Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью

Работа №44117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты проблемы речевой коммуникации
детей с лёгкой степенью умственной отсталости 6
1.1 Понятие умственной отсталости, степени и причины интеллектуального
недоразвития 6
1.2 Клинико-психологические характеристики детей с легкой степенью
умственной отсталости 8
1.3 Особенности речевой коммуникации у детей с умственной
отсталостью 20
Выводы по Главе 1 23
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности коммуникативных навыков у детей с лёгкой степенью умственной
отсталости 24
2.1 Диагностика степени сформированности коммуникативных навыков у детей с лёгкой степенью умственной отсталости: методики и результаты
диагностики 24
2.2 Анализ результатов сформированности речевой коммуникации у детей с
легкой степенью умственной отсталости 27
Выводы по Главе II 34
Глава III. Психолого-педагогическая коррекция речевых коммуникаций
у детей с лёгкой степенью умственной отсталости 35
3.1 Программа логопедической работы по формированиию речевой
коммуникации у детей с нарушением интеллекта 35
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 38
Выводы по Главе III 44
Заключение
Список литературы 47
Приложения 51


Актуальность исследования. Социальная адаптация людей с общим недоразвитием речи является одной основной задачей в современном обществе. Успешная подготовка их к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально -трудовой
деятельности, но в первую очередь от уровня сформированности речевых коммуникаций.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуальной недостаточности у умственно отсталых школьников плохо влияет на развитие межличностных связей, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Цель исследования: формирование речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс формирования речевой коммуникации детей с легкой степенью умственной отсталости.
Предметом исследования является разработка и определение эффективности программы развития программирования, регуляции процесс формирования речевой коммуникации детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование речевой коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью, позволит активизировать процесс становления речевого общения у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы речевой
коммуникации у детей с нарушенным интеллектом
2. Изучить особенности сформированности речевой коммуникации у
детей.
3. Разработать коррекционно-педагогическую программу по
формированию навыков общения у детей с проблемами интеллектуального развития.
4. Провести диагностику и коррекции коммуникативных умений и навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных результатов.
Методологическая и теоретическая основа
исследований :ведущие положения теории культурно-исторического
развития личности (JI.C. Выготский, А.В.Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)[20]; теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьеви др.)[18]; положение о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей, ведущей роли обучения в развитии психики ребёнка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.)[7]; о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский)[5]; о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др)[33].
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости, которая может использоваться в процессе школьного обучения в соответствии с ФГОС.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 46 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы исследовали и проанализировали специфику формирования социально-коммуникативных навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Для понимания данной проблемы, мы провели теоретический анализ и обобщили имеющуюся в научной литературе информацию о нарушениях речи, а также о коррекционно-педагогической технологии формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости. Можно сделать вывод, что речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, который возник на основе органического поражения ЦНС, то есть с умственной отсталостью, реализуется с большим опозданием и достаточно своеобразно. А также анализ литературного материала показал, что в научных современных исследованиях достаточно большое внимание уделяется изучению вопроса формирования коммуникативных навыков у детей. Но, тем не менее, данная проблема является недостаточно разработанной. Актуальным остается вопрос о содержании психолого-педагогической коррекции, которая направлена на развитие и формирование социально-коммуникативных умений и навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости.
В ходе экспериментального изучения данной проблемы были установлены методы изучения коммуникативных умений и навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости. А также были выявлены особенности социально-коммуникативной сферы, которые обусловлены наличием когнитивного и аффективного недостатков. Качественный анализ результатов проведенного эксперимента показал, что у детей с умственной отсталостью в легкой степени отмечаются следующие специфические особенности социально-коммуникативных навыков и умений:
1. особенности установления зрительного контакта;
2. необщительность;
3. избирательное вступление в коммуникацию;
4. невозможность реализации контроля за своими действиями;
5. способность вести диалог только в стандартных ситуациях;
6. отсутствие понимания функции предметов;
7. хаотичный характер деятельности;
8.отсутствие умения просить о помощи;
9. нарушение распознавания чужих и своих эмоций;
10. несформированность социального поведения.
По результатам экспериментального изучения с целью проведения дифференцированной психолого-педагогической коррекции, в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков с детьми были организованы индивидуальные занятия. Проведенный эксперимент показал, что у изучаемых детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Результаты эксперимента дают возможность дополнить теоретическое положение коррекционной педагогики и специальной психологии о нарушениях коммуникативной сферы у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
С учетом выделенных особенностей была разработана и апробирована специальная логопедическая программа занятий, которая включает использование вербальных и невербальных методов и приемов, направлена на формирование и развитие коммуникативных умений и навыков. Качественный анализ результатов формирующего эксперимента, показал, что у детей отмечается положительная динамика в развитии социально - коммуникативных навыков. Это в свою очередь указывает на эффективность предложенной нами системы психолого-педагогической коррекции.
Так, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, а предполагаемая гипотеза получила свое подтверждение.



