ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ 9
Раздел II. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО
ПАРЛАМЕНТА 27
Раздел III. СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА
ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА 46
Раздел IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА С ИНСТИТУТАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список литературы 87
Раздел I. ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ 9
Раздел II. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО
ПАРЛАМЕНТА 27
Раздел III. СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА
ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА 46
Раздел IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА С ИНСТИТУТАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список литературы 87
Актуальность. Институциональная система современного Европейского Союза состоит из семи институтов, ключевое место среди которых занимает Европейский Парламент (ст. 13 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонская редакция)). Правда, такое предписание не указывает на реальное место Европарламента в институциональном механизме, как и не означает, что формально первое место он занимал всегда. Создание Европейского Парламента, который избирается непосредственно гражданами ЕС, Евросоюз выделяет среди других межгосударственных объединений. В этой связи следует отметить, что хотя европейская интеграция рассматривается в значительном массиве научных работ, разработкой правового статуса Европарламента занимается ограниченный круг исследователей, что предопределяет актуальность проведения анализа его места и роли в институциональном механизме ЕС.
Европейский парламент имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от национальных двухпалатных парламентов, Европейский парламент является однопалатным. Во-вторых, если национальный парламент выражает интересы граждан одной страны, то Европарламент представляет интересы граждан стран-участниц Европейского Союза. В-третьих, Европейский парламент - единственный институт ЕС, который избирается на основе прямых, всеобщих выборах и является представителем интересов граждан ЕС. В-четвертых, политические группы в составе Европейского парламента образуются не по национальному признаку, а по политической принадлежности.
Первоначально общая Ассамблея Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) не имела широких полномочий, так как представлялось, что сообщество, в рамках которого она действует, имеет чисто экономический характер. Однако в скором времени Ассамблея повысит свою представительность и легитимность до такой степени, что будет избираться всеобщим голосованием, став тем самым первой международной парламентской Ассамблеей, избираемой непосредственно народом государств- членов.
Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры последовательно расширяли полномочия Европарламента, что в итоге привело к тому, что Европарламент из совещательного органа эволюционировал в полноправного соучастника, как нормотворческого, так и бюджетного процесса, а в определенной степени и осуществления всех иных полномочий, принадлежащих ЕС. Участие Парламента в жизнедеятельности Союза становится все более многогранным. К ним добавляется, процедура совместного принятия решения, что дает возможность наложения вето на решения, принимаемые Советом ЕС.
Однако с другой стороны, несмотря на повышение статуса Европейского парламента в институциональной системе Европейского союза, нельзя говорить о том, что Европейский парламент полностью приобрел черты, свойственные национальным парламентам, и не уступает им по объему полномочий.
Так Лиссабонский договор устанавливает целый ряд ограничений, которые существенно сказались на практической деятельности Европейского парламента. Например, Европейскому парламенту закрыт доступ в такую важную сферу, как внешние связи и внешняя политика ЕС. Достигается это установлением запрета на принятие законодательных актов, регулирующих данную сферу деятельности Европейского Союза. Не обладает по-прежнему Европарламент и собственным правом законодательной инициативы. Расширилось участие Европарламента в принятии бюджета. Однако предложить свой проект бюджета взамен отвергаемого Европарламент не имеет права.
Таким образом, актуальность данной темы сводится к тому, что с одной стороны идет нарастающее участие Европейского Парламента в жизнедеятельности Европейского Союза, а с другой — государства-члены по- прежнему устанавливают определенные ограничения, позволяющие сдерживать опасную для них активность европейских депутатов.
Объект исследования - Европейский парламент.
Предмет исследования - Место и роль Европейского парламента в институциональной системе Европейского Союза.
Цель исследования: определить место и роль Европейского парламента в институциональной системе Европейского Союза.
Задачи исследования:
- Выделить этапы эволюции институциональной системы Европейского союза на примере Европейского парламента.
