во-первых, умение детьми владеть определенными
личностными качествами, которые необходимы для качественной и
полноценной реализации общения. Во-вторых, умение владеть речью как
средством общения. А если один или оба компонента из-за тех или иных
причин недоразвиты, то ребенок нуждается в специально организованной
4
коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.
К сожалению, на сегодняшний день в литературе недостаточно методик по формированию речевой коммуникации у лиц с умственной отсталостью. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка эффективной коррекционно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие возможностей речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Экспериментально изучить уровень сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать, апробировать программу работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и выявить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические - наблюдение, изучение и анализ документации, психолого-педагогический эксперимент;
3) методы обработки полученных результатов - количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
Методологическая основа исследования: положение о единстве речевого и психического развития, о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей Л.С.Выготского; положение о системной организации высших психических функций А.Р. Лурия; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; представление о комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса во вспомогательной школе В.В. Воронковой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации коррекционно-педагогической технологии по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которая может быть использована дефектологами, психологами, учителями, а также студентами в коррекционно-образовательном процессе с данной категорией детей.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению. Следовательно, выраженные отклонения в речевом развитии ребенка будут иметь негативные последствия для его развития.
У детей с умственной отсталостью речь бедна и неправильна. Для их речи характерны различные фонетические искажения, аграмматизмы, ограниченность лексикона и неточное знание употребляемых слов.
У детей данной категории снижена потребность в общении. Они немногословны, плохо идут на контакт, им трудно поддерживать диалог, а содержание их сообщений часто имеет поверхностный характер. Причиной всему этому служит как недостаточная сформированность речи, так и особенности эмоциональной сферы, в том числе, возбудимость, эгоцентризм, импульсивность, что препятствует адаптации детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью к обучению.
Мы провели специальное обследование для выявления уровня сформированности речевой коммуникации у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени. Нами было отобрано 15 детей начальной школы с легкой степенью умственной отсталости.
Из проведенного нами констатирующего эксперимента мы видим, что у младших школьников с умственной отсталостью недостаточно сформирована речевая коммуникация, а именно две главные ее составляющие: устная речь и коммуникативные умения и навыки. Эти дети бывают достаточно скрытными и замкнутыми, не делятся с другими своими переживаниями. Результаты обследования говорят нам о том, что полноценному общению детей мешает не
только недостаточная сформированность коммуникативных умений и навыков, но и низкий уровень владения устной речью.
Но все же, дети с легкой степенью умственной отсталости имеют потенциальные возможности успешной речевой коммуникации при организации с ними целенаправленной коррекционной-педагогической работы.
В коррекционно-педагогической работе, где нами были отобраны 8 детей, мы использовали упражнения, направленные на коррекцию трудностей, выявленных у детей в процессе констатирующего эксперимента. Мы учили детей не бояться публичных выступлений, различать эмоции, не быть замкнутыми и черствыми, радоваться и переживать за других, находить новых друзей, а также работали над артикуляционной моторикой, фонематическим слухом и слоговой структурой слов.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном эффекте проведенной работы. Поэтому, предложенные нами конспекты занятий могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость.
Таким образом, наша гипотеза, состоящая в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию, подтвердилась.
Проведенная работа считается эффективной.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению. Следовательно, выраженные отклонения в речевом развитии ребенка будут иметь негативные последствия для его развития.
У детей с умственной отсталостью речь бедна и неправильна. Для их речи характерны различные фонетические искажения, аграмматизмы, ограниченность лексикона и неточное знание употребляемых слов.
У детей данной категории снижена потребность в общении. Они немногословны, плохо идут на контакт, им трудно поддерживать диалог, а содержание их сообщений часто имеет поверхностный характер. Причиной всему этому служит как недостаточная сформированность речи, так и особенности эмоциональной сферы, в том числе, возбудимость, эгоцентризм, импульсивность, что препятствует адаптации детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью к обучению.
Мы провели специальное обследование для выявления уровня сформированности речевой коммуникации у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени. Нами было отобрано 15 детей начальной школы с легкой степенью умственной отсталости.
Из проведенного нами констатирующего эксперимента мы видим, что у младших школьников с умственной отсталостью недостаточно сформирована речевая коммуникация, а именно две главные ее составляющие: устная речь и коммуникативные умения и навыки. Эти дети бывают достаточно скрытными и замкнутыми, не делятся с другими своими переживаниями. Результаты обследования говорят нам о том, что полноценному общению детей мешает не
только недостаточная сформированность коммуникативных умений и навыков, но и низкий уровень владения устной речью.
Но все же, дети с легкой степенью умственной отсталости имеют потенциальные возможности успешной речевой коммуникации при организации с ними целенаправленной коррекционной-педагогической работы.
В коррекционно-педагогической работе, где нами были отобраны 8 детей, мы использовали упражнения, направленные на коррекцию трудностей, выявленных у детей в процессе констатирующего эксперимента. Мы учили детей не бояться публичных выступлений, различать эмоции, не быть замкнутыми и черствыми, радоваться и переживать за других, находить новых друзей, а также работали над артикуляционной моторикой, фонематическим слухом и слоговой структурой слов.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном эффекте проведенной работы. Поэтому, предложенные нами конспекты занятий могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость.
Таким образом, наша гипотеза, состоящая в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию, подтвердилась.
Проведенная работа считается эффективной.
Подобные работы
- Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СВЯЗНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ И ПЕРЕСКАЗОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕН1ЮЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