1. Айдельдяев Б.С. Клинико-нозологическая и синдромальная характеристика психических больных / Б.С. Айдельдяев -Киев: Здоровья, 1986. -332 с.
2. Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, Могильная М.М. - Владивосток: ВГУЭС, 2003. -220 с.
3. Булахова Л.А. Умственная отсталость вследствие внутриутробной метаболической интоксикации при наследственных энзимопатиях у матерей / Л.А. Булахова. -М.: Просвещение, 1994. -320 с.
4. Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие / С.А. Васюра. -М.: Просвещение, 2010. -108 с.
5. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения /
А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. -М.: Просвещение, 1972. -143 с.
6. Воронкова В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. -М.: Дрофа, 2009. -400 с.
7. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. -224 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1960.-54 с.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. -М.: Педагогическое общество России,
2003. -512 с.
10. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. -М.: Классикс Стиль, 2005. -212 с.
11. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. -М.: Просвещение, 1995. -510 с.
12. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. -СПб.: Питер, 2011. -64 с.
13. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. -123 с.
14. Клее М. Психология подростка / М. Клее. -М.: Педагогика, 1991. -99 с.
15. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы / Н.А. Коломинский. -Киев: Здоровья, 2002. -123с.
16. Крыжановская И.Л. Значение средовых факторов в формировании нарушений поведения у детей с легкой умственной отсталость / И.Л. Крыжановская. -М.: Просвещение, 1996. -120 с.
17. Социальнаядезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / под ред. Востриковой Н.В. -М.: Просвещение, 1996. -134 с.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. -М.: Владос, 1998. -224с.
19. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. -М.: Просвещение. 2002. -135 с.
20. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.-М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. -144 с.
21. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. -М.: Просвещение, 1989. -300 с.
22. Лютова Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.-М.: Владос, 2000. -135 с.
23. Мариничева Г.С. Умственная отсталость/ Г.С. Мариничева, М.Ш. Вроно. -М.: Медицина, 1999. -300 с.
24. Мещеряков Б.В. Большой психологический словарь / Б.В. Мещерякова. -М.: Олма-пресс, 2004. -226 с.
25. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. -СПб.: Речь, 2004. -221 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. -М.: Владос, 2000. -267 с.
27.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. Воронковой В.В. -М.: Школа-Пресс, 1994. -115 с.
28.Основы специальной психологии / под ред. Кузнецовой Л.В. -М.: Академия, 2007. -141 с.
29. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / Т.И. Пашукова. -М.: Просвещение, 1998.-345 с.
30. Печерский В.Г. Способности подростков и юношей с легкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию / В.Г. Печерский. -М.: Владос, 2011. -232 с.
31. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. -М.: Академия,
2001. -314 с.
32. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб: АСТ, 2010. -112 с.
33. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1986. -515 с.
34. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. -М.: АРКТИ,
2007. -342 с.
35. Сорокин В.М. Специальная психология / В.М. Сорокина. -СПб.: Речь,
2003. -313 с.
36. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. -М.:Владос, 2004. -184 с.
37. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. -М.: Медицина, 1965. -368 с.
38. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний / под ред. С.Д. Забрамная. -М.: Просвещение, 1995. -617 с.
39. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. -М.: Просвещение, 1995. -254 с.
40. Филонов Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков / Л.Б. Филонов. -М.: Просвещение,
1979. -434 с.
41. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. -М.: Просвещение, 1937. -616 с.
42.Чупенкова С.Г. Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений / С.Г. Чупенкова. -М.: Владос, 1999. -129 с.
43. Шипицына Л.М. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы / Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов. -М.: Владос, 1992. -356 с.
44. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта / Л.М. Шипицина.-М.: 1998. -415 с.
45. Юркова И.А. О динамике клинических проявлений олигофрении / И.А.. - М., 1970.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