- Провести анализ законодательных, контрольных, бюджетных, кадровых полномочий Европейского парламента, на основе учредительных договоров Европейского Союза.
- Раскрыть особенности способа формирования Европейского
парламента, внутренней организации, порядка его деятельности.
- Определить роль Европейского парламента в процессе его
взаимодействия с Европейской Комиссией.
- Определить роль Европейского парламента в процессе его
взаимодействия с Советом Европейского Союза.
Степень разработанности. Вопросы, связанные с институциональной системой Европейского союза и функционированием его институтов, разрабатывались такими зарубежными исследователями, как: М.Абеле, Ж.-Д. Бюрбан, Ж.-К. Готрон, Ф. Карди, Б. Кокс, Д. Ласок, А. Манзанарес, Н. Нейл, Э. Ноель, П. Тэйлор, П. Хей. Следует отметить, что эволюция институциональной системы Европейского Союза также разрабатывались и достаточно отечественными исследователями: В.Г. Барановского, Ю.М. Батурина, М.М. Бирюкова, Л.И. Глухарёва, Н.С. Кишилова, В.Б. Княжинского, А.И. Ковлера, М.Л. Костенко, И.С. Крыловой, Б.Н. Топорнина, Е.Т. Усенко, JI.M. Энтина, М.Л. Энтина и других.
Из работ зарубежных авторов следует отметить работу Yves Meny: «Европейский парламент». Данная работа примечательна тем, что в ней был разработан всесторонний анализ правового статуса Европарламента, а также данная работа описывает полномочия и компетенции Европейского парламента. Если рассматривать работы отечественных ученых, то стоит отметить монографию И.С. Крыловой «Европейский парламент», в которой анализируется эволюция Европейского парламента, как представительного органа Европейского Союза.
Также ценными для исследования являются учредительные Договоры Европейского Союза.
Следует также отметить, что в ходе исследования были использованы официальные сайты Европейского Союза, в частности официальный сайт Европейского парламента, который был использован для изучения внутренней организации Европейского парламента, а также для мониторинга итогов политических выборов и анализу политических групп, входящих в состав Европейского парламента.
Новизна магистерской диссертации заключается в том, что в ней проведён всесторонний анализ эволюции институционального статуса
Европейского парламента с учётом положений основных Договоров о Европейском Союзе. В магистерской диссертации также выявлены основные тенденции эволюции представительного органа ЕС в условиях качественно новых политико-правовых реалий Европы.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
1. Неоиституциональный метод - используется для исследования
институциональной природы Европейского парламента и рассмотрение формальных и неформальных правил, которые определяют эффективность реализации полномочий Европейского парламента в конкретной
институциональной среде.
2. Исторический метод - анализ учредительных договоров Европейского объединения угпя и стали (1951 г.), Европейского экономического сообщества (1957 г.), Договора о Европейском Союзе(1992 г.), Лиссабонского договора (2007г.). Данный метод позволяет рассмотреть эволюцию Европейского парламента, как представительного органа ЕС.
3. Сравнительно-правовой метод исследования позволяет вылепить общее и особенное как в правовом статусе Европарламента, так и в основных тенденциях его развития в системе органов Европейского союза.
4. Системный метод использовался для анализа становления
институционального статуса Европейского парламента, а также становления полномочий Европейского парламента в целом.
5. Структурно-функциональный метод позволяет проанализировать внутреннее устройство Европейского парламента, а также выявить роль и место политических групп, которые входят в состав Европейского парламента.
В работе также использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, восхождение от общего к частному, экспликация понятий, концептуализация, обобщения.
Структура работы следующая: введение, основная часть, состоящая из четырех разделов, заключение, список использованной литературы.
В первом разделе: «Эволюция Европейского парламента как
представительного органа власти», раскрывается становление Европейского парламента, как единственного представительного органа Европейского Союза.
Во втором разделе рассматриваются полномочия Европейского парламента и то, как они развивались с момента создания Общей Ассамблей ЕОУС. Анализ полномочий показал, как расширялись полномочия Европейского парламента от института, который обладал исключительно консультативными функциями к институту с широким кругом полномочий.
Третьи раздел посвящен выборам в Европейский парламент. В данном разделе исследуется представительный институт Европейского Союза, законодательство, регулирующее выборы в Европейский Парламент, избирательную систему, используемую при его формировании.
Четвёртый раздел рассматривается взаимодействие Европейского парламента с центральными институтами Европейского Союза.
Европейский парламент имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от национальных двухпалатных парламентов, Европейский парламент является однопалатным. Во-вторых, если национальный парламент выражает интересы граждан одной страны, то Европарламент представляет интересы граждан стран-участниц Европейского Союза. В-третьих, Европейский парламент - единственный институт ЕС, который избирается на основе прямых, всеобщих выборах и является представителем интересов граждан ЕС. В-четвертых, политические группы в составе Европейского парламента образуются не по национальному признаку, а по политической принадлежности.
Первоначально общая Ассамблея Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) не имела широких полномочий, так как представлялось, что сообщество, в рамках которого она действует, имеет чисто экономический характер. Однако в скором времени Ассамблея повысит свою представительность и легитимность до такой степени, что будет избираться всеобщим голосованием, став тем самым первой международной парламентской Ассамблеей, избираемой непосредственно народом государств- членов.
Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры последовательно расширяли полномочия Европарламента, что в итоге привело к тому, что Европарламент из совещательного органа эволюционировал в полноправного соучастника, как нормотворческого, так и бюджетного процесса, а в определенной степени и осуществления всех иных полномочий, принадлежащих ЕС. Участие Парламента в жизнедеятельности Союза становится все более многогранным. К ним добавляется, процедура совместного принятия решения, что дает возможность наложения вето на решения, принимаемые Советом ЕС.
Однако с другой стороны, несмотря на повышение статуса Европейского парламента в институциональной системе Европейского союза, нельзя говорить о том, что Европейский парламент полностью приобрел черты, свойственные национальным парламентам, и не уступает им по объему полномочий.
Так Лиссабонский договор устанавливает целый ряд ограничений, которые существенно сказались на практической деятельности Европейского парламента. Например, Европейскому парламенту закрыт доступ в такую важную сферу, как внешние связи и внешняя политика ЕС. Достигается это установлением запрета на принятие законодательных актов, регулирующих данную сферу деятельности Европейского Союза. Не обладает по-прежнему Европарламент и собственным правом законодательной инициативы. Расширилось участие Европарламента в принятии бюджета. Однако предложить свой проект бюджета взамен отвергаемого Европарламент не имеет права.
Таким образом, актуальность данной темы сводится к тому, что с одной стороны идет нарастающее участие Европейского Парламента в жизнедеятельности Европейского Союза, а с другой — государства-члены по- прежнему устанавливают определенные ограничения, позволяющие сдерживать опасную для них активность европейских депутатов.
Объект исследования - Европейский парламент.
Предмет исследования - Место и роль Европейского парламента в институциональной системе Европейского Союза.
Цель исследования: определить место и роль Европейского парламента в институциональной системе Европейского Союза.
Задачи исследования:
- Выделить этапы эволюции институциональной системы Европейского союза на примере Европейского парламента.
- Провести анализ законодательных, контрольных, бюджетных, кадровых полномочий Европейского парламента, на основе учредительных договоров Европейского Союза.
- Раскрыть особенности способа формирования Европейского
парламента, внутренней организации, порядка его деятельности.
- Определить роль Европейского парламента в процессе его
взаимодействия с Европейской Комиссией.
- Определить роль Европейского парламента в процессе его
взаимодействия с Советом Европейского Союза.
Степень разработанности. Вопросы, связанные с институциональной системой Европейского союза и функционированием его институтов, разрабатывались такими зарубежными исследователями, как: М.Абеле, Ж.-Д. Бюрбан, Ж.-К. Готрон, Ф. Карди, Б. Кокс, Д. Ласок, А. Манзанарес, Н. Нейл, Э. Ноель, П. Тэйлор, П. Хей. Следует отметить, что эволюция институциональной системы Европейского Союза также разрабатывались и достаточно отечественными исследователями: В.Г. Барановского, Ю.М. Батурина, М.М. Бирюкова, Л.И. Глухарёва, Н.С. Кишилова, В.Б. Княжинского, А.И. Ковлера, М.Л. Костенко, И.С. Крыловой, Б.Н. Топорнина, Е.Т. Усенко, JI.M. Энтина, М.Л. Энтина и других.
Из работ зарубежных авторов следует отметить работу Yves Meny: «Европейский парламент». Данная работа примечательна тем, что в ней был разработан всесторонний анализ правового статуса Европарламента, а также данная работа описывает полномочия и компетенции Европейского парламента. Если рассматривать работы отечественных ученых, то стоит отметить монографию И.С. Крыловой «Европейский парламент», в которой анализируется эволюция Европейского парламента, как представительного органа Европейского Союза.
Также ценными для исследования являются учредительные Договоры Европейского Союза.
Следует также отметить, что в ходе исследования были использованы официальные сайты Европейского Союза, в частности официальный сайт Европейского парламента, который был использован для изучения внутренней организации Европейского парламента, а также для мониторинга итогов политических выборов и анализу политических групп, входящих в состав Европейского парламента.
Новизна магистерской диссертации заключается в том, что в ней проведён всесторонний анализ эволюции институционального статуса
Европейского парламента с учётом положений основных Договоров о Европейском Союзе. В магистерской диссертации также выявлены основные тенденции эволюции представительного органа ЕС в условиях качественно новых политико-правовых реалий Европы.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
1. Неоиституциональный метод - используется для исследования
институциональной природы Европейского парламента и рассмотрение формальных и неформальных правил, которые определяют эффективность реализации полномочий Европейского парламента в конкретной
институциональной среде.
2. Исторический метод - анализ учредительных договоров Европейского объединения угпя и стали (1951 г.), Европейского экономического сообщества (1957 г.), Договора о Европейском Союзе(1992 г.), Лиссабонского договора (2007г.). Данный метод позволяет рассмотреть эволюцию Европейского парламента, как представительного органа ЕС.
3. Сравнительно-правовой метод исследования позволяет вылепить общее и особенное как в правовом статусе Европарламента, так и в основных тенденциях его развития в системе органов Европейского союза.
4. Системный метод использовался для анализа становления
институционального статуса Европейского парламента, а также становления полномочий Европейского парламента в целом.
5. Структурно-функциональный метод позволяет проанализировать внутреннее устройство Европейского парламента, а также выявить роль и место политических групп, которые входят в состав Европейского парламента.
В работе также использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, восхождение от общего к частному, экспликация понятий, концептуализация, обобщения.
Структура работы следующая: введение, основная часть, состоящая из четырех разделов, заключение, список использованной литературы.
В первом разделе: «Эволюция Европейского парламента как
представительного органа власти», раскрывается становление Европейского парламента, как единственного представительного органа Европейского Союза.
Во втором разделе рассматриваются полномочия Европейского парламента и то, как они развивались с момента создания Общей Ассамблей ЕОУС. Анализ полномочий показал, как расширялись полномочия Европейского парламента от института, который обладал исключительно консультативными функциями к институту с широким кругом полномочий.
Третьи раздел посвящен выборам в Европейский парламент. В данном разделе исследуется представительный институт Европейского Союза, законодательство, регулирующее выборы в Европейский Парламент, избирательную систему, используемую при его формировании.
Четвёртый раздел рассматривается взаимодействие Европейского парламента с центральными институтами Европейского Союза.
Институциональная система современного Европейского Союза состоит
из семи институтов, ключевое место среди которых занимает Европейский
Парламент (ст. 13 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонская редакция)).
Правда, такое предписание не указывает на реальное место Европарламента в
институциональном механизме, как и не означает, что формально первое место
он занимал всегда. Создание Европейского Парламента, который избирается
непосредственно гражданами ЕС, Евросоюз выделяет среди других
межгосударственных объединений. В этой связи следует отметить, что хотя
европейская интеграция рассматривается в значительном массиве научных
работ, разработкой правового статуса Европарламента занимается
ограниченный круг исследователей, что предопределяет актуальность
проведения анализа его места и роли в институциональном механизме ЕС.
Среди главных задач, стоящих перед ЕС в течение последних
десятилетий, было усиление демократических начал в его организации. В этой
связи следует подчеркнуть, что именно Европейский Парламент является тем
институтом, с деятельностью которого граждане Европейского Союза
связывают свои надежды как в вопросе привлечения Союза к реализации своих
потребностей, так и относительно его последующей легитимации в духе
классических европейских демократических традиций.
Европарламент – это институт, правовой статус и полномочия которого
подверглись наиболее значительным изменениям. Углубление интеграции
обусловило поиск оптимальной модели института, который бы мог
максимально обеспечить непосредственную и постоянную правовую связь
между гражданином и Союзом, в результате которого произошли изменения
правового статуса Парламента, о чем свидетельствует его трансформация из
органа межпарламентского сотрудничества государств-членов в
представительный институт парламентского типа.83
Определяя Европейский Парламент как представительный орган, трудно
избежать его сравнения с национальными парламентами. Место и роль
Европарламента в его институциональном механизме, обусловлены именно его
представительным характером. Следует отметить, что на каждом этапе
интеграции его законодательные функции уступали по объему аналогичным
функциям национальных парламентов.
Правовой статус Европарламента обусловлен юридически закрепленным
принципом институционального баланса, который присущ политико-правовой
природе Евросоюза. Закрепленные в учредительных договорах полномочия
институтов и органов ЕС, а также формы и принципы сотрудничества между
ними составляют основу горизонтального разделения компетенции, что
собственно и является проявлением принципа институционального баланса.
Этот баланс не является неизменным, иначе эволюция статуса
Европарламента, как, впрочем, и других институтов и органов, была бы
невозможен.
Первое поколение непосредственно избранных членов Европарламента
осознали, слабые полномочия Европейского парламента и активно взялись за
их расширения. Сегодня, благодаря их усилиям, реформам и улучшению
отношений между институтами, ситуация совершенно иная. Депутаты
Европарламента принадлежат к мощному и влиятельному институту, который
играет важную роль в выработке политики ЕС, и выступает в качестве
основного дискуссионного форума ЕС.
Европарламент стремился поднять свой статус в институциональной
системе Сообществ или путем заключения соглашений с другими институтами
или путем толкования в свою пользу учредительных договоров. Стремление
Европарламента усилить свои позиции, с одной стороны, и осознание
странами-участницами необходимости укреплять наднациональный характер
объединения ради повышения эффективности его функционирования.84
Европейский парламент на сегодняшний день обладает широким
спектром полномочий во многих сферах деятельности Европейского Союза.
Европейский парламент принимает бюджет Европейского Союза, утверждает
состав Европейской Комиссии и.т.д. Все эти меры свидетельствуют о том, что
Европейский парламент не только сам по себе стал парламентом в истинном
смысле этого слова, но и мощным институтом в системе органов Европейского
Союза. Европейский парламент не только утверждает бюджет ЕС, участвует в
законодательном процессе практически во всех областях ЕС, к которым
применяется процедура совместного принятия решения.
Также стоит отметить, что в процессе своей деятельности Европейский
парламент тесно сотрудничает с ключевыми органами ЕС, что позволяет
скоординировать подходы к управлению интеграционными процессами как на
национальном, так и наднациональном уровне, успешнее формировать
нормативную базу для регулирования отношений, связанных с различными
аспектами деятельности Европейского Союза, а также установить достаточно
эффективный контроль за деятельностью институтов ЕС. В рамках
взаимодействия институтов Европейского Союза наднациональный
представительный орган становится активным участником принятия решений
по различным аспектам европейской интеграции, одновременно широко
используя свои полномочия по контролю над их исполнением.
Полномочия Европейского парламента во внешнеполитической сфере по прежнему остаются довольно скромными, сводясь только лишь к
консультациям и одобрению уже предпринятых акций, что явно не
соответствует той роли, которую представительный орган ЕС играет в других
областях.
Исследование Европейского парламента, проведенное в настоящей
работе, не могло бы претендовать на полноту и научную объективность без
анализа эволюции европейского интеграционного объединения, что позволило85
выделить существенные вехи в становлении наднационального
представительного органа.
Начало изменений в полномочиях Европарламента связывают с
принятием бюджетных договоров 1970 и 1975 гг., благодаря чему он получил
возможность влиять на формирование бюджета Сообществ. Этот шаг привел к
ограничению полномочий национальных парламентов в вопросе
формирования бюджета Сообществ. Расширение его полномочий в бюджетной
сфере означало, что за Сообществами признается право на существование
собственных ресурсов. Западные исследователи считают, что именно с этого
периода начинается постепенная «эмансипация» Европейского Парламента.
Следующий шаг в процессе расширения полномочий Европарламента
также связан с бюджетным договором 1975 г., который ввел согласительную
процедуру, которая требовала получения согласия от Парламента во время
принятия Советом нормативно-правовых актов в определенных сферах. При
этом за Советом оставалось «последнее слово» в законодательном процессе.
Принципиального значения для изменения институционального статуса
Европарламента приобрела процедура проведения всеобщих, прямых выборов,
которое впервые была реализованы в 1979 г.
Очередное расширение полномочий Европарламента произошло после
подписания ЕЕА, который ввел процедуру сотрудничества. Новая процедура
предусматривала проведение второго чтения в Европарламенте при принятии
законодательных актов.
Принципиальное значение для развития статуса Европарламента имел
Маастрихтский договор, который ввел процедуру совместного принятия
решения и расширил существующие полномочия Европарламента, что
способствовало его становления, как одного из ключевого органа Европейского
Союза.
Согласно Лиссабонскому договору Европарламент выступает не
представителем народов государств-участников, а граждан Союза. Парламент86
стал обязательным участником законодательного процесса в рамках
институционального треугольника: Комиссия – Совет–Европарламент. На
сегодняшний день Европарламент несет равную с Советом ответственность в
законодательной сфере. Новая роль Парламента базируется на расширенной
процедуре совместного принятия решения, благодаря чему достигается одна из
целей Лиссабонских реформ – приближение законодательного процесса в
общепринятых демократических стандартах.
Кроме того, Европарламент также получил определенные права в сфере
осуществления контроля над Комиссией, что сделало его более похожим на
национальные законодательные органы; у Европарламента также возросли
полномочия по влиянию на структуру и содержание бюджета ЕС.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что Европейский
Парламент является институтом, который наиболее эволюционировал в
процессе углубления интеграции, о чем свидетельствует изменение порядка его
формирования, расширения законодательных, контрольных, бюджетных и
внешнеполитических полномочий. При этом он имеет значительный потенциал
для своего дальнейшего развития, поскольку является единственным среди
институтов Союза, легитимность которого обеспечивается непосредственным
волеизъявлением граждан ЕС, интересы которых он призван отражать и
реализовывать в политике интеграционного объединения.
из семи институтов, ключевое место среди которых занимает Европейский
Парламент (ст. 13 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонская редакция)).
Правда, такое предписание не указывает на реальное место Европарламента в
институциональном механизме, как и не означает, что формально первое место
он занимал всегда. Создание Европейского Парламента, который избирается
непосредственно гражданами ЕС, Евросоюз выделяет среди других
межгосударственных объединений. В этой связи следует отметить, что хотя
европейская интеграция рассматривается в значительном массиве научных
работ, разработкой правового статуса Европарламента занимается
ограниченный круг исследователей, что предопределяет актуальность
проведения анализа его места и роли в институциональном механизме ЕС.
Среди главных задач, стоящих перед ЕС в течение последних
десятилетий, было усиление демократических начал в его организации. В этой
связи следует подчеркнуть, что именно Европейский Парламент является тем
институтом, с деятельностью которого граждане Европейского Союза
связывают свои надежды как в вопросе привлечения Союза к реализации своих
потребностей, так и относительно его последующей легитимации в духе
классических европейских демократических традиций.
Европарламент – это институт, правовой статус и полномочия которого
подверглись наиболее значительным изменениям. Углубление интеграции
обусловило поиск оптимальной модели института, который бы мог
максимально обеспечить непосредственную и постоянную правовую связь
между гражданином и Союзом, в результате которого произошли изменения
правового статуса Парламента, о чем свидетельствует его трансформация из
органа межпарламентского сотрудничества государств-членов в
представительный институт парламентского типа.83
Определяя Европейский Парламент как представительный орган, трудно
избежать его сравнения с национальными парламентами. Место и роль
Европарламента в его институциональном механизме, обусловлены именно его
представительным характером. Следует отметить, что на каждом этапе
интеграции его законодательные функции уступали по объему аналогичным
функциям национальных парламентов.
Правовой статус Европарламента обусловлен юридически закрепленным
принципом институционального баланса, который присущ политико-правовой
природе Евросоюза. Закрепленные в учредительных договорах полномочия
институтов и органов ЕС, а также формы и принципы сотрудничества между
ними составляют основу горизонтального разделения компетенции, что
собственно и является проявлением принципа институционального баланса.
Этот баланс не является неизменным, иначе эволюция статуса
Европарламента, как, впрочем, и других институтов и органов, была бы
невозможен.
Первое поколение непосредственно избранных членов Европарламента
осознали, слабые полномочия Европейского парламента и активно взялись за
их расширения. Сегодня, благодаря их усилиям, реформам и улучшению
отношений между институтами, ситуация совершенно иная. Депутаты
Европарламента принадлежат к мощному и влиятельному институту, который
играет важную роль в выработке политики ЕС, и выступает в качестве
основного дискуссионного форума ЕС.
Европарламент стремился поднять свой статус в институциональной
системе Сообществ или путем заключения соглашений с другими институтами
или путем толкования в свою пользу учредительных договоров. Стремление
Европарламента усилить свои позиции, с одной стороны, и осознание
странами-участницами необходимости укреплять наднациональный характер
объединения ради повышения эффективности его функционирования.84
Европейский парламент на сегодняшний день обладает широким
спектром полномочий во многих сферах деятельности Европейского Союза.
Европейский парламент принимает бюджет Европейского Союза, утверждает
состав Европейской Комиссии и.т.д. Все эти меры свидетельствуют о том, что
Европейский парламент не только сам по себе стал парламентом в истинном
смысле этого слова, но и мощным институтом в системе органов Европейского
Союза. Европейский парламент не только утверждает бюджет ЕС, участвует в
законодательном процессе практически во всех областях ЕС, к которым
применяется процедура совместного принятия решения.
Также стоит отметить, что в процессе своей деятельности Европейский
парламент тесно сотрудничает с ключевыми органами ЕС, что позволяет
скоординировать подходы к управлению интеграционными процессами как на
национальном, так и наднациональном уровне, успешнее формировать
нормативную базу для регулирования отношений, связанных с различными
аспектами деятельности Европейского Союза, а также установить достаточно
эффективный контроль за деятельностью институтов ЕС. В рамках
взаимодействия институтов Европейского Союза наднациональный
представительный орган становится активным участником принятия решений
по различным аспектам европейской интеграции, одновременно широко
используя свои полномочия по контролю над их исполнением.
Полномочия Европейского парламента во внешнеполитической сфере по прежнему остаются довольно скромными, сводясь только лишь к
консультациям и одобрению уже предпринятых акций, что явно не
соответствует той роли, которую представительный орган ЕС играет в других
областях.
Исследование Европейского парламента, проведенное в настоящей
работе, не могло бы претендовать на полноту и научную объективность без
анализа эволюции европейского интеграционного объединения, что позволило85
выделить существенные вехи в становлении наднационального
представительного органа.
Начало изменений в полномочиях Европарламента связывают с
принятием бюджетных договоров 1970 и 1975 гг., благодаря чему он получил
возможность влиять на формирование бюджета Сообществ. Этот шаг привел к
ограничению полномочий национальных парламентов в вопросе
формирования бюджета Сообществ. Расширение его полномочий в бюджетной
сфере означало, что за Сообществами признается право на существование
собственных ресурсов. Западные исследователи считают, что именно с этого
периода начинается постепенная «эмансипация» Европейского Парламента.
Следующий шаг в процессе расширения полномочий Европарламента
также связан с бюджетным договором 1975 г., который ввел согласительную
процедуру, которая требовала получения согласия от Парламента во время
принятия Советом нормативно-правовых актов в определенных сферах. При
этом за Советом оставалось «последнее слово» в законодательном процессе.
Принципиального значения для изменения институционального статуса
Европарламента приобрела процедура проведения всеобщих, прямых выборов,
которое впервые была реализованы в 1979 г.
Очередное расширение полномочий Европарламента произошло после
подписания ЕЕА, который ввел процедуру сотрудничества. Новая процедура
предусматривала проведение второго чтения в Европарламенте при принятии
законодательных актов.
Принципиальное значение для развития статуса Европарламента имел
Маастрихтский договор, который ввел процедуру совместного принятия
решения и расширил существующие полномочия Европарламента, что
способствовало его становления, как одного из ключевого органа Европейского
Союза.
Согласно Лиссабонскому договору Европарламент выступает не
представителем народов государств-участников, а граждан Союза. Парламент86
стал обязательным участником законодательного процесса в рамках
институционального треугольника: Комиссия – Совет–Европарламент. На
сегодняшний день Европарламент несет равную с Советом ответственность в
законодательной сфере. Новая роль Парламента базируется на расширенной
процедуре совместного принятия решения, благодаря чему достигается одна из
целей Лиссабонских реформ – приближение законодательного процесса в
общепринятых демократических стандартах.
Кроме того, Европарламент также получил определенные права в сфере
осуществления контроля над Комиссией, что сделало его более похожим на
национальные законодательные органы; у Европарламента также возросли
полномочия по влиянию на структуру и содержание бюджета ЕС.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что Европейский
Парламент является институтом, который наиболее эволюционировал в
процессе углубления интеграции, о чем свидетельствует изменение порядка его
формирования, расширения законодательных, контрольных, бюджетных и
внешнеполитических полномочий. При этом он имеет значительный потенциал
для своего дальнейшего развития, поскольку является единственным среди
институтов Союза, легитимность которого обеспечивается непосредственным
волеизъявлением граждан ЕС, интересы которых он призван отражать и
реализовывать в политике интеграционного объединения.
Подобные работы
- РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Суд Европейского Союза и его роль в системе органов ЕС
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Европейский Союз: Проблемы и перспективы развития
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Кризис миграционной политики Европейского союза и пути его решения на примере Бельгии и Франции
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - «МЯГКАЯ СИЛА» ФИНЛЯНДИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2023



